Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по обществознанию СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Дата 19.04.2019
Класс 7б
Технологическая карта урока №_____
Знакомство обучающихся с понятием семейный бюджет и его видами.
Предметные результаты:
Предметные: научиться объяснять значение понятия семейный бюджет, виды бюджета;
Метапредметные:
- коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;
- познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные: воспитывать экономическую культур учащихся.
Инструментальный блок
Тип урока
изучение нового материала
Организационно - деятельностный блок
Структура урока:
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Доброе утро, мои дорогие!
Давайте улыбнемся друг другу, подарим улыбки гостям и начнем работать.
Садитесь, начинаем урок.
2.Актуализация знаний и затруднение в учебной деятельности.
- Давайте вспомним тему прошлого урока:
Дети: Имущество и доходы семьи
- Сегодня мы продолжим работу над изучением темы: «Экономика семьи», но прежде вспомним изученный материал.
- Что такое экономика?
- Какие вопросы решает экономика?
- Взаимосвязь человека и экономики?
- Что относится к имуществу семьи?
- Из чего складывается доход семьи?
- Виды дохода?
- Кто это рантье?
- Может ли Марат, Павел и другие ребята устроится на работу и что для этого нужно?
Тема нашего урока зашифрована, надо ее расшифровать, для этого у вас на рабочих столах есть таблица «Алфавит».
19 6 14 6 11 15 29 11 2 32 5 8 6 20
С Е М Е Й Н Ы Й Б Ю Д Ж Е Т
Правильно тема нашего урока «Семейный бюджет».
Предположите, о чем мы будем говорить:
Дадим определение что такое «Семейный бюджет» и его виды
Создадим скетч по изученной информации
Продолжим работать в группах
3. «Открытие нового знания»
Первая часть урока будет построена в стратегии СКЕТЧ - ФОРМАТ
Для работы в командах мы должны выбрать: Руководителя
Визуалиста
Хронометриста команды
Спикера
Критика
Определились, теперь давайте попробуем представить бюджет в виде чего мы можем его изобразить?
Дети: Маятник, весы.
Теперь мы начинаем работать с тем материалом, который представлен на ваших рабочих столах. Откройте конверты, в них информация, которую вы прочитаете и визуализируете на формате А3, На работу вам дается 7 минут
Руководитель осуществляет главную функцию – руководит работой, Хронометрист следит за временем, Визуалист готовит скетч, Спикер представит работу, а Критик может задать вопросы по ходу выступления аппонентов.
Команда 1
Прочитайте текст
Визуализируйте информацию по средствам создания скетча
Бюджет (англ. «денежная сумка», «кошелёк») Сведения из истории - это сумка, в которой министр финансов носил деньги и свои счета.
Семейный бюджет - это финансовый план на определенный период времени (чаще всего на месяц или на год). Он представляет собой список статей доходов и расходов семьи.
Доход - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности: заработная плата, проценты по вкладам в банке, доход от сдачи в аренду недвижимости (квартиры, дачи, гаража), стипендия, пенсия, пособия на детей, доход от бизнеса, доход от продажи недвижимости, доход от продажи продукции с приусадебного хозяйства, доход от продажи личных вещей, помощь родных и близких, подарки, приз, выигрыш, наследство.
Расходы -это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей: расходы на жилье (аренда, налоги, страховка, содержание дома, квартплата), расходы на питание (продукты, кафе и рестораны), долги (долги, кредиты), расходы на транспорт (автомобиль, проезд на общественном транспорте, такси), расходы на отдых (отпуск, хобби, культурные мероприятия), личные расходы (одежда, косметика, развлечения, книги, лечение и оздоровление), сбережения (резервный фонд, пенсионные накопления, инвестиции) и другие расходы.
Команда 2
Прочитайте текст
Визуализируйте информацию по средствам создания скетча
Чтобы быть хозяином своих средств, необходимо вести учет доходов и расходов в специальной тетради. В
зависимости от соотношения доходов и расходов выделяют следующие виды бюджетов:
Расход ≥ Доход - ИЗБЫТОЧНЫЙ БЮДЖЕТ профицит (доходы превышают расходы)
Расход ≤ Доход - УБЫТОЧНЫЙ БЮДЖЕТ дефицит (расходы превышают доходы)
Расход = Доход - СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ (доходы равны расходам)
Команда 3
Прочитайте текст
Визуализируйте информацию по средствам создания скетча
Расход = Доход - СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ (Доходы равны расходам)
Один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированным бюджет считается тогда, когда его доходы и расходы равны между собой или имеют максимально сближенные значения. Баланс в финансовой системе – это норма и к ней нужно стремиться.
Команда 4
Прочитайте текст
Визуализируйте информацию по средствам создания скетча
Расход ≥ Доход - ИЗБЫТОЧНЫЙ БЮДЖЕТ профицит (доходы превышают расходы)
Профицит семейного бюджета – это ситуация, при которой уровень семейных доходов выше уровня семейных расходов. Т.е. возникновение излишек денежных средств в семье.
Причины возникновения профицита:
Если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;
Если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам.
Команда 5
Прочитайте текст
Визуализируйте информацию по средствам создания скетча
Расход ≤ Доход - УБЫТОЧНЫЙ БЮДЖЕТ дефицит (расходы превышают доходы)
Дефицит семейного бюджета – это нехватка денежных средств, получаемых работающими членами семьи на обычные и первоочередные нужды каждого из членов семьи.
Причины образования дефицита семейного бюджета:
Неумение или нежелание планировать семейный бюджет. (Необдуманное и нерациональное использование получаемых денежных средств рано или поздно приведет к «пустому кошельку»);
Неумение отказываться от импульсивных покупок. (Проблема импульсивных покупок в том, что находясь в магазине, и имея в кармане необходимую сумму денег, даже если эти деньги нужно «тянуть» до следующей заработной платы, вы делаете эту желанную, но не жизненно необходимую в настоящее время покупку.);
Отсутствие финансовой подушки безопасности. (Это из категории «где тонко там и рвется». Пример из жизни: в квартире одновременно стало все ломаться: микроволновая печь, смеситель и тд.).
4.Воспроизведение в типовой ситуации.
Спикеры представляют работы своих групп, Критики по матрице оценивания скетча, ставят оценку за работу группы.
Физкультминутка с пользой Игра «Доходрасход»: определить, что является доходом, а что расходом семьи.
«ДОХОД» правую руку вверх, а если «РАСХОД», то левую руку вверх Папа получил премию (доход)
Взяли кредит в банке (доход) Бабушка заболела (расход, дети поясняют почему) Мама заплатила штраф (расход) Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход) Потеряли кошелёк (расход) Продали картофель с дачного участка (доход) Нашли 100 рублей (доход) Заменили лампы накаливания сейчас на энергосберегающие (доход в будущем за счет экономии электроэнергии) Сдали пальто в химчистку (расход) Заплатили за воду (расход).
- Спасибо, вы были внимательны!
5.Включение в систему знаний.
Вторая часть урока будет построена в стратегии ДИЗАЙН – МЫШЛЕНИЕ
Вашему вниманию представлен ролик из мультика «Винни Пух и все все все».
Кто является главным героем в этом эпизоде?
Дети: Ослик Иа
Какая проблема возникла у ослика?
У него день рождения, он потерял хвост.
Так вот давайте представим, что всех нас Иа, пригласил на день рождения, мы должны придумать оригинальный подарок.
Я попрошу вас открыть конверты, в них вы видите чек на определённую сумму, а вот магазин, где вы можете приобрести все необходимое для подарка, который вы можете сделать своими руками или купить готовый.
Каждая группа приобрела все необходимое и теперь у вас 6 минут на изготовление и представление подарка
6.Рефлексия деятельности урока.
(итог урока)
Наш урок подходит к концу. Давайте проведем рефлексию.