kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему "Отклоняющееся поведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на тему "Отклоняющееся поведение" 8 класс. Отображает проблему,виды,причины и последствия девиантного поведения человека в обществе. Девиантное поведения различают как негативным, так и позитивным в ряде случаев

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Отклоняющееся поведение"»



Методическая разработка урока по предмету «Обществознание»

учителя обществознания МБОУ «СОШ№53» г.Грозного

Класс 8

Тема: Отклоняющееся поведение

Учитель обществознания Лурмагомадова Сацита Сулеймановна

Цель: познакомить с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия, рассмотреть статьи УК РФ.

Задачи:

-развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами;

-формировать отношение к девиантным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию.

Форма урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Просвещение»,Москва,2016, пакет документов (из УК РФ: статьи – 228,228.1, 230), интерактивная доска, слайдовая презентация к уроку.



Ход урока

«….Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий»

П.Марешаль

1.Организационный момент. Приветствие учащихся

2.Опрос домашнего задания.

1.Актуализация знаний.

- Вспомним, что такое социальные нормы? Как они регулируют общественные отношения? Как осуществляется социальный контроль? Какую роль в нем играют санкции?

(Ответы обучающихся)

В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения – естественная часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться…исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким».

- Что собой представляют девиантное поведение? Что побуждает общество на подобные отклонения? Какие виды проявлений отклонения от нормы можно наблюдать в обществе и к чему это приводит? Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке .

Тема урока: Отклоняющееся поведение.

План урока:

  1. Отклоняющееся поведение

  2. Виды отклоняющегося поведения

  3. Причины отклоняющегося поведения



  1. Анализ статей УК РФ.

II. Изучение новой темы.

1.Отклоняющееся поведение.

Нам всем известно, что в обществе существуют общепринятые нормы и система социального контроля, регулирующая поведение людей в соответствии с этими нормами.

Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением.  Примеров, когда люди нарушают отдельные нормы, пренебрегают запретами, можно привести немало: один перебегает дорогу на красный свет, другой припарковал машину на стоянке общественного транспорта, третий развел костер в неположенном месте.



- Скажите, в чем еще может выразиться проявление отклоняющегося поведения?

(ответы учащихся)

Социологи выделяют отдельные группы отклоняющегося поведения из всего многообразия форм

(Учащиеся работают с информацией, составляется схема)



Отклоняющееся поведение



На уровне личности На уровне малых В деятельности

(Преступления, социальных групп государства

правонарушения, (Нарушения (Бюрократия,волокита,коррупция)

аморальные поступки нормальных

отношений)

(Слайд)

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. А девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны являются отклоняющимся.

Есть такие формы отклонения, которые не создают неудобств обществу, не подрывают стабильность общества. Например, гениальный математик целиком поглощенный своей ученой деятельностью, не обращает внимание на свой внешний облик, правило этикета, не отвечает на приветствия коллег. Подобно поведение можно отнести к позитивному отклоняющемуся поведению, так как результатом его поведения могут стать научные открытия.

Но все-таки во многих случаях отклоняющее поведение бывает негативным. Наиболее опасных среди является наркомания и алкоголизм.

Алкоголизм и наркомания – типичные виды девиантного поведения. Алкоголик и наркоман – не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Алкоголизм разрушающим образом действует на личность пбющего. Прежде всего алкоголь поражает нервную систему человека, разрушает клетки головного мозга, изменяет психику.

Не менее страшной, чем алкоголизм является наркомания. Прием наркотиков, также как и алкоголизм порождает психологическую и физическую зависимость.Таким образом, алкоголизм и наркомания крайне пагубно влияют на человека, разрушая его личность.

Работа с рубриками « Мнения и «Факты». Слайды

2. Алкоголизм и наркомания. Причины отклоняющегося поведения.

- По данным социологических опросов последних лет, среди проблем, которые волнуют больше всего, половина опрошенных выделяют алкоголизм и наркоманию

- Давайте мы с вами ребята постараемся определить последствия найти отклоняющегося поведения. В процессе работы с информацией в учебниках необходимо оформить в виде таблицы в тетрадях факты, которые подтверждают причинение вреда здоровью девинта и влияние отклоняющегося поведения на окружающих, на общество в целом.

(По ходу парной работы заполняется таблица)

Причинение вреда здоровью девианта

Влияние отклоняющегося поведения на окружающих, на общество









Обсуждение после оформления таблицы:

1.Почему люди начинают курить,пить,принимать наркотики?

2.В чем проявляется реакция сердечно-сосудистой, нервной систем и органов пищеварении на табак?

3. Какой вред приносит алкоголизм, наркомания человеку, окружающим его людям и обществу?

-Л.Н.Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались»

-О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель?

Таким образом, алкоголизм и наркомания крайне пагубно влияют на приобщившегося к спиртному или наркотикам человека. Приобретая массовый характер, эти формы отклоняющегося поведения наносят удар и по обществу в целом: значительное число прежде молодых членов общества «выпадает» из нормальной социальной жизни. Они не способны полноценно реализовывать себя в семейной жизни, учебе, профессиональной деятельности. Известно, что множество преступлений совершается людьми именно в состоянии алкогольного опьянения, пьяные становятся причиной большинства дорожно-транспортных происшествий. Наркоманы еще более недружны с законом: в поисках средств на приобретение наркотика они идут на воровство, грабеж и другие тяжкие преступления.

3.«Почему они это делают?» Причины негативного девиантного поведения.

- Ребята, подумайте, какие причины толкают человека принимать спиртное и наркотики?

(Ответы учащихся)

Социологи выделяют среди прочих три момента:

1) Беззаботность юности

2) Подростки склонны переоценивать свою силу воли

3) Молодежь склонна к рисковым моделям поведения

Также социологи на социальные факторы – неблагополучная семья, взаимная привязанность либо чрезмерная суровость родителей; рост благосостояние общества.

4.Анализ статей УК РФ. Аргументация выбора.

И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Рассмотрим и обсудим статьи 228, 228.1, 230 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказания в отношении людей, совершивших преступления.

(Работа с пакетом документов)

- На ваше рассмотрение предлагается три подхода к решению проблемы девиантного поведения:

1.Ужесточить наказания

2.Воспитывать правовую грамотность населения.

3.Вовлекать молодежь в общественнозначимую деятельность.

- Какую позицию выберете вы? Аргументируйте свой ответ.

III. Рефлексия.

Продолжите фразу:

- Я узнал сегодня на уроке…

- Мне был урок интересен…

- Мое отношение к проблеме урока…

Домашнее задание:

Параграф 16

Задания 2,4 –Рубрика «В классе и дома»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка на тему "Отклоняющееся поведение"

Автор: Лурмагомадова Сацита Сулеймановна

Дата: 24.05.2017

Номер свидетельства: 418413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(90) "proiekt-korriektsiia-trievozhnosti-i-strakhov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "315149"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459842828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства