Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Труд" (урок систематизации и обобщения знаний)
Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Труд" (урок систематизации и обобщения знаний)
Урок обществознания в 5 классе.
Тема: Практикум по теме «Труд»
Цели и задачи:
1.Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Труд».
2.Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с трудом, трудовыми отношениями, трудовой деятельностью, творчеством.
3. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.
4. Содействовать развитию умения выполнять творческие работы.
5. Развивать следующие при выработке общего решения в совместной деятельности: умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе; умение оценивать групповую работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Труд" (урок систематизации и обобщения знаний) »
Урок обществознания в 5 классе. Тема: Практикум по теме «Труд»
Цели и задачи:
1.Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Труд». 2.Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с трудом, трудовыми отношениями, трудовой деятельностью, творчеством. 3. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. 4. Содействовать развитию умения выполнять творческие работы. 5. Развивать следующие при выработке общего решения в совместной деятельности: умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе; умение оценивать групповую работу.
Предполагаемые универсальные учебные действия: умение учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.
работать в группах, сотрудничать с членами группы в процессе обсуждения, высказывать аргументированную точку зрения, грамотно использовать изученные понятия.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Основные понятия: труд, услуги, товар, богатство, бедность, благотворительность, мастер, ремесленник.
Материалы: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
План:
Вводная часть. 1. Мотивация
2. Активизация познавательной активности II Основная часть. 1. Работа в группах
III. Заключительная часть 1.Подведение итогов. 2. Оценивание
Ход занятия:
I. Вводная часть
1.Мотивация.
Задание:
Учитель: Вам необходимо нарисовать Дерево жизни, корнем которого будет момент вашего рождения, стволом – вся дальнейшая ваша жизнь, ветки - те задачи, которые предстоит решать в течение жизни. В качестве вершины необходимо обозначить то самое важное, что вы представляете в своей жизни.
Учитель: Откройте тетради и выполняйте задание. После выполнения задания подводятся итоги.
(ФИНК – РАЙТ – РАУНД – РОБИН) – думать, писать, обсуждать по кругу. Время на выполнение - 7 минуты.
Время закончилось. Хай файф Участник под номером 3 , стол номер 1 зачитайте свои ответы
Учитель: Вы убедились, что веток на вашем дереве много, но самыми главными являются ветки, связанные с вашей трудовой деятельностью. Но всё ли мы знаем о ней? Тема нашего занятия – обобщение знаний по теме «Труд – основа жизни». Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме «Труд – основа жизни».
2. Активизация познавательной активности.
Чтение притчи Соломона (Информация для детей: третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э. Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением)
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.
И придёт, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник”.
Беседа с учащимися:
О чём говорится в этой притче? К кому обращается Соломон?
Для чего (почему) трудится муравей?
Какой смысл имеет эта притча?
А зачем ещё трудится человек? И что значит — трудиться?
Какого человека мы можем назвать тружеником?
Что такое трудолюбие? Как вы понимаете значение этого слова?
А теперь сравним своё толкование слов с тем объяснением, которое даёт “Толковый словарь”:
Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.
Трудолюбивый – любящий трудиться.
II Основная часть
Задание № 1
Какие слова вызывают у вас ассоциации выражением «Труд – основа жизни»
Используется структура - Джот Тотс
Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.
Задание: Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение - 3 минуты.
Время закончилось. Хай файф Участник под номером 4 , стол номер 2 зачитайте свои ответы:
труд, услуги, товар, богатство, бедность, благотворительность, мастер, ремесленник, творчество и т.д..
Составьте логические цепочки из данных слов.
Задание № 2
Разгадайте кроссворд. Найдите слова по теме «Труд».
Учитель: С детства, слушая сказки, которые вам читали ваши родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.
Учитель: Объясните смысл пословиц: «Лентяй да шалопай - два родных брата», «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит».
Обдумайте (1 мин.) ТАЙМД РАУНД РОБИН (в теч. определенного времени по кругу каждый участник будет объяснять смысл пословиц). Время на выполнение - 4 минуты.
Время закончилось. Хай файф. Участник под номером 2, стол номер 2 зачитайте свои ответы:
Учитель: О каком отношении к труду говорит народная мудрость?
Каким образом передавался жизненный опыт людей?
Задание № 4
«Люди стремятся к богатству для того, чтобы увеличить свое благосостояние, удовлетворить свои потребности, быть независимыми». Дополни перечень. ТАЙМД РАУНД РОБИН (в теч. определенного времени по кругу каждый участник дополняет перечень). Время на выполнение - 4 минуты.
Время закончилось. Хай файф. Участник под номером 4, стол номер 3 зачитайте свои ответы:
III Заключительная часть 1.Подведение итогов.
ЭЙ АР ГАЙД
Страничка ожидаемого и полученного.
1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.
2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.
3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUND ROBIN)
ДО
Утверждения
ПОСЛЕ
труд – это добывание пропитания
труд – это не только добывание пропитания. Это ещё мастерство и профессионализм
Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти
Творчество – это создание чего-то нового, ценного для себя
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других
Ремесленный труд обычно ручной, без использования сложных машин механизмов
Труд является не только основной жизнедеятельностью человека, важнейшей его потребностью, но и условием его благополучия
5. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши знания и убеждения?
2. Оценивание - оцените работу группы в целом. - оцените свою работу в группе. 3. Домашнее задание - Написать сочинение: «Моя будущая профессия»
4. Рефлексия. Продолжите фразу: Я научился… Мне было трудно… Мне понравилось…
Приложение
Разгадайте кроссворд. Найдите слова по теме «Труд».
М
А
С
Т
Е
Р
С
Т
В
О
Х
Б
Л
А
Г
О
Т
В
О
Р
И
Т
А
Б
О
Г
А
Т
С
Т
В
О
Е
Л
П
Р
О
П
И
У
М
Н
Т
Л
А
Б
Е
Д
Н
О
С
Т
Ь
О
Ь
У
С
Л
У
Г
И
Л
Р
Л
В
Н
Б
Л
А
Г
О
Т
У
А
Р
А
О
И
С
С
Е
Ф
О
Г
П
Ь
Р
С
П
Р
А
Е
М
Р
И
Л
Я
Д
Т
Р
Т
Р
Е
М
Е
С
Л
О
С
Ь
У
Ж
Е
Н
И
К
Ч
Е
Н
О
Ь
Объясните смысл пословиц:
«Лентяй да шалопай - два родных брата»,
«Хочешь, есть калачи, не лежи на печи»,
«Труд человека кормит, а лень портит».
Страничка ожидаемого и полученного.
1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.
2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.
3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUND ROBIN)
ДО
Утверждения
ПОСЛЕ
труд – это добывание пропитания
труд – это не только добывание пропитания. Это ещё мастерство и профессионализм
Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти
Творчество – это создание чего-то нового, ценного для себя
Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других
Ремесленный труд обычно ручной, без использования сложных машин механизмов
Труд является не только основной жизнедеятельностью человека, важнейшей его потребностью, но и условием его благополучия