разработка парламентского урока на тему « Конституция - основной закон РФ» , в которой семиклассники могут ознакомится с правово базой нашего государства, четко понимать в чем заключаются права и обязанности человека и гражданина. Раскрывается понятие слова "закон", значимость закона для общества. Урок проходит в игровой форме, чем привлекает и завлекает детей в работу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Конституция - основной закон РФ» »
Методическая разработка парламентского урока на тему :
« Конституция - основной закон РФ» ( для 6-7 классов)
Цели: образовательные: рассказать об основном законе РФ- «Конституции», дать характеристику закону, выявить и объяснить права человека и гражданина.
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений, развивать гражданскую позицию.
Воспитательные: воспитать у детей уважительное отношение к основному закону страны, чувство гордости и патриотизма.
Тип урока: внеклассное мероприятие
ТСО: текст Конституции РФ (в качестве раздаточного материала)
Мультимедийное оборудование.
Ход урока:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшний классный час будет посвящен Основному Закону РФ- Конституции и проведем мы его в форме командного состязания.
Класс делиться на две команды, для начала мы получим знания по нашей теме и походу изучения материала я буду задавать вопросы, команда, которая отвечает правильно получает «Смайлики», а в конце урока мы сосчитаем у кого же больше оказалось смайликов.
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о России и о конституции.
Ребята, закройте глазки и скажите, что вы представляете когда я произношу заветное слово «Родина»
(Ученики отвечают н-р, Россия, дом, семья, Казань и т.д.)
- Назовите столицу нашего государства?
Ученики: Город-герой Москва
- А какие народы проживают на территории нашей родины?
Ученики: русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, карелы, марийцы и т.д.
Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости, уважения за свою страну, за свою отчизну, за свой народ, землю и историю. А олицетворением родной, любимой земли является её символы.
Ребята, давайте вспомним, какие же символы имеет наше государство?
Ученики: Флаг, герб, гимн.
Хорошо, спасибо, верно подметили.
Задание первое по группам: В качестве домашнего задания Вам предлагалось первой команде представить нам Герб РФ, а второй Флаг РФ.
Вопросы, задаваемые в ходе выступления участников :
А что означают цвета на флаге/гербе?
А как иначе можно было бы представить флаг/герб?
Эти символы закреплены Основным Законам нашей страны- Конституцией.
Современная Конституция РФ была принята на всеобщем голосовании( референдуме) 12 декабря 1993 года, в этом году ей уже исполняется 20 лет.
С тех пор как этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее ни внесена ни одна поправка , с 30.12.2008 года.
Ребята, вот мы все говорим, Конституция , а что же это такое?
Ученики: Конституция- это основной закон, по которому мы живем.
Хорошо, а что же такое тогда закон?
Ученики : это правила, которые устанавливает государство
А сейчас я предлагаю прочитать вводную часть к Конституции РФ.(читаем вместе)
Следовательно, главным носителем власти в нашей стране выступает НАРОД.
Задание по группам: На столе у вас есть у всех текст Конституции РФ, вам предложены карточки с блиц- опросом, время на выполнение этого опроса 4 минуты, приступаем.
Блиц-опрос:
-Из чего состоит Конституция ?( из преамбулы и разделов)
- Сколько в ней разделов?(2)
- На что они делятся? ( главы)
- На что подразделяются главы? ( Статьи)
- Сколько всего статей в Конституции?( 137)
-Какая статья рассматривает права и свободы человека и гражданина?( 2)
Итак, проверяем ваше задание.
Последним вопросом в блиц-опросе было рассмотрение прав и обязанностей людей.
-Какие права человека вы знаете?
Ученики: на жизнь, на свободы, на неприкосновенность личности , на образование и т.д.
Все права человека и гражданина бывают нескольких видов:
Личные (гражданские), политические, социальные, духовные и экономические.
К личным правам относятся
1) право на жизнь(ст.20 КРФ)
2)на свободу и личную неприкосновенность( ст.22)
3) на неприкосновенность жилища( ст.25)
4) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки , телефонных переговоров( ст.23)
5) право на свободу передвижения и выбор места жительства для каждого, кто законно находиться на территории РФ(ст.27)
Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать вообще ( ст.26).
Таким образом, гражданские ( личные) права даны нам при рождении, пользуемся мы или всю жизнь и никто безнаказанно не имеет право покушаться на наши права. Наше российское общество является гражданским, а главным критерием гражданского общества является незыблемость людей перед законом, перед законом равны все.
А вот политические, социально-экономические и культурные права даются нам в процессе жизни.
Задание следующее, первая команда выписывает из конституции номера статей из главы второй, относящихся к политическим и культурным правам, а вторая, к социально- экономическим. Время на подготовку 7 минут( используется поисковый метод работы)
Время истекло, проверяем.
Помимо прав и свобод, у человека и гражданина есть свои обязанности. Всего по Конституции их 8. Какие вы, ребята, знаете обязанности граждан?
К числу важнейших обязанностей граждан относятся следующие:
1. Обязанность соблюдать законы.
2. Должен платить налоги, сборы. (Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан)( ст.57)
3. Должен защищать свою Родину. (ст.59)
4. Гражданин должен сохранять природу.( ст.58)
Ребята, остальные обязанности ищем и зачитываем самостоятельно.
На сегодняшнем уроке мы узнали много нового, получили знания о наших правах и обязанностях, узнали, что такое конституция.
Ответьте же : для чего нам нужна Конституция?
А для чего нам нужно знать свои права и обязанности?
Подводим итоги игры, награждаем грамотами победителей.
А в заключение, прошу вас прослушать гимн нашей России, являющийся символом нашей страны, все встаем.