Просмотр содержимого документа
«Игра по правоотношениям и правонарушениям»
I- Сначала вспомним, в каких основных документах записаны наши права? Для этого ответьте на вопросы:
Презентация:
именно так называется главный международный документ по защите прав детей. (это «Конвенция о правах ребенка». Она была принята 20 ноября 1989 года).
этот документ был принят 10 декабря 1948 года. (После тщательного изучения и 1400 этапов голосования Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это произошло 10 декабря 1948 года, в Париже, в только что построенном Дворце де Шайо. декларация, в которой содержалось подробное изложение прав и свобод каждого человека, явилась беспрецедентным документом. Она по-прежнему остается главным источником права в правозащитной области).
- какой день празднуется как день ООН? (24 октября. В этот день в 1945 году вступил в силу Устав ООН).
основной закон государства. (Это Конституция – основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан).
II- Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека. А хорошо ли мы знаем свои права? Давайте проверим.
Конкурс «Права человека»
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
В сказке «Колобок» лиса съела колобка, нарушив тем самым его право ________________________ (на жизнь Ст.3).
Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное передвижение Ст.13).
Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________ (на личную неприкосновенность Ст.3).
Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновенность жилища Ст.12 ).
Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд Ст.23).
Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______________________ (на частную собственность Ст.17).
В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность Ст.3).
III – мы очень хорошо знаем, за каждое правонарушение наступает что? (Юридическая ответственность)
-правильно, ребята, а не знание закона освобождает от ответственности? (нет). Юридическая ответственность бывает разной, а какой сейчас мы вспомним. Назовите все виды юридической ответственности. (дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная).
Конкурс «Ответственность»
Команды получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо разложить эти карточки в четыре стопки в зависимости от того, какой вид юридической ответственности наступает в этих случаях. На каждую стопку карточек команда должна положить полоску бумаги, на которой написать соответствующий вид ответственности. Время на размышление – 5 минут. За каждую карточку правильно соотнесенную с видом юридической ответственности, команда получает 0,5 балла. Всего карточек 14. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 7 баллов.
Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).
Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).
Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).
Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная ответственность).
Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная ответственность).
Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).
Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая ответственность).
Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).
Школьник случайно попал из рогата в глаз прохожему (уголовная ответственность).
Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).
Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная ответственность).
Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовная ответственность).
Ученик нахамил учительнице во время урока (административная ответственность).
В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон (гражданско-правоара ответственность).
IV – Какой вид юридической ответственности является самым строгим? (Уголовный)
- С какого возраста наступает уголовная ответственность? (В статье 20 Уголовного кодекса сказано: с шестнадцати. Но это – за все преступления, без исключений. В этой же статье приводится перечень преступлений. За которые ответственность наступает с 14 лет).
Правонарушения бывают разные, а наказания за них соответственно тоже бывает разной и все они записаны в Уголовном кодексе РФ. Сейчас вы должны выбрать только те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ, за правильно выполненное задание получите 4 балла:
V – обстоятельства совершения преступлений бывают разные: отягчающие и смягчающие. Вам дается текст, в котором описано преступление и вам предстоит выявить смягчающие и отягчающие обстоятельства, вписав их в «Контрольные листы» и определить роль каждого участника в совершении преступления.
Конкурс «Обстоятельства совершения преступления»
Команды получают «Контрольные листы» следующей формы:
Обстоятельства, смягчающие наказание
Обстоятельства, отягчающие наказание
Команды читают текст, в котором описано преступление и выявляют обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, вписав их в соответствующие столбцы «Контрольного листа». Кроме этого, необходимо определить роль каждого участника в совершении преступления. Время на выполнение задания – 4 минуты. За каждое правильно выявленное обстоятельство совершения преступления команда получает 0,5 балла. Всего в данной ситуации можно выявить 3 обстоятельства, смягчающих наказание и 3 – отягчающих. Таким образом, правильно выявив все 6 обстоятельств, команды могут получить в этом конкурсе 3 балла. Кроме этого, за правильно определенную роль участников преступления, команды получают по 2 балла.
Текст.
Октябрьским вечером шестеро подростков, прогуливаясь по улице, встретили 20-летнего знакомого Сергея, ранее судимого за драку. Тот предложил посидеть на веранде детского сада. Обнаружив, что веранда закрыта, подростки выбили дверь. Угостив ребят вином и сигаретами, Сергей сказал, что в киоске неподалеку открыта дверь. Продавец спит пьяный, поэтому можно взять там еще вина, сигарет и шоколада.
К киоску отправили 13-летнего Олега, 12-летнего Максима и 15-летнего Юрия. Подойдя к киоску, подростки увидели, что дверь открыта, а продавец Ш. спит. Максима оставили следить за улицей, а Юрий и Олег вошли в киоск и стали складывать в сумку спиртар, шоколад и сигареты. Шум разбудил продавца, который попытался схватить Юрия. Тот ударил продавца ногой в пах. Ш. упал, сильно стукнувшись головой о кассовый аппарат. Услышав крик, Максим заглянул в киоск и услышал, как Ш. звал на помощь. Подростки убежали. Максим, впервые совершивший преступление, испугался последствий этого правонарушения и пошел в милицию, где рассказал обо всем, что произошло в тот злополучный день.
Ответ. Обстоятельства, смягчающие наказание: А) несовершеннолетие Олега и Макара; Б) Явка Максима с повинной, чистосердечное признание; В) совершение преступления впервые. Обстоятельства, отягчающие наказание: А) групповое совершение преступления; Б) привлечение к совершению преступления несовершеннолетних; В) совершение преступления лицом, ранее совершившим преступления.
Роли участников преступления: Сергей – организатор; Юрий и Олег – исполнители; Максим – пособник.
- Кто из перечисленных участников вообще не наказывается? (наказываются все)
- Кто строже всех наказывается? (организатор).
VIКроссворд
Корыстные преступления
Некорыстные преступления
ВЫМОГАТЕЛЬСТВО
ТЕРРОРИЗМ
МАШЕННИЧЕСТВО
ВАНДАЛИЗМ
ГРАБЕЖ
ХУЛИГАНСТВО
РАЗБОЙ
ИЗНАСИЛОВАНИЕ
КРАЖА
УБИЙСТВО
-А теперь посмотрим сценку: задание будет на внимательностьКонкурс «Детектив»
Перед командами разыгрывается сценка с участием детектива Мегрэ. Затем командам выдаются карточки с рисунков и вопросом. Время на обсуждение – 1 минута. За правильный ответ команды получают 2 балла.
Сценка.
— Что-нибудь прояснилось, Лапуэнт?
Мегрэ наконец раскурил туго набитую трубку и откинулся на спинку кресла.
— Да, патрон,— ответил Лапуэнт, присаживаясь к стоа комиссара,— стопроцентное алиби.
— Ну-ну…
— Он находился не менее чем в двух километрах от места убийства.
— Время? — выдохнул облако дыма комиссар.
— Минута в минуту.
— Даже так?
— Смотрите сами, патрон.— Лапуэнт протянул через стол фотографию.— Снимали вчера, ровно в полдень, кинотеатр «Орион», за двадцать минут до начала сеанса, есть билет…
— Очень хорошо.
Мегрэ глубоко затянулся и со стуком положил трубку на стол.
— Поторопись, Лапуэнт.
— Куда?
— К прокурору. Возьмешь ордер на арест.
— Но ведь…
— Если эта фотография — алиби, то я — Бонапарт!
— Я не понимаю, патрон…
— Протри глаза — поймешь.
- Внимание вопрос: Что должен был понять Лапуэнт, глядя на эту фотографию?
Ответ: Взглянув повнимательнее на фотографию, Лапуэнт должен был бы отметить несоответствие между временем, которое показывают уличные часы, и тенями, отбрасываемыми фигурой человека и окружающими предметами.
- Кажется такая мелочь, но это решает чью-то судьбу: кого-то могут оправдать, а кто-то окажется за решеткой. Но это решает только суд и только по закону.
VIII – А теперь проверим ваши знания по словарю. Для этого предлагается кроссворд и вам предстоит разгадать его.
По горизонтали: 1. Излюбленный головной убор комиссара Мегрэ. 5. Психическое отношение обвиняемого к своему противоправному поведению. 6. Сильное и глубокое переживание. 7. Одна из форм расследования. 9. Запрет. 10. Знаменитый сыщик. 12. Способность предвидения. 14. Адвокат в судебном процессе. 15. Сподвижник Эркюля Пуаро. 16. Оптический прибор. 18. Сыщик-священнослужитель. 19. Похищение имущества без применения насилия. 20. Эквивалент товара. 21. Система револьвера.
По вертикали: 2. Предъявление объекта свидетелю в ходе следствия. 3. Транспортное средство в старой Англии. 4. Автор детективных романов. 6. Мера пресечения. 8. Обстоятельство, исключающее пребывание подозреваемого на месте преступления. 9. Предположение о наличии события преступления. 11. Незаконное перемещение товаров через государственную границу. 13. Наука о преступности. 17. Механический прибор сыщика. 20. Раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров рук. 22. Один из помощников комисара Мегрэ.
Конкурс «Корыстные и некорыстные преступления»
А
К
М
Н
Т
И
Л
Ь
О
Б
Р
Ы
У
Ф
В
М
А
Ш
Е
Н
Н
И
Ч
Е
С
Т
В
О
Ы
Ш
П
Л
Г
Р
А
Б
Е
Ж
Й
К
О
Я
М
Ь
З
О
П
Ы
Б
Х
Н
И
Й
Ц
Ь
Ъ
О
Ц
Е
Х
К
Ш
О
Ь
У
Т
Н
Ь
Ф
Ь
Г
Ф
Е
Ч
Э
Р
О
Н
Э
Л
О
А
Ы
Ь
А
Я
Ь
Ж
К
Ы
А
Р
Е
Ю
И
У
В
Э
Т
Н
Ф
О
Ь
В
Я
Ж
Т
Ц
Й
Г
Ь
О
Е
Е
Й
П
У
Б
Ь
С
А
Ь
Ъ
И
А
Е
Л
У
Р
А
З
Б
О
Й
О
Э
Ь
Р
Р
Н
Ь
И
О
Р
Э
Я
И
Й
Р
Й
Ю
К
И
Ж
С
Ъ
С
Б
О
Ь
Я
Й
И
Ъ
У
Ч
Д
Ь
Т
Т
И
А
Ъ
Р
Ю
Э
С
Д
Ь
Э
Я
Э
В
Ф
В
Э
Н
Ц
И
Ф
Ь
Т
Ь
Э
Е
Б
О
А
Э
О
Ю
З
Ф
З
Э
О
В
Ф
Ю
Ч
В
А
Н
Д
А
Л
И
З
М
Ь
М
О
Я
В
Ь
Текст.
Октябрьским вечером шестеро подростков, прогуливаясь по улице, встретили 20-летнего знакомого Сергея, ранее судимого за драку. Тот предложил посидеть на веранде детского сада. Обнаружив, что веранда закрыта, подростки выбили дверь. Угостив ребят вином и сигаретами, Сергей сказал, что в киоске неподалеку открыта дверь. Продавец спит пьяный, поэтому можно взять там еще вина, сигарет и шоколада.
К киоску отправили 13-летнего Олега, 12-летнего Максима и 15-летнего Юрия. Подойдя к киоску, подростки увидели, что дверь открыта, а продавец Ш. спит. Максима оставили следить за улицей, а Юрий и Олег вошли в киоск и стали складывать в сумку спиртар, шоколад и сигареты. Шум разбудил продавца, который попытался схватить Юрия. Тот ударил продавца ногой в пах. Ш. упал, сильно стукнувшись головой о кассовый аппарат. Услышав крик, Максим заглянул в киоск и услышал, как Ш. звал на помощь. Подростки убежали. Максим, впервые совершивший преступление, испугался последствий этого правонарушения и пошел в милицию, где рассказал обо всем, что произошло в тот злополучный день.
Рабочий опоздал на работу Пассажир автобуса не оплатил проезд
Ученик разбил стекло в школе
Пешеход перешел улицу в запрещенном месте
Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении
Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру
Гражданин из мести поджег дом соседа
Школьник случайно попал из рогата в глаз прохожему Солдат не исполнил приказ командира
Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее
Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля
Ученик нахамил учительнице во время урока
В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон
В сказке «Колобок» лиса съела колобка, нарушив тем самым его право ________________________ (на жизнь Ст.3).
Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное передвижение Ст.13).
Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________ (на личную неприкосновенность Ст.3).
Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновенность жилища Ст.12 ).
Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд Ст.23).
Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______________________ (на частную собственность Ст.17).
В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность Ст.3).