В своей работе я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда во время лекций приходится проводить параллели между поколениями, разбирать отличия, сравнивать взгляды, точки зрения своего поколения и молодежи. Это привело меня к идее создания проекта «Поколения».
Практическая значимость методической разработки заключается в том, что она::
• дает возможность разным поколениям найти общее во взаимодействии
• поможет улучшить, как мне кажется, взаимопонимание представителей разных поколений в связке преподаватель – студент.
• носит образовательный и воспитательный характер
• может служить заданием для выполнения самостоятельной работы.
К сожалению, все материалы одной папкой не загружаются, поэтому придется загружать почастям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПОКОЛЕНИЯ часть 1 »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТПИ – филиал ДГТУ)
Методическая разработка по дисциплине
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
на тему «Поколения»
для специальностей:
40.02.01 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
49.02.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ,
22.02.06 СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
09.02.05 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (по отраслям)
Таганрог
2015 г.
Лист согласования
Методическая разработка учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
40.02.01 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
49.02.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ,
22.02.06 СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
09.02.05 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (по отраслям)
Разработчик(и):
Преподаватель _____________ Н.Г. Чернова
«___»_____________201__г.
Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии специальности «_________________________________________________________»
Протокол № ___ от «___» ________ 201__ г
Председатель цикловой методической комиссии _____________ Ю.А. Раскошная
«___»_____________201__г.
Рецензенты:
ТПИ-филиал ДГТУ преподаватель Ю.И. Шевченко
Согласовано:
Зам. Директора по УМР ___________ Д.И. Стратан
Зав.УМО ___________ Т.В. Воловская
«___»___________201__г.
Пояснительная записка
Методическая разработка «Поколения» предназначена для студентов первого курса, изучающих дисциплину «Обществознание».
Современная система образования в настоящее время решает множество проблем. В данной работе хотелось бы затронуть одну из них, а именно проблему взаимопонимания поколений. В среднем, разрыв в возрасте между поколением преподавателей и обучающихся составляет 20-30 лет. Молодежь все время идет вперед, а преподавательскому составу надо успевать за постоянно обновляющимся и омолаживающимся составом обучающихся. В образовательном процессе поколениям приходится постоянно взаимодействовать и находить взаимопонимание, а не подходить с позиций «мы старше, значит умней и опытней» и «вам никогда не понять молодых».
Профессия преподавателя сегодня обязывает нас находить точки соприкосновения, то общее, что делает преподавательско-ученический коллектив единым целым в своих конечных целях и стремлениях, а именно, получение образования, успешная социализация и воспитание честных, порядочных людей, достойных граждан.
В своей работе я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда во время лекций приходится проводить параллели между поколениями, разбирать отличия, сравнивать взгляды, точки зрения своего поколения и молодежи. Это привело меня к идее создания проекта «Поколения».
Практическая значимость методической разработки заключается в том, что она::
дает возможность разным поколениям найти общее во взаимодействии
поможет улучшить, как мне кажется, взаимопонимание представителей разных поколений в связке преподаватель – студент.
носит образовательный и воспитательный характер
может служить заданием для выполнения самостоятельной работы.
Условия реализации проекта:
Главное условие – проект должен быть подготовлен на основе максимально доступных средств визуализации (презентаций, видео), а также звуковых файлов с пояснениями и комментариями составителя проекта.
Это может быть одно или несколько занятий в курсе «Обществознание» в блоке «Общество» или в качестве итогового занятия.
Это может быть занятием в курсе «История» в блоке «История в.п.ХХ века».
Проект может быть осуществлен как мероприятие воспитательного характера во вне учебном процессе
Проект может быть осуществлен в ограниченные временные рамки, а может быть растянут на семестр или учебный год.
Проект может быть подготовлен и осуществлен преподавателем на учебном занятии или вне учебном мероприятии. Может быть подготовлен и представлен группой обучающихся (или проведен в нескольких учебных группах в виде конкурса проектов).
Рекомендации к осуществлению проекта:
Проект старшего поколения готовит преподаватель, а вот проект поколения молодежи готовят обучающиеся. Анкетирование и обработку данных могут проводить обучающиеся с помощью преподавателя. Таким образом, в представлении участвуют как минимум два проекта поколений.
Представление всего проекта начинается с вводного слова преподавателя, он же заканчивает представление проектов в целом обобщающим выводом о неразрывном единстве и связи поколений.
Пояснения и комментарии составляются авторами каждого проекта индивидуально, применимо к представляемому материалу. Подача текста так же индивидуальна и во многом зависит от аудитории.
Начинать представление проектов следует со старшего поколения.
В данном проекте взяты поколения, чье детство пришлось на 70-80е годы ХХ века (см. презентацию и Приложение 3) и поколение 2000х.
В качестве основы проекта взять исторические события (условия), в которых выросло поколение. На них по ходу развития событий накладывать бытовые и культурные события, которые автор проекта считает наиболее яркими и важными, на чем воспитано данное поколение: фильмы, песни, литературу и т.д..
Постараться выделить положительные и отрицательные достижения страны той эпохи, приведя к дню сегодняшнему и идее единству поколений и страны.
В ходе проекта можно провести анонимное анкетирование среди преподавателей и обучающихся, сделать анализ и озвучить в ходе представления проекта (см. Приложение 2).
В данной работе представлен базовый вариант на примере поколения 70-80хх гг., который может и должен меняться в соответствие с тем, кто его готовит. Я представляю здесь только рекомендации, план для его осуществления (Приложение 1), а также свои комментарии к проекту (Приложение 3), представленному в виде презентации. Буду рада, если кого-то из коллег заинтересует данная разработка.
В данной разработке присутствуют в электронном виде музыкальные файлы (папка «Музыка»)) и пример студенческой работы над темой проекта «Поколение 90х».
.
Приложение 1.
«Поколение 70-80х»:
Исторические события:
- время «холодной войны» и «застоя», «железный занавес».
- Московская олимпиада.
- ввод советских войск в Афганистан, появление наркомании как явления.
- распад социалистической системы, распад СССР.
2. Видеоряд (слайды):
- школьная форма, игрушки, предметы быта.
- ввод-вывод советских войск в Афганистан, Приднестровье, Чечню.
«В гостях у сказки», «Что? Где? Когда?», «Спокойной ночи малыши», «Вокруг смеха», КВН, «Ералаш» и т.д.
Приложение 2.
Анкета:
Какая книга произвела на Вас наибольшее впечатление/является любимым?
Какой фильм произвел на Вас наибольшее впечатление/является любимым?
Любимая группа (песня, музыкальная композиция, исполнитель)?
Самое значимое событие за последние годы в Вашей жизни?
Самое значимое событие, по-вашему мнению, в жизни страны?
Наиболее важные человеческие качества?
Наиболее важные качества для человека, чтобы стать успешным?
Что нужно человеку для счастья?
Приложение 3
Комментарии к презентации «Поколение 70-80х гг. И это все о нас...».
У времени есть потрясающее свойство – оно все время меняется и меняет людей, живущих в нем. Причем люди чаще всего этого не замечают, считая, что их время прошлым быть не может, что все понятно и знакомо всем. Однако, чем дальше, тем более непонятным оно становится для новых поколений. Современная жизнь очень стремительна. И вот появляется непонимание поколений, которые все больше расходятся во времени. Мне кажется, что с молодежью надо чаще говорить, показывать, давать слушать то, чем жили их родители, бабушки-дедушки…Нам нельзя допускать разрыва, потому что, несмотря на разницу в возрасте, мы единое целое – один народ, культура, страна.
Мы - поколение, чьи детство и юность пришлись на 70-80е годы. Мы те, кто живет уже в третьей эпохе: СССР — перестройка — Россия.
У нас не было компьютеров и интернета, но у нас были пятнашки и пистоны, мы во дворах прыгали «в резиночки» и играли «в ниточки» (слайды 2.3), «казаки-разбойники», прятки, «чью душу желаете», «садовника» и многое другое . И никто нас не гонял от дорогущих машин…их просто не было на детских площадках.
Мы собирали все – фантики от жевательных резинок, открытки, марки (слайд 4). Хвастались и менялись всем этим «богатством». А такой почти «планшет» очень неудобный, но модный пенал был у каждого второго школьника (слайд 4).
«Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!» (слайд 5). Школьная форма, так критикуемая в 90е годы и ныне восстанавливаемая в школах в разных вариантах….А ведь школьный фартук – невероятно удобная вещь, в него столько можно положить и спрятать – от платка, до записки и шпаргалки. Пионерия - это была целая страна, естественно, со своей идеологией (да коммунистическая, но идеология была часть государственной политики), но ведь нашим воспитанием занималась тогда и школа, а часто и только школа…
Мечты и будни советской семьи (слайд 6). Видеомагнитофон был далеко не в каждой семье. Баллон для домашней газировки. Казалось, что домашняя вкуснее, чем в автомате на улице.
Такие две похожие и совершенно разные вещи (слайд 7). Такой (ну или почти такой) чемодан был в каждой семье для поездок-переездов. А вот красавицы-шкатулки делали сами из открыток, обвязывая их крючком.
Детские средства передвижения (слайд 8) – коньки (редкость в магазинах, да еще и больших размеров) и лошадка (большинство детей до 5 лет на них катались только в парке на детской площадке).
Картонная кукла с магнитом и бумажными одежками была у каждой девчонки. Одежду можно было рисовать самим и меняться, играть во дворе (слайд 9). А вот конструктор – это мечта мальчишек.
(слайд 10) Первый детский сэндвич – кусок хлеба или батона, смочить водой и посыпать сахаром. А запить можно было соком в магазине или в автомате с газводой. Что удивительно – стаканы в автоматах с газводой на улицах никто не бил и не воровал.
Красота…ну куда ж без нее! (слайд 11) Бигуди - это просто пытка, но ведь локоны - это так модно. Тушь – что качество (плакать и тереть глаза категорически нельзя), что щеточка, что способ нанесения – это просто ужас, но ведь другой-то нет…Это у нас сейчас парфюмерии огромное количество, а вот тройной одеколон выполнял сразу несколько функций: запах, дезинфекция после бритья и укусов, репеллент от комаров, чистящее средство для головок магнитофонов и…выпивка для «алконавтов». Кстати, бомжей тогда не было…
Ну и мелкие бытовые радости (слайд 12, 13). Бабинный магнитофон, ФЭД, виниловые диски (да, немного шипели, но зато звук, по признанию специалистов, был просто идеаьным), пластмассовая ручка-розочка в машине, первые знаки отличия школьника.
А ведь наше поколение много читало (слайд 14), ходило в библиотеки и даже записывались в очередь на «почитать книжку».
А какие фильмы мы смотрели!!! Какие артисты!!! Их смотрели и взрослые, и дети. И нас никто от экранов не отгонял, не из-за чего было – ни мата, ни постельных сцен, ни постоянных убийств, ни тупых шуток. Но!!! Эти фильмы страна разбирала на цитаты и помнит, смотрит до сих пор. Все вспомнить это очень долго. Но вот - «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Место встречи изменить нельзя» (слайд 15).
Караченцев, Райкин, Абдулов, Боярский (слайд 16)
«Офицеры» (слайд 17) стал культовым фильмом. «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики» (слайд 18). Когда шли эти фильмы, улицы и дворы были пусты.
Замечательная передача «В гостях у сказки». Ее ждали всю неделю, и на полтора часа родители могли о детях не беспокоиться! (слайд 20)
«Вини Пух», «Бременские музыканты», «Аленький цветочек», «Ну, погоди!» (слайд 21) они пришли из нашего детства.
«Варвара-краса», «Золушка» (слайд 22, 23), «Королевство кривых зеркал» и многие другие сказки. Они учили нас дружить, честности, доброте.
Удивительно, но многие фильмы родители смотрели вместе с нами (слайд 24. 25) «Приключения Электроник», «Москва-Кассиопея», «Кортик» и т.д.
И ведь у большинства телевизоры были черно-белые, и рекламы (какое счастье!) по телевизору тоже не было.
А в кинотеатре каждую субботу и воскресенье на 10.00 шли детские сеансы, цена билета – 10 коп. На каникулах продавались абонементы. Взрослые сеансы начинались с 12.00, цена билета зависела от ряда – 25, 35, 45 копеек (чем дальше от экрана, тем дороже).
И по телевизору не только «Время» и заседания партсъездов показывали (слайд 26, 27). «Будильник», «АБВГДейка», «Хочу все знать», «В мире животных» и т.д. «КВН» с Масляковым и «Что? Где? Когда?» с Ворошиловым тоже смотрели семьями.
А еще мы гордились Олимпиадой-80 в Москве (слайд 28). Когда улетал мишка – символ олимпиады – плакала вся страна.
Мы гордились нашими хоккеистами. Победить Чехословакию, Канаду, Швецию!!! И ведь не за деньги и звания играли (слайд 29).
И, конечно, страна пела. «Надежду» Пахмутовой. «Арлекино» и «Миллион алых роз» Пугачевой. «Вернисаж» Вайкуле и Леонтьева. (слайд 30, 31). Первые наши ВИА (слайд 32) – «Сябры», «Песняры», «Пламя», №Самоцветы» и т.д.
А мы по-прежнему жили в советской стране, и с Запада к нам попадала «фарца» (контрабанда), за которую давали уголовную статью. Фарцовщиков в 90е назовут «челноками», а потом и первыми предпринимателями. И идеологическое противостояние никто не отменял, как и «холодную войну». В 1979 году Советский Союз ввел ограниченный контингент войск для оказания помощи дружескому Афганистану (слайд 33). И только попав туда, наши войска обнаружили, что мы там чужие, совсем чужие…. За 30 лет мира мы отвыкли от войны и оказались не готовы к потерям такого масштаба.
И полетели на родину «Черные тюльпаны» груз 200. ..а еще наркотики… Первым это покажет В.Цой в фильме «Игла». Но и тогда мы еще не осознали с чем столкнулись, увы.
Менялся мир, менялись песни. Это вообще тот вид искусства, который максимально быстро реагирует на изменения в обществе, даже если не признаны государством (слайд 34). Высоцкий, пожалуй, положил начало этому процессу. Цой «Перемен» и «Группа крови», Розенбаум, Малинин с его белогвардейским циклом, Тальков с его пророческим «Я вернусь».
Оформляется совершенно новое и дерзкое явление в нашей культуре – русский рок (слайд 35). «Ария», «Наутилус», «Кино», ДДТ и т.д.
Западная культура все же прорывалась к нам (слайд 36) «Битлз», «АББА», «Бониэм», «Оттаван», «Баккара»…
Противостояние двух систем для нашей страны вылилось в экономический кризис (дефицит всего, очереди, пустые полки, талоны на продукты…дефолт) и политический. (слайд 37) Два государственных переворота, пожар Дома правительства и танки на улицах столицы….развал Союза….все это теперь называется официально Перестройка, а в народе «лихие 90е».
Страна менялась…(слайд 38) наши миротворцы в Приднестровье, две Чеченские войны….и опять грузы 200….а к воинам-афганцам добавились молодые ветераны чеченской войны (а это проблемы со здоровьем, психикой, квартирами и работой).
В страну хлынула западная демократия (и мы чуть не потеряли страну) и культура (последствия этого разгребаем до сих пор). Джинсы, кроссовки, косметика, панки, наркотики и пр. (слайд 39). И агрессивная музыка и фильмы (слайд 40) «Рэмбо» и «Терминаторы» заполонили экраны – крутизна и безнаказанность, американский образ жизни.
Русский рок столкнулся с западным (слайд 41, 42) «Металлика», «Айрон Мейден», «Мановар» и т.д. А наша поп-музыка с европейской (слайд 43) Мадонна, М. Джексон и т.д. И случилось тоже, что и всегда в России – ассимиляция всего пришлого. Мы теперь прекрасно смотрим и поем и свое, и западное.
И особая благодарность за мультфильмы Диснея.
А дальше…мы стали взрослыми. Пришло новое поколение 90х, затем 2000х…Вам слово.
P.S.
1. Текст комментариев к презентации может изменяться, дополняться по ходу представления.
2. Аудио-файлы выставляются заранее в том порядке, который предполагается автором по тексту презентации и текста комментариев (папка Music).