Образовательная цель урока: раскрыть понятие «символы Российской Федерации».
Развивающая цель урока: развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Воспитывающая цель урока: формировать у учащихся отношение к своей стране.
Планируемые предметные результаты: раскрытие сущности государственных символов России.
Планируемые метапредметные результаты: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.
Планируемые личностные результаты: развитие критического мышления, креативности. Сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Государственные символы Российской Федерации» »
Тема урока «Государственные символы Российской Федерации»
Образовательная цель урока: раскрыть понятие «символы Российской Федерации».
Развивающая цель урока: развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Воспитывающая цель урока: формировать у учащихся отношение к своей стране.
Планируемые предметные результаты: раскрытие сущности государственных символов России.
Планируемые метапредметные результаты: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.
Планируемые личностные результаты: развитие критического мышления, креативности. Сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности.
Процесс получения новых знаний: урок – беседа с элементами предварительной групповой работы (при необходимости), с практической работой.
План урока.
1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.
2. Изучение основных идей и понятий подтемы.
2.1. Государственный герб Российской Федерации.
2.2. Государственный флаг Российской Федерации.
2.3. Государственный гимн Российской Федерации.
3. Практическая работа.
4. Рефлексия деятельности.
Ход урока.
1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.
- Здравствуйте, ребята! Послушайте песню, постарайтесь сопоставить её с темой сегодняшнего занятия.
(звучит песня «Я люблю тебя, Россия», сл.М.Ножкин, музыка Д.Тухманов – продолжительность 3 мин. 37 сек.)
- Определите тему занятия? (учащиеся предлагают темы)
- Да, мы поговорим о России.
- Посмотрите на слайд. Что вы видите?
(слайд 1. Изображения герба, флага России)
(ответы учащихся).
- А как назвать это одним словом? (символы)
(слайд 2)
- Определите цели занятия.
(ответы учащихся, затем слайд 3)
- Почему мы будем говорить о символах России? (ответы учащихся)
- Мы живем в России, значит, должны знать о ней, любить её.
2. Изучение основных понятий занятия.
2.1. Герб Российской Федерации.
(Слайд 4)
- Ещё в средние века, 1 500 лет назад рыцари стали придумывать для себя герб. Как вы думаете, для чего они это делали? (ответы учащихся)
- Когда рыцарь выходил на битву или на ристалище (это соревнование рыцарей в силе, ловкости), он был полностью спрятан под латами, голова защищена шлемом, тело кольчугой или латами. Узнать рыцаря было практически невозможно, все они были одинаково защищены. Вот тогда то и стали рыцари изображать на щите символ, герб. Изображали зверей (лев, тигр, леопард, медведь), птиц (орел, сокол, беркут). Появились флаги с изображением этого же герба. Теперь рыцаря легко было распознать среди других рыцарей.
Этот герб становился символом всей семьи, передавался по наследству.
- А почему изображали именно таких зверей и птиц? (ответы учащихся)
- Да, это означало силу, мужество, ловкость рыцаря.
- Кроме зверей на щите размещали и другие символы – растения, знаки отличия и т.д.
- С тех пор и повелось, что главный символ страны (государства) – герб.
(Слайд 5)
- Мы живем в Российской Федерации. Какой герб в России? (ответы учащихся)
- Государственный герб Российской Федерации имеет форму французского щита, представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит. Красный цвет означает силу и могущество России. На гербе изображен золотой двуглавый орёл. Одна его голова смотрит на Европу, а другая на Азию. Орёл охраняет границы России. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. Они обозначают, что в нашем государстве три власти: законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть.
В одной лапе орёл держит скипетр. Это защита суверенитета (независимости) государства. В другой лапе – держава. Она обозначает единство государства.
Столица России – город Москва. Поэтому на груди орла герб Москвы. На нем нарисовано, как всадник пронзает змея, добро побеждает зло.
2.2. Флаг России.
(Слайд 6)
- Кроме герба есть другой символ – флаг.
- О нем нам расскажет группа ребят, которые заранее нашли материал к сегодняшнему уроку.
(Поиск данного материала был предложен нескольким ребятам заранее. Материал, найденный ребятами, учитель заранее проверил и отредактировал. Если такое задание детям дано не было, то учитель сам рассказывает о флаге России)
- Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
- Ребята, вспомните, когда вывешивают государственный флаг России? (ответы детей).
(слайд 7)
2.3. Гимн Российской Федерации.
- Есть ещё не менее важный символ государства. Кто догадался, о чем я говорю? (предположения детей).
- Да, это государственный гимн Российской Федерации.
(Слайд 8)
- Кто знает слова гимна целиком или несколько строк? (ответы учащихся).
- Послушайте гимн.
(учитель включает запись Государственного гимна РФ)
- Кто слышал, в каких случаях звучит гимн Российской Федерации? (ответы учащихся)
- Да, мы слышим гимн в новогоднюю ночь. Его включают, когда награждают спортсменов, занявших первое место в спортивных состязаниях, тогда гимн звучит в честь страны, чьи спортсмены завоевали золотую медаль. Гимн звучит на торжественных мероприятиях, посвященных важным событиям в стране.
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали гимн сейчас? (ответы учащихся)
3. Практическая работа.
- Вы сказали о том, что символы используются во время праздников. Проверим, как вы знаете государственные праздники России.
1) (Слайд 9)
На слайде размещены названия праздников и их даты. Нужно соединить их в пары.
Материал для работы:
Новый год
1 января
Праздник Весны и Труда
1 мая
День защитника Отечества
23 февраля
День Победы
9 мая
День народного единства
4 ноября
День независимости России
12 июня
Международный женский день
8 марта
2) (Слайд 10)
А теперь поработаем с пословицами о Родине. Также соединим в пары.
Береги землю родимую
как мать любимую.
Родина – мать,
умей за неё постоять.
Кто за Родину горой,
тот истинный герой.
Нет ничего краше,
чем Родина наша.
- Объясните пословицы (ответы учащихся).
Примечание. Если в образовательной организации имеется интерактивная доска, то практическую работу лучше проводить с использованием интерактивной доски.
4. Рефлексия деятельности.
- Подведем итог занятия.
- Назовите на ваш взгляд самый важный из этих символов. (ответы учащихся)
- Сейчас вы назвали все символы. О чём это говорит?
- Государственные символы России одинаково важны. Они говорят о том, что наша страна могущественная, единая. Символы государства выражают особенности исторического пути страны, еѐ отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.
- Что бы вы хотели в этой теме «Символы государства» узнать ещё?
(Учащиеся могут предложить изучить по аналогии символы Республики Коми; провести исследование с написанием реферата или созданием презентации (альбома) на одну из тем - «История Государственного гимна России», «История Государственного герба России» и т.д. По выбранной теме строится дальнейшая работа).