Урок построен на активном взаимодействии учителя и учеников. Есть опережающие задания с привлечением политического местного материала, интервью, разминки, социологический опрос на базе школы, работа с цитатами.
Цель: Последовательное формирование правовой культуры обучающихся.
делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.
3. Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной жизненной позиции.
Предварительные задания:
1.Проведи анкетирование учащихся 8-11 классов (не менее 25 человек), сделать выводы
1.Как ты думаешь, от чего/от кого может исходить опасность в жизни именно для тебя? 2.Какие у тебя есть права? 3.Почему государство называют иногда “машиной”? 4.Какое поведение можно назвать нецивилизованным? 5.Что такое активная жизненная позиция? 6.Есть ли плюсы в тоталитарном обществе? 7.Что такое “гражданское общество”? 8.Как ты думаешь, какую роль играет в гражданском обществе информационное пространство? 9.Если бы у тебя было много денег, и ты хотел бы организовать какой-нибудь общественный фонд, то что бы ты организовал? 10Что ты выбрал для будущего:
- иметь мелкий бизнес; - стать олигархом; - человеком власти;- что-то еще.
2. Возьми интервью у депутата сельского поселения, выясни, каков круг полномочий местного Собрания Депутатов, какие вопросы решают на собрании.
3.Возьми интервью у депутата Районного Собрания депутатов, выясни, каков круг полномочий Собрания Депутатов, какие вопросы решают на Собрании.
4.Найди в СМИ информацию об общественных организациях ЕАО, когда созданы, кто возглавляет
Ход урока:
1.Мы все хотим жить в справедливом государстве, а что это значит? А кто должен сделать это государство справедливым? Граждане. Тема урока «Гражданское общество - общество граждан.?
2.Кто такие граждане? Жители страны с определенными правами и обязанностями. Вы являетесь гражданами? Как граждане своей страны, мы не можем не интересоваться событиями в ней и за ее пределами. (политминутка)
Мы сегодня часто будем употреблять слова общество, гражданин. А пока предлагаю выполнить опережающее задание 1. (у закрытой части доски)1.Задание. Попробуй определить, какие из этих сообществ организуются государством (являются государственным органом), а какие обществом?Церковь, Комитет солдатских матерей, политическая партия, Государственная Дума, союз экологов, Правительство, Центр Занятости населения, органы местного самоуправления, Союз предпринимателей России, Конституционный суд, Семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, министерство образования, районный суд, объединение жильцов микрорайона. управление внутренних дел, Собрание депутатов сельского поселения, Собрание депутатов района.
2.Что же такое гражданское общество.? Работа с цитатами.Выберите ключевые слова, определяющие суть гражданского общества.
“Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства”. Томс Пейн – общественный и политический деятель Великобритании 18 века.
“Ни в чем, как в ведении дел гражданского общества, не находит человек столь широкого применения своим талантам и столь подходящего объекта для изъявления своих лучших чувств”. Адам Фергюсон – шотландский историк и философ 18-19 века
Фактически гражданское общество – общий знаменатель демократии и эффективной рыночной экономики”. Ральф Дарендорф немецко-британский общественный мыслитель
“Политическое единство общества – великая движущая)сила”. Александр Александров политолог 20 век,
“Демократия- это такое устройство, которое гарантирует, что нами будут управлять не лучше, чем мы того заслуживаем”. Бернанд Шоу, ирландский драматург 19 века
Какое правительство самое лучшее? То, которое учит человека управлять самим собой”. Иоганн Фольфганг фон Гете, немецкий поэт 19 века.
Т.О.Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни общества
3.Что же включает в себя гражданское общество? (у доски Задание 1). А какие общественные организации есть в ЕАО? Сообщения ребят.
4.Большую роль в организации общественной жизни играет местное самоуправление. Динара и Саша узнали у депутатов сельского и районного собрания депутатов, какие вопросы решают органы местного самоуправления.
Работа с Конституцией. Ст.130-133 какие полномочия возлагает Конституция на органы местного самоуправления? Зачем демократическому государству нужны органы самоуправления.
5. В нашем понятии гражданское общество важную роль играет гражданин. Граждане объединены в государство. Государство имеет свой основной закон.
Работаем в парах: определите, как в Конституции закреплено право граждан на участие в общественной жизни? (ст.3, 12, 13, 14, 30, 34)
6. Вернемся к теме урока, так как мы можем продолжить фразу двумя словами. Гражданское общество – общество сограждан.(общество Граждан)
А какова роль одного гражданина? Итоги анкетирования – Влада.
7.Формулируем выводы урока. Развитие гражданского общества зависит от каждого из нас.
1.Задание. Попробуй определить, какие из этих сообществ организуются государством (являются государственным органом), а какие - обществом?
Церковный приход Комитет солдатских матерей Политическая партия Государственная Дума Союз экологов Правительство Центр Занятости населения Органы местного самоуправления Союз предпринимателей России Конституционный суд Семья Союзы предпринимателей и фермеров Общества защиты прав потребителей Союзы деятелей культуры Кооперативы Детские организации Спортивные общества Рабочие профсоюзы Ассоциации банкиров Благотворительные фонды Министерство образования Районный суд Объединение жильцов микрорайона Управление внутренних дел Собрание депутатов сельского поселения Собрание депутатов района.
Государственные органы Организации граждан
2. Цитаты.
“Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства”.
Томс Пейн – общественный и политический деятель Великобритании 18 века.
“Ни в чем, как в ведении дел гражданского общества, не находит человек столь широкого применения своим талантам и столь подходящего объекта для изъявления своих лучших чувств”.
Адам Фергюсон – шотландский историк и философ 18-19 века
Фактически гражданское общество – общий знаменатель демократии и эффективной рыночной экономики”.
Ральф Дарендорф немецко-британский общественный мыслитель
“Политическое единство общества – великая движущая сила”. Александр Александров политолог 20 век
“Демократия - это такое устройство, которое гарантирует, что нами будут управлять не лучше, чем мы того заслуживаем”. Бернанд Шоу, ирландский драматург 19 века
Какое правительство самое лучшее? То, которое учит человека управлять самим собой”. Иоганн Фольфганг фон Гете, немецкий поэт 19 века.