I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | В начале урока проводится беседа - повторение ранее изученного. Что влияет на объём и структуру потребительских расходов? Какова связь между доходом и потреблением? Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или иной страны? Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи или же он в силу возраста исключительно потребитель? Назовите различные виды страховых услуг. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.
Предлагают версии. Составляют план деятельности | Работа в парах
Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала
| 17 | Беседа с учащимися Объяснение учителя
Практическая работа.
Сообщение учащегося (о формах сбережения)
Беседа с учащимися
Анализ документов. Самостоятельная работа Самостоятельная работа
| Учитель рассказывает о том, что такое инфляция и проводит работу с терминами Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учитель ставит и обсуждает следующие вопросы: 1) Что является причиной инфляции в рыночной экономике? 2) Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей? 3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Примеры Учитель задает учащимся разнообразные вопросы Работа над определением: Учитель объясняет новый материал и просит привести примеры.
2. Формы сбережения граждан. (сообщение обучающегося) Работа с определением. Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. Работа с документом стр. 219 Решение ситуации (работа с учебником) стр. 220-221
3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Работа с текстом учебника стр. 221-223. Составить развернутый план по теме "Виды банковских услуг" 1. Какие услуги предоставляют гражданам банки? 2. Открытие и ведение банковского счета. 3. Предоставление кредитов. 4. Формы кредита. | Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадь термины Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией
Учащиеся приводят примеры Ученики отвечают на вопросы учителя, записывают определение в тетрадь, с последующим комментированием. Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры. Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы Сообщение обучающегося (о формах сбережения). Учащиеся слушают и делают записи в тетради. Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.
Учащиеся самостоятельно работают с документом, находящимся в учебнике. Анализируют его и делают выводы.
| Фронтальная работа.
Работа в парах
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Работа в парах
Работа в парах
| Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Записи в тетради.
Устные ответы
Записи в тетради
Устные ответы
Записи в тетради
Устные ответы и записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах. | Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока. Учащиеся разбирают разнообразные ситуации и делают вывод | Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение. | Работа в парах Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Почему цены при рыночной экономике постоянно растут? - Какое воздействие оказывает инфляция на доходы граждан? - Чем реальный доход отличается от номинального? - Для чего семья создает сбережения? - Почему семьи пользуются сберегательным кредитом? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |