Цель: создать представление учащихся о защите Отечества
Задачи:
Личностная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, понимание важности выполнения главного долга - защищать Отечество, гордость за нашу Родину, армию (военно-патриотическое воспитание)
2.Метапредметная: Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; самоконтроль и самооценивание, взаимоконтроль и взаимооценивание, построение жизненных планов во временной перспективе; поиск и выделение необходимой информации в источниках, проектная деятельность
3.Предметная: Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, коллективная
Оборудование:
-тема урока на доске закрыта
-рабочий лист у каждой группы
-индивидуальные тесты
-Критерии оценки теста, устного ответа и проектов учащихся
для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия.
Клод Адриан Гельвеций
Мотивация. Наш урок я хочу начать со слов французского литератора и философа 18 века Клода Адриана Гельвеция…. В чем смысл этих слов? Попробуйте их объяснить в конце урока.
Введение. Определение темы урока (5 минут).
Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, посмотрим видеоролик. Подумайте, о каких событиях рассказывает это видео?
(просмотр видеоролика о ВОВ)
О чем это видео? Когда началась ВОВ? Когда закончилась? Какой юбилей наша страна будет отмечать в мае 2015 г.? (70-летие Победы в ВОВ) Почему наша страна победила в такой страшной войне? (ответим чуть позже)
О начале ВОВ рассказывает рубрика «Путешествие в прошлое». Анализ рубрики на с.31 учебника.
Как вы думаете, почему многие люди, кто по закону не обязан был служить в армии, уходили добровольцами на фронт? (защищать Родину)
Как иначе называется Родина (земля отцов)? (Отечество)
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (обсуждение в группах). Формулирование темы.
(запись темы урока в тетради)
Определите цель урока? (узнать о защите Родины)
Определите проблему урока? (почему во все времена надо защищать Родину)
Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать по данной теме? Какие средства использовать на уроке?
План урока:
1) Теоретический блок (Изучение нового материала).
Долг и обязанность. В чем заключается военная служба.
Вопрос на стр.32 : Готова ли сегодняшняя молодежь, повторить подвиг предков, защищать Отечество? Готовы ли вы, когда придет время, защищать Отечество?
Сегодня у нас «круглый стол» по проблеме защиты Отечества. Присутствуют 4 группы – филологи, юристы, историки и работники военкомата. Прошу работать активно, т.к. оценка за работу на уроке будет ставиться в зависимости от заработанных баллов (в т.ч. за устные ответы). Выберите научного руководителя группы.
Работа в группах (5 минут):
Группы
Содержание плана урока
Проблемное задание
Историки
Что такое защита Отечества?
Анализ текста учебника на с.31 (1-2 абзац). Составить схему в рабочем листе. Сравните и найдите различие между тремя определениями защиты Отечества?
Защита Отечества
Охрана независимости страны, ее территории, населения, материальных и духовных ценностей
Его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации
Закрепленная в законе обязанность и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина
Дополнительное задание: кому из полководцев принадлежат слова?
Юристы
Что такое долг и обязанность?
Как называется наш Основной Закон? Что говорится о защите Отечества в Конституции РФ?
Анализ статьи 59 Конституции РФ ч.1.
Статья 59Конституции РФ:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Как вы понимаете понятия «долг» и «обязанность»? Выпишите определения из словаря в сравнительную таблицу в рабочем листе, сравните их и найдите различие.
Долг
Обязанность
этическая категория, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом, классом, партией или социальной группой; выполняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений
Круг занятий, действий, поступков, возложенных на кого л. и обязательных для выполнения (согласно закону, должностным инструкциям, общественным требованиям, внутреннему побуждению)
В чем различие между двумя определениями? (долг – нравственная категория, обязанность – юридическая)
(Правовая норма (обязанность) поддерживается силой государства (уклонение от военной службы наказуемо; «уклонистами» занимаются правоохранительные органы), а нравственный долг — это ответственность человека перед своей совестью и перед обществом.
Работники военкомата
В чем заключается воинская служба
Что означает воинская обязанность гражданина РФ?
(вставь пропущенные слова с помощью текста учебника с.33-35))
1.Гражданин дожнен встать на воинский учет в _____ лет по месту_______________ в ____________.
2. Гражданин проходит ___________подготовку к военной службе.
3.На военную службу призываются ____________России от ____ до_______ лет, состочщие на _______________ ______________.
4.Получив ____________ из ______________ гражданин обязан явиться на _____________ _________________, заседание ___________ ______________.
5.Срок военной службы составляет ______ месяцев.
6.Граждане, поступившие на военную службу по ___________ проходят ее в срок, указанный в ____________. В контракте закрепляется _________________ поступления гражданина на службу.
7. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к _____________.
С помощью словаря определи, что такое повестка, присяга?
В чем заключается военная служба? Анализ схемы «Военная служба» на с.33 учебника и выполнение задания 6 на с.17 в рабочей тетради
Отчет групп о своей работе (10 минут).
После выполнения заданий группами – физминутка «Армейская» (2 минуты).
-Какие примеры выполнения священного долга и обязанности защиты Отечества членами вашей семьи вы можете привести?
1) Презентации «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» (о прадедушках – участниках ВОВ)
2) Какую роль играли женщины и дети в годы ВОВ? (презентация о бабушке – труженице тыла)
-Какова же главная причина победы нашей страны над фашистской Германией?
-Какую роль женщины могут играть сегодня?
3) Есть ли примеры совершения подвигов солдатами и офицерами в наши дни? (презентация о С.Солнечникове)
2) Практический блок (закрепление) (10 минут).
А) Решение уровневого теста (базовый, повышенный и высокий уровень)
Самопроверка правильности ответов с помощью ключа, выставление и подсчет баллов в лист самоконтроля.
Б) Взаимооценка проектной деятельности по критериям.
В) Самооценка устных ответов по критериям.
Г) Подсчет баллов, выставление общей отметки за работу на уроке.
Заключение (4 минуты). Сделаем выводы из сегодняшнего урока:
Наш эпиграф: «Будь гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия»?
-Что значит быть гражданином (юристы)?
-Какова одна из почетных обязанностей гражданина России согласно Конституции РФ о которой мы сегодня говорили?
-почему во все времена надо защищать Родину?
-Как вы понимаете слова эпиграфа?
Готовы ли вы. повторить подвиг предков, защищать Отечество? Какие для этого надо воспитывать в себе качества?
Рефлексия «Мишень» (4 минуты)
Домашнее задание:
п.5, по выбору: задания к п.5 в рабочей тетради по выбору, творческие задания на стр. 32 учебника, з 3* стр.38 в учебнике
Просмотр видеоролика «Силы России» (5 минут). Какие чувства вызывает у вас этот видеоролик?
Защита
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и в школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котенку-
Потруднее, чем играть в войну…
Если ты не защитил сестренку,
Как ты защитишь свою страну?
А. Усачев
Приложение:
№1.Оценочный лист
учащегося (йся) 7б класса _________________________________
1.Баллы за тест:
Базовый уровень А
Ответ
Количество баллов
А1
А2
А3
А4
А5
Повышенный уровень В
В1
В2
Высокий уровень С
5.3
Итого баллов за тест
2.Баллы за устные ответы на уроке:
3.Баллы за участие в проектной деятельности:
Всего баллов:
Критерии оценки за урок:
Максимально возможное количество баллов за урок – 21
Набранные баллы
Отметка
17-21
5
13-16
4
7-12
3
6 и менее
2
Моя отметка за урок: ______________
Отметка учителя за урок: ___________
№2. Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся
Оценка 5: Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.
Оценка 4: Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3: Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.
Оценка 2: Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.