Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Сущность и виды конфликтов"»
КУМО дисциплины «Обществознание»
Версия 1.
Идентификационный номер – ДСМК- СГД.ОГСЭ ДВ.01
Стр.0из13
0
ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж
методическая разработка урока
подисциплине
«Обществознание»
Тема «Сущность и виды конфликтов»
Номер копии ________________
Место хранения _____________
Ярославль 2014 г.
Автор: Булычева Л.А., преподаватель первой квалификационной категории кафедры СГДиП
Аннотация
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования, рабочей программой по дисциплине «Обществознание» и календарно-тематическим планом.
Представляет собой разработку занятия по теме «Сущность и виды конфликтов» с использованием «технологии проблемного обучения» и «технологии критического мышления».
Предназначена для преподавателей дисциплины «Обществознание», может быть использована при преподавании дисциплин «Психология», «Социальная психология», «Праксеология», «Деловое общение». А так же при подготовке и проведении классного часа.
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования, рабочей программой по дисциплине «Обществознание» и календарно-тематическим планом.
Теме «конфликтология» в рабочей программе отведено всего 2 часа. Между тем эта тема вызывает неподдельный интерес у студентов и имеет важное значение для формирования коммуникативной культуры, освоения методов и способов взаимодействия, навыков работы в группе, а так же умения анализировать ситуацию и подбирать лучший вариант решения проблемы. Исходя из вышеизложенного я постаралась по максимуму приблизить урок к реалиям студенческой жизни.
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления, которые прекрасно дополняют друг друга.
В соответствии с технологией проблемного обучения урок выстроен по следующему плану:
1 этап – мотивация (фокус):задача – заинтересовать и проблемной ситуацией ввести в тему (ситуация должна содержать учебное или реальное противоречие, вызывающее затруднение при поиске ответа). В качестве мотивации на данном уроке я зачитываю докладную записку преподавателя и объяснительную студента. Так как эта ситуация прекрасно знакома студентам, она не оставляет равнодушных и толкает на размышления и поиск выхода. Другой вариант мотивации: можно показать отрывок из фильма, содержащий конфликт или ссору. (Как показывает опыт, первый вариант мотивирует сильнее, но в группах со слабой дисциплиной преподаватель может потерять контроль над ситуацией, а обсуждение перейти в жалобы и споры).
2 этап – определение темы и постановка цели. В соответствии с данной технологией студенты сами должны выйти на тему и поставить учебные задачи. Для этого я применяю технологию развития критического мышления: стадия «вызова» или актуализации знаний – «я знаю…» - студенты должны вспомнить все имеющиеся знания по данной теме. Здесь можно использовать интерактивный приём «один-вдвоём-вместе», а если группа достаточно подготовлена, активна и не испытывает проблем с дисциплиной – «мозговой штурм», который позволяет значительно сократить время. «Я не знаю…» - используются те же приёмы. «Наиболее интересно и хотел бы узнать…» - формулируются как главные дидактические задачи урока.
3 этап – предоставление необходимой информации (в технологии развития критического мышления этот этап называется «осмысление»).
Происходит поэтапно в соответствии с поставленными задачами. На этом этапе используется метод проблемного изложения (рассказ + беседа, «сократический диалог»), частично-поисковый метод (при работе с таблицами), а так же игра-имитация («ролевая игра»). При подготовке инсценировки преподаватель может сам назначить участников. При этом стоит учитывать характеры и темпераменты студентов. Так, девушка должна быть холериком и при этом обладать громким голосом и достаточно напористым и конфликтным характером. А вот юноши должны быть представителями всех 4 темпераментов: способ «соперничество» должен демонстрировать сходный по характеру и темпераменту человек, способ ухода от конфликта – флегматик, подавляющий своим спокойствием или сангвиник, обезоруживающий лёгкостью и веселием. Способ «эхо» лучше всего продемонстрирует меланхолик – человек неуверенный и сомневающийся, а «подчёркнутую вежливость» - сангвиник).
4 этап – этап применения полученных знаний на практике, решение проблемной ситуации, поставленной в начале урока.
Самый важный этап урока. Как правило, организуется работа в группе, при обсуждении каждая группа анализирует определённый этап и предлагает способ решения проблемы. В подготовленных группах желательно попросить проинсценировать предложенную ситуацию (это служит дополнительной мотивацией для студентов). В слабых – заменить групповую работу фронтальной беседой (это также даёт экономию времени). Другой вариант: можно анализ данной ситуации задать на дом, а на уроке каждой группе предложить проанализировать более простые ситуации.
5 этап – рефлексия. Позволяет подвести итоги и сформировать и выразить личное участие студента к проблеме. На этом этапе я использую метод «свободный микрофон», так как не только даёт возможность высказаться каждому (дополнительная мотивация, создание ситуации успеха), но и заставляет ещё раз вспомнить и проанализировать учебный материал (закрепление), акцентируя внимание на положительных и прикладных моментах. Другие варианты: написания синквейна или эссе (позволяет выразить своё отношение к проблеме и занимает меньше времени).
6 этап – домашнее задание. Инсценировка ситуации – всегда вызывает интерес у студентов (возможность самовыражения через творчество и игру), поэтому по возможности всегда стоит дополнять инсценировкой теоретическое задание (в данном случае – анализ ситуации).
И в заключение: в силу особой значимости данной темы, предложенную разработку можно использовать при преподавании других дисциплин (например социальной психологии или делового общения) или при подготовке классного часа.
План урока
Цели:
образовательные:
дать знания об основных проблемах конфликтологии, понятии, причинах возникновения и стадиях развития конфликта;
познакомить с основными способами поведения в конфликте;
показать связь данной темы с жизнью, необходимость решения сходных проблем при прохождении жизненного пути;
развивающие:
сформировать навыки и умения коллективного решения проблем, коллективных совместных действий;
способствовать развитию критического мышления, т.е. умения анализировать ситуацию и подбирать лучший вариант решения проблемы;
развивать активность и самостоятельность, навыки ораторского мастерства и умение выступать публично;
развивать навыки работы в группе, умение обсуждать и вырабатывать единую точку зрения;
воспитательные:
воспитание у студентов коммуникативной культуры, гуманизма, уважения к чужому мнению;
ответственности за порученное дело через личное участие в работе группы;
познавательного интереса и позитивной мотивации через связь с жизнью;
а так же самостоятельности, чувства уверенности в себе и познавательного интереса к дисциплине.
Вид учебного занятия: урок.
Тип урока: урок изучения нового материала
Применяемые технологии:
технология проблемного обучения
с применением технологии развития критического мышления
Методы и приёмы обучения:
метод проблемного изложения (рассказ + беседа, «сократический диалог»),
частично-поисковый метод (индивидуальная работа, работа в парах и групповая работа; приёмы «один-вдвоём-вместе» и «свободный микрофон»)
игра-имитация («ролевая игра»)
Межпредметные связи: психология, деловое общение, литература
Структура занятия:
Орг. момент- 2 мин.
1 этап. Мотивация - 5 мин.
2 этап. Определение темы и постановка целей (технология развития критического мышления, стадия «вызов» или актуализация знаний, приём «один - вдвоём – вместе») – 15 мин
3 этап. Предоставление необходимой информации (технология развития критического мышления, этап «осмысление», метод проблемного изложения (рассказ + беседа, «сократический диалог»), частично-поисковый метод (индивидуальная работа, работа в парах и групповая работа),
игра-имитация («ролевая игра») – 35 мин
4 этап. Применение полученных знаний на практике, решение проблемной ситуации, поставленной в начале урока (групповая работа по разрешению проблемы) – 16 мин
5 этап.Рефлексия - 15 мин (приём «свободный микрофон»)
6этап. Домашнее задание – 2 мин.
Ожидаемые результаты: студент должен освоить следующие компетенции: знать основные понятия конфликтологии, сущность, причины конфликтов и стадии протекания, общие правила и стратегии поведения в конфликтных ситуациях; быть готовым к кризисным жизненным ситуациям и их преодолению; уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ход урока.
Оргмомент: перекличка, назначение дежурных, проверка готовности к уроку.
Изучение нового материала.
Мы приступаем к изучению нового материала. Но прежде чем озвучить тему урока, я прочитаю вам 2 документа, которые вчера (специально для урока) попросила на отделении. (Преподаватель зачитывает оба документа).
Заведующей ОАР
Рудиной М. И.
преподавателя …
докладная записка.
Довожу до вашего сведения, что сегодня, … числа и месяца студент группы … явился на урок неподготовленным, отвечать у доски отказался, а когда получил 2, повёл себя безобразно, стал вертеться, отбирать у соседа тетрадь, отвлекать других. На моё замечание ответил очень грубо и был удалён с урока.
Прошу принять меры к данному студенту.
Дата.
Подпись
Заведующей ОАР
Рудиной М.И.
студента группы …
объяснительная.
На той неделе я был на спортивных соревнованиях, выступал за честь колледжа. Вернулся вчера поздно вечером, поэтому подготовиться к занятиям не успел. И когда меня вызвали к доске, я отказался отвечать и объяснил, в чём причина. Но преподаватель не поверила мне и поставила 2. Тогда я взял тетрадь у соседа, чтобы посмотреть, что было задано. Но преподаватель в грубых выражениях снова сделала мне замечание. Я считаю, что она этим оскорбила меня. Я тогда разозлился и сказал, что она сама такая и вообще – надо лечить нервы. За это был выгнан с урока. Виноватым себя не считаю, так как преподаватель не имела права меня оскорблять.
Дата
Подпись
Итак, что перед нами?
Конфликт. Тема нашего занятия – сущность и виды конфликтов. (Записывает на доске). Знакомое слово, достаточно знакомая ситуация. Все мы не раз оказывались втянутыми в какой-либо конфликт, становились свидетелями конфликтов. Поэтому, я уверена, вам уже многое известно по этой теме. Постарайтесь вспомнить и записать в тетради всё, что вы знаете о конфликтах. Время работы – 2 мин…
А теперь поделитесь информацией с соседом и дополните свой список…
Что же у вас получилось? Сейчас по цепочке сообщаете известные вам сведения, а я буду записывать на доске. Не повторяться! (не комментируя, записывает на доске все предложенные варианты)
Итак, задача №1: по ходу урока мы должны проверить наши знания на истинность.
А что мы не знаем о конфликтах?
Так же 2 минуты работаете самостоятельно, потом обмениваетесь информацией.
(по истечении времени опять по цепочке записывается предложенная информация. )А что из этого вам наиболее интересно? (подчёркивает)
А теперь сформулируйте задачу №2.
Итак, сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы:
- что же такое конфликт
- виды конфликтов
- причины возникновения конфликта
- этапы протекания конфликта
- пути развития конфликта
- способы поведения в конфликте
- как лучше выйти из конфликта
- как же правильно поступить в ситуации, представленной в начале урока.
(записывается на доске).
Ну что ж, начнём!
Напоминаю вам, что любая наука говорит на своём особом языке, оперируя собственными терминами. Знание и верное употребление терминов показывает о наличии научных, а не бытовых знаний. Какими же терминами оперирует конфликтология? Вы высказали версию, что конфликты возникают из-за разногласий, или противоречий. Что такое противоречие? …верно, несовпадение взглядов, столкновение мнений.
А могут ли у разных людей всегда быть одинаковые взгляды? ...Значит, противоречий избежать невозможно.
А противоречие и конфликт – одно и то же? Чем отличается противоречие от конфликта?
Всякое ли противоречие может привести к конфликту?
А как можно избежать конфликта?
А если договориться не получается?
Итак, мы с вами столкнулись со следующими понятиями: противоречие, конфликт, соглашение, насилие. Сейчас вам предстоит подобрать правильное определение данным понятиям. На доске табличка, вам нужно установить соответствие и записать в тетради верный вариант. Время работы - 4 минуты.
Противоречие
Применение физической силы для принуждения к чему-либо, нарушение личной неприкосновенности либо угроза применения силы
Конфликт
Несовпадение мнений по какому-либо поводу, а так же несовпадение интересов, целей, желаний оппонентов
Соглашение
Взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности
Насилие
Столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация противоборства одной или более сторон.
(после демонстрируется правильный вариант, либо верный ответ проговаривается устно)
Продолжаем работу. Если конфликта избежать не удаётся, каковы же могут быть пути развития конфликта? … Действительно, можно попытаться решить конфликт с позиции силы (физической, психологической или моральной), сделать вид, что конфликта и вовсе нет (то есть отказаться от разрешения конфликта) или попытаться найти компромисс (с помощью взаимных уступок найти решение, которое устраивало бы все конфликтующие стороны). Сейчас мы с вами попытаемся представить, к чему приведёт тот или иной путь и заполним таблицу.
Развитие конфликта
Разрешён или нет конфликт
Чувства участников конфликта
Попытка разрешить конфликт с позиции силы
Отказ от решения проблемы (уход от конфликта)
Попытка придти к соглашению, поиск компромисса
(Совместно со студентами преподаватель заполняет таблицу).
Развитие конфликта
Разрешён или нет конфликт
Чувства участников конфликта
Попытка решить конфликт с позиции силы
1 вариант (если силы равны): конфликт не разрешён, проблема осталась. Разрастание конфликта (вовлечение новых участников)
2 вариант: конфликт разрешён в пользу сильного. Ущемлены права и интересы потерпевшей стороны.
Конфликт возродится, когда побеждённый соберёт силы.
Неудовлетворённость, злость, обида, желание добиться победы.
Победитель: радость, превосходство, злорадство.
Побеждённый: обида, унижение, стыд, желание отомстить и взять реванш.
Отказ от решения проблемы (уход от конфликта)
Проблема осталась.
Конфликт не разрешён, а перешёл в скрытую стадию.
Неудовлетворённость, обида, горечь, желание добиться победы.
Как видим, к мирному решению проблемы и погашению конфликта может привести только третий путь – путь поиска компромисса и взаимных уступок. Именно соглашение, мирное решение проблемы обеспечит человеку нормальное, комфортное самочувствие.
А теперь вспомним ситуацию, озвученную в начале урока. Какой путь развития конфликта избрали участники? Какие чувства они при этом испытывали? ...
Естественно, всех интересует вопрос (и вы в начале урока его задали), как же правильно вести себя в конфликте, когда его температура достигла точки кипения, а ваш противник и слышать не хочет о компромиссе? Как правильно и безболезненно попытаться выйти из конфликта (особенно если ты испытываешь чувство вины)? Чтобы ответить на этот вопрос, мы попытаемся смоделировать и проиграть конфликтную ситуацию.
Для инсценировки мне нужна одна девушка и 4 юноши. (Приглашаются желающие).
Представьте ситуацию: молодожёны после работы решили сходить в кино. Договорились, что муж зайдёт домой к 6 вечера, заберёт жену, они сначала зайдут в кафе, а затем пойдут на 8-часовой сеанс. Молодая жена, которая, выйдя замуж, уехала за мужем в чужой город, очень скучала по дому и друзьям, а новых знакомых ещё не приобрела. Поэтому очень ждала этого вечера и была готова уже к 5 часам. Час она ходила от зеркала к окну, поджидая мужа и предвкушая замечательный вечер. Но к 6 вечера муж домой не пришёл. Она пыталась дозвониться на сотовый. Но он был отключен. Позвонила на работу – там ответили, что муж ушёл в 17-30. 3 часа она ходила от окна к окну, постоянно набирала номер мужа, звонила знакомым, но никто ничего ей не мог ответить. К 9 вечера муж позвонил в дверь. Он был жив-здоров и от него пахло спиртом…
А дальше мы инсценируем ситуацию. Девушка будет играть роль молодой жены. А юноши – роль мужа. Почему 4? Потому что представят 4 модели поведения.
Девушку на 1 минуту попросим выйти.
(Когда девушка выходит, преподаватель объясняет классу и юношам, что муж не виноват: когда он спешил домой, то стал свидетелем разбоя: двое молодчиков в подворотне избивали женщину и срывали с неё золотые серёжки. Он кинулся на помощь, в драке был разбит телефон. Раны и царапины ему обработали спиртом работники прибывшей «скорой», а после ему пришлось давать показания в милиции).
После объяснений девушку приглашают в класс и просят выйти участников-юношей. Там преподаватель объясняет им их роли и модели поведения.
Инсценировка: юноши по очереди заходят в кабинет и проигрывают ситуацию в соответствии со своей ролью.
После инсценировки девушке задают вопросы: что она испытывала в каждой ситуации, в каком случае ей проще всего было успокоиться и выслушать мужа, в каком – хотелось продолжать конфликт. Далее студенты заполняют таблицу.
Способы поведения в конфликте.
Способ поведения
Действия учасников
результат
Соперничество
«лучшая защита – это нападение», то есть на каждый упрёк - контраргумент
Развитие и углубление конфликта
Избегание (уход в сторону)
Посторонние реплики, рассказ о ситуации, не имеющей отношения к конфликту
Тормозит нападающую сторону. Первое время – растерянность, «нападающий» сбит с толку. Этим можно воспользоваться для разъяснения ситуации. Если затянуть – развитие и углубление конфликта.
«Эхо»
Повторение последних фраз
Подчёркнутая вежливость
Сразу же признать себя виноватым, попросить прощения, предложить какую-либо компенсацию
Самый лёгкий выход из конфликта.
Итак, что же нам осталось узнать? … Этапы развития конфликта.
Любой конфликт проходит 3 основные этапа. Вначале это скрытая стадия, когда внешне конфликт ещё никак не проявился.
1 этап – конфликтная ситуация:
формирование противоречий (скрытый период)
осознание противоречий (конфликт выходит наружу)
2 этап – собственно конфликт:
инцидент (повод) - одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны - первое столкновение
эскалация - разрастание и углубление конфликта
кульминация конфликта – наивысшая точка
любой конфликт не может длиться вечно. Рано или поздно он должен разрешиться.
3 этап – разрешение конфликта
или
переход конфликта в антагонизм (скрытое течение конфликта, формирование непримиримых противоречий).
Как вы думаете, на какой стадии проще всего разрешить конфликт? … Действительно, конфликт, как снежный ком: чем дальше - тем больше, тем труднее поддаётся разрешению. Поэтому, чем раньше люди попытаются договориться, тем больше шансов найти компромисс и сохранить достоинство.
Итак, давайте посмотрим, насколько верными были наши первоначальные знания о конфликте. Поставьте «+» возле тех версий, которые оказались верными, «-« возле неверных и «?» возле тех утверждений, которые оказались незатронутыми на этом уроке.
(одному студенту даётся индивидуальное д/з: выяснить, насколько верны эти утверждения).
На все ли поставленные вопросы мы ответили?
А теперь проверим, насколько вы усвоили материал урока и попытаемся применить полученные знания на практике. Для этого вновь вспомним ситуацию, с которой начали занятие (при необходимости зачитывается снова). Вы должны проанализировать её: установить суть противоречий (какими мотивами руководствуются участники конфликта, какие цели преследуют), поэтапно проследить развитие конфликта и предложить пути выхода из конфликта на каждом этапе, приемлемые для обеих сторон (исходя из целей и мотивов участников). Работаем в группах. На выполнение работы – 10 минут.
(через 10 мин – обсуждение и подведение итогов. Преподаватель ещё раз подчёркивает, что конфликт легче предотвратить, чем погасить, и легче погасить на ранней стадии).
А закончим мы наш урок «свободным микрофоном»: сейчас каждый из вас расскажет, что нового и полезного он вынесет с этого урока, что сможет применить на практике, в реальной жизни. (Высказываются)
Домашнее задание: вы вновь должны разбиться на группы и проинсценировать какой-либо конфликт, предложив пути выхода из конфликта на каждом этапе.
И в заключение – внимание на доску. Перед вами строки стихов замечательного поэта – Марины Цветаевой. Это стихотворение – одно из последних стихов, написанное великим поэтом и мудрой женщиной, своего рода – итог всех её размышлений. Вы видите - здесь выпущено последнее, самое важное слово. Подумайте, что пыталась поведать нам Марина Цветаева и вставьте пропущенное слово.
«Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!
Не надо людям с людьми на земле…»
Мне очень хочется, чтобы, сталкиваясь с конфликтной ситуацией, вы бы вспоминали это мудрейшее пожелание мудрейшей женщины и выбирали наилучший способ действий и поведения. НЕ НАДО ЛЮДЯМ С ЛЮДЬМИ НА ЗЕМЛЕ БОРОТЬСЯ!