kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект доклада "Роль армии в обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение.                                                                    Стр.

  I. Проблемная ситуация………………………………………5

 II. Проблема. Гипотеза…………………………………...........5

III. Актуальность исследования……………………………..5-6

IV. Цели исследования…………………………………………6

V. Объекты исследования……………………………………...7

Основная часть.

  I. Что такое российская армия?.................................................7

 II. Командование российской армией…………………………7

III. Исследования по теме «Армия»:………………………..7-10

Вопросы к учащимися

Вопросы к родителям:

IV. Облик современной армии России:……………………10-14

    1.  Cоставные части российской армии………………….10-12

     2. Cлужба в армии по контракту………………………...12-14

V. Проблемы армии:…………………………………………14-19

      1. Неуставные отношения……………………………….14-18

      2. Нежелание подлежащих призыву идти в армию…....18-19

VI. Взаимоотношения армии и общества в России………..19-21

VII. Заключение……………………………………………...21-23

VIII. Литература…………………………………………….......23

         Приложения……………………………………………24-26

ВВЕДЕНИЕ.

I. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Изменения, произошедшие в общественно-политической, социально-экономической жизни Российской Федерации затронули все без исключения сферы. Не могли они не коснуться и армии. Экономический кризис, терзающий страну, привёл к сокращению расходов на нужды военно-силовых структур, приостановке развития и даже функционирования предприятий ВПК, а значит ухудшению оснащенности и боеспособности российской армии. Изменение общественной морали заставило пересмотреть отношение гражданского населения к военнослужащим, некоторый упадок в духовной жизни мгновенно отразился на психологическом климате среди личного состава военных подразделений. В современных условиях, когда российская армия комплектуется по смешанному принципу (служащие-контрактники, служащие по призыву), процесс набора  личного состава сопряжён с рядом проблем. Самая сложная из них - нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

II. ПРОБЛЕМА:                                                                                                                                          Современное оснащение и имидж армии, отношение граждан Российской Федерации к современной армии, нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.  

ГИПОТЕЗА: ухудшение оснащённости и боеспособности российской армии и призывник стремится «откосить» от армии.                                                                                                                                                                   В ходе исследования необходимо  было или подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

III. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Актуальность исследования определяется:

    во-первых, важностью осмысления современного этапа взаимодействия общества и армии.  При исследовании проблемы, я столкнулась с  тем, что  отношение молодёжи к  армии, к её роли в российском обществе и к её сегодняшним проблемам отличаются парадоксальностью -  с одной стороны, гражданское общество понимает, что армия является неотъемлемым атрибутом каждого государства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так и во внешней политике,  с другой – нежелание молодых людей служить в армии

во-вторых, повышением внимания общества к острым проблемам реформирования Вооруженных сил. Речь идет о таких проблемах, как сокращение Вооруженных сил, изменение их организационной структуры, переход к новым принципам и способам комплектования армии личным составом, изменение порядка и организации прохождения военной службы, системы обучения и воспитания военнослужащих и др. Чрезвычайно актуальным остается исследование вопросов гражданского контроля над армией в меняющемся обществе; 

в-третьих, потребностью переосмысления роли армии и военных в современном обществе. Немаловажный момент изучения данных проблем связан с выяснением роли офицеров как важнейшего ресурса власти, источника квалифицированных управленческих кадров различных уровней в современном российском обществе;

в-четвертых, повышением внимания общества к проблемам гуманизации военной службы, реализации прав действующих и бывших военнослужащих. Сегодня возрастает внимание общества к социальным проблемам Вооруженных сил, вопросам создания реальных возможностей для полноценного развития и самореализации личности в условиях военной службы. Пристального внимания заслуживают проблемы реализации прав призывников, женщин-военнослужащих, граждан, поступающих на альтернативную гражданскую службу.

IV. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Выяснить отношение общества к армии;
  • Показать армию с разных сторон;
  • Рассмотреть проблемы и предложить свои пути их решения;
  • Выяснить степень  готовности молодого поколения служить в армии.

V. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: старшеклассники  нашей школы, призывники, родители и друзья новобранцев, бывшие военнослужащие.           
 

                   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I. ЧТО ТАКОЕ РОССИЙСКАЯ АРМИЯ?

Вооружённые Силы Российской Федерации - государственная военная организация, предназначенная

  • для отражения нападения на  Российскую Федерацию — Россию,
  •  для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории,
  • для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

II. КОМАНДОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ АРМИИ.

В Российской Федерации, согласно статье 87 Конституции Российской Федерации, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации.

Сейчас это Путин Владимир Владимирович.  Серге?й Шойгу?  - министр обороны и  начальник Генерального штаба генерал-полковник - Валерий Герасимов.

III. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «АРМИЯ»:

Всем известно, что молодые люди не желают служить в рядах Российской Армии. Цель данного социологического исследования – выявление основных причин уклонения от службы, отношение молодых людей к армии. Данное социологическое исследование проводится среди старшеклассников нашей школы, молодых людей призывного возраста, их родителей.

Они отвечали на вопросына слайде:

Ответы расположились следующим образом:

Приложения №№ 1-8.

Мнения об армии бывших военнослужащих.

В ходе моего исследования были проведены две беседы с бывшими военнослужащими. Им были заданы вопросы, ответы на которые помогут понять отношение к армии непосредственно тех, кто в ней служил.

1. Николай                                                                                                                                                             2. Годы службы – 2009-2010 гг.

3. Место службы – Ростов. Спецназ.                                                                                                                     4. Звание –  сержант.

5. Что хорошего дала армия в жизни?

      –Повзрослел, научился ценить жизнь, родных, дом. Только в армии можно получить жизненный опыт. Появилось много друзей по России.

7.    Какие проблемы необходимо устранить в армии?

        - Отношение офицеров, контрактников к солдатам срочной службы.

8. Пошли бы ещё раз служить в армию?

        - Да, теперь с удовольствием. С приобретённым опытом будет легче.

9. Как улучшить подготовку будущих призывников?

       - Патриотическое воспитание и физическая подготовка.   Больше спортивных секций организовать в школе. Физическая подготовка помогает справляться с нагрузками армейской службы.

Второй мой собеседник был Владимир.

1. Владимир

2. Годы службы – 2012-2013 гг.

3. Место службы – Дагестан, Чечня.

4. Звание – старший сержант. Участник антитеррористических операций.

5. Что хорошего дала армия в жизни?

      –Мужество, силу воли, стал более ответственным, научился ценить дом.

6.    Какие проблемы необходимо устранить в армии?

        - Устранение дедовщины в армии путём перевода её на контрактную     основу.

7. Пошли бы ещё раз служить в армию?                                                                                                                   - Да, пошёл бы. Тем более, что с приобретённым опытом было всё иначе. Легче.

8. Как улучшить подготовку будущих призывников                                                                                                 - Обязательно физическая подготовка. А для этого -  больше спортивных школ, таких как наш клуб «Мужество». А ещё лучше организовать это непосредственно в школе. Обучение рукопашному бою, боксу помогает в армии.

ВЫВОДЫ:

   Исследования показали, что большинство респондентов считают первоочередной необходимостью – искоренение дедовщины в армии!

   Почти половина опрошенных не хочет служить в армии! Это показывает непопулярность военной службы среди молодёжи.

   Противоречивое отношение к армии у пап и мам сыновей.

   Можно отметить развитое чувство патриотизма у девушек. 30% - готовы пойти служить.

   Обнаружились недостаточные знания школьников об армии своей страны, недостаточная физическая подготовка молодых людей.

   Отношение к армии ранее служивших в ней в целом положительное, но отмечены проблемы,  над  которыми необходимо задуматься.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект доклада "Роль армии в обществе" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Икрянинская средняя общеобразовательная школа».







Обществознание.









РОЛЬ АРМИИ В ОБЩЕСТВЕ











Автор работы

Маркелова Надежда, ученица 9 Б класса

Руководитель:

учитель общественных дисциплин

Трофимова Татьяна Фёдоровна.





Икряное - 2014

















«В настоящее время Россия располагает самым современным оружием, не имеющим аналогов в мире».

(Сергей Шойгу 22.02.2014 года interfax.ru)













ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение. Стр.

I. Проблемная ситуация………………………………………5

II. Проблема. Гипотеза…………………………………...........5

III. Актуальность исследования……………………………..5-6

IV. Цели исследования…………………………………………6

V. Объекты исследования……………………………………...7

Основная часть.

I. Что такое российская армия?.................................................7

II. Командование российской армией…………………………7

III. Исследования по теме «Армия»:………………………..7-10

Вопросы к учащимися

Вопросы к родителям:

IV. Облик современной армии России:……………………10-14

1. Cоставные части российской армии………………….10-12

2. Cлужба в армии по контракту………………………...12-14

V. Проблемы армии:…………………………………………14-19

1. Неуставные отношения……………………………….14-18

2. Нежелание подлежащих призыву идти в армию…....18-19

VI. Взаимоотношения армии и общества в России………..19-21

VII. Заключение……………………………………………...21-23

VIII. Литература…………………………………………….......23

Приложения……………………………………………24-26





ВВЕДЕНИЕ.

I. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Изменения, произошедшие в общественно-политической, социально-экономической жизни Российской Федерации затронули все без исключения сферы. Не могли они не коснуться и армии. Экономический кризис, терзающий страну, привёл к сокращению расходов на нужды военно-силовых структур, приостановке развития и даже функционирования предприятий ВПК, а значит ухудшению оснащенности и боеспособности российской армии. Изменение общественной морали заставило пересмотреть отношение гражданского населения к военнослужащим, некоторый упадок в духовной жизни мгновенно отразился на психологическом климате среди личного состава военных подразделений. В современных условиях, когда российская армия комплектуется по смешанному принципу (служащие-контрактники, служащие по призыву), процесс набора личного состава сопряжён с рядом проблем. Самая сложная из них - нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

II. ПРОБЛЕМА: Современное оснащение и имидж армии, отношение граждан Российской Федерации к современной армии, нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

ГИПОТЕЗА: ухудшение оснащённости и боеспособности российской армии и призывник стремится «откосить» от армии. В ходе исследования необходимо было или подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

III. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Актуальность исследования определяется:

во-первых, важностью осмысления современного этапа взаимодействия общества и армии. При исследовании проблемы, я столкнулась с тем, что отношение молодёжи к армии, к её роли в российском обществе и к её сегодняшним проблемам отличаются парадоксальностью - с одной стороны, гражданское общество понимает, что армия является неотъемлемым атрибутом каждого государства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так и во внешней политике, с другой – нежелание молодых людей служить в армии

во-вторых, повышением внимания общества к острым проблемам реформирования Вооруженных сил. Речь идет о таких проблемах, как сокращение Вооруженных сил, изменение их организационной структуры, переход к новым принципам и способам комплектования армии личным составом, изменение порядка и организации прохождения военной службы, системы обучения и воспитания военнослужащих и др. Чрезвычайно актуальным остается исследование вопросов гражданского контроля над армией в меняющемся обществе; 

в-третьих, потребностью переосмысления роли армии и военных в современном обществе. Немаловажный момент изучения данных проблем связан с выяснением роли офицеров как важнейшего ресурса власти, источника квалифицированных управленческих кадров различных уровней в современном российском обществе;

в-четвертых, повышением внимания общества к проблемам гуманизации военной службы, реализации прав действующих и бывших военнослужащих. Сегодня возрастает внимание общества к социальным проблемам Вооруженных сил, вопросам создания реальных возможностей для полноценного развития и самореализации личности в условиях военной службы. Пристального внимания заслуживают проблемы реализации прав призывников, женщин-военнослужащих, граждан, поступающих на альтернативную гражданскую службу.

IV. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Выяснить отношение общества к армии;

  • Показать армию с разных сторон;

  • Рассмотреть проблемы и предложить свои пути их решения;

  • Выяснить степень готовности молодого поколения служить в армии.

V. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: старшеклассники нашей школы, призывники, родители и друзья новобранцев, бывшие военнослужащие.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I. ЧТО ТАКОЕ РОССИЙСКАЯ АРМИЯ?

Вооружённые Силы Российской Федерации - государственная военная организация, предназначенная

  • для отражения нападения на Российскую Федерацию — Россию,

  • для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории,

  • для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

II. КОМАНДОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ АРМИИ.

В Российской Федерации, согласно статье 87 Конституции Российской Федерации, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации.

Сейчас это Путин Владимир Владимирович. Серге́й Шойгу́ - министр обороны и начальник Генерального штаба генерал-полковник - Валерий Герасимов.

III. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «АРМИЯ»:

Всем известно, что молодые люди не желают служить в рядах Российской Армии. Цель данного социологического исследования – выявление основных причин уклонения от службы, отношение молодых людей к армии. Данное социологическое исследование проводится среди старшеклассников нашей школы, молодых людей призывного возраста, их родителей.

Они отвечали на вопросына слайде:



Ответы расположились следующим образом:

Приложения №№ 1-8.



- Мнения об армии бывших военнослужащих.

В ходе моего исследования были проведены две беседы с бывшими военнослужащими. Им были заданы вопросы, ответы на которые помогут понять отношение к армии непосредственно тех, кто в ней служил.

1. Николай 2. Годы службы – 2009-2010 гг.

3. Место службы – Ростов. Спецназ. 4. Звание – сержант.

5. Что хорошего дала армия в жизни?

–Повзрослел, научился ценить жизнь, родных, дом. Только в армии можно получить жизненный опыт. Появилось много друзей по России.

7. Какие проблемы необходимо устранить в армии?

- Отношение офицеров, контрактников к солдатам срочной службы.

8. Пошли бы ещё раз служить в армию?

- Да, теперь с удовольствием. С приобретённым опытом будет легче.

9. Как улучшить подготовку будущих призывников?

- Патриотическое воспитание и физическая подготовка. Больше спортивных секций организовать в школе. Физическая подготовка помогает справляться с нагрузками армейской службы.

Второй мой собеседник был Владимир.

1. Владимир

2. Годы службы – 2012-2013 гг.

3. Место службы – Дагестан, Чечня.

4. Звание – старший сержант. Участник антитеррористических операций.

5. Что хорошего дала армия в жизни?

–Мужество, силу воли, стал более ответственным, научился ценить дом.

6. Какие проблемы необходимо устранить в армии?

- Устранение дедовщины в армии путём перевода её на контрактную основу.

7. Пошли бы ещё раз служить в армию? - Да, пошёл бы. Тем более, что с приобретённым опытом было всё иначе. Легче.

8. Как улучшить подготовку будущих призывников - Обязательно физическая подготовка. А для этого - больше спортивных

школ, таких как наш клуб «Мужество». А ещё лучше организовать это непосредственно в школе. Обучение рукопашному бою, боксу помогает в армии.

ВЫВОДЫ:

Исследования показали, что большинство респондентов считают первоочередной необходимостью – искоренение дедовщины в армии!

Почти половина опрошенных не хочет служить в армии! Это показывает непопулярность военной службы среди молодёжи.

Противоречивое отношение к армии у пап и мам сыновей.

Можно отметить развитое чувство патриотизма у девушек. 30% - готовы пойти служить.

Обнаружились недостаточные знания школьников об армии своей страны, недостаточная физическая подготовка молодых людей.

Отношение к армии ранее служивших в ней в целом положительное, но отмечены проблемы, над которыми необходимо задуматься.



IV. ОБЛИК СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ:

1. Составные части Российской армии

Современная армия России официально создана 7 мая 1992 года указом президента Российской Федерации.

В настоящее время составляющими российской армии являются:

- Сухопутные войска: Предназначены для ведения наступления в целях разгрома группировки противника, овладения и удержания его территорий, нанесения огневых ударов.

- Военно-воздушные: силы предназначены для ведения разведки группировок противника, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов и объектов страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении и т.д.

- Военно-морской флот: предназначен для проведения поисково-спасательных операций, ведения боевых действий на морских и океанских территориях.

-способен наносить обычные и ядерные удары по морским и береговым силам противника, нарушать его морские коммуникации, высаживать морские десанты и т. Д.

-ВМФ России состоит из пяти флотов: Балтийского, Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Каспийской флотилии.

- Войска воздушно-космической обороны: предназначены для предупреждения о ракетном нападении на РФ, противоракетной оборона Москвы

- это создание и управление орбитальной группировки космических аппаратов военного, социально-экономического и научного назначения

- Воздушно-десантные войска: предназначены для оперативного десанта и ведения боевых действий в тылу противника

- Ракетные войска стратегического назначения: предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии, поражения групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов противника.

- Пограничные войска: предназначены для охраны государственной границы Российской Федерации.

РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ВООРУЖАЕТСЯ НАДУВНОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКОЙ.

Российская армия уже третий год снабжается надувной техникой: самолетами, ракетными установками, танками в натуральную величину, которые даже с расстояния 100 метров не отличить от настоящих. Создатели муляжей, которые призваны "надуть" противника и вывести из-под удара реальные боевые подразделения, намерены создать макеты практически всей боевой техники. Оппозиция, комментируя эту ситуацию, иронизирует, что следующим шагом разработчиков станут резиновые солдаты и надувные генералы.

Надувные макеты создаются на подмосковном предприятии. Их сходство с реальной техникой - не единственное достоинство муляжей. Они воспроизводят и радиолокационный диапазон, тепловой и ближний инфракрасный диапазон, аналогичный приборам ночного видения. На всех этих приборах макеты выглядят как реальная техника.
При фотографировании с воздуха или из космоса пусковая установка может принимать походное или боевое положения.
Макет танка надувается за четыре минуты, муляж ракетного комплекса - за пять. Впервые генералам показали макеты во время учений, и они не сразу смогли отличить их от настоящих.
В планах у создателей макетов - добиться того, чтобы они воспроизводили радиотехнический диапазон. Как объясняют разработчики, таким образом будет создана имитация радиопереговоров, имитация работы радиолокационных средств.
До появления надувных муляжей макеты в российской армии были фанерные, потом их пробовали штамповать из резины или пластика. Но прежние макеты были тяжелыми, неудобными и ненатуральными.


2. Служба по контракту.

Военная служба по контракту – это добровольная служба, когда гражданин заключает контракт с министерством обороны Российской федерации, где обязуется проходить военную службу на определенных условиях. Служба по контракту - это не просто работа. Военнослужащий по контракту - это профессиональный защитник Родины. 
В настоящее время важнейшим направлением деятельности Министерства обороны РФ является совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом.  Главным приоритетом в этой работе является безусловное преимущество качественных характеристик перед количественными. Это предполагает увеличение в составе Вооруженных Сил числа профессионалов-контрактников. В соответствии с поручением Президента РФ численность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, к 1 января 2017 г. составит 425 тыс. человек.  "К 2020 году наша армия на две трети будет профессиональной, одну треть оставим для службы по призыву с целью подготовки мобилизационного резерва", - сказал Шойгу на встрече со студентами Федерального сибирского университета в Красноярске. В целях своевременной и качественной реализации указаний Президента РФ в Министерстве обороны РФ разработаны основные подходы к комплектованию войск военнослужащими по контракту. 
В основу работы по комплектованию войск (сил) военнослужащими по контракту заложена жесткая многоуровневая система отбора кандидатов, обязательное направление их на обучение в учебные центры или вузы для подготовки и последующего заключения контрактов, а также многоступенчатая система прохождения военной службы, которая предусматривает в зависимости от квалификации профессиональный рост военнослужащих по контракту.
Поступить на службу по контракту может любой молодой мужчина, имеющий образование не ниже среднего (полного) общего, годный к военной службе по состоянию здоровья, обязательно прошедший военную службу и (или) имеющий гражданскую специальность, родственную военной.
Отбор кандидатов на военную службу по контракту осуществляется в три этапа. 
На первом этапе определяется соответствие граждан изложенным выше общим требованиям, а также проверяется их физическая подготовленность (не ниже оценки «хорошо») и проводится психологический отбор (первая или вторая категория профессиональной пригодности). На основании полученных результатов вырабатываются рекомендации по его предназначению. На втором этапе определяется профессиональная подготовленность кандидатов, возможность овладения необходимой военной специальностью. На третьем этапе в ходе службы оцениваются лидерские качества военнослужащих и уровень профессиональной подготовленности. При этом предусматривается обязательная ежегодная аттестация военнослужащих по контракту.
Требования к кандидатам на военную службу по контракту жёсткие. Но служба по контракту является престижной. Престижность службы по контракту заключается в том, что контрактникам гарантировано: - трудоустройство и продвижение по службе; - обеспечение льготами, жилой площадью; - право на образование; - денежное, вещевое и продовольственное обеспечение; - медицинское обслуживание. Реализация всех этих мер ведет к существенному повышению привлекательности службы по контракту. 
Военная служба по контракту дает возможность молодому человеку реализоваться, почувствовать себя достойным гражданином России. Многие молодые люди считают, что контрактная основа службы в армии – путь к искоренению дедовщины. Даже если военнослужащий по контракту решит покинуть ряды Вооруженных Сил, накопленный опыт и приобретенные знания помогут ему найти себя в гражданской жизни.

V. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ АРМИИ.

1. Неуставные отношения.
Неуставные отношения – это бич российской армии. И не только. Такая проблема существует в армии любого государства. По сути, дедовщина заключается в наличии неофициальных отношений со стороны офицерского состава. Как правило, сопровождается унижением человеческого достоинства и физическим насилием. В чём же сущность и причины нарушения уставных правил взаимоотношений между проходящими военную службу по призыву.

 

 Под нарушениями уставных правил взаимоотношений между  военнослужащими понимаются посягательства военнослужащих любых категорий или  групп на личность и права сослуживцев, обостряющиеся по мере безнаказанности до противоправных действий. В их основе лежат конкретные ситуации или  противоречия, затрагивавшие социальный статус личности или  групп воинов, их честь и достоинство, материальные или духовные интересы. Конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, обид, несдержанности, имеют гораздо меньшую социальную опасность, поскольку носят кратковременный характер. В основе же личностно-групповых и межгрупповых конфликтов лежат неформальное разделение военнослужащих, при котором образуются противостоящие друг другу социальные группы, стремящиеся к утверждению своего положения в подразделении. Неформальное разделение военнослужащих обладает свойствами быстрого распространения. Это связано с реальной возможностью получения со временем представителя­ми "угнетаемых" групп соответствующих "привилегий" (повышения статуса младшего призыва с увольнением старослужащих). Складывается система организованного физического и психического насилия, пронизывающая все стороны жизнедеятельности воинских подразделений. По статистике до 95% глумлений и издевательств совершаются   в расположении воинских частей. Из них 52% - в казармах, 25% - в столовых, остальные - при выполнении хозяйственных работ и обслуживания техники. Обычно нарушения уставных правил взаимоотношений со­вершаются в вечернее и ночное время на глазах суточного наряда, кото­рый не принимает должных мер  по их предотвращению. Наиболее характерными формами проявления нарушений уставных   правил взаимоотношений стали: * избиения военнослужащих более позднего срока призыва; перекладывание на них дополнительных обязанностей по службе и в быту; * принуждение к выполнению различных прихотей и воро­вству; * вымогательство денег, ценных вещей, продуктов питания и предметов обмундирования; моральные унижения, оскорбления личного достоинства и угрозы физической расправы.

Основными причинами нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими являются:

* ухудшение качественного состава призывников, значительная     часть которых приходит в армию с уже сформированными установками на жестокость и насилие;

* недостаточная работа должностных лиц по наведению твердого ус­тавного порядка, слабый контроль за личным составом;

* незнание офицеров истинного положения дел в солдатских казармах;       

* неумение должностных лиц противопоставить нарушениям уставных правил взаимоотношений систему профилактических мер, согласовать действия командиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинской и юридической служб;   

* несоответствие мер дисциплинарного воздействия тяжести совер­шенных проступков;

* попустительство нарушителям и непривлечение их к уголовной ответственности за преступления против личности военнослужащих;

* слабая воспитательная работа по формированию у военнослужащих, чувства дружбы и войскового товарищества, созданию в воинских кол­лективах здоровой морально-психологической атмосферы; отсутствие четкой системы по вводу в строй нового пополнения.

При анализе неформальной структуры воинского коллектива необ­ходимо учитывать следующие обстоятельства:

Во-первых, неформальные структуры неоднородны по своему соста­ву: в каждой социальной группе существуют свои "лидеры", "нейтралы", "изгои". Во-вторых, помимо уставной системы определенной воинской органи­зации существует и неформальная система отношений военнослужащих. 
Она не обязательно проявляется как "дедовщина" или «землячество». Имеют место факторы "культура силы", "религиозный", "криминогенный".

В-третьих, под влиянием различных факторов общественного раз­вития именно "дедовщина" и "землячество" в наибольшей" степени отве­чали объективным потребностям сложившейся в воинских подразделениях обстановки. Неформальная система стала компенсировать недостатки, формальной (уставной) системы отношений военнослужащих. Формальная (уставная) и неформальная системы взаимо­отношений между военнослужащими могут конфликтовать или дополнять друг друга.  В-четвертых, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими  и, в частности, "дедовщина" существуют в армейской
среде не одно десятилетие, и за это время в ней успели сформировать­ся, наряду с положительными и устойчивые негативные традиции, передающиеся из поколения в поколение. 

Формы проявления и факторы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

«Дедовщина»

Неформальное разделение военнослужащих по срокам службы

«Землячество»

Неформальное разделение военнослужащих по национальной или религиозной принадлежности

«Культ силы»

Неформальное разделение военнослужащих по наличию определённых индивидуальных качеств

«Криминогенный фактор»

Неформальное разделение военнослужащих по принадлежности к различным криминогенным группировкам

«Религиозный фактор» (может иметь место)

Неформальное разделение военнослужащих по принадлежности к религиозным конфессиям.

 Неформальное распределение военнослужащих по «категориям» по срокам службы. Например, «Дух», «Таракан», «Тень», «Салабон», «Сынок», «Салага» (до 6 месяцев). «Слон», «Старший таракан», «Гусь» (после шести месяцев). «Дед», «Король», «Старик», «Бугор» (приказ об увольнении в запас). «Дембель», «Супердед», «Квартиран» (день отправки домой).

Примерная схема работы должностных лиц подразделения по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений. Как показывает опыт подразделений, в которых изжиты глумления  и издевательства над военнослужащими, хороший результат дает сле­дующая система работы должностных лиц, при которой командир роты:

*Обеспечивает неотвратимость наказания правонарушителей и гласность принимаемых к ним мер;

*Еженедельно планирует и проводит работу по формированию воин­ского коллектива на уставной основе;       

*Организует получение  информации снизу о взаимоотношениях в воинских коллективах;

*Ежедневно учит подчиненных  офицеров, прапорщиков, сержантов практике работы по сплоченно воинского коллектива, *Участвует в проведении собраний личного состава о дружбе и  войсковом товариществе, организует на них обсуждение с солдатами и сержантами фактов нарушений уставных правил взаимоотношений;

* Анализирует структуру воинского коллектива, состав и основу, на которой складываются в нем микрогруппы. Выявляет лидеров, представляющих основные национальности роты, характер их влияния, на военнослужащих * Всесторонне изучает своих подчиненных; * Проводит работу с военнослужащими, склонными к грубым дисциплинарным проступкам.  

*Ведет переписку с родителями и близкими родственниками подчи­ненных, сообщая им о фактах хулиганского поведения их сыновей;  *Организует предупреждение негативных явлений  ритуалами и традициями положительной направленности: чествование старослужащих воинов в день выхода приказа об их увольнении в запас,

Как показывает войсковая практика, принимаемые меры дают ощутимый результат  только в условиях объединения их в единую систему поэтапной профилактической работы  с учетом специфики решаемых воинской частью, подразделением задач, их дислокации, особенностей службы и качественного состава военнослужащих.

2. Нежелание подлежащих призыву идти в армию.   Всем известно, что молодые люди не желают служить в рядах Российской Армии. Цель данного исследования – выявление основных причин уклонения от службы и способов их решения. Некоторые исследователи считают, что наиболее важным на современном этапе моментом является проблема снижения престижа военной службы. По данным социологических исследований только 7% родителей высказывают желание, чтобы их дети выбрали профессию кадрового военного. В силу сравнительно молодого возраста опрашиваемых, основными “плюсами” военной службы были выбраны: возможность испытать себя в сложных условиях, получить физическую закалку, посмотреть новые места. Однако отсутствие эффективной системы подготовки и воспитания допризывной молодёжи приводит к тому, что ценности военно-корпоративного характера у сержантов и солдат не являются доминирующими. На складывание подобной ситуации повлияли не только недостаточность морального и материального вознаграждения за тяжёлый труд, связанный с риском и ограничением ряда гражданских прав, но и проблемы, существующие в армии – это, прежде всего, неуставные отношения. В настоящее время существует тенденция к уклонению от воинской службы. Это связано с рядом причин, среди которых страх ухудшения здоровья, вызванного службой, желание использовать время, необходимое для службы, на учебу, мнение о бесполезности военной службы вообще и другие. Особенно высоко желание уклонится от армии или получить отсрочку у лиц, состоящих в браке. Также это желание более высоко у студенческой молодежи. Среди причин положительного отношения к службе в армии – возможность испытать свои силы, стать самостоятельным, независимым от родителей. При этом желание служить в армии выражают не только юноши, но и девушки.  Для преодоления нежелания молодых людей служить в российской армии необходимо провести анализ ресурсов ситуации и составить продуманную PR-программу для решения этой проблемы.


VI. Взаимодействие Армии и Общества.

Процесс формирования независимых государств, вследствие развала Советского Союза, привёл к усложнению целого ряда проблем взаимоотношений между Армией и Обществом. Для России с её длительными историческими традициями отношений Армии и Общества, этот процесс обострился из-за развития целого ряда конфликтов, которые задействовали Вооружённые Силы для ведения непосредственных операций, сопряжённых с человеческими жертвами. В силу этого одной из серьёзных проблем, которые сегодня рассматриваются как составная часть демократических процессов в России, является взаимоотношение между Армией и Обществом.

Эти взаимоотношения заключаются в том, что определённая часть общества согласно Конституции обязана принимать участие в защите государства. Иначе это называется призывом в армию. Как известно эта самая часть общества не желает и всячески «косит» от этого участия.

В сознании значительной части россиян позитивные представления о роли армии, её особой миссии находятся в явном противоречии с негативной оценкой состояния дел в армии.

В начале выступленияя говорила, но ещё раз хочу повторить о том, что взаимоотношения Армии и Общества отличаются парадоксальностью - с одной стороны, гражданское общество понимает, что армия является неотъемлемым атрибутом каждого государства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так и во внешней политике, с другой – нежелание молодых людей служить в армии.

И главнвна причина – это неуставные отношения. Эффективные методы, применяемые в период раннего социализма, когда на все социальные проблемы (в том числе и неуставные отношения с тяжкими последствиями) была одна пилююя-расстрел, теперь применить невозможно.

Необходимо Государству, которое содержит армию, Обществу, из членов которого Армия состоит, и самой Армии необходимо вырабатывать совместные мероприятия по решению этой проблемы. Ведь есть же военные подразделения, где глумление над военнослужащими (во всех его проявлениях) изждиты. И это зависит, по всей видимости, от должностных лиц. Я считаю, что и Общество просто мало знает об Армии. Я думаю, что надо разработать эффективную концепцию пиаркомпании про Армию. Иначе говоря, рекламу. В ходе исследования моё мнение об Армии поменялось. Я как представитель гражданского общества тоже относилась с недоверием к Армии. Сейчас всё иначе. Моё отношение к Армии стало более позитивным (беседа с бывшими военнослужащими).

Армия тесно связана с основными сферами жизни общества. Функционирование и развитие армии определяются, прежде всего, уровнем материального производства, состоянием военно-промышленного комплекса, от которого зависят обеспечение ее техникой и вооружением, количественный состав. Воздействие на ее состояние оказывают социальная, национальная, конфессиональная структуры. Эти факторы влияют на личный состав армии, на характер взаимоотношений между военнослужащими, морально-политическое единство армии и общества. От характера взаимодействия социальных и политических факторов зависит эффективность использования, как военного потенциала общества, так и боевого потенциала армии. На состояние армии воздействуют также духовная жизнь общества, его культура и наука. Значительную опасность для политической стабильности государства представляет применение армии не по функциональному предназначению.

Новая для нашей страны деятельность по связям с общественностью применяется сегодня для поддержания позитивного имиджа и коррекции нежелательного отрицательного отношения к армии.


VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении я бы хотела вернуться к гипотезе, которую в ходе исследования вопроса об армии я должна была или подтвердить или опровергнуть.

ГИПОТЕЗА: ухудшение оснащённости и боеспособности российской армии и призывник стремится «откосить» от армии.

Первую часть гипотезы – ухудшение оснащённости и боеспособности российской армии мне опровергнуть удалость. Российская армия действительно обладаетсовременнейшим оружием и оружием, не имеющим аналогов в мире. Это и новый комплекс противовоздушной обороны и самые большие в мире подводные лодки 941 –«Акула» и «Рубин». Это крейсер «Атлант» и т.д. Комплекс "Искандер" не имеет аналогов в мире. На заключительном участке траектории ракета слепит и глушит радары противника, интенсивно выставляя помехи и отстреливая ложные цели. Но большего удивления и можно сказать восхищения вызывает вакуумная бомба. Преимущество её заключается в том, что уничтожая живую силу противника, она практически оставляет невредимыми дома, технику, инфраструктуру, которые потом можно использовать. При своей разрушительной силе, превышающую силу атомной бомбы, вакуумная бомба гарантирует чистоту и локальность.

В ходе исследования подтвердилось, что не смотря на хорошее оснащение и готовность защитить наше государство, в армии существует проблемы. Это неуставные отношения. Так же выяснилось, что взаимоотношения общества и армии противоречивые. Вопрос о том, что стране нужна сильная, технически оснащенная и квалифицированная армия, не вызывает сомнений.

Но опрошенные мною юноши не хотят служить в армии, мотивируя свое негативное отношение к службе в армии падением престижа военной службы, неуставными отношениями, бессмысленной потерей времени. Вот их высказывания: «хотел бы служить, если бы был порядок», «я бы пошел, если бы платили заработную плату, хорошо кормили и не было неуставных отношений», «не хочу идти в армию из-за дедовщины», «пока в армии не наведут порядок, не будет никакого желания служить в армии», «не хочу вернуться калекой», «старики говорят, что раньше в армии делали мужиками, а теперь калеками», «хочу, но жалко терять время», «армия – это потеря года жизни». Таким образом, остаются проблемы – это неуставные отношения, нежелание молодых людей служить в армии и недостаточное военно-патриотическое воспитание допризывной молодёжи.


Литература.

1. Азаров В.М., Бурда С.М. Оценка морально-психологического состояния военнослужащих.// Военная мысль - 2012 - N3

2. Бурда С.М. Престиж военной службы.// Социс - 3. Военная служба по контракту: опыт взаимодействия органов занятости и военных комиссариатов.// Рос. учеб. центр м-ва труда и соц. развития; 178-й научн.- правовой центр ПИ ВС - М., 2010

4. Вооружённые силы основных капиталистических государств. Под ред. С.Н.Беркутова - М. - Воениздат. - 2010 - 319 с.

5. Зеленков М.Ю. Морально-психологическая подготовка войск в зарубежных армиях.// Военная мысль -  2009 - N1 - с. 65 - 72

6. Зеленков М.Ю. Об идеологических основах морально-психологического обеспечения Вооружённых Сил.// Военная мысль. - 2011 - N4

7. Зеленков М.Ю. Система морально-психологического обеспечения деятельности Вооружённых сил.// Военная мысль. - 2000 - N6 - с. 43 - 49

8. Клементьев Р.П., Николаева И.А. Призыв на военную службу: социально-значимые параметры.// Социс.-2011 - N11

9. Клёнов Ю. Кому наводить мосты? // PR-диалог. - 2001 - N2 - с.41-43

10. Конституция РФ. - М. - Буквица, 2007 - 48 с.

11.  О воинской обязанности и военной службе: Фед. закон - М. 12. Устинович Е.С. Политико-информационная деятельность бундесвера. // Военная мысль - 2010 - N1 - с. 73-76

13. Официальный сайт Министерства обороны

14. Сайт “Юридическая помощь призывнику” www.voenprav.km.ru

15. А.А.Кокошин «Армия и политика» М.,2012

Интернетресурсы:

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru




















ПРИЛОЖЕНИЕ №1





















ПРИЛОЖЕНИЕ №2








ПРИЛОЖЕНИЕ №3







ПРИЛОЖЕНИЕ №4



Что необходимо изменить в армии.

























ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Хотели бы Вы служить в армии?

























ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Вопросы родителям:









ПРИЛОЖЕНИЕ №7







ПРИЛОЖЕНИЕ №8
































































































20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект доклада "Роль армии в обществе"

Автор: Трофимова Татьяна Фёдоровна

Дата: 11.08.2014

Номер свидетельства: 111653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В.Верещагина)». "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-gh-voina-1812-gh-v-kartinakh-khudozhnika-v-vierieshchaghina"
    ["file_id"] => string(6) "157447"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593790"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства