kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочное планирование по самопознанию "Путь познания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширять представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по самопознанию "Путь познания"»

Класс: 6 русский

Предмет: Самопознание

 Тема: Путь познания 

Цель: расширять представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.

Задачи:

– раскрытие смысла и значения постоянного стремления человека к познанию;

– развитие умений понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации;

– воспитание трудолюбия и целеустремленности. 

Минутка тишины.

1.Ребята, я хочу пригласить вас совершить путешествие в «минутку тишины». Вы согласны? Очень хорошо. Сядем так, чтобы спинка была ровной, ручки и ножки не скрещиваем, закроем глазки. Сделайте глубокий вдох и выдох. Сейчас я приглашаю вас, ребята, совершить волшебное путешествие. Я приглашаю вас всех занять места в космической ракете и приготовиться к полету. Наше путешествие будет сопровождать красивая, волшебная музыка. Давайте послушаем её. Слушайте музыку и меня…

Зачитываю минутку тишины № 10.

Чтение

Обращаясь к чтению статьи А. Лосева, следует предложить учащимся выделить ключевые слова и словосочетания, важные мысли, которые определяют сущность процесса познания, например, такие, как «радость познания», «потребность учиться», «знающая любовь», «любящее знание» и т. д. Это задание поможет ответить на предложенные после статьи вопросы.

 

Сначала стань учеником

По Алексею Лосеву

 

1.      Почему автор ставит рядом слова «любить» и «знать»?

2.      Что является целью любого познания?

 

Прежде чем приступить к обсуждению вопросов, целее­сообразно привлечь внимание учащихся к результатам их работы над текстом статьи. Коллективно выстроив цепочку ключевых мыслей, раскрывающих сущность познания, а также рассуждая об их значимости, можно плавно перейти к обсуждению вопросов в конце текста.

При обсуждении ответов на вопросы важно привести учащихся к мысли о том, что процесс познания – неотъемлемая, интереснейшая часть жизни человека, боле того: без познания жизнь теряет смысл. Целью любого познания является обретение человеком счастья бытия.

Беседа

Переход к беседе является естественным продолжением обсуждения статьи. Все вопросы, в сущности, направлены на выявление имеющихся у учащихся знаний и умений о познании и о его значимости для человека, а также субъективного опыта познания.

1.      Назовите три важных, на ваш взгляд, умения, необ­ходимых каждому на пути познания.

2.      Какую роль играет в жизни человека чувство удов­летворения от познания?

3.      Приведите пример из жизни, когда вы испытали радость от совершённых открытий в процессе познания себя.

4.      Как вы понимаете утверждение: «Надо учиться, чтобы быть»?

Отвечая на первый вопрос, учащиеся называют такие умения, как умение видеть, слышать и чувствовать. Второй вопрос поможет понять, что чувство удовлетворения от познания развивает стремление к большему познанию, веру в собственные силы.

В третьем вопросе содержится обращение к личному опыту учащихся, а ответ на четвёртый вопрос может стать выводом: познание – необходимое условие полноценной жизни человека.

Цитата урока

Приглашая учащихся к размышлению над вопросом о смысле цитаты, учитель предоставляет возможность высказать всем желающим свою точку зрения. Направляя ход рассуждений учащихся, учитель подводит их к мысли о том, что познание себя является неодномоментным процессом и требует от человека непрерывной работы в понимании себя, осознании своих поступков, в самосовершенствовании. Учащимся важно понять, что, познавая себя, человек трудится, а это сопровож­дается субъективными открытиями, постижением истины, стремлениями к новым свершениям.

 

Самое трудное – познать себя.

Абу Наср аль-Фараби

 

  Почему процесс познания себя учёный считает самым трудным для человека?

 

Размышление над ситуацией

Учитель предлагает учащимся прочитать задание к упражнению и самостоятельно ответить на письмо Азамата.

 

В редакцию детского журнала пришло письмо. Прочитайте письмо, проанализируйте его и ответьте автору.

Дорогая редакция!

Пишет вам ученик шестого класса алматинской средней школы Азамат. Мне трудно дается учение. По всем основным предметам у меня «тройки». Мне кажется, что мне не хватает способностей, но старший брат говорит, что я просто ленюсь. Я же не считаю себя ленивым. Мне нравится мастерить, придумывать модели машин, играть с маленькой сестрёнкой. Однако долго сидеть за уроками я не могу. Мне трудно даётся математика, языки, физика. Только на уроке труда мне бывает интересно. Недавно мы с товарищем придумали интересную конструкцию рабочего стола школьника. В нем предусмотрена и полка для книг, и ящики для инструмента, и приспособление для канцелярских принадлежностей. Учитель нас похвалил и предложил осуществить задуманное. Сейчас мы подбираем материалы, инструменты для будущей конструкции. А вот задачу по алгебре, заданную на дом, я так и не решил. Скорее всего, получу плохую отметку. Мама будет сердиться. Что мне делать?

Азамат

Вопросы для анализа

1.      Почему Азамат не считает себя ленивым?

2.      Какие, на ваш взгляд, причины вызывают трудности в усвоении основных предметов Азаматом?

3.      Какие советы вы дали бы Азамату, чтобы преодолеть эти трудности?

 

Цель данного задания заключается в том, что размышляя над ситуацией, изложенной в письме, учащиеся получают возможность разобраться в своих трудностях, проанализировать своё внутреннее состояние, исследовать свои возможности в поисках выхода из подобной ситуации.

После выполнения задания желающие могут прочитать свои ответы, в которых содержатся советы автору письма, вслух. Упражнение позволяет осмыслить значение настойчивости, трудолюбия и целеустремлённости как важных качеств человека, сознательно идущего по пути познания.

Анализируя письмо Азамата и пытаясь помочь ему, учащиеся будут мысленно соотносить ситуацию со своими проблемами или проблемами одноклассников. Возможно, кому-нибудь из учащихся удастся обратить внимание Азамата на на такие понятия, как ответственность и обязанности ученика, а также будут названы способы преодоления трудностей.

В целом обсуждение результатов работы учащихся должно позволить сделать самостоятельно следующие выводы:

у каждого ученика может быть интересное занятие, которым он занимается увлеченно, проявляя трудолюбие;

у каждого ученика могут быть трудности в освоении отдельных предметов, причины которых связаны либо с пробелами в знаниях, либо с непониманием своих ученических обязанностей и отсутствием желания трудиться;

трудности бывают у каждого, но главное - понять их причину и проявить настойчивость в преодолении;

понять причину своих трудностей - значит сделать открытия в познании себя.

 

Резюме

Учитель предлагает одному из учеников прочитать информацию в рубрике «Обращаем внимание» с целью подведения итогов рассмотренного этапа урока.

Познавая себя, человек учится принимать верные решения, справляться с трудностями, делать важнейшие открытия в окружающем мире, благодаря чему его жизнь становится насыщенной и интересной.

Данный вывод уже осмыслен учащимися при выполнении предыдущих заданий и может быть дополнен учителем прозвучавшими ранее замечаниями.

Напишите короткий рассказ о себе. Используйте для этого следующие вопросы:

1.      С каким делом вам удается справиться с наибольшим успехом?

2.      Что вызывает затруднение?

3.      В чём вы видите причину своих неудач при выполнении того или иного дела?

 

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает учащимся высказать свои пожелания одноклассникам о том, что важно развивать в себе на пути познания. Например: «Ребята, чтобы учиться было интересней, нужно расширить круг чтения. Для этого нужно обязательно записаться в библиотеку». В итоге пожелания учащихся друг другу образуют своеобразный свод правил и советов на пути познания.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Поурочное планирование по самопознанию "Путь познания"

Автор: Жусупова Баглан Калиаскаровна

Дата: 19.05.2016

Номер свидетельства: 328491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Новый образовательный стандарт - мой творческий поиск"
    ["seo_title"] => string(54) "novyi_obrazovatiel_nyi_standart_moi_tvorchieskii_poisk"
    ["file_id"] => string(6) "374844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483275461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства