Конспект "День молодого избирателя" может быть ипользован в ходе подготовки уроков по обществознанию. Урок - игра, класс делится на команды, в конце игры отпределяется лучшая команда. Используется деятельностный подход к обучению, обучающиеся учатся новому методу конспектирования при просмотре отрывка видео- лекции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«День молодого избирателя.»
Конспект учителя МБОУ СОШ № 90 Кожевниковой Л.М.
«День молодого избирателя», обществознание, 11 класс
Цель: Повторение и обобщение материала по теме «Избирательное право», развитие правовой культуры и политического сознания учащихся.
Задачи:
- познакомиться с проведением выборов на всех этапах;
- создать условия для освоения учащимися разных социальных ролей: кандидат, избиратель, член избирательной комиссии;
- организовать самостоятельное участие школьников в проведении игры;
- развивать заинтересованность учащихся в общественной жизни школы и города;
- воспитывать гражданскую сознательность и патриотизм.
Форма проведения урока: деловая игра, класс делится на 3-4 группы. Каждое задание оценивается максимум 5 баллов.
Содержание игры: Командам в ходе игры нужно набирать баллы, та команда, которая наберет больше баллов- победила.
Этапы урока.
Постановка целей и задач (7-10 мин.) (за работу над цитатами по 5 баллов.)
Работа по цитатам. Выберите одну из цитат, в чем смысл цитаты? Вы согласны с автором? Свой ответ аргументируйте. (Слайд 1-3, приложение 1.)
Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех. Плиний Младший (61 – ок. 114), римский писатель
Когда избиратели получают возможность голосовать, они выражают скорее свои надежды, чем свои страхи. Рон Браун (1941-1996 гг.), активист Демократической партии, министр торговли США.
Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели. Джордж Бернард Шоу (1856—1950), английский драматург.
Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют. Джордж Джин Нейтан (1882—1958), американский критик
Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина. Иммануил Кант (1724—1804), немецкий философ
Вы правы. Она связана с выборами, это «Избирательное право. День молодого избирателя»
Слайд (4,5)
Рассказ учителя. (5 мин)
А давайте вспомним, что означает слово «демократия»? А откуда пошло слово «демократия»?
Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.
В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был камешек: белый означал «за», черный - «против». (6 слайд)
В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.
В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу (кандидата), что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку - избирательный бюллетень - и писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Шли годы, столетия, сменялись государства и формы правления народовластия. Как же проходили выборы в России?
Выборы на Руси. Вспомним Новгородское вече – орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. В период Московского царства при государстве для решения важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усилилась новыми членами и превратилась в Земский собор. В состав Собора входили все чины Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, гости, старосты гостиных сотен, сотники чёрных сотен, казаки, а также «уездные люди» (вольные крестьяне). Для участия в Соборе депутаты прибывали по должности, но нередко и по выбору. В компетенцию Собора входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбора финансовых средств и т.д. Соборы 1598 г. и 1613 г. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Романова.
Предшественницей нынешней палаты Федерального собрания является Государственная Дума. Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, губернаторы, градоначальники, служащие полиции.
Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.
Вернемся к современной системе голосования. Вы знаете, что различают пассивное и активное избирательное право. (Приложение 2.)
А теперь посмотрим видео отрывок из лекции по избирательному праву Зарапина Р.А. Ваша задача составить алфавит избирателя ( Слайд ) 6-10 минут. (видео с 8 мин. До 13 или 17 мин.)
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=GbY_aSuTfSE
Смотрим отрывок лекции и заполняем пропуски.
Поверка алфавита (сначала выявляем, кто больше слов записал, затем связный рассказ по алфавиту). (5-7 мин)
Составляемпо 5 вопросов противнику (3 минуты на составление)
Задаем вопросы противнику (5 мин.). Задание может быть дополнительным.
Поведение итогов, выставление оценок (3 мин.)
Приложение1
Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех. Плиний Младший (61 – ок. 114), римский писатель
Когда избиратели получают возможность голосовать, они выражают скорее свои надежды, чем свои страхи. Рон Браун (1941-1996 гг.), активист Демократической партии, министр торговли США.
Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели. Джордж Бернард Шоу (1856—1950), английский драматург.
Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют. Джордж Джин Нейтан (1882—1958), американский критик
Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина. Иммануил Кант (1724—1804), немецкий философ