План- конспект урока "Труд несовершеннолетних" применялся мной на уроках обществознания в разделе основы российского права для обучающихся 2 курса по профессии "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно- тракторного парка" в филиале ГАПОУ СО " Первоуральский политехникум". План-конспект построен в традиционной форе, отражает все этапы урока. Для проверки полученных знаний в конце урока проводится тест. Всё доступно и понятно. рекомендуется для начинающих педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока Труд несовершеннолетних »
Тема: Труд несовершеннолетних.
Цель занятия: получение обучающимися знаний о правовом регулировании труда несовершеннолетних.
Ожидаемы учебные результаты:
Знания
- Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних
Умения и навыки
- Работать с документами
- Использовать документы при решении правовых ситуаций
- Работать в группе
- Использовать интернет
- Выступать публично
- Развитие коммуникативных компетенций
Отношения и ценности
- Воспитание уважительного отношения друг другу
Оборудование:
- Трудовой кодекс,
- ПК на каждую группу обучающихся,
- карточки с заданиями
План занятия.
1. Мотивация (1 мин.)
2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятий (2 мин.)
3. Интерактивная часть (35 мин.)
4. Подведение итогов (6 мин.)
Форма проведения занятия: работа в малых группах. Разделить обучающихся на группы по 5 человек можно несколькими способами. Первый способ – по желанию учащихся. Этот способ предпочтителен, когда обучающиеся имеют примерно одинаковую подготовку, им будет работать комфортно. Второй способ – учитель сам составляет списки групп, подбирая так обучающихся, чтобы они были примерно одинаковы по подготовленности. Третий способ – произвольный. Ребятам при входе в класс раздаются карточки разного цвета. Они должны сесть за столы, того цвета, который у них на карточке.
Ход занятия
1. Мотивация
Мы уже с вами знаем, с какого возраста можно начинать работать, какова продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних. А как Трудовым кодексом регулируется труд несовершеннолетних?
2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятий
Сегодня мы с вами познакомимся положениями Трудового кодекса, касающегося труда несовершеннолетних. Для получения этих знаний мы с вами поработаем с Трудовым кодексом.
3. Интерактивная часть
Давайте вспомним, что мы уже знаем о труде несовершеннолетних. Ответьте на задание № 1.
Задание № 1.
С какого возраста допускается заключение трудового договора с несовершеннолетними?
Ребята называют, что несовершеннолетние могут начать трудовую деятельность с 16 лет, после получения полного общего образования с 15 лет, а с разрешения одного из родителей с 14 лет.
Задание № 2.
Какова продолжительность рабочего времени несовершеннолетних?
Обучающиеся дают ответ: для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;
для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;
Изучение нового материала: Правовому регулированию туда несовершеннолетних посвящена глава 42 Трудового кодекса. Давайте рассмотрим задание № 3.
Каждая группа получила карточку и задачей. В течение 7 минут ребята выполняют задание. Кроме текста задачи группам предоставлены извлечения из Трудового кодекса. Если есть возможность, то с Трудовым кодексом можно работать и через интернет.
Задание № 3.
Выпускник школы 17 летний Валерий Тарасов устроился на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Трудовая инспекция указала на нарушение трудового законодательства, и Тарасов был уволен.
Правомерно ли увольнение Тарасова?
Давая ответ, что увольнение Тарасова правомерно, обучающиеся ссылаются на ст. 265 ТК.
А теперь рассмотрим задание № 4.
Задание № 4.
17 летняя Катя Семенова после окончания школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, т.к. ее мама взяла туристические путевки. Начальник почтового отделения в отпуске отказал.
Правомерен ли отказ?
Отказ не правомерен, т.к. ст. 267 ТК гласит, что отпуск предоставляется в удобное для них время.
Учитель добавляет комментарий, что несовершеннолетние могут брать отпуск, проработав 3 месяца.
Давайте рассмотрим еще одну ситуацию.
Задание № 5.
Несовершеннолетний Смирнов проходил практику в фирме по обслуживанию компьютеров. В филиале, который находился в другом городе, было необходимо установить и наладить сетевое оборудование. Смирнова и еще одного сотрудника фирмы отправили в 3-х дневную командировку.
Правомерны ли действия руководства фирмы?
Ссылаясь на ст. 268 ТК, ребята говорят о неправомерности действий руководства фирмы.
Рефлексия.
В конце урока учащиеся выполняют тестовое задание.
1. Какова продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для работников в возрасте до 18 лет?
а) 28 календарных дней;
б) 31 календарный день;
в) 36 календарных дней;
г) 40 календарных дней.
2. По достижении какого возраста допускается заключение трудового договора (по общему правилу)?
а) 14 лет;
б) 15 лет;
в) 16 лет;
г) 18 лет.
3. Допускается ли привлечение лиц в возрасте до 18 лет к работам в ночное время?
а) да;
б) нет;
в) да, с их согласия;
г) да, с согласия выборного профсоюзного органа.
4. Нормальная продолжительность рабочего дня для работников в возрасте от 16 до 18 лет не может превышать
а) 24 часа в неделю
б) 36 часов в неделю
в) 35 часов в неделю
г) Количества часов, оговоренных при заключении договора
5. Какова предельная продолжительность рабочей недели учащихся в возрасте от 14 до 16 лет, работающих в свободное от учебы время по трудовому договору в период учебного года?
а) 12 часов;
б) 16 часов;
в) 24 часа;
г) 36 часов
Верны ли утверждения?
А. Запрещается привлекать несовершеннолетних к съемках в кинофильмах и телесериалах.
Б. Запрещается привлекать несовершеннолетних на работах с вредными и опасными условиями труда.