kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 9 классе "Конституция Российской федерации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины принятия новой конституции, демократические и национальные ценности, указанные в преамбуле конституциии 1993 года, признаки демократического общества, признаки правового государства, поправки к конституции 1993 года, этапы конституционного развития, особенности конституции 1993 года, символы государства, история гимна, флага и герба.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе "Конституция Российской федерации" »

ГБОУ СОШ№2 ж.-д. ст. Шентала муниципального района

Шенталинский Самарской области





Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе


Тема урока:

«Конституция

Российской Федерации»

12.12.1913-

20 лет Конституции Российской Федерации.








Учитель: Кузнецова Любовь Геннадьевна, учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Шентала Самарской области



Шентала 2013 г.








Тема урока:

«Конституция

Российской Федерации»



Цель урока: формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:

  • показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;

  • развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;

  • воспитывать осознанное уважение к основному закону государства.



Методы и формы обучения:

Методы: Частично поисковый.

Формы: Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Тема урока: Конституция Российской Федерации.

Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования.

Оборудование: ноутбуки, проектор, доска (три команды с ноутбуками+ уч.)

* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.

Эпиграфы к уроку: Право существует для пользы человечества.

На доске слева(на оборотной стороне доски) словарные слова:

Конституция, права человека, право, гражданство, гражданин, закон, государство, импичмент. Референдум, республика, демократия, монархия, правонарушение, преступление, проступок, юридическая ответственность, партия, гражданское общество, правовое государство.

На лицевой слева запись-справка на доске о конституциях,

По центру: Тема «»20 лет Конституции Российской Федерации» , дата, домашнее задание &33,34.Справа на доске на лицевой ( она будет закрыта) написать ключи, ответы к тесту. На оборотной стороне три референдума и вопросы референдумов.

План урока.

I Словарная работа. Разминка. (форма-соревнование). Можно выбрать словарный диктант-устный и письменный, опрос фронтальный с применением «микрофона», карточки по жребию, а так же в виде поединка- кто больше знает словарных слов.

II. Проверка домашнего задания.

а) Демократические и национальные ценности. Стр. 213 Боголюбов Л.Н. & 34

б) Задачи, стоящие перед КРФ. стр. 210 Боголюбов Л.Н. & 33

в) Принципы КРФ (10 принципов, оставляющих основу конституционного строя.).

III. Изучение новой темы. (применение презентаций и аудио)

1. Что такое Конституция?

а) История конституции;

б) Государственная символика;

2. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

3. Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?

Ход урока.

I.Проверка домашнего задания по теме: «Закон и власть»

1. Словарная работа. У доски, где записаны словарные слова, идет поединок.

В это время командам дается время подготовиться отвечать:

1 команда - демократические ценности;

2 команда – принципы демократии;

3 команда – задачи, стоящие перед КРФ

Назовите демократические и национальные ценности, указанные в преамбуле КРФ.Проецируется на доске Преамбула КРФ

(включить 1слайд презентации «Текст КРФ») На столе «Преамбула»

Приложение №1

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный 1общей судьбой на своей земле,2 утверждая права и свободы человека, 3гражданский мир и согласие, 4сохраняя исторически сложившееся государственное единство, 11исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, 5чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству,

6веру в добро и справедливость,

7 возрождая суверенную государственность России и утверждая 8незыблемость ее демократической основы, 9стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями,10 сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.»

На столе «Преамбула» Приложение №1

В числе национальных ценностей России, определенных Конституцией РФ, находятся:

–       утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;

–       равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

–       суверенная государственность и незыблемость демократической основы;

–       благополучие и процветание Отечества;

–       ответственность за свою Родину перед прошлым, нынешним и будущими поколениями;

–       осознание себя частью мирового сообщества.

Учитель делает вывод:

Национальность – категория этническая, нация – социально-историческая, государственно-политическая”.

Исходя из сказанного, национальные интересы России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан.

Когда была принята КРФ?

КРФ принята на референдуме 12.12 2013 г.

Что такое референдум?

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

(работа с доской – запись в тетради: три всероссийских рефередума)

На столе «Референдум» Приложение№2

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года
. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.
В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.
25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.
12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции России. Этот плебисцит был назван всенародным голосованием, чтобы обойти требование действовавшего на тот момент закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.
о референдумах здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/Референдум

Что такое Конституция?

(включить презентацию «КРФ» с 8 слайда работа с текстом «КРФ»)

Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

\Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властью, государством. При этом народ стремится прописать в ней побольше прав и свобод, а власть – утвердить такие формы правления, которые позволили бы ей успешно выполнять врученные обществом функции, задачи, обеспечивать социальную справедливость

(Надо найти доказательство из текста КРФ, т.е. соответствующие статьи закона на утверждения ст.1,2,3,4 КРФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции. Далее следуют разделы, которые делятся на главы. Главы состоят из статей.

Раздел первый содержит 137 статей, сгруппированных в девяти главах:

Глава 1 - Основы конституционного строя;

Глава 2 - Права и свободы человека и гражданина;

Глава 3 - Федеративное устройство;

Глава 4 - Президент Российской Федерации;

Глава 5 - Федеральное Собрание;

Глава 6 - Правительство Российской Федерации;

Глава 7 - Судебная власть;

Глава 8 - Местное самоуправление;

Глава 9 - Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй называется «3аключительные и переходные положения» и содержит девять частей.

2Разделение властей,
взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.
Статья 10 Конституции РФ говорит о разделении власти на
законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Они независимы друг от друга, хотя действуют на основе одинаковых принципов. концентрация власти в одних руках очень опасна, поэтому разделение властей называют также системой сдержек и противовесов. В России исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, его подразделения и правительства на местах; законодательную — Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, а также местные парламенты; судебную — Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также все другие суды.

  1. Команда- доказывает, что Россия –демократическое государство.

  2. Команда – доказывает, что Россия- правовое государство;

  3. Команда- доказывает, что Россия-федеративное государство


. 1 . Россия — демократическое государство.
Важнейшими признаками демократического государства являются:

В какой ст. КРФ (привести доказательства) Текст конституции на каждом столе, у каждого участника

Приложение № 3

Признаки демократического общества

  1. народовластие,ст.3,п.1

  2. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,ст.10,11

  3. идеологическое и политическое многообразие,ст.13

  4. обеспечение прав и свобод человека и гражданина,гл.II

  5. обеспечение местного самоуправления,ст.12

  6. политический плюрализм, многопартийность,ст.12,п.2,3

  7. свобода слова, гласность ст.29

Россиянам предоставляются все известные современной политической практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права

2. Россия — правовое государство.

Что это значит?

Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Названные принципы закреплены Конституцией, однако они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, чем свершившимся фактом.

3. Россия — федеративное государство. Ст.1,5
Оно состоит из равноправных субъектов Федерации
республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Было 89 субъектов Федерации, с 2008 г – 83.Срок полномочий Президента с 2008 г.- 6 лет(было 4 года)

Конституция Российской Федерации

Поправки Приложение №4

Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования.

Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года. Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в "Российской газете" от 21 января 2009 г. N 7, в "Парламентской газете" от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445

1.Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации - Забайкальский край

2. Согласно Федеральному конституционному закону от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации - Иркутская область

3. Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ в результате объединения объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации - Камчатский край

4Согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Красноярский край

5. Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации Пермский край

6. казом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ

7. Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Чувашская Республика - Чувашия вместо наименования Чувашская Республика - Чаваш республики

8. Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия - Хальмг Тангч

9. Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 в часть первую статьи 65 Конституции включены новые наименования субъектов Российской Федерации - Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия - Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия

83 субъекта РФ вместо 89

В статье 1 Конституции так и записано: “Российская Федерация – Россия…”.

Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Мы - россияне

Более  180 национальностей, народностей и этнических групп населяют нашу страну. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.

Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:       Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Ст. 3.1 Конституции РФ: 

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». 

Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативные правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ.


  1. Команда- доказывает, что Россия –государство с республиканской формой правления

  2. Команда - доказывает, что Россия- социальное государство

  3. Команда- доказывает, что Россия- светское государство

4. Россия — государство с республиканской формой правления.
Это означает, что все граждане, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Россий­ской Федерации — Федерального Собрания, а также избрания главы государства — Президента Российской Федерации. Осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей. Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически — и главы исполнительной власти, а также то, что Президент избирается всенародным голосованием.
Но России присущи и некоторые черты парламентской республики, например, наличие Председателя Правительства, назначение которого происходит с согласия Государственной Думы.
Таким образом, Россию можно назвать президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.

7Дом правительства Российской Федерации

Слайд 8 5. Россия — суверенное государство. Ст.4
Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних.
Суверенитет России был закреплен в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депута­тов РСФСР. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ.
Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории.

Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.

6. Россия — социальное государство. Ст.7
Это один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Социальная политика Российской Федерации ориентирована на самые разные слои населения. Особое значение имеет государственная помощь малообеспеченным слоям, группам людей, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.

7. Россия — светское государство.ст.14
Светский характер Российского государства подразумевает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а так­же означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Это отделение проявляется, например,
в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать оп­ределенную религию.

8. Экономической основой России ст.8
является частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом "е" ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

Что мы знаем из истории Конституции?Когда впервые заговорили о Конституции?(презентация«20 лет КРФ»

В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Обращение к справке на доске:1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/

История Конституции ( учитель использует презентацию «КРФ – история и современность» – материал из интернет, слайды 19-23)

Выступление (домашняя заготовка) Резяпов Радик

В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу.

В XIX веке в Российской империи впервые заговорили о Конституции

  • сначала М.М. Сперанский и его сподвижники

  • затем декабристы, чьи идеи остались лишь в проектах

  • при императоре Александре II были сделаны значительные шаги в конституционном

направлении: отмена крепостного права, судебная реформа, учреждение земств. Сам император – Освободитель склонялся к введению в России конституционных основ монархического правления, но процесс разработки и принятия Конституции был прерван убийством царя в 1881 году.

  • его сын – преемник Александр III не был сторонником отцовских идей, да и в русском обществе конституционные идеи приживались с большим трудом, поэтому конституционные ожидания передовой либеральной общественности не оправдались

Манифест 17 октября 1905 г.В октябре 1917 года наступил советский период нашей истории, продолжавшийся до распада Советского Союза (1991 год) (слайд из готовой презентации)

  • У власти тогда находились коммунистические лидеры – В.И. Ульянов (Ленин), И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев. Именно в то неоднозначное время и были приняты

первые Конституции нашего государства.

  • Советские Конституции содержали важнейшие демократические принципы, что говорит о высоком профессионализме их создателей. Однако, к большому сожалению, не все эти принципы были реализованы, некоторые из них оказались фикцией

Всего в РСФСР, СССР были приняты четыре Конституции: (на столе каждой команды «Этапы конституционного развития»)

Приложение №5

«Этапы конституционного развития»

Первый этап конституционного развития в России:

Принятие в советском государстве Конституции РСФСР 1918 года. Она закрепила федеративное устройство России, юридически оформила диктатуру пролетариата, а потому имела идеологизированную (классовую) направленность, что проявлялось в лишении избирательных прав непролетарских слоев населения; установилась диктатура пролетариата

Второй этап:

Ознаменован Конституцией СССР 1924 года. Юридически закрепила статус России как союзной республики в составе СССР. Главной задачей государства называла подавление буржуазии и построение коммунизма.

Третий этап:

Связан с принятием Конституции СССР 1936 года. Новая Конституция декларировала завершение строительства основ социализма. Экономической основой строя объявлялись социалистическая система народного хозяйства и социалистическая собственность на средства производства. Закреплялось руководящее положение в обществе Коммунистической партии. Вводились обязательное 8-классное образование, бесплатная медицинская помощь населению, 7-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право.

Четвертый этап:

В конституционном развитии России очерчен Конституцией СССР 1977года. Научным коммунизм провозглашался официальной общегосударственной идеологией, закреплялась руководящая роль КПСС в политической системе.

Пятый этап:

Оформление Конституции Российской Федерации, принятой на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993. Причины разработки и принятия новой Конституции:

Изменения в обществе после 1991 года В тетради Запись:

Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/

Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/

Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/

Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/

Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила

демократические основы государственного устройства/

(включить презентацию «Пять конституций») История Конституции

Все эти 4 предыдущие Конституции были похожи. Что в них общего?

- одну и ту же государственную систему, структуру органов власти, их полномочия

- идеологическую, политическую, экономическую основы советской власти



Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России. /Преамбулу зачитывает заранее подготовленный ученик/ В Конституции 10 глав.

/Комментарий схемы на стр. 92 в учебнике А.И. Кравченко/

Конституция РФ была впервые опубликована 25 декабря 1993 года в «Российской газете» и она вступила в силу. Слова Ельцина; «Новая Конституция наша общая надежда на возрождение Великой и сильной России. Она создает политические предпосылки для реализации Ваших прав на лучшую жизнь, на достойное будущее для Ваших детей».

После принятия Конституции РФ стартовал новый этап – демократический конституционный строй (демократия, правовое государство, верховенство, право).

Конституция имеет высшую юридическую силу. (Что это значит?) (нормы Конституции выше других правовых законов). Назовите главный принцип конституционного строя. (демократический централизм). Что является основной чертой конституционного строя? (Президент и гарантии Конституции) (Слайд 32, 33). Что является высшей ценностью по Конституции? (человек, правда, свобода). Из скольких разделов состоит Конституция РФ? Какое количество глав в 1 разделе? Какая глава, по объему статей, самая наибольшая? Делают вывод:

Конституция является основой всего законодательства страны, все иные законы должны соответствовать ей. Любой гражданин с помощью Конституции может и должен защищать себя, отстаивать свои права.

Конституция РФ 1993 года.

Вопросы для дискуссии:

Отличия Конституции РФ от предшествующих ей советских Конституций. (Слайд 34)

Приложение№6

Особенности Конституции РФ 1993 года

Главное в новой Конституции – это закрепление прав и свобод человека и гражданина в соответствии с нормами и принципами международного права.

В Конституции РФ высшей ценностью объявляются не интересы государства, как это было ранее, а права и свободы человека, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства.

Все люди, согласно Конституции, равны. Классовый подход к оценке личности полностью исключен.

Целая глава Конституции (вторая) посвящена рассмотрению прав человека, ее содержание не может быть изменено без принятия нового Основного закона. В правовом государстве человеку разрешено делать все, что не запрещено законом, а государству разрешено делать только то, что ему разрешает делать закон.

Как Вы понимаете значения слов «Народ – единственный источник власти». (Слайд 34)

Работа в группах (по брошюре «Конституция»)

Недостатки Конституции РФ. (Слайд 35)

Неполный список форм собственности

Конституция в России установлена французско – смешанная, т.е. президентско – парламентская модель

Большой объем полномочий Президента

Сложная процедура принятия поправок

Неурегулированность отношений между центрами и регионами

Не указано, что русский народ как государство образующее

Не расписана процедура выбора судей со стороны народа

Бесплатное образование только декларируется, фактически высшее образование плат

Преимущества Конституции РФ

Изменения в обществе после 1991 года

1. Отказ от монопольного положения КПСС;

2. Закрепление принципа разделения властей;

3. Введение института президентства;

4. Распад СССР и преобразование ряда автономных областей в автономные республики – субъекты Российской Федерации

Слайд 64презентация «Конституция России – история и современность)

Причины принятия новой Конституции (слайды презентации 49, 50 «КРФ: история и современность»)

Учитель:

К началу 1990-х годов страна стала уже другой.
Советская система власти доживала последние дни. Создавалась рыночная экономика, правовое демократическое государств, новый политический режим

Однако действующая Конституция 1977 года не соответствовала этим реалиям текущей жизни, потому что не предусматривала всего этого.

Она

- не обеспечивала создание и развитие в России полноценного конституционного строя,

- не содействовала движению общества вперёд

Обстановка осложнялась тем,

что отдельные ветви власти спорили между собой о принципах устройства государства. В тех условиях ситуация регулировалась временными и чрезвычайными указами президента Б.Н. Ельцина. Такой способ конституционного процесса признать нормальным было очень трудно

К 1993 году в отношениях Верховного Совета РФ, с одной стороны, и Президента РФ, Правительства, с другой, наступил кризис

Президент и Правительство утверждали, что стоящие за Верховным Советом силы стремятся вернуть Россию в коммунистическое прошлое с властью чиновников. Политические формы борьбы не давали перевеса ни одной из сторон. Готовилось силовое «решение проблемы»

14 сентября 1993 г. Президент Ельцин подписал Указ № 1400
«О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

Вскоре президент Ельцин решил вынести проект новой Конституции на всенародное голосование (референдум) и подписал соответствующее Положение о порядке этого референдума Верховный Совет не подчинился этому указу Президента.
Депутаты приняли постановление об отрешении Б.Н. Ельцина от должности Президента

К зданию Белого дома, где заседали депутаты, стали собираться поддерживающие их люди, которые 3 октября 1993 года прорвались к зданию Верховного Совета, захватили помещение московской мэрии, бросились на штурм телецентра в Останкино, где их встретил огонь спецназа

На следующий день верные правительству войска применили танковые орудия и вынудили защитников Белого дома сдаться. За такое «разрешение» политического и конституционного кризиса общество заплатило дорогую цену…(кратко об августовских событиях и событиях октябрьских 1991 года)

А конституционный процесс продолжался…

Итоги референдума по принятию Конституции
12 декабря 1993 года

Всего участвовало - 54, 8 % избирателей.

За Конституцию проголосовало 58,4% принявших участие в референдуме (или 30% от общего числа избирателей)

Какие изменения претерпели символы нашего государства?

Доклад с презентацией «История гимна»- Трусова Анастасия.

Доклад с презентацией «История герба» - Сафиуллина Диана

Б лиц – опрос по символике: учитель включает поочередно гимны, должны угадать название гимна, временной интервал гимна и правителей.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль - Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».

- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.

- Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Прослушивание (или исполнение) гимна РФ. (слова С.Михалкова) Все встают.
1-й куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2-й куплет:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
3-й куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Дата принятия гимна: 07.03.2001

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

Герб

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов? Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы — столицы России.

Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла.

На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

- Что символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

 Согласно статье 169 Конституции СССР 1977 г. Государственный герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда.

Семьдесят лет нельзя было даже представить себе, что двуглавый орёл может вернуться в отечественную государственную символику. Однако 5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло Постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР, в связи, с чем была создана Правительственная комиссия, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР организовал работу  "круглого стола" под руководством председателя Комитета Р.Г. Пихоя. В декабре 1990 – феврале 1991 года было проведено три заседания, на которых обсуждались генезис и эволюция исторических государственных символов, и вырабатывалась концепция государственной символики России. .) Предлагались такие варианты, где бы сохранялась историческая преемственность обновленной России.

8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "о Государственном гербе Российской Федерации», который был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.
        Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVIII века. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
        Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории..

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль - Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».

- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.

- Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Прослушивание (или исполнение) гимна РФ. (слова С.Михалкова)
1-й куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2-й куплет:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
3-й куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Дата принятия: 07.03.2001

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).


Приложение № 8

Гимны России

  1. При Петре I марш Преображенского полка»

  2. «Гром победы раздавайся» Екатерина II. Впервые он был исполнен в 1791

  3. «Коль славен наш господь в Сионе» По воле Павла I им стал духовный гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" написанный великим русским композитором XVIII в. Д. Ф. Бартнянским на слова поэта М.Н. Хераскова.

  4. «Молитва русских»

(«Боже, Царя храни!») появился в 1816г.,

при Александре I.

5 С 1833г. новый вариант «Боже, Царя храни!..»

на слова В.А. Жуковского, музыка А.Ф. Львова.

при Николае I

6. В 1917г. cтали исполнять «Марсельезу» К.Ж. Руже де Лиля.

(временно) по решению Временного правительства

7/. «Интернационал» становится первым Государственным гимном Советского государства.

С 1955 г. гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов.

С 1 сентября 1977 года было введено повсеместное исполнение Гимна Советского Союза с новыми словами.

8. В июле 1943 г. начала работу правительственная комиссия по созданию нового гимна, объявившая конкурс среди поэтов и композиторов. Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 г. Присутствовал Сталин и все государственное и партийное руководство. Сталин остался доволен и распорядился исполнить гимн по радио в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944

Государственный гимн СССР правительство одобрило

Музыка А.В. Александрова, Текст С.В. Михалкова

и Г.А. Эль – Регистан.

9. После распада Советского Союза (25.12.1991г.) С 1991 по 2000 г.

и образования Российской Федерации в качестве Государственного гимна была утверждена «Патриотическая песня» М.И. Глинки- без слов

10. 27 декабря 200г. В качестве Государственного гимна была утверждена

музыка Александрова (с изменениями);

11. 22 марта 2001г., в силу закона «О внесении изменений и

дополнения в Федеральный закон «О Государственном гимне РФ»»,

- новый текст гимна, который тоже сочинил Михалков.

Флаг РФ Дата принятия: 08.12.2000

- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный) 6 ученик . Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя! А. Ахматова

: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

- Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета? Подводится итог.

Можно провести викторину по знанию Российской символике.


Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?


«Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан!»
Что значит быть гражданином? Каждый,кто обладает гражданством имеет право называть себя гражданином России.Формально. Но истинным гражданином и патриотом мы считаем не каждого. Кому нет дела до своей Отчизны, кому безразличны страдания стариков, кому не хочется работать или учиться, служить а армии, тот не может быть сыном своей Отчизны, он не может называть себя достойным гражданином.(краткий экскурс в историю –история происхождения слова «Гражданин»);

Что такое гражданский мир и согласие?

Какие права и свободы имеются у всех граждан России?

Что означает фраза «принять судьбу Отечества как свою личную»? Известны ли вам такие соотечественники?

Что такое национальные ценности?

Назовите людей, которыми гордится вся Россия?

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России – это значит:

иметь права, установленные юридическими нормами;

получать от государства гарантии соблюдения прав;

быть государству в чем-то обязанным.

Какими правами обладает каждый гражданинРФ?

( задание по командам :

А) политические

Б)экономические

В) социальные;

Г) культурные.

«Права человека») Приложение№7

Гражданские права

Право на жизнь;

Охрана достоинства личности;

Свобода и личная неприкосновенность;

Неприкосновенность частной жизни;

Неприкосновенность жилища;

Свободный выбор национальной принадлежности и языка;

Свобода передвижения и места жительства;

Свобода совести и вероисповедания;

Свобода слова и мысли;( можно относить к политическим правам)

Право на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Политические права – связанные с возможностью участвовать в управлении делами государства

Право создания общественных, политических объединений;

Признание политического многообразия, многопартийности;

Право проводить собрания, митинги, демонстрации и шествия;

Право на участие в управлении;

Право избирать и быть избранными;

Свобода массовой информации

Социальные права – обеспечивают достойный уровень жизни и благосостояние человека

Право на отдых;

Защита материнства и детства;

Охрана здоровья и медицинская помощь;

Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;

Право на благоприятную окружающую среду.

Экономические права – возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведением хозяйственной деятельности.

Право частной собственности на землю и имущество;

Свобода труда, выбора деятельности и профессии

Право на труд и на оплату труда;

Право на индивидуальные коллективные и трудовые споры;

Право на жилище.

Культурные права

Право на образование;

Свобода литературного, художественного, научного, литературного творчества, преподавания;

Право участвовать в культурной жизни страны;

Пользоваться музеями, театрами, библиотеками.

(Можно предложить сделать дома таблицу – права человека и гражданина с указанием статей Конституции). Текст II главы Конституции на столе каждой команды.

Почему мы говорим «права человека» и «права гражданина»?

Правами гражданина обладают только гражданеРФ

Найдите во II главе КРФ права только гражданина и права только человека (лиц без гражданства)

Какое преимущество дает гражданство РФ?

Решение правовых задач на нарушение прав человека

Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.

В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. /Кто-то из обучающихся зачитывает их по тексу учебника на стр. 95-96. После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/

В Конституции также зафиксирован порядок подачи жалоб граждан в случае нарушения прав человека и гражданина. /В учебнике стр. 96. Читает кто-то из обучающихся//

IVЗакрепление изученного:

А.Заполнить таблицу:

/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/

Основные

конституционные права

Примеры

реализации прав

Личные








Политические



Гражданские

Экономические


Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т.д. Ст.?


Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, ст.?свобода вероисповедания ст.?

Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.



/Закончить рекомендуется дома/

Б. Прокомментировать эпиграфы к уроку:

Право существует для пользы человечества. Латинское изречение

Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель

Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?

Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?

3.Предложить обучающимся следующие карточки:

Материал из Интернет.

Согласно Конституции РФ:
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;
* высшей ценностью являются ______________________________________;
*
гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.

Объясните, какой критерий положен в основу группировки следующих иллюстраций:

/Отвечает по желанию, остальные поправляют, в случае ошибки/

Приложение №9

Викторина «Конституция»

Вопросы первой команде.

1. В  чём  сущность  демократии?

(Демократия – это  закрепление  свободы  в  обществе  действенными  законами,  гарантирующими  свободу  личности)

2. Какой  закон  называют  правовым?

(Закон,  который  соответствует  естественным  правам  человека  и  неукоснительно  исполняется)

3. Что  такое  равноправие  граждан?

(Гарантия  со  стороны  государства  равенство  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  независимо  от  пола,  расы,  национальности,  языка,  происхождения,  имущественного  и  должностного  положения,  места  жительства  и т.п.)

4. Какой  должна  быть  конечная  цель  власти?

(Улучшение  жизни  граждан.)

5. В  чём  заключаются  главные  задачи  президента?

(Охранять  конституционный  строй  России,  поддерживать  гражданский  мир  и  национальное  согласие.  Он  призван  стоять  на  страже  прав  и  свобод  граждан.)

6. Что  такое  избирательный  бюллетень?

(Документ  для  голосования  с  фамилиями  кандидатов)

7. Что  такое  референдум?

(Всенародное  голосование  по  важнейшим  вопросам  общественной  жизни)

8. Кто  может  стать  Президентом  РФ?

(Гражданин  РФ  не  моложе  35  лет,  постоянно  проживающий  в  РФ  не  менее  10  лет)

9. Кто  является  президентом  РФ?

(Владимир  Владимирович  Путин)

10. Что  такое  избирательная  система?

(Совокупность  юридических  правил,  устанавливающих  порядок  проведения  выборов,  предоставления  избирательных  прав,  определения  результатов  голосования)

11. Кто  не  имеет  право  избирать  и  быть  избранными  в  РФ?

(Граждане,  признанные  судом  недееспособными,  или  те,  кто  содержится  в  местах  лишения  свободы  по  приговору  суда)

12. Что,  согласно  Конституции,  является  высшей  ценностью  в  РФ?

(Человек,  его  права  и  свободы)

13. Что  такое  парламентаризм?

(Форма  представительной  демократии

Вопросы второй команде:

1.Что такое прямая демократия?

(Прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц)

2. Какое государство называют правовым?

(То, в котором признаётся верховенство закона, права и свободы человека, существует разделение властей и независимый суд)

3. Какими должны быть выборы в демократическом обществе?

(Периодическими, представительными, окончательными)

4. В чём заключаются основные задачи парламента?

(Принятие законов, по которым будет жить страна и все граждане)

5. Что такое депутатский мандат?

(Документ, удостоверяющий депутатские полномочия, право выполнять депутатские обязанности)

6. Что такое политический абсентеизм?

(Уклонение граждан от участия в выборах)

7. Являются ли средства массовой информации ветвью власти?

(Нет)

8. Кто может стать депутатом Государственной Думы?

(Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах)

9. Что такое мажоритарная избирательная система?

(От каждого избирательного округа избирается один депутат, который при выборах набрал наибольшее количество голосов)

10. Что такое политический плюрализм?

(Многообразие форм политической жизни: наличие многопартийности, существование оппозиции, решение споров в рамках закона, готовность к компромиссам)

11. Кто является губернатором Самарской области?

(Меркушкин Николай Иванович)

12. Что понимается под политической культурой личности?

(Условия, необходимые для грамотного и эффективного участия в политике: политические знания, ориентация на ценности и правила демократического общества, овладение способами практических политических действий)

13. Что такое популизм?

(Стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей с помощью привлекательных лозунгов, раздачи ни чем неподкреплённых обещаний)

Вопросы третьей команде.

1. Что такое представительная демократия?

(Участие граждан в управлении государством через избранных представителей, которые на государственном уровне выражают интересы народа)

2. Что понимается под местным самоуправлением?

(Самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории непосредственно или через избранные органы власти)

3. Что такое разделение властей?

(Государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную)

4. Что такое пропорциональная избирательная система?

(Количество кандидатов от каждого округа зависит от количества голосов, отданных за ту или иную партию, места в парламенте между партиями распределяются пропорционально количеству голосов)

5. Кто является председателем правительства РФ? (Медведев Дмитрий Анатольевич)

6. В чём заключаются главные задачи правительства?

( Исполняет федеральный бюджет, обеспечивает единую государственную политику, управляет федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране общественного порядка)

8. Как называется процедура отрешения Президента от должности?

(Импичмент)

9. Как называется лицо, которое следит за процедурой голосования?

(Наблюдатель)

10. Как называется политическая организация, которая отражает интересы части общества и имеет свою программу?

(Политическая партия)

11. Как называется основной документ муниципального образования?

(Устав)

12. Кто может быть судьёй в Российской Федерации?

(Гражданин России, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет)

13. Как называются избиратели, голосующие за определённую политическую партию или кандидата?

(Электорат)

Приложение №10

ВТОРОЙ КОНКУРС «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО».

(команды получают задание вставить пропущенные слова в текст о Конституции Российской Федерации)

Приложение №10



Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, ___________ государство с ___________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _________________

- обязанность государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, __________ , __________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми ___________ и несёт __________ , предусмотренные _________.

Правильный ответ:

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

V этап. Решение правовых задач по закреплению материала.


Учитель зачитывает ситуацию, а учащиеся определяют какие права нарушены

Приложение№11

Ситуация №1

Двое молодых людей - 18- летний Олег и 20- летний Михаил мирно сидели на скамейке в сквере. Неожиданно к ним подошел человек в гражданском в сопровождении двух милиционеров. Человек в гражданском представился следователем прокуратуры и попросил представить ему документы. Посмотрев в паспорт Михаила, он сказал:

- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции (ответ учащихся: нарушены личные права граждан ст. 22 (2) )


Ситуация №2

Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.

- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.

- Но я с понедельника должен быть в отпуске!

- Ничего, с отпуском можно подождать.

- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.

- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?...

(ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) )


Ситуация №3

В одном из университетов студентам снизили стипендию, ничем не мотивировав данные действия. Студенты решили провести собрание и выработать требования. Узнав о предстоящем собрании, руководство университета запретило его проводить, угрожая вообще отчислением активистов из учебного заведения.

(ответ учащихся: нарушены политические права ст. 31)


Ситуация №4

Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.

Обоснуйте ситуацию с точки зрения Конституции РФ

(ответ учащихся: основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4) )


Ситуация №5

Молодой человек устраивается на работу. Начальник отдела кадров, посмотрев анкету, сказала:

- Молодой человек, вы не указали свою национальность.

После небольшой паузы.

- Ну хорошо, напишите, что я русский.

- И какой же вы русский, вы в зеркало на себя смотрели?...

(ответ учащихся: нарушены личные и гражданские права ст. 26 (1) )


Выполняется тестовая работа.


Тест «Конституция»

Приложение №12

  1. Конституционное право, уголовное право, семейное право - это…

а) принципы права б) отрасли права в) теории права


  1. Второе название конституционного права.

а) основное право б) государственное право в) управленческое право


  1. Конституция образована от латинского слова «constitutio». Что это означает?

а) установление б) согласие в) договор


  1. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

а) парламент б) президент в) народ


  1. Высшим непосредственным выражением власти народа является…

а) референдум б) конституция в) суд


  1. Органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной)…

а) объединены б) самостоятельны в) взаимозависимы


  1. По государственному устройству Россия является…

а) федерацией б) конфедерацией в) унитарным государством


  1. Федеральное Собрание является…

а) законодательным органом б) исполнительным органом в) судебным органом


  1. Что входит в состав Федерального Собрания?

а) Совет Федерации б) Законодательное Собрание в) Государственная Дума

г) Высший Арбитражный суд

10. Правительство РФ осуществляет…

а) законодательную власть б) исполнительную власть в) судебную власть


  1. Государственная Дума избирается сроком на …

а) 2 года б) 4 года в) 5 лет


  1. Депутатам Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший…

а) 18 лет б) 20 лет в) 21 года г) 25 лет


  1. Правосудие в РФ осуществляется только…

а) судом б) согласно Конституции РФ в) согласно Федеральным законам


Учащиеся меняются листочками друг с другом (по часовой стрелке) и проверяют работы по эталону, ставят оценки в оценочные листы


На доске помещены:

Ключ к тестам: Критерии оценки:


1-б 14-13 б. --- «5»

2-б 12-11 б. --- «4»

3-а 10-9 б. ---«3»

4-в 8-7 б. --- «2»

5-а

6-б

7-а

8-а

9-а, в

10-б

11-б

12-в

13-а

итого: 14 баллов

VI этап. Рефлексия


Учитель: ребята, что мы сегодня повторили? Что нового мы узнали? Чему научились? Что получилось лучше? На что еще необходимо обратить внимание при подготовке к следующему уроку? (учащиеся высказывают свое мнение).

IV. Домашнее задание: п. 11, закончить таблицу, выписать в тетрадь понятия и их значение /конституция, правовой статус человека/, мини-сочинение на тему одного из эпиграфов к уроку /из второго эпиграфа для заглавия берется только первое предложение/.


  1. Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом людей на жизнь.

  2. Подготовьте презентацию по теме «Конституция Российской Федерации о правах человека и гражданина»


  1. На ваш взгляд, все ли права и свободы отражены в Конституции? Требуют ли некоторые статьи, посвященные правам и свободам изменения и почему? Аргументируйте свое решение.


  1. Из периодической печати найдите статьи, где говорится об нарушении прав и свобод граждан. Укажите, какие статьи КРФ нарушены, а так же ст. УКРФ, укажите меры наказания.


За каждое дополнительно выполненное домашнее задание ставится дополнительная оценка, за каждый вид работы, таким образом:

-за таблицу;

- за презентацию;

- за знание словарных слов;

- за активное участие в беседе и устный ответ;

- за мини – сочинение;

- за примеры нарушения прав человека и гражданина;

-за доработку ст. КРФ о правах человека и гражданина.


Домашнее задание: учебник § 33,34 Боголюбов «Введение в обществознание»

текст Конституции РФ 1993 г. глава 2.

Приложение №13


Можно использовать как внеклассное мероприятие, например, во время проведения правового турнира.


ВИКТОРИНА

«Я ЗНАЮ И СОБЛЮДАЮ ЗАКОНЫ!» - викторина из интернет.


Цель: Обобщить знания детей о правах и обязанностях гражданина России.

Ход:

  1. Организационный момент. Приветствие.

- Формируются команды (3-5команд по 8-10 человек). Команды выстраиваются в затылок друг другу, капитан впереди.

- Представляется жюри.

- На первый вопрос отвечают капитаны, выстраиваясь у таблички с правильным ответом. Далее по очереди отвечают члены команды, ответив на вопрос участник встаёт в конец колонны. Капитан остаётся впереди, может координировать действия участников.


  1. Проведение викторины.

1 этап.

Выставляются карточки:

14


16


18


21

- До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

- С какого возраста наступает административная ответственность? (16)

- С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

- С какого возраста н/л можно устроиться на работу? (14)

- До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)

- С какого возраста разрешена продажа крепкой алкогольной продукции? (18)


2 этап.

Выставляются карточки:

А


У


Д


Г

А – Административная ответственность - применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности.

У – Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Д – Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Г – Гражданско-правовая ответственность - регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.


Какой вид ответственности несёт гражданин России за данное нарушение.

- Порвал учебник одноклассника (Г)

- Появился на улице в нетрезвом виде (А)

- Избил одноклассника (У)

- Совершил кражу мобильного телефона.(У)

- Совершил прогул в школе (Д)

- Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

- Разбил мячом окно. (Г)

- Нецензурно выражался в общественном месте. (А)



3 этап.

Выставляются карточки:

О


С


Н


Осв

О – обстоятельства ОТЯГЧАЮЩИЕ ответственность за содеянное.

С – обстоятельства СМЯГЧАЮЩИЕ ответственность за проступок.

Н – обстоятельства, которые НИКАК НЕ ВЛИЯЮТ на степень меры наказания.

Осв. – обстоятельства, которые могут ОСВОБОЖДИТЬ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


- Совершение преступления в группе друзей (О)

- Явка с повинной (С)

- Несовершеннолетие виновного, достигшего возраста привлечения к ответственности за данный проступок (Н)

- Необходимая оборона (Осв)

- Совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения (О)

- Наличие определённого заболевания у обвиняемого (С)


  1. Подведение итогов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока в 9 классе "Конституция Российской федерации"

Автор: Кузнецова Любовь Геннадьевна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) ""20 лет Конституции Российской Федерации" "
    ["seo_title"] => string(44) "20-liet-konstitutsii-rossiiskoi-fiedieratsii"
    ["file_id"] => string(6) "103059"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402565303"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по теме :"Конституция - основной закон страны" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-strany"
    ["file_id"] => string(6) "100688"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402389645"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока окружающего мира во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "114373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411471703"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока ОБЖ в 6 классе по теме :"Влияние окружающей среды на здоровье человека." "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-obzh-v-6-klassie-po-tiemie-vliianiie-okruzhaiushchiei-sriedy-na-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "241354"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445237934"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122092"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414150432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства