Просмотр содержимого документа
«Конспект Урока "Отрочество - особая пора жизни"»
Коротаева Наталья Станиславовна
учитель истории и обществознания
УР, г. Ижевск МБОУ «СОШ №89»
Конспект урока
Класс 6
Тема урока: «Отрочество — особая пора жизни»
Цели: определить границы подросткового возраста и дать его общую характеристику; выяснить, каковы задачи и трудности переходного возраста, сформировать представление об особенностях подросткового возраста.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя.
Получат возможностьнаучиться: анализировать
свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах
Регулятивные
Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм
действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей
Познавательные
Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует
знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Находят необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные
Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные
Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
Оборудование: учебник обществознания Л. Н. Боголюбова (6 класс), рабочие листы, карточки с ситуациями.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1.Организационный момент
2.Закрепление изученного материала.
Мы с вами продолжаем изучать раздел: «Загадка человека». Мы хорошо поработали над предыдущей темой «Человек - личность». И некоторые загадки человека смогли разгадать. Мы знаем такие понятия как «личность» и «индивидуальность», знаем какие качества характеризуют личность и кого можно назвать сильной личностью? Сейчас, не записывая тему урока, в тетрадях напишите: «Я сегодня готов к уроку на оценку…» Поставьте себе ту оценку, на которую по-вашему мнению вы сегодня готовы. Спасибо.
Сейчас я раздам рабочие листы, и мы приступим к проверке домашнего задания. Поменяйтесь, пожалуйста тетрадями с соседом по парте.
Проверка результатов
1.2; 2.2 3. А3 Б1 В2
Оцените работу своего одноклассника по 5-бальной шкале. Обменяйтесь тетрадями обратно
Если ваш сосед допустил в своей работе ошибку, дайте рекомендации о том, что нужно повторить еще раз. Поднимите руки те, у кого совпали оценки. Спасибо
2. Мотивационно-целевой этап
В ваших рабочих листах есть перечень возрастов человека, один возраст пропущен, определите какой?
Выслушивает ответы обучающихся. Правильно подростковый. Определите к какой группе принадлежите вы. Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о вас.
Сформулируйте тему урока. Выслушивает мнение учащихся. Авторы учебника предлагают нам следующий вариант: «Отрочество – особая пора жизни». Давайте запишем тему урока в тетрадь. В теме урока мы встречаем слово, значение которого не знаем. Давайте мы воспользуемся телефоном и найдем значение этого слова. Учитель выслушивает ответы учеников, давайте запишем значение этого слова в тетрадь «Отрочество – возраст между детством и юностью». В прошлом учебном году на уроках литературы вы изучали произведение, в котором главными героями были отроки. Назовите его. А что делали главные герои?
3. Ориентировочный этап
- Как вы считаете, какое слово в нашей теме ключевое?
(Ответ учащихся «особый»)
- Определите цель урока.
Цель: Выяснить особенности подросткового возраста.
Вы уже знаете, что человек является биосоциальным существом.
4. Поисково-исследовательский этап
Для того, чтобы мы смогли достичь цели урока мы выполним задание №2 в рабочих листах.
Проверка выполнения задания, Коррекция выполнения задания
Особенности подросткового возраста
биологические
социальные
1.Быстро растет организм.
2.Быстрая утомляемость, усталость.
1.Общение со взрослыми более привлекательно, чем с детьми.
2.Резкая смена настроения из-за перестройки нервной системы
Спасибо.
Вопросы учителя: «Ты умеешь мечтать?», «Хотелось бы тебе поделиться своими мечтами со сверстниками?» Очень часто взрослые говорят о том, что хватит мечтать и витать в облаках. Пора учить уроки, помогать родителям.
Работа в парах по вариантам. Выполните задание №3 в рабочих листах.
А какой из тезисов тебе ближе?
Поднимите руки, кто считает, что мечтать полезно?
Вредно? Какому варианту было сложнее привести аргумент в защиту своей позиции?
Большое спасибо. Я рада, что у вас все получилось.
Давайте дополним нашу таблицу.
5. Практический этап
Каждый день мы сталкиваемся с людьми и попадаем в различные ситуации. Иногда приятные, иногда не очень. Сейчас мы дадим советы людям, оказавшимся в таких ситуациях с использованием знаний, полученных на уроке.
Делимся на группы, знакомимся с ситуацией, обсуждаем ее. Выбираем одного, двух представителей от группы, которые познакомят класс с ситуацией и дадут совет ее участнику.
Подведение итогов выступления групп.
6. Рефлексивно-оценочный этап
Большое спасибо. Думаю, что наш урок был вам полезен и интересен.
Выскажите ваше мнение.
Домашнее задание. Расспросить своих родителей, о чем они мечтали в подростковом возрасте? Сбылись ли их мечты?
Проверь себя
Выполните задание, ответы запишите в тетрадь
Задание 1. Верны ли следующие суждения о личности:
А) Личность возникает в результате биологического развития человека.
Б) Огромное влияние на развитие личности оказывает общество.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения.
4. Оба суждения неверны.
Задание 2. Верны ли следующие суждения о личности:
А) Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б) Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения.
4. Оба суждения неверны.
Задание 3. Установи соответствие между понятиями и их определениями.
Понятие
Определение
А) индивидуальность
1. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает.
Б) сознание
2. Совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.
В) личность
3. Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Задание 4
Кого вы можете назвать сильной личностью? Свой ответ аргументируйте.
Задание 2. Прочитайте пункт параграфа «Легко ли быть подростком» стр.24 Заполните таблицу в тетради, при выполнении задания можно советоваться с одноклассниками.
Особенности подросткового возраста
биологические
социальные
Таблицу не закрывайте, возможно вы захотите ее дополнить. Оставьте место.
Задание 3
Прочтите в учебнике рубрику «Жил на свете человек» стр. 26.
Работа по вариантам
1 вариант. Приведите 1 аргумент в защиту тезиса: «Мечтать полезно».
Продолжите предложение и запишите его в тетрадь «Мечтать полезно, потому что …»
2 вариант. Приведите 1 аргумент в защиту тезиса: «Мечтать вредно».
Продолжите предложение и запишите его в тетрадь «Мечтать вредно, потому что …»
Задание 4 Выберите одно из предложенных предложений или выскажите собственное суждение.
1.На уроке я работал (активно/пассивно);
2.Своей работой на уроке я (доволен/недоволен);
3.Урок для меня показался (коротким/ длинным);
4.За урок я (не устал/ устал);
5.Мое настроение (стало лучше/ стало хуже);
6.Материал урока мне был(о) (понятен/непонятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен).
7.Я узнал, что,,,
8.Я попробовал себя,,,
Ситуации для работы групп
Ситуация 1
Мама Марины часто жалуется бабушке: «Дочь постоянно ссориться с младшей сестрой, обижается на меня. Никогда первая на мир не пойдет, даже если знает, что она не права. Недавно я увидела, что она меряет мои вещи, как будто ей носить нечего! Сил моих больше нет».
Дайте совет маме Марины.
Ситуация 2
Олег часто отвлекается на уроке, смотрит в окно и думает о чем-то своем. В начальной школе учился хорошо. Сейчас он считает, что школа ничему полезному не учит. Хочет скорее вырасти, стать известным блогером.
Дайте совет Олегу.
Ситуация 3
Катя этим летом сильно выросла, стала выше на целую голову своих одноклассников мальчишек. Порой из-за ее роста над ней смеются. На уроках физкультуры она не может выполнять некоторые упражнения, поэтому решила, что на уроки физкультуры ходить не будет. Чтобы ее не ругали учителя и родители, ходит в медпункт и говорит, что у нее сегодня болит голова или живот.
Дайте совет Кате.
Ситуация 4
Костя старший в многодетной семье. Всегда с удовольствием помогал маме и папе в заботе о младших братьях и сестрах. Однако в последнее время он стал часто жаловаться, что родители «повесили» на него младших и постоянно заставляют везде брать с собой. А ему после школы хочется поиграть с друзьями, а не вести младших на занятия.