Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
1. Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества государства, дать общую характеристику основного закона РФ;
2. Развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать её;
3. Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Краткое описание урока: ребята в тексте Конституции выбирают нужную информацию, обмениваются ею в парах сменного состава, затем представляют общий результат работы в виде кластера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе
Тема урока:
«Конституция
Российской Федерации»
Учителя истории и обществознания Каргина Ю.В. ООШ с. Большой Сереж.
Цели:
Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества государства, дать общую характеристику основного закона РФ;
Развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать её;
Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя.
На протяжении многих веков люди задумывались как закрепить права и обязанности людей в государстве, еще в древнем Риме создавали такие документы, в современном мире такие документы появляются впервые в США, затем во Франции, в России декабристы в 1825 году тоже предлагали такой документ, в котором были прописаны идеи о равенстве всех граждан перед законом, свободе печати и вероисповедания, к сожалению эти идеи вошли в законы только в 20 веке, документ который защищает наши с вами права, был принят в России 12 декабря 1993г.
У вас на столах лежат тексты, в них прописаны признаки этого документа, ваша задача по ним определить название документа и назвать тему урока. (2 мин)
Закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
Является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
Обладает высшей юридической силой;
Отличается стабильностью;
Характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Записываем тему урока: «Конституция РФ»
Ребята, Конституция определяет принципы устройства общества и государства.
Но если Конституция является основным законом государства, мы можем предположить, что этот закон определяет семейные, имущественные, трудовые отношения граждан.
Вам нужно определить какое из утверждений верно и доказать сегодня на уроке.
Что мы должны выяснить в первую очередь?
Определение понятия:
Что такое Конституция? Соотнести части в целое определение
– Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Вклейте в тетради правильно «собранный» вариант.
5. У вас на партах - Конституция РФ. Конституция РФ обладает высшей юридической силой. Что это значит? Дело в том, что в нашем государстве существует множество законов и нормативно-правовых актов, но все они должны подчиняться Конституции, не выходить за рамки Конституции и приниматься на основе К.
Представим себе такую ситуацию: принят закон, противоречащий Конституции. Какова его судьба?
Он будет признан недействительным. Конституция (с лат. - устройство) — это основной закон государства.
Для того, чтобы понять какое утверждение верное, что мы должны выяснить?
Что регулирует, что определяет Конституция, какова её структура
Итак, открываем Конституцию, стр. 3.
Как называется этот текст? (Преамбула)
А какую информацию содержит преамбула Конституции?
Кем была принята Конституция? (народом, на всенародном голосовании – референдуме).
А теперь каждый самостоятельно заполняет свою карточку, нужно вставить пропуски.
Начало — это преамбула — вводная часть к Основному закону страны.
Раздел 2 включает в себя _______________________________
1 ученик отвечает устно, все проверяют свои записи.
Таким образом, мы познакомились со структурой Конституции РФ. Для того, чтобы продвинуться дальше в решении нашей задачи, мы должны выяснить, что именно содержится в тексте Конституции. У вас на парте словарики, к которым вы можете обратиться в случае затруднений.( в словарике понятия: конституционный строй, светское государство, плюрализм, суверенитет, федерализм, правовое государство, социальное государство, народовластие)
Перед вами таблицы, в которых указаны принципы конституционного строя России, даны ориентиры, в каких статьях Конституции содержится нужная вам информация. Тут пропущена строка в графе «содержание» одного из принципов. Ваша задача – восстановить пробелы с помощью текста Конституции.
У каждой пары свое задание, выполняете его сообща, но каждый из вас фиксирует ответ в свой таблице, на это задание 5 минут.
Задание выполнили, а теперь для того, что более полно охватить нужную нам информацию и узнать обо всех основах конституционного строя, вы будете работать в парах сменного состава, своему новому партнеру вы рассказываете свою информацию (по своей таблице), взамен он расскажет вам свою, затем передвигаетесь дальше. На обмен информацией я даю каждой паре 3 минуты, в этом мне поможет колокольчик. (Каждая пара получает «Алгоритм работы», каждый ученик таблицу)
Работа с таблицей, Конституцией. (пропуски – курсив)
Основы конституционного строя
Статьи Конституции
Содержание
1. Народовластие
Ст. 1, ч. 1, ст. 3
РФ – демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Федерализм
Ст. 1, ч. 1, ст. 5
Россия – федеративное государство, состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
3. Правовое государство
Ст. 1, ч.1
Россия - демократическое правовое государство с республиканской формой правления.
4. Разделение властей
Ст. 10
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны.
5. Приоритет прав человека
Ст. 2
Права и свободы человека – высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
6. РФ – социальное государство
Ст. 7
РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
7. Суверенитет
Ст. 4
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Суверенитет распространяется на всю территорию России, РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности
Ст. 8, ст. 9, ч. 2
Гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Равноправие всех форм собственности.
9. Политическое многообразие
Ст. 13, ч. 3-5
Признаётся политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (за исключением тех, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства).
10. Идеологический плюрализм
Ст. 13, ч. 1-2
Признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
11. Светский характер государства
Ст. 14
РФ – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Вы проанализировали основные принципы конституционного строя, и наверное уже можете выбрать ВЕРНОЕ из этих утверждений. Сейчас вы сможете представить и доказать свою точку зрения.
Задание 1: На листе ватмана составить схему, в которой вы укажите те основы, которые заложены в конституции, мы их сегодня разобрали все (принципы конституционного строя – напечатаны готовые), но задача усложняется тем, сто их будет не 11, а больше (15), вам нужно выбрать правильные карточки и вклеить их в вашу схему.
Задание 2: Представить результат своей работы, сделать вывод и аргументировать его.
Памятка – алгоритм устного ответа.
Из представленных утверждений, мы выбрали (………….) точку зрения и пришли к выводу (…………). Этот вывод мы сделали благодаря (……..). Конституция определяет (……………….).
Молодцы, вы решили ту проблему, которая стояла перед вами в начале урока.
Рефлексия.
Д/з: Прочитать параграф 11, нарисовать герб, выяснить в каком документе прописаны все положения о гербе РФ, рассказать о нём.
Алгоритм работы 1 пара
Познакомьтесь с Принципами конституционного строя в таблице и Конституции
Народовластие Ст. 1, ч. 1, ст. 3
Федерализм Ст. 1, ч. 1, ст. 5
Правовое государство Ст. 1, ч.1
В разделе «Содержание» таблицы вставьте пропуски (на основании Конституции)
Алгоритм работы 2 пара
Познакомьтесь с Принципами конституционного строя в таблице и Конституции
Разделение властей Ст. 10
Приоритет прав человека Ст. 2
РФ – социальное государство Ст. 7
В разделе «Содержание» таблицы вставьте пропуски (на основании Конституции)
Алгоритм работы 2 пара
Познакомьтесь с Принципами конституционного строя в таблице и Конституции
Суверенитет Ст. 4
Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности Ст. 8, ст. 9, ч. 2
Политическое многообразие Ст. 13, ч. 3-5
В разделе «Содержание» таблицы вставьте пропуски (на основании Конституции)
Алгоритм работы 3 пара
Познакомьтесь с Принципами конституционного строя в таблице и Конституции
Идеологический плюрализм Ст. 13, ч. 1-2
Светский характер государства Ст. 14
В разделе «Содержание» таблицы вставьте пропуски (на основании Конституции)