1 Символы современной России. Государственный флаг;
2. Российский герб;
3. Гимн России.
Основные понятия: герб, флаг, знамя, гимн.
Оборудование урока: Изображение Российского флага и герба (желательно крупные); музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна.
Ход урока:
Доброе утро, ребята!
Ребятам предлагается начертить таблицу. Учитель предлагает написать в первой колонке все, что они знают о России и символах. (Что я знаю о символах России ?). Затем - Что бы я хотел узнать о символах России?
Целесообразно спросить детей, а зачем нам всем необходимо знать о символике нашего государства?
Работа с понятиями:
- Что такое символ?
Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
Действительно символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и березы, и матрешки, и наши русские самовары. Но есть особые символы, они называются государственными и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.
- Давайте сейчас вспомним, какие символы мы называем государственными.
(варианты детей)
Верно, государственными символами в любой стране являются – государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в 20-м веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей родины насчитывают не одну сотню лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Государственные символы РФ.»
Урок обществознания в 5 классе по теме: «Государственные символы России».
Цель урока: дать ученикам представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»); исследовать вопрос о преемственности в символике российских герба, знамени, гимна.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность на уроке;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи , представлять результаты своей деятельности в различных формах(презентация, сообщение);
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества;
-способность применять понятийный аппарат ;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных современных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей и народов истории человечества в целом.
Личностные результаты:
- координация различных позиций в сотрудничестве, умение уважать мнение других,
- осмысление социально-нравственного опыта других поколений, способность к определению своей позиции;
- понимание культурного многообразия мира, толерантность
План урока:
1 Символы современной России. Государственный флаг;
2. Российский герб;
3. Гимн России.
Основные понятия: герб, флаг, знамя, гимн.
Оборудование урока: Изображение Российского флага и герба (желательно крупные); музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна.
Ход урока:
Доброе утро, ребята!
Ребятам предлагается начертить таблицу. Учитель предлагает написать в первой колонке все, что они знают о России и символах. (Что я знаю о символах России ?). Затем - Что бы я хотел узнать о символах России?
Целесообразно спросить детей, а зачем нам всем необходимо знать о символике нашего государства?
Работа с понятиями:
- Что такое символ?
Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
Действительно символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и березы, и матрешки, и наши русские самовары. Но есть особые символы, они называются государственными и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.
- Давайте сейчас вспомним, какие символы мы называем государственными.
(варианты детей)
Верно, государственными символами в любой стране являются – государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в 20-м веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей родины насчитывают не одну сотню лет.
- Но почему выбрана именно такая государственная символика?
- Что означает наш герб, гимн, флаг?
Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. И начнем мы с герба России.
Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.
Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это главные символы каждого государства. Когда сложились современные символы России? Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако почти все были признаны официальными символами сравнительно недавно.
- Чем это объяснить? (Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством).
До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна. СССР имел собственные государственные символы, а современной России потребовались новые символы.
Запись на доске и в тетрадях: Символы государства: герб, флаг, гимн.
Герб – это отличительный знак города или государства.
- Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (геральдика)
Геральдика – наука о гербах.
- Как выглядит государственный герб РФ?
Задание: соберите Герб РФ из разных элементов (раздаются конверты с фрагментами Герба РФ).
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года № 2 – ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».
Государственный флаг (10 минут) - Что такое флаг?
Работа с понятиями:
Флаг – прикрепленное к древку полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы.
Все вы знаете, как выглядит современный государственный флаг России - покажите его изображение.
- Как мы опишем его? (флаг состоит из трёх горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей и красной)
Теперь послушайте как звучит его официальное описание, закреплённое в федеральном законе «О Государственном флаге Российской Федерации», принятом Государственной Думой 8 декабря 2000 г.:
«Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3»
Запись в тетрадях: Флаг России состоит из трёх горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей, красной.
В августе 1991 г. Верховный Совет РСФСР постановил считать трёхполосное знамя официальным национальным флагом России. 22 августа было постановлено считать Днём государственного флага РФ.
Что означают цвета флага? На Руси издревле белый цвет означал чистоту, мир, правду, добро. Синий (небесный) – веру, верность. Красный – огонь, смелость, честность, красоту. Российский триколор появился ещё в конце XVII в. при Петре I. Тогда он стал флагом торгового флота России. После долгого перерыва в конце XX столетия триколор стал знаменем новой России.
Гимн России один из учащихся сегодня получил опережающее задание и подготовил доклад о том , «что такое гимн России»,(слушается доклад ученика, дополнения учителя, на столах учащихся лежат гимны России).
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года № 3 – ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», «Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом».
Домашнее задание :параграф 12, кроссворд, гимн РФ - учить
1. задание «кроссворд»( прилагается)
Кроссворд
2
1
5
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
По горизонтали: 1. Особая форма организации общества. 4. Возможность влиять на деятельность людей. 5. Должностное лицо государства, осуществляющее надзор за исполнением законов. 8. Устройство государства, объединение нескольких территорий, обладающих определенной самостоятельностью. 11. Полотнище с эмблемой государства. 12. Всенародное голосование. 13. Торжественная песня, символ государства. 14. Центральный орган государственного управления.
По вертикали: 1. Историческая дисциплина, изучающая гербы. 2. Общепризнанное влияние лица, основанное на знаниях, достоинствах, опыте. 3. Крайне агрессивная форма нетерпимого отношения к другим нациям. 6. Стремление к отделению, обособлению. 7. Глава Русской православной церкви. 9. Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. 10. Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела.