2. Актуализаций знаний по теме «Мастерство работника» 2) Квалификация. 3) Заработная плата. 4) Производительность труда. 3. Закрепление материала. | - Итак, ребята, какая была тема прошлого урока? - Верно. Сегодня мы вспомним, кого же можно называть мастером, в чем заключается мастерство, а так же от чего зависит зарплата работников. А в конце урока ответим на вопросы: 1. Почему необходимо постоянно повышать свою квалификацию? 2. Зависит ли благосостояние страны от квалификации работников? - Итак, ребята кого же мы можем назвать мастером? - Верно, ребята. Дома вы читали рубрику «Жил на свете человек» на с. 73. Скажите, можно ли назвать Антонио Страдивари мастером? Почему? - Почему Страдивари смог стать мастером своего дела? - Верно ребята. Так из чего же состоит мастерство? - Ну и, конечно же, нужно любить свою работу, вкладывать в нее душу. А каких современных мастеров вы можете назвать? Почему вы считаете их мастерами своего дела? - Я бы тоже хотела привести вам пример человека, являющегося мастером, правда жил он в далеком XVIII веке, однако, по изобретениям, созданным его руками, сложно сказать, что жил он давным-давно. Звали его Иван Петрович Кулибин. Кто из вас о нем слышал? - В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками. С 1769 года и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов. Иван Петрович Кулибин даже в преклонном возрасте живо интересовался техническими новинками. Им был изобретен прожектор. Также благодаря И. П. Кулибину были восстановлены и запущены часы «Павлин», заказанные князем Г. А. Потемкиным для императрицы Екатерины II, которые были повреждены по пути из Англии в Россию, а многие детали были утеряны. Давайте посмотрим видеофрагмент и ответим на вопросы: 1. Кто изготовил часы «Павлин»? 2. Где они сейчас хранятся? 3. Что можно сказать о мастере, который их изготовил? - Верно. Вы уже говорили о том, из чего состоит мастерство. А каким словом мы можем обобщить эти составляющие? - Кто может дать определение слова «квалификация»? - Верно. А какие виды труда можно выделить в зависимости от квалификации? - Скажите, что представляет собой высококвалифицированный труд? - А малоквалифицированный? - Верно, ребята. А теперь посмотрите на слайд. На нем вы видите названия профессий. Какие из них можно отнести к высококвалифицированному и малоквалифицированному труду? Определите, к какому виду труда она относится, и аргументируйте свой выбор. - Ребята, а как вы думаете, на какой труд в наше время спрос больше? Почему? - А что же необходимо делать работнику, чтобы быть востребованным? - Верно. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, учреждения, где можно получить дополнительное образование. Ребята, а как же оценивается труд? - А кто мне скажет, как по-научному называется заработная плата? - Верно. Мы с вами знаем, что существует две системы оплаты труда. Кто может их назвать? - Что такое повременная зарплата? - А сдельная? - Все верно. Так от чего же зависит зарплата? Перечислите факторы, влияющие на нее. -Ребята, как выдумаете, должна ли зарплата находиться в зависимости от образования человека? - А сейчас вам необходимо раскрыть значение этих факторов. 1й ряд расскажет о качестве и количестве труда , а также о сложности труда и уровне квалификации. 2й ряд расскажет об условиях труда и его социальной значимости. И 3й ряд – о степени риска и уникальности труда. Минутку вам, чтобы вспомнить. - Как вы сказали, главным принципом оплаты труда является его качество и количество. А что такое производительность труда? - А как может измеряться производительность труда? Как вы это понимаете? - Правильно. А от чего зависит производительность и качество труда работника? - Конечно, а почему? - Ребята, сейчас мы с вами выполним задание: в тетрадях вы составите резюме, где опишите свои черты характера и умения, возраст, опыт работы, а также на какую работу вы бы хотели устроиться. Потом пару человек представят свое резюме классу, и мы с вами будем в роли работодателя и рассмотрим, почему мы бы взяли или не взяли ребят на работу. Свои тетради с резюме вы по желанию можете сдать на проверку, чтобы получить дополнительную оценку. - Конечно. Ребята, так кого же называют мастером? Давайте с вами ответим на вопросы: 1. Почему необходимо постоянно повышать свою квалификацию? 2. Зависит ли благосостояние страны от квалификации работников? | - Мастерство работника. - Человека, который правильно и качественно выполняет свою работу, отличается хорошими результатами своего труда. - Да, можно, потому что в его руках дерево словно оживало, скрипки имели особенное, индивидуальное звучание. - Потому что он оказался очень старательным учеником, у него был хороший учитель, который передал ему свои знания. Страдивари для своих скрипок перепробовал очень много сортов дерева, стараясь сделать их уникальными. - Мастерство состоит из специальных профессиональных знаний (причем, чем сложнее труд, тем больше знаний он требует, и тем дольше надо учиться); практических умений и навыков, приобретаемых с опытом и способностей к тому или иному виду деятельности. (варианты ответов) - Да, мы слышали о нем. - Часы были изготовлены механиком Дж. Коксом. Сейчас они хранятся в Эрмитаже. Можно сказать, что он обладал огромным объемом знаний, который позволил в далеком XVIII веке изготовить такой сложный механизм, а так же красочным воображением. Также можно отметить упорство мастера, его трудолюбие. - Квалификация. - Квалификация – это специальные знания, полученные человеком, а также умения и навыки, приобретенные человеком во время практической деятельности. - Высококвалифицированный (сложный) и малоквалифицированный (простой). - Это труд, который требует умения осуществлять сложные операции и приемы, которые нельзя выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками. - Это труд, который в меньшей степени требует специальных знаний, умений и навыков. - Выполняют задание. - На высококвалифицированный. Потому что стремительный прогресс в различных областях производства, внедрение компьютеров, автоматизация оставляют все меньше места для простого труда, поэтому и требования к работникам предъявляются все более высокие. - Нужно постоянно повышать свою квалификацию. - За свой труд люди получают зарплату. - Трудовое денежное вознаграждение. - Повремённая и сдельная. - Повремённая – при которой работнику платят за отработанное время. - Сдельная – при которой зарплата зависит от количества произведенной продукции и объема выполненной работы. - Качество и количество труда; - Сложность труда и уровень квалификации; - Условия труда; - Социальная значимость труда; - Степень риска; - Уникальность труда. Ответы учащихся - Качество и количество труда – главный принцип. Учитывается, как трудился работник и сколько сделал продукции. Чем качественнее и производительнее труд, тем выше зарплата. Сложность и уровень квалификации – чем сложнее труд, тем дольше надо ему обучаться и оплата труда высококвалифицированных специалистов естественно выше. - Условия труда – на некоторых тяжелых и вредных производствах зарплата компенсирует повышение труда или вред. Напр: шахтеры, работники металлургических и хим. заводов. Соц. значимость труда – на величину зарплаты может влиять значимость труда для общества и страны. - Степень риска – учитывается то, что работник может рисковать жизнью и здоровьем (летчик, пожарник). В других случаях – вложенными в дело деньгами. Уникальность труда – например, зарплата некоторых актеров, певцов и музыкантов высока из-за их особого таланта и популярности. - Производительность труда – это результативность труда в процессе производства. 1. количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (напр. сколько часов затрачивает работник на изготовление одной детали); 2. количеством продукции, произведенным за единицу времени (напр. сколько деталей в день производит работник). - От квалификации. - Потому что высококвалифицированный работник имеет больше знаний, умений и навыков. - Выполнение задания. - Квалифицированного работника, который работает и быстро, и качественно. - Повышать квалификацию необходимо для того, чтобы получать новые знания и становиться работником более высокого уровня. А это, в свою очередь будет влиять на то, какую работу мы получим, и какая зарплата у нас будет. - Благосостояние страны, конечно же, зависит от квалификации работников. Если в стране будут только малоквалифицированные работники, то не будет новых изобретений, хороших врачей, достижений в науке и культуре. | 12 мин 7 мин 12 мин 6 мин 4 мин |