kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по обществознанию по теме: "Молодежь как социальная группа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка составлена с учетом ФГОС СПО, для 1 курса. Лекция содержит в себе, следующие вопросы: 1. Молодеж, как социальная группа. 2. Особенности молодежной субъкультуры.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по обществознанию по теме: "Молодежь как социальная группа"»

Обществознание

Урок № 35.

Раздел 4.3 Важнейшие социальные общности и группы.

Тема: Молодежь как социальная группа

Цель: рассмотреть понятие молодежь.

Задачи:

(Образовательная) формирование понятий: молодежь.

(Развивающая) формирование навыков деятельности, составляющих информационно-коммуникативную компетентность;

(Воспитательная) формирование коммуникативных и интегративных умений и навыков.

Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска.

Тип урока: Комбинированный урок


Ход урока.

  1. Организационный момент. (3 минуты)

  2. Проверка домашнего задания (20 минут)

1.Определение социальная группа.

2. Социальная общность.

3. Классификация социальных групп.

4. Групповая динамика и лидерство.


План

1. Молодежь, как социальная группа.

2. Особенности молодежной субкультуры (50 минут)


№1. Жизнь человека делится на несколько этапов: младенче­ство, детство, молодость, средний возраст, пожилой возраст, старость. Молодежью называют людей в возрасте от 16 до 25 — 30 лет. Вследствие своего возраста и его особенностей молодежь составляет особую социальную группу.

Как человечество эволюционировало на протяжении нескольких миллионов лет, так и каждый человек повторяет в своем развитии предыдущие этапы человеческой эволюции. Таким образом представители различных возрастных когорт как бы демонстрируют различные стадии эволюции человека. Например, если рассмотрим свойства групп применительно к возрастным различиям, то окажется, что в молодом возрасте больший вес имеют ценности, характерные для малых групп, т. е. соответствующие ранним ступеням человеческой эволю­ции, когда все люди жили малыми группами. Молодежь объ­единяется в малые группы с характерными признаками, по­добно тотемическому свойству родства у древних людей. Те были группой слона или обезьяны, а нынешняя молодежь — группами «Спартака», «Динамо» или ЦСКА или принадле­жит к каким-то иным группировкам. Значение малых групп резко возрастает в такие социальные периоды, когда общество нестабильно и в нем разрушаются верхние этажи социально­сти, скрепляющие людей: государство и мораль.

Молодежь является наиболее мобильной социальной груп­пой, что не удивительно, поскольку на эволюционном пути это наиболее быстро растущая когорта как буквально, в смысле физического роста, так и в смысле процесса усвоения новых социальных ценностей и технических средств (ныне это ком­пьютер, Интернет, мобильные средства связи). Молодежь бо­лее чутко реагирует на социальные изменения. Социологиче ские опросы показывают, что возрастные группы в 18 — 30 лет отличаются по своим взглядам от других возрастных групп именно в том направлении, в котором меняется общество.

У всего этого есть своя обратная сторона. Лучшая усвояе­мость молодежью современных веяний, отсутствие прочной привязки к прошлому опыту ведут к тому, что молодежь бо­лее подвержена современной массовой культуре, текущей идеологической пропаганде и т.д.

Отличия молодежи от представителей других возрастных групп существовали всегда. В русской культуре еще в XIX в. была постав­лена проблема «отцов и детей» (так называлась знаменитая повесть И.С.Тургенева). В то время усиление капиталистических отноше­ний, сопровождавшееся развитием наук (прежде всего естественных), техники и образования, привело к обострению взаимоотношений от­цов и детей. В повести Тургенева дети — Базаров и его друг Арка­дий — получают естественно-научное образование (почти неизвест­ное в первой половине XIX в.), отрицают моральные принципы, ко­торыми руководствовались их родители, и в целом их мировоззрение резко контрастирует с мировоззрением предыдущего поколения.

В наше время противоречия между поколениями обостре­ны еще больше, чем в XIX в., поскольку изменение общественного устройства после распада СССР привело к резкому изменению социальных ценностей. Старшее поколение как более консервативное продолжает жить под воздействием коллективистских ценностей советского периода, тогда как новое поколение энергично усваивает современные рыночные ценности индивидуального материального успеха.

Как показывают опросы общественного мнения, большин­ство населения в России считает современную молодежь агрес­сивной, циничной и меркантильной. Сама же молодежь ин­терпретирует агрессивность как целеустремленность, иници­ативность, ориентированность на успех. По результатам со­циологических опросов 2000 — 2002 гг., опубликованных в «Политическом словаре нашего времени» (2006), «18 — 24-лет­ние россияне заявляют, что главное для них — жить в до­статке (62 %), сделать карьеру (37 %), иметь высокооплачи­ваемую работу (27 %), получить образование (21 %), а также иметь хорошую семью (56 %) и воспитать хороших детей (45%)». Настораживает то, что 18 — 24-летние готовы, для того чтобы добиться успеха в жизни, переступить через су­ществующие моральные нормы, которые, по их мнению, уста­рели и не отвечают реалиям сегодняшнего мира (так считают 62 % опрошенных). В то же время молодежь осуждает лице­мерие, подлость, равнодушие, коррупцию.

На сложную картину взаимоотношений поколений накла­дываются новые демографические тенденции - Одной из таковых является тенденция «постарения» населения развитых стран. Это связано с тем, что увеличивается про­должительность жизни и уменьшается рождаемость. Поэто­му относительное количество молодых людей по сравнению с пожилыми уменьшается. Это характерно и для современ­ной России. В то же время в возрастной структуре развиваю­щихся и слаборазвитых стран преобладает молодежь.

Еще одной тенденцией стала тенденция акселерации, о которой впервые заговорили в середине XX в. Было заме­чено, что молодежь поколения после Второй мировой войны стала выше ростом, крупнее, раньше начала сексуально со­зревать и ощущать себя взрослой. В 70-е гг. XX в. в большинстве стран Запада произошла так называемая «сексуальная революция», под которой имелось в виду уменьшение возрас­та вступления в половую жизнь и добрачные сексуальные отношения. В 1990-е гг. сексуальная революция дошла до России.

В настоящее время средний возраст начала сексуальной жизни в России составляет 14,8 лет. Однако возраст социального созревания остался прежним. У молодежи в этом воз­расте нет материальных возможностей создать семью и же­лания вступить в брак. Усиливающийся разрыв между физическим и духовным развитием чреват социальными кон­фликтами и психологическими стрессами.

Еще одна тенденция — это тенденция увеличения продолжительности обучения молодежи. Эта тенден­ция имеет место уже у животных. Чем более высоко на эво­люционной лестнице находится вид, чем лучше развита у него нервная система, тем большее время занимает период научения. Еще в большей степени это характерно для чело­века. Причем данная тенденция усиливается на наших гла­зах. 100 лет назад в России, когда большинство населения жило в деревнях и занималось сельским хозяйством, дети, если и учились, то в двухгодичных церковно-приходских школах, и после их окончания начинали помогать родите­лям в их работе и дома. В середине XX в. в Советском Сою­зе было введено всеобщее среднее образование. В настоящее время все больший процент населения России получает в городах высшее образование, догоняя по этому показателю развитые страны Запада.

Молодежь испытывает на себе все проблемы, которые ха­рактерны для общества в целом. Так, в современной России за последние 20 лет резко возросло социальное расслоение, и это также сказалось и на молодежи, причем зачастую в более драматичной форме, чем у взрослого населения. По разным подсчетам количество беспризорных детей в России состав­ляет от 150 тыс. до 5 млн человек. Материальное расслоение и различные социальные условия жизни приводят к тому, что молодые люди, живущие в городах и материально обес­печенные, могут даже при недостатке полученных в школе знаний продолжить обучение в платных вузах и аспиранту­ре, получая отсрочку от призыва в армию, в то время как ма­лообеспеченные и жители сельской местности не имеют та­кой возможности.

Развитие частной собственности в результате приватиза­ции, неспособность правоохранительных органов обеспечить соблюдение законности привели к криминализации россий­ского общества. Это не могло не сказаться на определенной части молодежи, у которой отсутствует мировоззренческое ядро личности. К тому же молодежь наиболее податлива к воздействию СМИ, в которых усиленно пропагандируются ценности роскошной жизни. А как обеспечить себе такую жизнь, когда для овладения достойной профессией надо еще много лет упорно трудиться? Часть молодежи соблазняется «легким» способом разбогатеть и пополняет криминальные группировки. Молодежь также легче становится жертвой то­талитарных сект и экстремистских политических организа­ций. Этому способствуют тяга к необычному и обостренное чувство социальной справедливости, которое было присуще молодежи во все времена, и особенно в России.

2. Особенности молодежной субкультуры. Понятие «субкультура» (частица «суб-» буквально означа­ет «находиться под чем-то, около чего-либо») обозначает до­статочно обособленную культуру определенной части населе­ния. Во всех обществах существует множество подгрупп, име­ющих различные культурные ценности и традиции. Пози­тивный смысл субкультуры в том, чтобы легче идентифици­ровать человека как близкого себе по каким-либо признакам: половым, этническим, возрастным. Субкультура формирует­ся под влиянием места жительства, принадлежности к опре деленному социальному слою, этническому происхождению, религии и т.д.

По мнению современных социологов, возникновение суб­культур в последней четверти XX в. обусловлено множеством причин, среди которых особо следует выделить такие:

1) кризис культуры западной цивилизации;

2) падение доверия масс к таким социальным институтам, как Церковь, система образования и др.;

3) нарастание неприязни между поколения­ми отцов и детей вследствие научно-технической революции и ускорения социальных изменений (как писал еще К.Лоренц, представители разных поколений начинают восприни­мать друг друга как разные этнические группы);

4) стремле­ние к объединению с теми, у кого имеются похожие интере­сы и потребности, отсюда объединение по возрастному при­знаку. Некоторые социологи даже утверждают, что в обще­стве существует две основные субкультуры: субкультура мо­лодежи и субкультура взрослых, которая является более устойчивой и транслирующейся.

Специфика субкультуры молодежи определяется свойствами молодежи и проявляется в языке, внеш­нем виде, способах общения и поведения.

Молодому человеку, как и представителю других возраст­ных групп, хочется показать свое Я, свою самостоятельность, неповторимость. Но возможности его ограничены: он еще не имеет заслуг перед обществом, зачастую не имеет профессии или достаточно глубоких знаний. У него еще не сформиро­валось уникальное мировоззренческое ядро личности. Как же заявить всем о своей оригинальности? На помощь при­ходят внешние атрибуты, прежде всего внешний вид, опре­деляемый модой, за которой молодежь следит особенно вни­мательно.

Молодежные субкультуры в России испытывают влияние криминализации общества, западной молодежной моды (фут­больные фанаты, байкеры, хип-хопперы и др.), пытаются ро­мантически компенсировать повседневную рутину (диггеры, толкиенисты, экологисты), а также воспроизводят некоторые черты советского прошлого (прокоммунистические молодеж­ные организации). Все эти воздействия переплетаются, но главное состоит в том, что субкультурная специфика несвой­ственна молодому поколению россиян как таковому, это лишь мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассе­янная в молодежной среде. По мнению современного россий­ского социолога В. А. Лукова, причина этого видится в соци­альной и экономической неустойчивости российского обще­ства, в возможности быстро подняться по социальной лестнице, в утере нормативно-ценностных оснований для поддержания социальной солидар­ности. Дезориентированность молодежной когорты отражает общую разрозненность общества, но именно солидарность молодежи должна в будущем вывести общество из состояния неустойчивости.

Закрепление.

1. Кто входит в социальную группу молодежи?

2. Каковы положительные и отрицательные стороны данной социальной группы?

  1. Что характерно для тенденции «постарения» населения?

  2. Чем характеризуется тенденция акселерации?

  3. Где больше доля молодежи: в странах Севера или Юга?

  4. Что такое субкультура?

  5. Каковы причины возникновения субкультуры в XX в.?

  6. Каковы особенности молодежной субкультуры?

.


Домашнее задание: А.А. Горелов, ст. 181-185 (7 минуты)


4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция по обществознанию по теме: "Молодежь как социальная группа"

Автор: Халардина Дарья Вячеславовна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства