Департамент образования администрации Владимирской области
Номинация: методическая разработка
Вид работы: открытый урок
ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
НА ТРУД
Автор: Муромкин Николай Анатольевич, преподаватель обществознания.
Домашний адрес: 601422, Владимирская область, Вязниковский район, п. Никологоры, ул. 3 Пролетарская, д.1, кв.2
Название учебного заведения: Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей № 36 п. Никологоры»
Адрес: 601422, Владимирская область, Вязниковский район, п.Никологоры, ул. 3-я Пролетарская, д. 9, тел 8(49233) 5 – 21 – 15
2010 г.
Урок Права несовершеннолетнего на труд.
Цели и задачи урока: Повышать правовую культуру обучающихся, формировать активную гражданскую позицию, развивать интерес к правам человека, воспитывать правовую ответственность у учащихся формировать первичные навыки правозащитной деятельности.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Презентация
Методическая цель: Активизация познавательной деятельности через активные формы обучения.
ПЛАН УРОКА:
1. Конституция РФ о праве на труд.
Особенности правового регулирования трудовой деятельности молодёжи.
Как защитить свои права
Реализация права молодёжи на труд во Владимирской области.
ХОД УРОКА:
Слайд 1. Права несовершеннолетнего на труд (заставка ).
Организационный момент:
Тема урока: «Права несовершеннолетнего на труд». (записать в тетради).
Цели и задачи: На этом занятии мы поговорим о правах подростков на трудовую деятельность. Рассмотрим целый спектр вопросов, которые возникают перед вами чаще других. Прокомментируем и обсудим вопросы трудовой деятельности, правовые аспекты трудовых отношений. Поговорим о том, что должен знать каждый – о защите своих прав.
Актуализация материала:
Слайд 2. «Конституционное право на труд»
- Назовите основные конституционные права граждан России. (Ответы учащихся)
- Почему труд в Конституции обозначен как право, а не обязанность?
Изучение нового материала:
А теперь поговорим о праве молодежи на труд. Внимательно прочитайте ст. 37 Конституции РФ. Какие основные моменты вы бы выделили? (Ответы учащихся и обсуждение статьи).
На экран выводится вывод. (Можно законспектировать выдержки из ст.37)
Слайд 3. «С какого возраста можно поступать на работу?»
Учитель: По общему правилу, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Но в случае получения основного общего образования или окончания образовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет. А с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключён с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.
Слайд 4. «Особенности правового регулирования»
Учитель комментирует на слайде, учащиеся записывают их в тетрадь.
Молодёжь часто летом устраивается подработать. Трудовой договор заключается на срок не более 2-х месяцев. Законодательное регулирование труда таких работников имеет некоторые особенности: …(слайд).
Слайд 5. «Требования при поступлении на работу»
Комментарии учителя к слайду
- дееспособность (вспомните, что такое Дееспособность),
- медицинское обследование, если вам нет 18 лет,
- согласие родителей,
- для выполнения профессиональной деятельности необходимо иметь соответствующую квалификацию.
Слайд 6. «Документы для трудоустройства»
Какими документами вы обладаете уже сейчас? (ответы учащихся).
А вот эти документы вам нужно иметь при себе, устраиваясь на работу (слайд).
Слайд 7. «Оформление на работу»
Граждане принимаются на работу на основании трудового договора, который составляется письменно. В настоящее время эта норма нередко нарушается. И вам при поступлении на работу следует помнить, что трудовой договор является не формальностью, а основной гарантией в правовых отношениях с работодателем. Приём на работу оформляется приказом администрации предприятия, который объявляется работнику под расписку. ТК не предусматривает обязательной формы договора, стороны сами определяют его форму.
Слайд 8. «Где нельзя работать?»
Какие виды работ вы относите к тяжёлым? Почему? (ответы учащихся)
В дополнение: Перечень таких работ устанавливается Правительством РФ. Несовершеннолетние не могут привлекаться к работам по совместительству, по письменному договору о полной материальной ответственности и к работам по вахтовому методу (с длительными рабочими сменами).
Слайд 9. «Особенности в оплате труда»
Оплата труда молодёжи принципиально не отличается от оплаты труда взрослых: оплата труда производится пропорционально отработанному времени. Но следует различать оплату труда по трудовому договору, который гарантирует установленный законом минимальный размер оплаты труда, и заключение гражданско–правового договора (например, в частной фирме), оплата труда по которому производится по соглашению обеих сторон без законодательных ограничений.
Слайд 10. «Как защитить права?»
Учащиеся могут записать в тетрадях органы, в которые следует обращаться в случае нарушения трудовых прав.
Слайд 11. «Реализация трудовых прав молодёжи в нашей области»
Выступление учащегося с сообщением.
В соответствии с законом Владимирской области от 07.05.2007 г. № 50-ОЗ «О молодежной политике Владимирской области» решение вопроса о занятости молодежи осуществляется посредствам:
- взаимодействия субъектов рынка труда;
- организации временной и сезонной занятости молодежи;
- создания молодежных бирж труда;
- вовлечения молодежи в студенческие отряды;
- профессионального и социально-правового просвещения молодежи;
- поддержки и популяризации инициатив молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
С 2008 года в области реализуется целевая программа «Молодежь Владимирской области» рассчитанной до 2010 гг.
Таким образом, проблема молодежной политики, трудоустройства молодежи в области не остается без внимания.
Рефлексия:
Блиц. опрос:
- Назовите основные документы, регулирующие трудовые правоотношения молодежи.
- Можете ли Вы работать в учебное время?.
- Каковы особенности правового регулирования трудовой деятельности молодежи?.
- Какие Вы предъявите документы, устраиваясь на работу?.
- можете ли Вы работать в качестве крупье, бармена, заведующим складом, инспектором ГИБДД? Почему?
- В какие правозащитные органы Вы обратитесь, если будут нарушены ваши права?
Итоги занятия: Подведение итогов, оценки, комментарии, домашнее задание: Составьте перечень работ, которые подростки могут выполнять, не нарушая ТК.
8