kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию «Политические партии и движения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 9

Тема: «Политические партии и движения»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель: формирование у учащихся представлений о политических партиях и движениях, их роли в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи:

образовательнаяпознакомить учащихся с понятиями, признаками и функциями  общественно-политических движений и политических партий, изучить сущность и типологию партийных систем, повысить интерес к изучению обществознания;

развивающая – формировать умение анализировать, делать выводы, работать с документами;

воспитательная – воспитывать чувство уважительного отношения к своей стране, чувство сопричастности к жизни своего государства.

Оборудование: раздаточный материал (ст.9 ФЗ «Об общественных объединениях», таблица для заполнения).

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Переход к изучению нового материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию «Политические партии и движения»»

Конспект урока по обществознанию



Класс: 9

Тема: «Политические партии и движения»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель: формирование у учащихся представлений о политических партиях и движениях, их роли в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи:

образовательнаяпознакомить учащихся с понятиями, признаками и функциями общественно-политических движений и политических партий, изучить сущность и типологию партийных систем, повысить интерес к изучению обществознания;

развивающая – формировать умение анализировать, делать выводы, работать с документами;

воспитательная – воспитывать чувство уважительного отношения к своей стране, чувство сопричастности к жизни своего государства.

Оборудование: раздаточный материал (ст.9 ФЗ «Об общественных объединениях», таблица для заполнения).

Литература:

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцов и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И.Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 13 изд. – М.: Просвещение, 2008. – 400 с.

Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. / А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2010. – 384 с.

Обществознание в таблицах: справ. материалы / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 187 с.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Переход к изучению нового материала.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание

Ход урока:

Время и этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку.

Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. И сегодня на уроке мы должны определить, что же такое общественно-политические движения и политические партии и для чего люди их создают. А также узнать, какие партийные системы существуют в мире.

Записываем в тетрадь тему и план урока: «Политические партии и движения»

План:

  1. Общественно-политические движения.

  2. Политические партии.

  3. Партийные системы

Приветствуют учителя.

Записывают в тетради тему и план урока.

  1. Проверка домашнего задания (6 мин)

Но для начала давайте вспомним, как граждане могут участвовать в политической жизни. Для этого ответим на следующие вопросы:

  1. Как гражданин может влиять на принятие государственной властью политических решений?






  1. Что такое выборы?




  1. Как и когда была принята действующая Конституция РФ?


  1. Что такое митинг?







  1. Какие ограничения свободы слова и печати существуют в РФ? Для чего они нужны?

















  1. Приведите пример политического экстремизма


Отвечают на вопросы.





Участвовать в выборах, обращаться в органы власти с заявлениями, предложениями, занимать государственные должности и т.д.


Выборы – процедура избрания кого-либо путём голосования.


12 декабря 1993 года в результате референдума.


Митинг – массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов.


Законом запрещается всякая пропаганда войны, выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде насилию. Это необходимо для обеспечения общественного порядка, безопасности жизни и здоровья людей, а также безопасности государства.


Осуществление террористической деятельности, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики и т.д.

  1. Переход к изучению нового материала (2 мин)

На прошлом уроке мы выяснили, как граждане могут воздействовать на политику государственной власти. А что же такое политика?










В своём стремлении воздействовать на государственную власть любая социальная группа исходит из своих общих интересов. Кто же выражает интересы той или иной социальной группы? Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу? Могут ли, например, все рабочие страны собраться и определить задачи и методы борьбы за свои интересы? Очевидно, что это невозможно.

Слушают, отвечают на вопросы.


Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.









  1. Изучение нового материала (20 мин)

Рассказ учителя:

Необходимость защиты интересов различных общественных групп порождает объединения, выражающие интересы этих групп и участвующие в политической жизни.

Записываем в тетрадь: Общественно-политические движения - это массовые, добровольные формирования, созданные по инициативе людей снизу.

Теперь прочитайте отрывок из «Федерального Закона «Об общественных объединениях» и ответьте на вопросы:

  1. Какие цели преследуют общественные движения?









  1. Что является высшим руководящим органом общественного движения?



Вспомните из курса новейшей истории, какие общественные объединения появились в мире в 50-70-е гг. ХХ века, какие цели они преследовали?








Что общего между ними?








Подобные общественно-политические движения для достижения своих целей стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Они организуют обращения граждан в различные органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности.

Именно стремление решить какие-то общественно значимые вопросы через властные структуры придаёт таким движениям политический характер. Некоторые из этих движений, решив свои ограниченные задачи или обнаружив их несостоятельность, прекращают существование. Другие постепенно преобразуются в политические

партии.

Записываем в тетрадь: Политическая партия – организация, объединяющая наиболее активную часть определённых социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая соответствующие социальные интересы.

Прочтите страницу 61 в учебнике скажите, чем политические партии отличаются от других объединений.














А теперь запишем в тетрадь функции, которые выполняют политические партии:

  1. Политическая – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

  2. Социальное представительство – каждая партия выражает интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе;

  3. Социальная интеграция (объединение) – примирение интересов различных социальных групп, достижение согласия в обществе;

  4. Политическое рекрутирование – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

  5. Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях.

В мире существует огромное количество разнообразных политических партий. Классифицируют их по различным основаниям. Большинство классификаций известно вам из курса истории.

В зависимости от программных установок выделяют левые, центристские и правые партии; по отношению к проводимой политике: правящие и оппозиционные; по организационной структуре: кадровые (в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию, осуществляют деятельность только в период выборов) и массовые; по идеологическому признаку: либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, фашистские, националистические, клерикальные и др.

В разных странах мира существует разное количество партий, а значит разные партийные системы.

Записываем в тетрадь: Партийная система – совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление.

  1. Однопартийная система (СССР, Япония, КНР)

  2. Двухпартийная система (США, Великобритания)

  3. Многопартийная система (Россия, Франция, Италия).

В нашей стране в начале ХХ в. тоже существовало несколько партий. В дальнейшем многие годы оставалась одна партия – Коммунистическая. В настоящее время возникли новые политические партии, которые стремятся к тому, чтобы народ голосовал на выборах за их представителей, чтобы через них влиять на деятельность органов власти. Многопартийная система в России возродилась в последние два десятилетия. Процесс её становления ещё не завершён.

Слушают, работают с документом и текстом учебника, отвечают на вопросы, производят записи в тетради.















Они преследуют социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.


Руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание.


Пацифистское (цель: не допустить развязывание третьей мировой войны), феминистическое (цель: равноправие женщин и мужчин),

экологическое (цель: сохранение окружающей среды) и т.д.


Они объединили людей независимо от национальной принадлежности, политических и религиозных взглядов.







































Отличия: длительное по времени объединение участников; наличие устойчивых местных организаций; цель – завоевание и осуществление власти; формализованная внутренняя организация; определённая идеологическая направленность; обеспечение народной поддержки.


  1. Закрепление изученного (5 мин)

Давайте закрепим изученный материал, для этого заполним таблицу, используя понятия из прилагаемого списка (см. приложение).


Заполняют таблицу.



  1. Подведение итогов (3 мин)

Сегодня на уроке мы познакомились с такими понятиями как общественно-политическое движение, политическая партия и партийная система. Выяснили, чем отличаются политические

Партии и движения, какие цели и задачи они перед собой ставят.

А теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по десятибалльной системе.

Выставление оценок за урок.

Оценивают свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание (2 мин)

Открываем дневники и записываем домашнее задание: § 7, вопросы и задания к нему. И творческое задание для всех желающих – представьте, что Вы – лидер новой политической партии, придумайте её название, составьте небольшую политическую программу и классифицируйте свою партию по различным основаниям.


Урок окончен. Всем большое спасибо за работу!

Записывают домашнее задание.

Приложение



ФЗ "Об общественных объединениях"

Статья 9. Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.



Заполните таблицу, используя понятия из прилагаемого списка.

Политические партии характеризуются

Признаки, общие для политических партий и общественных движений

Общественно-политические движения характеризуются




  • Общность идеологии

  • Борьба за власть

  • Наличие руководящего органа

  • Отсутствует цель завоевания политической власти

  • Выработка политической программы

  • Добровольное объединение

  • После достижения целей самораспукаются


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по обществознанию «Политические партии и движения»

Автор: Абсалямова Марина Шайнуровна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Выступление: Мотивация обучающихся на уроках обществознания через творческие работы "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-motivatsiia-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-obshchiestvoznaniia-chieriez-tvorchieskiie-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246229"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446313555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства