Лекция по обществознанию по теме: "Молодежь как социальная группа"
Лекция по обществознанию по теме: "Молодежь как социальная группа"
Данная методическая разработка составлена с учетом ФГОС СПО, для 1 курса. Лекция содержит в себе, следующие вопросы: 1. Молодеж, как социальная группа. 2. Особенности молодежной субъкультуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция по обществознанию по теме: "Молодежь как социальная группа"»
Обществознание
Урок № 35.
Раздел 4.3 Важнейшие социальные общности и группы.
Тема: Молодежь как социальная группа
Цель: рассмотреть понятие молодежь.
Задачи:
(Образовательная) формирование понятий: молодежь.
(Развивающая) формирование навыков деятельности, составляющих информационно-коммуникативную компетентность;
(Воспитательная) формирование коммуникативных и интегративных умений и навыков.
Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска.
Тип урока: Комбинированный урок
Ход урока.
Организационный момент. (3 минуты)
Проверка домашнего задания (20 минут)
1.Определение социальная группа.
2. Социальная общность.
3. Классификация социальных групп.
4. Групповая динамика и лидерство.
План
1. Молодежь, как социальная группа.
2. Особенности молодежной субкультуры (50 минут)
№1. Жизнь человека делится на несколько этапов: младенчество, детство, молодость, средний возраст, пожилой возраст, старость. Молодежью называют людей в возрасте от 16 до 25 — 30 лет. Вследствие своего возраста и его особенностей молодежь составляет особую социальную группу.
Как человечество эволюционировало на протяжении нескольких миллионов лет, так и каждый человек повторяет в своем развитии предыдущие этапы человеческой эволюции. Таким образом представители различных возрастных когорт как бы демонстрируют различные стадии эволюции человека. Например, если рассмотрим свойства групп применительно к возрастным различиям, то окажется, что в молодом возрасте больший вес имеют ценности, характерные для малых групп, т. е. соответствующие ранним ступеням человеческой эволюции, когда все люди жили малыми группами. Молодежь объединяется в малые группы с характерными признаками, подобно тотемическому свойству родства у древних людей. Те были группой слона или обезьяны, а нынешняя молодежь — группами «Спартака», «Динамо» или ЦСКА или принадлежит к каким-то иным группировкам. Значение малых групп резко возрастает в такие социальные периоды, когда общество нестабильно и в нем разрушаются верхние этажи социальности, скрепляющие людей: государство и мораль.
Молодежь является наиболее мобильной социальной группой, что не удивительно, поскольку на эволюционном пути это наиболее быстро растущая когорта как буквально, в смысле физического роста, так и в смысле процесса усвоения новых социальных ценностей и технических средств (ныне это компьютер, Интернет, мобильные средства связи). Молодежь более чутко реагирует на социальные изменения. Социологиче ские опросы показывают, что возрастные группы в 18 — 30 лет отличаются по своим взглядам от других возрастных групп именно в том направлении, в котором меняется общество.
У всего этого есть своя обратная сторона. Лучшая усвояемость молодежью современных веяний, отсутствие прочной привязки к прошлому опыту ведут к тому, что молодежь более подвержена современной массовой культуре, текущей идеологической пропаганде и т.д.
Отличия молодежи от представителей других возрастных групп существовали всегда. В русской культуре еще в XIX в. была поставлена проблема «отцов и детей» (так называлась знаменитая повесть И.С.Тургенева). В то время усиление капиталистических отношений, сопровождавшееся развитием наук (прежде всего естественных), техники и образования, привело к обострению взаимоотношений отцов и детей. В повести Тургенева дети — Базаров и его друг Аркадий — получают естественно-научное образование (почти неизвестное в первой половине XIX в.), отрицают моральные принципы, которыми руководствовались их родители, и в целом их мировоззрение резко контрастирует с мировоззрением предыдущего поколения.
В наше время противоречия между поколениями обострены еще больше, чем в XIX в., поскольку изменение общественного устройства после распада СССР привело к резкому изменению социальных ценностей. Старшее поколение как более консервативное продолжает жить под воздействием коллективистских ценностей советского периода, тогда как новое поколение энергично усваивает современные рыночные ценности индивидуального материального успеха.
Как показывают опросы общественного мнения, большинство населения в России считает современную молодежь агрессивной, циничной и меркантильной. Сама же молодежь интерпретирует агрессивность как целеустремленность, инициативность, ориентированность на успех. По результатам социологических опросов 2000 — 2002 гг., опубликованных в «Политическом словаре нашего времени» (2006), «18 — 24-летние россияне заявляют, что главное для них — жить в достатке (62 %), сделать карьеру (37 %), иметь высокооплачиваемую работу (27 %), получить образование (21 %), а также иметь хорошую семью (56 %) и воспитать хороших детей (45%)». Настораживает то, что 18 — 24-летние готовы, для того чтобы добиться успеха в жизни, переступить через существующие моральные нормы, которые, по их мнению, устарели и не отвечают реалиям сегодняшнего мира (так считают 62 % опрошенных). В то же время молодежь осуждает лицемерие, подлость, равнодушие, коррупцию.
На сложную картину взаимоотношений поколений накладываются новые демографические тенденции - Одной из таковых является тенденция «постарения» населения развитых стран. Это связано с тем, что увеличивается продолжительность жизни и уменьшается рождаемость. Поэтому относительное количество молодых людей по сравнению с пожилыми уменьшается. Это характерно и для современной России. В то же время в возрастной структуре развивающихся и слаборазвитых стран преобладает молодежь.
Еще одной тенденцией стала тенденция акселерации, о которой впервые заговорили в середине XX в. Было замечено, что молодежь поколения после Второй мировой войны стала выше ростом, крупнее, раньше начала сексуально созревать и ощущать себя взрослой. В 70-е гг. XX в. в большинстве стран Запада произошла так называемая «сексуальная революция», под которой имелось в виду уменьшение возраста вступления в половую жизнь и добрачные сексуальные отношения. В 1990-е гг. сексуальная революция дошла до России.
В настоящее время средний возраст начала сексуальной жизни в России составляет 14,8 лет. Однако возраст социального созревания остался прежним. У молодежи в этом возрасте нет материальных возможностей создать семью и желания вступить в брак. Усиливающийся разрыв между физическим и духовным развитием чреват социальными конфликтами и психологическими стрессами.
Еще одна тенденция — это тенденция увеличения продолжительности обучения молодежи. Эта тенденция имеет место уже у животных. Чем более высоко на эволюционной лестнице находится вид, чем лучше развита у него нервная система, тем большее время занимает период научения. Еще в большей степени это характерно для человека. Причем данная тенденция усиливается на наших глазах. 100 лет назад в России, когда большинство населения жило в деревнях и занималось сельским хозяйством, дети, если и учились, то в двухгодичных церковно-приходских школах, и после их окончания начинали помогать родителям в их работе и дома. В середине XX в. в Советском Союзе было введено всеобщее среднее образование. В настоящее время все больший процент населения России получает в городах высшее образование, догоняя по этому показателю развитые страны Запада.
Молодежь испытывает на себе все проблемы, которые характерны для общества в целом. Так, в современной России за последние 20 лет резко возросло социальное расслоение, и это также сказалось и на молодежи, причем зачастую в более драматичной форме, чем у взрослого населения. По разным подсчетам количество беспризорных детей в России составляет от 150 тыс. до 5 млн человек. Материальное расслоение и различные социальные условия жизни приводят к тому, что молодые люди, живущие в городах и материально обеспеченные, могут даже при недостатке полученных в школе знаний продолжить обучение в платных вузах и аспирантуре, получая отсрочку от призыва в армию, в то время как малообеспеченные и жители сельской местности не имеют такой возможности.
Развитие частной собственности в результате приватизации, неспособность правоохранительных органов обеспечить соблюдение законности привели к криминализации российского общества. Это не могло не сказаться на определенной части молодежи, у которой отсутствует мировоззренческое ядро личности. К тому же молодежь наиболее податлива к воздействию СМИ, в которых усиленно пропагандируются ценности роскошной жизни. А как обеспечить себе такую жизнь, когда для овладения достойной профессией надо еще много лет упорно трудиться? Часть молодежи соблазняется «легким» способом разбогатеть и пополняет криминальные группировки. Молодежь также легче становится жертвой тоталитарных сект и экстремистских политических организаций. Этому способствуют тяга к необычному и обостренное чувство социальной справедливости, которое было присуще молодежи во все времена, и особенно в России.
№2. Особенности молодежной субкультуры. Понятие «субкультура» (частица «суб-» буквально означает «находиться под чем-то, около чего-либо») обозначает достаточно обособленную культуру определенной части населения. Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Позитивный смысл субкультуры в том, чтобы легче идентифицировать человека как близкого себе по каким-либо признакам: половым, этническим, возрастным. Субкультура формируется под влиянием места жительства, принадлежности к опре деленному социальному слою, этническому происхождению, религии и т.д.
По мнению современных социологов, возникновение субкультур в последней четверти XX в. обусловлено множеством причин, среди которых особо следует выделить такие:
1) кризис культуры западной цивилизации;
2) падение доверия масс к таким социальным институтам, как Церковь, система образования и др.;
3) нарастание неприязни между поколениями отцов и детей вследствие научно-технической революции и ускорения социальных изменений (как писал еще К.Лоренц, представители разных поколений начинают воспринимать друг друга как разные этнические группы);
4) стремление к объединению с теми, у кого имеются похожие интересы и потребности, отсюда объединение по возрастному признаку. Некоторые социологи даже утверждают, что в обществе существует две основные субкультуры: субкультура молодежи и субкультура взрослых, которая является более устойчивой и транслирующейся.
Специфика субкультуры молодежи определяется свойствами молодежи и проявляется в языке, внешнем виде, способах общения и поведения.
Молодому человеку, как и представителю других возрастных групп, хочется показать свое Я, свою самостоятельность, неповторимость. Но возможности его ограничены: он еще не имеет заслуг перед обществом, зачастую не имеет профессии или достаточно глубоких знаний. У него еще не сформировалось уникальное мировоззренческое ядро личности. Как же заявить всем о своей оригинальности? На помощь приходят внешние атрибуты, прежде всего внешний вид, определяемый модой, за которой молодежь следит особенно внимательно.
Молодежные субкультуры в России испытывают влияние криминализации общества, западной молодежной моды (футбольные фанаты, байкеры, хип-хопперы и др.), пытаются романтически компенсировать повседневную рутину (диггеры, толкиенисты, экологисты), а также воспроизводят некоторые черты советского прошлого (прокоммунистические молодежные организации). Все эти воздействия переплетаются, но главное состоит в том, что субкультурная специфика несвойственна молодому поколению россиян как таковому, это лишь мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде. По мнению современного российского социолога В. А. Лукова, причина этого видится в социальной и экономической неустойчивости российского общества, в возможности быстро подняться по социальной лестнице, в утере нормативно-ценностных оснований для поддержания социальной солидарности. Дезориентированность молодежной когорты отражает общую разрозненность общества, но именно солидарность молодежи должна в будущем вывести общество из состояния неустойчивости.
Закрепление.
1. Кто входит в социальную группу молодежи?
2. Каковы положительные и отрицательные стороны данной социальной группы?
Что характерно для тенденции «постарения» населения?
Чем характеризуется тенденция акселерации?
Где больше доля молодежи: в странах Севера или Юга?
Что такое субкультура?
Каковы причины возникновения субкультуры в XX в.?
Каковы особенности молодежной субкультуры?
.
Домашнее задание: А.А. Горелов, ст. 181-185(7 минуты)