kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Права и свободы человека и гражданина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы уже знаете, как высоко подняла статус человека Конституция РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).

Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Права и свободы человека и гражданина»»

Уроки 14-15 по обществознанию на тему «Права и свободы человека и гражданина»


Цель: познакомиться с содержанием основных прав и свобод человека и гражданина.


Предмет: обществознание.

Класс: 9.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Ашеко Е.А.


I. Повторение пройденного материала.


  1. Беседа по вопросам:


  1. Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы?

  2. В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства?

  3. Какие можно привести аргументы, подтверждающие, что в нашей стране созданы условия для развития рыночной экономики?

  4. В чём проявляется идеологический, политический, партийный, религиозный плюрализм в нашей стране? К чему мог бы привести отказ от этого принципа?


2. Сообщение темы и цели урока.


II. Изложение программного материала.


Рассказ с элементами беседы


ВСПОМНИТЕ


О каких правах человека и гражданина вы уже знаете? Какие права ребёнка вам известны? Что означает выражение «Права человека закреплены в законе»?


ПОДУМАЙТЕ


Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?


Вы уже знаете, как высоко подняла статус человека Конституция РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).

Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.

С точки зрения прав человека можно судить, например, о правовом и неправовом государстве, правовом и неправовом законе и т. д. Но самое главное – через отношение государства к правам человека можно судить о том, как обеспечивается его право на достойное существование – физическое, моральное, духовное, позволяющее чувствовать себя свободным. Защищён ли человек от нищеты, голода, бескультурья, дискриминации (лишений, ограничений) в зависимости от национальной или религиозной принадлежности, пола, языка, социального или сословного положения? Может ли рассчитывать на хорошее медицинское обслуживание? Ограждён ли от угрозы экологической деградации окружающей среды? Защищён ли от произвола бандитов, продажных (коррумпированных) государственных чиновников и работников правоохранительных органов? Такие показатели лучше любых слов и красивых заявлений политический деятелей говорят о состоянии с правами человека в той или иной стране.

Современная наука убедительно доказала, что все самые сложные государственные и правовые проблемы в конечном счёте отражаются на состоянии прав человека, а значит, на условиях его существования.


Что такое права человека. Если вы помните, при определении понятия «право» ключевым является слово «норма» («право – это совокупность норм, установленных…»). Когда речь заходит о правах человека, также имеются в виду некие законодательно закреплённые нормы. Но какие и в чём их особенность?

Можно ответить очень коротко: эти нормы выражают меру свободы человека. Или несколько шире: эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни. Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни.

Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в целом ряде международно-правовых документов (о них – разговор впереди) и конституциях правовых государств.

Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.

Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

Права человека носят всеобщий характер – они основаны на принципе равноправия, т. е. равного объёма прав для каждого человека. Это значит, что мера свободы одинакова для всех и ни у кого нет никаких привилегий в сфере права. Ни один человек в силу его субъективных особенностей – расы, национальности, веры, языка, пола, социального положения – не может быть ущемлён в правах.

Все права человека защищены законом (подумайте, каким в первую очередь). Даже государство не всевластно по отношению к правам человека, ибо не оно дарует их людям. Напротив: задача государства – признать и защищать эти права. Нарушение прав человека – это нарушение закона, произвол.

А теперь посмотрим на права с точки зрения ответственности самого человека.

Как мы уже определили, права человека – мера его свободы. А мера есть нечто строго просчитанное, взвешенное. Следовательно, права человека чётко определены. Образно говоря, пространство свободы имеет свой предел. Оно открывает каждому широкий простор естественных возможностей и одновременно определяет их объём, границу. Не удивляйтесь: свобода имеет границу. Но эта граница не означает ограничения самой свободы, какого-либо её ущемления. Напротив: границы, которые устанавливаются при помощи норм права, дают возможность сохранить настоящую, подлинную свободу. Ибо свобода без границ превращается в свою противоположность – беззаконие, произвол, вседозволенность.

Но какую границу мы здесь имеем в виду? В данном случае это права других людей: нельзя нарушать права других людей. Ваша свобода заканчивается ровно там, где начинается свобода другого человека. Юристы по этому поводу сформулировали мудрый афоризм: «Будь свободен сам и уважай свободу других!» Пожалуй, это и есть главная заповедь, лежащая в основе правовой культуры личности.

Мнения. Вот что писал в своих лекциях по этике немецкий философ Иммануил Кант:

«Высшей среди… обязанностей является глубокое уважение права других людей. Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всём мире нет ничего более святого, чем право других людей. Оно неприкосновенно и нерушимо. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами! Право человека должно обеспечивать ему безопасность, оно сильнее всякого оружия и надёжнее всех стен».


От идеи к юридическим нормам. Мысль о естественном происхождении прав человека пришла к нам из глубины веков – из Древней Греции и Древнего Рима. Но наступление «эпохи прав человека», когда идеи становятся юридической реальностью связывают с периодом буржуазно-демократических революций и крушения феодализма.

Факты. «Первооткрывателем» в борьбе за права человека считается Англия, и вполне обоснованно. Ещё в Средние века, в 1215 г., яростно сопротивлявшийся король Иоанн Безземельный вынужден был подписать Великую хартию (грамоту) вольностей и признать ряд прав своих подданных, прежде всего возможность применения наказания свободных только по закону страны, по суду, а не по прихоти монарха. Таким образом, намного опережая своё время, Хартия встала на защиту прав человека – потребовала, чтобы власть действовала по закону.

Следующие два документа стали крупнейшими вехами на пути к утверждению прав человека. Принятые более 300 лет назад, они поныне составляют основу основ неписаной английской конституции. А заложенные в них правовые идеи получили распространение по всему миру. Во-первых, это Хабеас корпус акт 1679 г. Своё название он получил от латинской фразы, которая в переводе звучит примерно так: «Ты должен доставить в суд личность (корпус) арестованного». В результате каждый задержанный получил право требовать доставки в суд. И только суд решал – продлить арест или освободить. Таким образом, этот документ заложил юридические основы неприкосновенности личности, презумпции невиновности.

А в 1689 г. принимается документ с красноречивым названием – Билль (закон) о правах. Он укрепил роль парламента, способствовал утверждению конституционной монархии в Англии, внёс огромный вклад в развитие прав человека: была установлена свобода слова и прений в парламенте, а также свобода выборов в парламент.

Именно в Европе впервые в истории цивилизации зародилось учение о естественном праве и были сделаны первые шаги к его закреплению в государственных юридических документах. Со временем естественно-правовые идеи находят своё воплощение и за пределами Европы. Так, в ходе антиколониальной революции 4 июля 1776 г. США провозглашают Декларацию независимости. Учёные считают её первой в истории декларацией (заявлением, объявлением) прав человека. А в 1787 г. была принята Конституция США, ставшая первой в истории писаной конституцией.

Наконец, нельзя не назвать выдающийся правовой документ времён Великой французской революции – Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. В этом небольшом по объёму документе (17 кратких статей) были гениально воплощены гуманистические идеи эпохи Просвещения – о свободе, равенстве, власти народа, роли закона и прав человека, о взаимоотношениях государства и гражданина. Декларация оказала огромное воздействие не только на весь последующий процесс развития права. Она способствовала становлению гуманистического мировоззрения современного человечества.

Декларация прочно основывалась на позициях учения о естественном происхождении прав человека. Это учение опрокидывало господствовавшие воззрения о государстве как верховной силе, наделённой правом распоряжаться судьбами людей по своему усмотрению и дарующей человеку некоторые права.

В связи с новым подходом к вопросу о правах человека Декларация ставила определённые цели перед государственной властью: обеспечить естественные и неотчуждаемые права человека – свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Понятно, что Декларация прав человека и гражданина должна была объяснить, что такое свобода. Ответ был замечательным по своей краткости и выразительности: свобода состоит в возможности делать всё, что не вредит другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть установлены только законом. А закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу. Всё, что не запрещено законом, то дозволено.

Завершая краткое знакомство с документами, открывшими эпоху прав человека, не можем не отметить ещё одну замечательную мысль, закреплённую в Декларации. В короткой преамбуле (вводной части) представители французского народа утверждали, что единственной причиной «общественных бедствий и порчи правительства» является «невежество, забвение прав человека или пренебрежение к ним» (обратите внимание на эти пророческие слова, не раз подтверждённые в истории). Поэтому должны быть созданы специальные документы, которые могли бы постоянно напоминать всем – и гражданам, и аппарату власти – о правах человека и служить всеобщим образцом права.


Общечеловеческие правовые документы. Такие документы были созданы уже в XX в., после величайшей катастрофы, пережитой людьми, - Второй мировой войны. В ответ на преступления против человечества, совершенные фашизмом, ООН в течение ряда лет принимает объёмный пакет документов общечеловеческого значения – их перечисление могло бы занять несколько страниц.

Основополагающими в этом пакете являются документы, получившие название Международный билль прав человека (в него входят 5 документов).

Центральное место среди этих документов занимает Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 г. Эта дата ежегодно отмечается как международный День прав человека. Все народы и все государства, каждый человек и каждый орган власти должны постоянно ориентироваться на эту Декларацию, стремиться к её выполнению – так было решено на той исторической Ассамблее.


Идеал современного права или юридический документ? Изучить Всеобщую декларацию прав человека можно только с её текстом в руках. Прокомментируем ряд её положений.

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Таким образом, в центре внимания Декларации находятся жизнь человека, его права и свободы. Развивая лучшие демократические традиции человечества, Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой личности и одновременно с этим ценность человеческого братства (см. ст. 1 и 2).

Знакомясь далее с Декларацией, вы поймёте, что этот небольшой по объёму документ (30 коротких статей и краткое вступление) фактически охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности. Соответственно разным сторонам жизнедеятельности условно выделяют определённые разновидности (осуществляют классификацию) прав и свобод: гражданские (личные), культурные, политические, социальные, экономические. Иначе говоря, изучая Декларацию, вы можете точно определить, какие у современного человека должны быть возможности в области культуры, политики, экономики и т. д. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться, как мы уже отмечали, каждый человек, все народы и все государства. Например, прочитав статью 15, вы поймёте, что у вас, как и у каждого другого человека, есть право на гражданство и что никто не может лишить вас этого права или права изменить своё гражданство. Вместе с тем эта статья означает, что каждое государство должно принять соответствующие законы, где были бы закреплены все положения статьи 15. Только при таком условии человеку откроется возможность на практике осуществить своё право гражданства.

Документ. Из Всеобщей декларации прав человека:

«Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 7. Все люди равны перед законом…

Статья 10. Каждый… имеет право… чтобы его дело было рассмотрено… независимым и беспристрастным судом.

Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь…

Статья 15. Каждый… имеет право на гражданство.

Статья 17. Каждый… имеет право владеть имуществом.

Статья 18. Каждый… имеет право на свободу мысли, совести и религии…

Статья 21. Каждый… имеет право на участие в управлении своей страной…

Статья 22. Каждый… имеет право на социальное обеспечение…

Статья 23. Каждый… имеет право на труд…

Статья 26. Каждый… имеет право на образование…

Статья 27. Каждый… имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества…

Статья 29. Каждый… имеет обязанности перед обществом…»


    • Внимательно ознакомьтесь с документом и определите, какие права можно условно отнести к гражданским (личным), политическим, экономическим, социальным и культурным.


Напоминаем, что всякая классификация прав человека условна. Права и свободы абсолютно едины и неделимы – так сказано в специальных постановлениях ООН. Нельзя считать, что какие-то права более важные, а какие-то менее важные. Великое историческое значение Декларации в том и состоит, что она определила единую, целостную систему естественных и неотъемлемых прав и свобод человека.

Завершается Всеобщая декларация прав человека статьёй, в которой чётко сказано об ответственности гражданина перед обществом (см. ст. 29). Это очень важное заявление, без которого Декларация потеряла бы смысл, не была бы правовым документом, ибо пропала бы необходимая связь между правами и обязанностями человека. Эта связь давно открыта человечеством. Нужно твёрдо уяснить: если вы имеете естественные, неотъемлемые права, то и каждый другой человек наделён такими же правами. Поэтому каждый из нас должен признавать и уважать права и свободы других людей, всегда поступать в соответствии со справедливыми требованиями «морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (см. ст. 29). Следовательно, мы несём ответственность за свободу другого человека.

Как видите, соблюдение моральных требований есть первейшее условие осуществления прав человека.

Мнения. В связи с этим уместно привести слова русского философа Н. А. Бердяева (1874-1948) из книги «Философия неравенства»:

«…Декларация прав человека должна быть связана с декларацией обязанностей человека… Требование прав без сознания обязанностей толкало на путь борьбы человеческих интересов и страстей… Права человека предполагают обязанность уважать эти права. В осуществлении прав человека самое важное не собственные правые притязания, а уважение к правам другого… Обязанности человека глубже прав человека, они и обосновывают права человека. Право вытекает из обязанности. Если все будут очень сильно сознавать права и очень слабо сознавать обязанности, то права никем не будут уважаться и не будут реализованы…»


    • Почему автор считает, что «обязанности человека глубже прав человека»? Как он объясняет свою позицию?


А в заключение отметим, что Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все государства. Вместе с тем, поскольку в международном праве очень сильна роль обычая, во всех странах мира относятся к Декларации как к самому авторитетному юридическому документу, все её статьи нашли отражение в конституциях демократических стран мира, в том числе и в Конституции РФ.

Следует отметить, что процесс распространения общепринятых норм в области прав человека («универсальных стандартов») постоянно развивается. В наше время создаются стандарты прав и определяются пути их защиты («механизмы защиты») применительно к различным районам (регионам) мира. Так, например, была принята Американская конвенция прав человека (1978), а ещё раньше – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1953). В настоящее время участниками этой конвенции (международного договора, соглашения) стали все члены Совета Европы (международной организации европейских государств – их более 40, в том числе и Россия. Наша страна вступила в Совет Европы в 1996 г. и тем самым приняла на себя обязательства содействовать укреплению прав человека. Одним из главных механизмов защиты прав человека является Европейский Суд по правам человека – постоянно действующий Суд, образованный участниками Конвенции. Его решения обязательны для всех государств, входящих в Совет Европы.


Права и свободы человека и гражданина РФ. Эти высшие ценности демократического правового государства, как было отмечено на прошлом уроке, закреплены в главе 2 Конституции РФ. Причём каталог прав, изложенный в этой главе, отвечает самым высоким требованиям (как говорят, стандартам) международных документов по правам человека, в первую очередь рекомендациям Всеобщей декларации прав человека. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2.

Прежде всего подчеркнём, что единая система прав, закреплённая в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Каталог прав человека, соответствующий этим сферам, закреплён в статьях Конституции: гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54; политические права и свободы – в статьях 29-33; социальные и экономические – в статьях 36-42; культурные – в статьях 43-44 (см. схему).



Классификация прав, с которой мы вас познакомили, широко известна в науке, хотя и не является единственной. Существует также классификация, в основе которой лежит выраженная в правах свобода человека: свобода от… свобода для… . На этой основе все права предлагается условно разделить на три группы.

В первую включают права, которые лучше всего обозначить словом ограждающие: права на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутации, на тайну корреспонденции и др. Если вы вдумаетесь, то увидите, что эта группа прав, образно говоря, создаёт правовую крепость вокруг человека, защищает его от любого вмешательства в частную жизнь, в том числе со стороны государства и общества. Суть и предназначение этой группы прав состоит в том, что они обеспечивают человеку свободу от вмешательства других в его частную жизнь.

Вторая группа прав предполагает свободную активность самого человека: право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право участвовать в управлении государством, право на свободу собраний, право свободно получать и распространять информацию и др. Эта группа прав может быть реализована только в том случае, если человек сам активно действует, конечно, не нарушая законов. Внимательно подумав, вы и сами сможете определить, что эта группа прав обеспечивает человеку свободу для активных действий.

И третья группа прав обязывает государство и общество заботиться о человеке, создавать ему социальную (общественную) защищённость: право на охрану здоровья, на жильё, на достаточный жизненный уровень и другие права, которые принято называть социально-экономическими. Их можно ещё определить так: они выражают защищённость человека от плохой, унизительной для человеческого достоинства жизни – от безработицы, бездомности, нищеты, беспомощности, немощности и т. д.

Надеемся, вы уже осознали, что все виды прав одинаково важны. И только в своей совокупности они открывают человеку свободу выбора, возможности полноценной, разносторонней деятельности во всех сферах общественной жизни.

Далее логично обратиться к обязанностям гражданина России. Сразу подчеркнём, что каталог основных обязанностей закреплён в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.

Он включает следующие обязанности:

    • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);

    • обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);

    • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);

    • платить налоги и сборы (ст. 57);

    • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

    • защищать Отечество (ст. 59).

Список короткий, но, если хорошо вдуматься в эти требования, можно сделать такой вывод: перед каждым из нас стоит святая обязанность – хранить своё Отечество.


Юридические гарантии и система защиты прав человека. Вполне закономерен вопрос: обеспечена ли защита наших прав, возможность их реализовать – осуществить, исполнить, претворить в жизнь?

На этот вопрос Конституция даёт прямой ответ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).

Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46-54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймёте главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский Суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.

Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определённая система органов защиты прав человека – механизмов защиты, как говорят юристы.

Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета – изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.

Естественно, что одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»).

Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача – способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.

И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека – судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека. При этом, если человек не удовлетворён решением районного суда (первого звена судебной системы), он может обратиться выше – вплоть до Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ. А далее, если сочтёт необходимым, он может обратиться в Европейский Суд по правам человека. Это последнее звено в системе защиты.

Ситуация. В начале 2007 г. в СМИ прошла информация: Евгений Веденин (из Татарстана) получил 1 млн рублей компенсации за незаконное уголовное преследование. По ложному обвинению в убийстве он провёл в заключении 4 года. Поскольку смертная казнь в России временно приостановлена, обвиняемого приговорили к 15 годам строгого режима. Оправдали его после того, как случайно был арестован и выявлен подлинный преступник. Суд признал судебную ошибку. А если бы смертная казнь у нас не была приостановлена?

И всё-таки именно суд в конечном итоге сумел защитить права Е. Веденина.


Права ребёнка. Ребёнок располагает ровно тем же объёмом прав и свобод, что и взрослый. И всё-таки между ними есть различия, причём в пользу ребёнка. И это понятно: ведь каждый ребёнок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту». Так было записано в Декларации прав ребёнка, принятой ООН в 1959 г. Можно считать, что этот короткий документ (всего 10 статей – принципов) открыл «эпоху прав ребёнка». Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства…».

Однако данная Декларация – это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её немедленно подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.

Из содержания Конвенции очевидно, что здесь поставлены две главные цели:

      1. закрепить правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав;

      2. закрепить обязанности государств-участников.

Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребёнком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.

Далее излагался каталог прав ребёнка. На первое место, конечно же, поставлено право ребёнка на жизнь (ст. 6) и на всё то, что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.

Что касается государств-участников, Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребёнка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребёнка.

Факты. Эксплуатация детского труда широко распространена в мире и нередко непосредственно связана с торговлей детьми. Исследования, проведённые Международной организацией труда, подтвердили, что значительная часть детей вынуждена работать с самого раннего возраста. Детский труд считается наиболее тяжкой формой принудительного труда. Условия работы детей зачастую чрезвычайно неблагоприятны, а оплата их труда либо минимальна, либо отсутствует вообще. В ряде случаев эти дети лишены возможности получить образование.

Наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребёнка. В связи с этим в отечественное законодательство (семейное, гражданское, трудовое, уголовное право) вносятся изменения, учитывающие права ребёнка. В частности, в Семейный кодекс РФ включена специальная глава – «Права несовершеннолетних детей» (гл. 11). Подробнее с её содержанием вы познакомитесь на следующих уроках.


III. Итог урока.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ


  1. В чём особенности юридических норм, которые принято называть правами человека?

  2. Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает и защищает? Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла?

  3. Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что наша Конституция отвечает самым высоким требованиям международных стандартов по правам человека? (Приведите два-три аргумента.)

  4. Какая общая идея объединяет каталог основных обязанностей, закреплённых в нашей Конституции?

  5. В чём состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закреплённые в главе 2 Конституции РФ?

  6. Какой из «механизмов защиты» прав человека считается наиболее массовым и почему?

  7. Почему права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?

  8. Какой международный документ открыл «эпоху прав ребёнка»? Почему в поддержку этого документа необходимо было принять ещё один правовой документ и какой?

  9. Как наше законодательство обязано было реагировать на принятие Конвенции о правах ребёнка?






В КЛАССЕ И ДОМА


  1. Утверждают, что человек ответственный – это и есть человек свободный. Объясните почему.

  2. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Предлагаем вам, исходя из этого текста, обосновать известную мысль о том, что Декларация базируется на началах нравственности.

  1. Из Конституции РФ:

«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст. 32, ч. 2);

«Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им…» (ст. 35, ч. 2);

«Каждый имеет право на отдых…» (ст. 37, ч. 5).

Опираясь на приведённую в учебнике классификацию, в основе которой лежит свобода как мера прав человека (три группы), укажите, к какой группе относится право, названое в каждой из статей.

  1. Найдите в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, которые подтверждают её идейную связь со Всеобщей декларацией прав человека.


Говорят мудрые


«В пользу свободы вопиет всякое право; но всему есть мера».


Латинское юридическое изречение


«Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время прав себе, есть только свинство».


Ф. М. Достоевский (1821-1881), русский писатель


Оценивание ответов учащихся.


Домашнее задание: читать §§14-15 «Права и свободы человека и гражданина» (сс. 120-135); выполнить письменно задания рубрики «В классе и дома» (сс. 134-135).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока «Права и свободы человека и гражданина»

Автор: Ашеко Евгения Александровна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122092"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414150432"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122095"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414151126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "конспект урока "Свобода и ответственность""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokasvobodaiotvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "272250"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451925034"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока окружающего мира во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "114373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411471703"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "конспект урока по окружающему миру "Я - гражданин России", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-ia-ghrazhdanin-rossii-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403074020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства