Урок по обществозннанию, рассчитанный для 9 класса по УМК А.И. Кравченко, представляет собой комбинированный урок. Используются различные технологии: тестовые, проблемные, аналитические, приёмы - понятийное колесо, структуризация понятия, контент-анализ. При желании можно немного изменив форму записи привести его в соответствие с требованиеми норм ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
* познавательная: способствовать уяснению основных понятий темы» норма права», «отрасль права», «виды права», через организацию самостоятельной работы по критическому анализу по дополнительному материалу (Приложение 2);
* развивающая: формирование навыков критического мышления, умения работать с текстом, умения делать выводы и излагать сквозные вопросы темы;
воспитательная: воспитывать у обучающихся правовую культуру гражданина.
личностноориентированная задача: осознание себя как гражданина с правами и обязанностями, которые подразделяются по отраслям права.
критические приёмы:понятийное колесо, инсерт.
Оборудование: Учебник «Обществознание» Кравченко, Певцова 9 класс, дополнительный материал (Приложение 1), доска и схемы (либо мультимедийный проектор)
Понятия: отрасль права, конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, уголовное право
Ход урока:
Организационный момент
Активизация полученных ранее знаний:
Опрос:
Что такое право? Приведите пример.
Что такое источник права? Какие источники права вам известны?
Каковы признаки права?
Какие основные функции права вы можете выделить?
самостоятельная работа в виде теста ( 3 человека)
Приложение 1.
3.Изучение нового материала:
На прошлом уроке мы с вами выяснили что такое право и зачем оно нужно. Сегодня мы изучим структуру норм права, осветим их виды.
Наш план на сегодня выглядит следующим образом:
План:
Понятие « Нормы права». Виды норм права.
Отрасли права.
Стадия вызов: актуализация знаний методом мозгового штурма.
Чтобы понять что такое отрасли права, давайте разберём значение каждого слова из этого словосочетания.
Понятийное колесо:
Построим схему: Посередине запишем понятие «право», а в пустых блоках запишите ассоциации, которые приходят вам в голову в связи с этим словом.
Учитель: Посмотрим, что получилось у меня, сравним с вашими работами.
Учитель: Вспомним из курса обществознания 8 класса, что такое отрасль. Какие отрасли бывают? По какому принципу предприятия можно организовать в отрасли? Запишем в тетрадь ваши предположения.
Обучающиеся отмечают, что отрасль промышленности – это система предприятий, выпускающая однородную или похожую продукцию, в том числе видовую. Принципы – похожесть продукции или сфера деятельности в отношении услуг.
Учитель: Объединив все то, что мы только записали, какое мы можем дать определение понятию «нормы права?»
Отрасль права - крупный блок юридических норм в системе права, регулирующий однородные общественные отношения и объединенный общим методом регулирования.
Смысловая стадия: определяем, верны ли наши суждения.
Работа с учебником: Прочитайте определение понятий «нормы права» в учебнике на странице 79. Преобразуйте определение по схеме:
Понятие = определяющее слово (или словосочетание)+ 1 характерная черта+2 характерная черта+3 характерная черта.
Что у вас получилось?
Норма права – это система правовых норм, регулирующая однородные отношения в одной сфере общества, объединенная общим методом регулирования.
Чтобы определить, какие виды норм права существуют, прочитайте текст на странице 79. Преобразуйте его в простую схему(виды права и пример).
Обучающиеся строят схему:
Стадия рефлексии.
Ребята, возьмите в руки статью с вашего стола. Вы сейчас сами будете искать информацию по нашей теме. заполним инсерт.
Читая текст статьи, вы на полях делаете пометки:
v – уже знал, + -новое, - мои знания этому противоречат,? – не понял, есть вопросы.
Кратко переносим отмеченные вами мыли в тетрадь в таблицу:
v – уже знал
+ -новое
- мои знания этому противоречат
? – не понял
Нормы права определяют жизнь людей
Запрещающие, обязывающие, управомочивающие
Право неотчуждаемо
Проянить, …
После того, как вы окончите работу, мы проанализируем ваши запии и ответим на вопросы.
На анализ работы уходит 7 минут.
Стадия: возврат.
Вспомним, какое определение нормам права мы дали в начале урока. Верно ли оно?