Просмотр содержимого документа
«Открытый урок обществознания в 9 классе "Дисциплина труда"»
Урок обществознания в 9 классе
Тема урока: Дисциплина труда.
Цель: познакомить учащихся с понятиями работник и работодатель, рабочее время и время отдыха; оплата труда и заработная плата; дисциплина труда и дисциплинарные взыскания.
Задачи: научить адекватно, анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу;
формировать представление об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха.
развивать логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву;
воспитание правовой культуры и позитивной правовой социализации.
Основные понятия: труд; право на труд, рабочее время и время отдыха.
Оборудование: на доске эпиграф к уроку: «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды», доска, опорный конспект, нормативно-правовые документы, раздаточный материал.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
I Орг.момент.
Приветствие, рапорт дежурного, проверка готовности к уроку.
II Повторение пройденного материала
1.Фронтальный опрос
- Чем трудолюбие отличается от тунеядства?
Трудолюбие – положительное моральное качество человека к трудовой деятельности.
Тунеядство – отрицательное моральное качество, характеризующее отвращение к труду.
- Какой труд, на ваш взгляд более важен, умственный или физический и почему?(Важность умственного и физического труда для человека одинакова)
- Что такое занятость? (Это деятельность граждан, не противоречащая закону и приносящая, как правило, заработную плату).
- С какого возраста закон разрешает заниматься самостоятельной трудовой деятельностью? (с 14 лет с разрешения одного из родителей)
- Как работник может повысить свою квалификацию? (доп образование, доп. профессии).
2.Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока
Итак, когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Иначе говоря, он вступает в трудовые отношения.
Трудовые правоотношения - отношения, урегулированные трудовым правом и возникающие между работником и работодателем.
2.1 Словарная работа
Сл. слова – работник и работодатель
- Когда можно сказать о человеке «он работает»? (учит детей, делает уроки, строит дом, трудится за станком, списывает у соседа, вытирает пыль, поливает цветы, стирает ит.д.)
– а вы сейчас работаете?
– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?
– Чем труд является для каждого из вас?
И будучи работниками, следует помнить кто работник и работодатель, рабочее время и время отдыха; оплата труда и заработная плата; дисциплина труда и дисциплинарные взыскания.
Запишите тему урока. «Дисциплина труда»
- Скажите, кто такой труженик?
Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.
- Какого человека, называют трудолюбивый?
Трудолюбивый – любящий трудиться.
Я желаю Вам, быть в жизни только тружениками.
Пока в пространстве кружится планета,
На ней, залитой солнцем, никогда
Не будет дня, чтоб не было рассвета.
Не будет дня, чтоб не было труда.
Р. Рождественский.
Как и в любом деле в труде тоже очень важна дисциплина.
III Изучение нового материала
Условием нормальной работы является дисциплина труда. Её соблюдение – обязанность граждан. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, поощрением за добросовестный труд.(зап в тер)
Речь идет не только о своевременной явке на рабочее место и полном использовании рабочего времени, но и о добросовестном, творческом отношении к работе. На каждом предприятии дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания.
виновные несут материальную ответственность (т.е. обязаны возместить ущерб).
Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учебой (сокращение продолжительности раб дня, дополнительные отпуска). Пользуясь льготами, вы можете получить доп образование, повысить свою квалификацию, приобрести шанс найти более интересную, с более высокой оплатой работу.
Лучше поступать на работу после окончания ПУ.
Если вы «подходите» друг другу, между вами и предприятием заключаетсятрудовой договор (контракт). В нем определяются взаимные права и обязанности. Поступающий на предприятие обязуется выполнять работу по определенной специальности, в соответствии с квалификацией или должностью, подчиняться внутреннему трудовому распорядку. Предприятие обязуется выплачивать трудящемуся з\п, обеспечить необходимые условия труда.
Трудовой договор – это добровольное соглашение, означающее. Что обе стороны сделали свободный выбор, что предприятию подходит ваша квалификация, а вам условия, которые предложило предприятие.
При первом поступлении на постоянную работу для вас будет заведена трудовая книжка – документ, подтверждающий трудовую деятельность. В дальнейшем, устраиваясь на другую работу, нужно будет предоставить трудовую книжку, в которой зафиксируется переход с одного предприятия на другое.
- Можно ли сменить место работы, если вас привлекает труд на другом предприятии, более интересный, лучше оплачиваемый, с лучшими условиями труда, а также в связи с переездом или иными причинами? ( закон не выдвигает каких – либо ограничений. Нужно только лишь письменно предупредить администрацию за 2 недели. После этого трудовой договор расторгается.)
Прекращение действия трудового договора возможно и по инициативе администрации. Например, если выяснилось, что вы не соответствуете занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, то это может бытьоснованием для увольнения.
Другими основаниями могут быть систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, совершение хищений. Закон четко определяет и другие возможные причины увольнения работника.
Есть немало людей, проработавших большую часть жизни на одном предприятии. Как правило, это люди, знающие дело, умеющие взаимодействовать с другими работниками, повышающие свою квалификацию. Обычно их уважают и ценят.
Есть и другие работники: они не задерживаются подолгу на каком – либо предприятии, часто меняют место работы. Нередко это люди, с которыми предприятие расстается без сожаления, чаще всего по своей инициативе. В народе таких людей называют, чаще всего «летунами». Когда они приходят на новое место работы, к ним зачастую относятся с недоверием. И далеко не всегда такого человека захотят принять на интересную, хорошо оплачиваемую работу.
Работа по Конституции РФ: найдите Ст. 38, прочитайте, что в ней говорится?
Статья 37 Конституции РФ, закрепляя право на отдых, предусматривает, что
работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени
Рабочим временемявляется время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка, трудовым договором должен выполнять свои трудовые обязанности, а также некоторые иные периоды, например внутрисменные перерывы (для обогрева при работе на улице, для кормления ребенка до 1,5-летнего возраста и др.), которые трудовое законодательство относит к рабочему времени (ст. 91 Кодекс.
Установление законом нормального рабочего времени (по мнению академика И. М. Сеченова, для нормального функционирования организма необходимо 8 часов работы, 8 часов отдыха и 8 часов сна) позволяет: обеспечить охрану здоровья работника, способствовать его трудовому долголетию; получить от каждого работника общественно необходимую меру труда; повышать культурно-технический уровень работника, обучаться без отрыва от производства, развивать свою личность, что, в свою очередь, способствует повышению производительности труда. Нормальное рабочее время является основной гарантией права работника на отдых.
Физкультминута М\ф «Все профессии важны»
Временем отдыха называется свободное от работы время, которое работник может использовать по своему усмотрению. В него входит и время в пути на работу и с работы.
IV Закрепление пройденного материала
Через пару минут прозвенит звонок минут. И хочу задать вам вопрос: почему же эпиграфом урока были слова французского писателя, философа Вольтера «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды»
V Итог урока.
Оценки, д\з
Д\з Работа по карточкам
Подберите определения:
1. Безработный
1) Добровольное соглашение между работником и работодателем
2. Трудовой договор
2) Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности
3.Трудовые отношения
3)Документ, подтверждающий трудовую деятельность
4. Трудовая книжка
4) Человек, не имеющий работы и постоянного заработка, зарегистрирован в службе занятости
5. Труженик
5) Человек, любящий трудиться.
6. Трудолюбивый
6) Человек, который трудится, трудолюбивый человек