https://cloud.mail.ru/home/%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2.%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7.%20%D0%90%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BD.pptx
| Название этапа | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат этапа |
1 | Организационный этап | Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует учеников. (слайд 1) Попытаемся разобрать и проанализировать ситуацию.(слайд№2) В 1925 году в Индии нашли мальчика лет 13, который около 8 лет прожил в волчье стае. По уровню умственного развития ему было девять месяцев. Прожив четыре года среди людей, он выучил несколько простых слов и команд. | Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность | Включение в учебный процесс |
2 | Актуализация опорных знаний | Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия | Задает вопросы учащимся: Как вы думаете, был ли у мальчика шанс в конечном итоге научится всему тому, что умеет человек, и стать полноправным членом общества? Мы видим, что отсутствие общения отрицательно влияет на формирование личности. Основы личности закладываются в раннем возрасте в процессе общения | Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: Умение излагать свои мысли, делать выводы, умение приводить примеры из личного опыта. Метапредметные: способность к рассуждению, умение выделить главное и второстепенное. |
3 | Целеполагание | Сформулировать тему урока. Поставить цель урока. | Знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери «Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения» (слайд № 3) и побуждает учеников высказывать собственное мнение. Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (слайд № 4) Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей, напоминает им, что общение это один из видов деятельности(слайд №5), и задает вопрос по структуре деятельности. (слайд №6 ) Далее предлагает ученикам сформулировать цель (слайд №7) урока и план по достижению цели.(слайд №8) Записывает поставленную учащимися цель на доске. | Высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери. Формулируют тему урока: «Общение» Отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат. Формулирует цель урока. Цель: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей. Записывают план урока | Личностные: Умение сотрудничать, отстаивать свое мнение. Метапредметные: Умение ставить цель, работать в группе, планировать свою деятельность. Предметные: осознание учащимися структуры деятельности (цель-средства-действия-результат) |
4 | Открытие нового знания | Развивать умение учащихся работать с понятиями из словарей , учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы | Организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия «общение» Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение. Чертит на доске кластер. Обобщает все сказанное ученикам: все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее: -обмен информацией; -взаимопонимание; -взаимодействие . После дополнения кластера делает вывод: Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (Слайд №9) Итак, мы узнали, что такое общение, а сейчас познакомимся со способами общения (слайд 10) О них вы узнаете, прочитав в учебнике с.68-69. (5мин). Учитель: Назовите способы общения. (слайд № 11способы общения) | Называют свои ассоциации к понятию «общение». Отвечают на вопрос учителя. Учащиеся знакомятся с определениями понятия «общение», анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру. Записывают определение понятия «общения» в тетрадь. Называют способы общения: Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация). | Личностные: Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах. Метапредметные: Умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы. Предметные: Закрепление понятия общение и знакомство с разными способами общения. |
6 | Первичное закрепление | Полученную информацию применить на практике | Чтобы лучше понять способы общения поработаем в группах. Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание. Контролирует выполнение работы учащихся в группах. Почему же не поняла сестричка рассказ брата? Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители). Организует подведение итогов работы группы Подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. (слайд 12) «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». | Самостоятельно работают в группах. 1 группа Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто «Сильное кино» 2 группа Невербальное общение. Изобразить отрывок из басни А.Крылова «Ворона и лисица». Учащиеся высказывают свое понимание выражения | Личностные: Умение организовать, контролировать и оценивать свою деятельность. Развитие творческих способностей. Метапредметные: умение соотнести свои действия с планируемым результатом Предметные: Применение полученных знаний о способах общения на практике через выразительное чтение стихов А.Барто и З.Александровой и сценки по произведениям И.А.Крылова и А.С.Пушкина. |
7 | Самостоятельная работа | Чётко, ясно, аргументировано представить ответ по иллюстрациям. | Вы хорошо справились с творческим заданием по способ общения и далее мы обсудим формы общения. Разд1.Служебное (деловое) – построено на убеждающей информации, выражается в приказе, совете, просьбе и рассчитано на то, чтобы стимулировать определенное действие; участники общения особым образом воздействуют друг на друга, стремясь достичь нужного изменения поведения собеседования. Например: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора. (слайд №16) 2.Повседневное ( бытовое) – общение с друзьями, родителями. 3.Убеждающее –построено на влиянии на взгляды или действия других. Например: родители-дети, учитель-ученик.(слайд №17) 4.Ритуальное (этикет) – процесс соблюдения или выполнения предписанного этикета. Например: при входе учителя в класс -школьники встают. (слайд №18) Подводит учащихся к выводу: в зависимости от характера и содержания сообщаемой информации выделяют следующие формы общения: 1.Служебное (деловое) 2.Повседневное ( бытовое) 3.Убеждающее 4.Ритуальное (этикет) Итак, мы познакомились и с формами общения. Предлагает группами записать правила общения в каждой из форм общения (слайд №18) | Учащиеся на изучают формы общения на презентации(слайд №13) В группах учащиеся распределяют иллюстрации по формам общения, подбирают аргументы. В группах составляют правила общения. Ученики высказывают свои мысли. | Личностные: Развитие навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений. Метапредметные: Освоение способов совместной деятельности. Умение использовать информацию из разных источников, выделять необходимую для ответа на вопросы. Систематизировать полученную информацию. Предметные: Умение ориентироваться в информации о формах общения. (выделять признаки разных форм общения по тексту и иллюстрациям) |
8 | Повторение | Обобщить полученные знания, сделать выводы по достижению цели урока. | Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому: «Попробуйте не наступать, а уступать.Не захватить, а отдать.Не кулак показать, а руку протянуть.Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». (Слайд №19 Слова М.М.Рощина). | Осмысливают полученную информацию | Личностные: Формирование собственных представлений о роли общения в жизни человека. Метапредметные: Умение систематизировать, обобщать изученное. |
9 | Рефлексия | Соотнесение цели урока и результата | Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…(слайд № 20) | Анализируют свою деятельность по достижению цели. Самая главная цель общения состоит в том, чтобы….. В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать…. | Личностные: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. |
10 | Домашнее задание | Закрепить знания, полученные на уроке, знать правила общения с разными людьми. | Предлагает по группам составить и записать правила общения с родителями, с друзьями, с братьями и сёстрами, с учителями. (слайд №21) | Записывают задание в дневник | |
Стихотворение А. Л. Барто «Сильное кино»
Потом у них кино.
Что к чему.
Я пойму.
Я ничего не поняла.