Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по самопознанию "Путь познания"»
Класс: 6 русский
Предмет: Самопознание
Тема: Путь познания
Цель: расширять представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.
Задачи:
– раскрытие смысла и значения постоянного стремления человека к познанию;
– развитие умений понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации;
– воспитание трудолюбия и целеустремленности.
Минутка тишины.
1.Ребята, я хочу пригласить вас совершить путешествие в «минутку тишины». Вы согласны? Очень хорошо. Сядем так, чтобы спинка была ровной, ручки и ножки не скрещиваем, закроем глазки. Сделайте глубокий вдох и выдох. Сейчас я приглашаю вас, ребята, совершить волшебное путешествие. Я приглашаю вас всех занять места в космической ракете и приготовиться к полету. Наше путешествие будет сопровождать красивая, волшебная музыка. Давайте послушаем её. Слушайте музыку и меня…
Зачитываю минутку тишины № 10.
Чтение
Обращаясь к чтению статьи А. Лосева, следует предложить учащимся выделить ключевые слова и словосочетания, важные мысли, которые определяют сущность процесса познания, например, такие, как «радость познания», «потребность учиться», «знающая любовь», «любящее знание» и т. д. Это задание поможет ответить на предложенные после статьи вопросы.
Сначала стань учеником
По Алексею Лосеву
1.Почему автор ставит рядом слова «любить» и «знать»?
2.Что является целью любого познания?
Прежде чем приступить к обсуждению вопросов, целеесообразно привлечь внимание учащихся к результатам их работы над текстом статьи. Коллективно выстроив цепочку ключевых мыслей, раскрывающих сущность познания, а также рассуждая об их значимости, можно плавно перейти к обсуждению вопросов в конце текста.
При обсуждении ответов на вопросы важно привести учащихся к мысли о том, что процесс познания – неотъемлемая, интереснейшая часть жизни человека, боле того: без познания жизнь теряет смысл. Целью любого познания является обретение человеком счастья бытия.
Беседа
Переход к беседе является естественным продолжением обсуждения статьи. Все вопросы, в сущности, направлены на выявление имеющихся у учащихся знаний и умений о познании и о его значимости для человека, а также субъективного опыта познания.
1. Назовите три важных, на ваш взгляд, умения, необходимых каждому на пути познания.
2. Какую роль играет в жизни человека чувство удовлетворения от познания?
3. Приведите пример из жизни, когда вы испытали радость от совершённых открытий в процессе познания себя.
4. Как вы понимаете утверждение: «Надо учиться, чтобы быть»?
Отвечая на первый вопрос, учащиеся называют такие умения, как умение видеть, слышать и чувствовать. Второй вопрос поможет понять, что чувство удовлетворения от познания развивает стремление к большему познанию, веру в собственные силы.
В третьем вопросе содержится обращение к личному опыту учащихся, а ответ на четвёртый вопрос может стать выводом: познание – необходимое условие полноценной жизни человека.
Цитата урока
Приглашая учащихся к размышлению над вопросом о смысле цитаты, учитель предоставляет возможность высказать всем желающим свою точку зрения. Направляя ход рассуждений учащихся, учитель подводит их к мысли о том, что познание себя является неодномоментным процессом и требует от человека непрерывной работы в понимании себя, осознании своих поступков, в самосовершенствовании. Учащимся важно понять, что, познавая себя, человек трудится, а это сопровождается субъективными открытиями, постижением истины, стремлениями к новым свершениям.
Самое трудное – познать себя.
Абу Наср аль-Фараби
Почему процесс познания себя учёный считает самым трудным для человека?
Размышление над ситуацией
Учитель предлагает учащимся прочитать задание к упражнению и самостоятельно ответить на письмо Азамата.
В редакцию детского журнала пришло письмо. Прочитайте письмо, проанализируйте его и ответьте автору.
Дорогая редакция!
Пишет вам ученик шестого класса алматинской средней школы Азамат. Мне трудно дается учение. По всем основным предметам у меня «тройки». Мне кажется, что мне не хватает способностей, но старший брат говорит, что я просто ленюсь. Я же не считаю себя ленивым. Мне нравится мастерить, придумывать модели машин, играть с маленькой сестрёнкой. Однако долго сидеть за уроками я не могу. Мне трудно даётся математика, языки, физика. Только на уроке труда мне бывает интересно. Недавно мы с товарищем придумали интересную конструкцию рабочего стола школьника. В нем предусмотрена и полка для книг, и ящики для инструмента, и приспособление для канцелярских принадлежностей. Учитель нас похвалил и предложил осуществить задуманное. Сейчас мы подбираем материалы, инструменты для будущей конструкции. А вот задачу по алгебре, заданную на дом, я так и не решил. Скорее всего, получу плохую отметку. Мама будет сердиться. Что мне делать?
Азамат
Вопросы для анализа
1. Почему Азамат не считает себя ленивым?
2. Какие, на ваш взгляд, причины вызывают трудности в усвоении основных предметов Азаматом?
3. Какие советы вы дали бы Азамату, чтобы преодолеть эти трудности?
Цель данного задания заключается в том, что размышляя над ситуацией, изложенной в письме, учащиеся получают возможность разобраться в своих трудностях, проанализировать своё внутреннее состояние, исследовать свои возможности в поисках выхода из подобной ситуации.
После выполнения задания желающие могут прочитать свои ответы, в которых содержатся советы автору письма, вслух. Упражнение позволяет осмыслить значение настойчивости, трудолюбия и целеустремлённости как важных качеств человека, сознательно идущего по пути познания.
Анализируя письмо Азамата и пытаясь помочь ему, учащиеся будут мысленно соотносить ситуацию со своими проблемами или проблемами одноклассников. Возможно, кому-нибудь из учащихся удастся обратить внимание Азамата на на такие понятия, как ответственность и обязанности ученика, а также будут названы способы преодоления трудностей.
В целом обсуждение результатов работы учащихся должно позволить сделать самостоятельно следующие выводы:
у каждого ученика может быть интересное занятие, которым он занимается увлеченно, проявляя трудолюбие;
у каждого ученика могут быть трудности в освоении отдельных предметов, причины которых связаны либо с пробелами в знаниях, либо с непониманием своих ученических обязанностей и отсутствием желания трудиться;
трудности бывают у каждого, но главное - понять их причину и проявить настойчивость в преодолении;
понять причину своих трудностей - значит сделать открытия в познании себя.
Резюме
Учитель предлагает одному из учеников прочитать информацию в рубрике «Обращаем внимание» с целью подведения итогов рассмотренного этапа урока.
Познавая себя, человек учится принимать верные решения, справляться с трудностями, делать важнейшие открытия в окружающем мире, благодаря чему его жизнь становится насыщенной и интересной.
Данный вывод уже осмыслен учащимися при выполнении предыдущих заданий и может быть дополнен учителем прозвучавшими ранее замечаниями.
Напишите короткий рассказ о себе. Используйте для этого следующие вопросы:
1.С каким делом вам удается справиться с наибольшим успехом?
2.Что вызывает затруднение?
3.В чём вы видите причину своих неудач при выполнении того или иного дела?
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает учащимся высказать свои пожелания одноклассникам о том, что важно развивать в себе на пути познания. Например: «Ребята, чтобы учиться было интересней, нужно расширить круг чтения. Для этого нужно обязательно записаться в библиотеку». В итоге пожелания учащихся друг другу образуют своеобразный свод правил и советов на пути познания.