Просмотр содержимого документа
«ДЕЛОВАЯ ИГРА ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Казинская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
ДЕЛОВАЯ ИГРА
ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?
Провела: Давыденко Светлана Васильевна
учитель истории
Белгородская область
Валуйский район
с. Казинка
8(47236) 9-54-62
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?
Цель занятия:
На основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;
Сформировать культуру ведения дискуссии и участия в ней;
Закрепить навыки правовой защиты личности;
Познакомить с основными международными документами по правам человека;
Формировать умение работать с документами;
Воспитывать уважение к правам человека, как высшей ценности в правовом государстве.
План :
1 .Организационный момент.
2 Актуализация новых знаний.
3. Изучение нового материала
Права человека и его виды.
Знакомство с международными документами о правах человека.
Защита прав человека.
4.Закрепление материала. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
Тип занятия: деловая игра
Наглядность:
Демонстративные карточки.
Международные документы о правах человека (ООН).
«Всеобщая Декларация прав человека».
Презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация:
- Ребята, я сегодня предлагаю поговорить о правах человека. Вы скажите банальная тема, о которой говорят на каждом углу. Почему бы не взять более интересную, неизученную тему для занятия? Я угадала ваши мысли?
- А кто думает иначе?
-Опрос населения показал, что большинство людей волнует проблема прав человека, а именно не столько реализация конкретного права, сколько нарушение прав человека.
- Прежде чем приступить к изучению темы ответь те на вопрос?
3.Актуализация субъективного опыта учащихся.
Что подразумевается под понятием прав человека?
«Общепринятые принципы справедливости и правосудия»
«Всеобщие моральные права, принадлежащие в равной степени всем на основании лишь того, что они люди».
«Права, данные природой»
«Права, данные богом»
«Моральные права» т. д.
Назовите три довода в пользу изучения прав человека.
Узнать, какими правами обладает человек
Как защитить права
Как эти права могут быть справедливо и несправедливо ограничены
Что, по вашему мнению, представляло бы из себя общество, в котором все граждане понимали бы важность соблюдения прав человека? Возможно ли это?
Чем больше человек поймут значимость прав человека, тем больше вероятность того, что они станут реальностью для большинства.
Маловероятно, что все люди придут к общему пониманию прав человека, но прогресс в этом возможен –подписание конвенций разными странами.
- Россия в настоящее время на пути к правовому государству. Путь очень трудный, сложный, с остановками, препятствиями. Главный тормоз или препятствие – правовая безграмотность населения, в том числе и руководителей.
Постановка целей и задач мероприятия:
После занятия вы должны знать:
Что такое права и свободы человека?
Какими правами должны обладать граждане мира и граждане Российской Федерации?
Какие существуют международные документы по защите прав человека.
Куда обратиться за защитой прав человека?
Изучение нового материала.
План:
Права человека и его виды.
Знакомство с международными документами о правах человека.
Защита прав человека.
Игра «Создаём государство»
Вы решили покинуть свою родину и отправляетесь в новые земли, чтобы создать страну, в которой люди ещё не жили. Чтобы создать идеальное общество, вы и ваши единомышленники составляют список, в который вы включите права, которые вы посчитали необходимыми для вашего государства?
Задание №1.
Самостоятельно составьте список из трёх прав, которые, по вашему мнению, должны быть гарантированы.
Далее обсудите списки в группах. Выберете не более десяти прав, которые, по мнению вашей группы, являются наиболее важными.
Списки, составленные в группах поместить на доску так, чтобы они были видны всему классу, и сравните их. Какие права были внесены в списки всеми группами? Какие лишь некоторыми группами?
Расставьте права по категориям: гражданские, социально-экономические, политические, культурные.
Не противоречат ли друг другу права, относящиеся к одной категории? Если да, то какие?
- Могут ли выбранные вами права говорить о положении дел в государстве?
Рассказ учителя.
Проблема прав человека - одна из вечных проблем, которая сопровождает человечество с того момента, как оно выделилось из животного мира.
- Идея прав и свобод, достоинство человеческой личности, равенство и братство имеют свое первоначальное воплощение в мирных религия.
Вспомни христианство: «Возлюбите ближнего своего, как самого себя», «Не убий», «Не укради». В своем письме Белинский к Гоголю писал, что Иисус первый, кто возвестил миру учение о свободе, равенстве и братстве.
И борьба за права и свободы началась. Например:
1.Рабы с рабовладельцами;
2. Англия (13 в.) «Великая хартия вольностей» (права рыцарей, городов и городского населения);
3. Англия (17 в.) «Билль о правах»;
4. Конституции, провозгласившие права и свободы во время революций в США, Англии, Франции в 18 в.
Но решающий шаг был сделан в 20 веке. События 1939-1945гг. заставили весь мир, и ясно было: если не предпринять никаких усилий, то неизбежная третья мировая война. Мир понял, что любой конфликт, война- это подавление прав и свобод человека, нарушение прав и свобод целых народов.
1945 г.- создание Организации Объединенных Наций (ООН)
Главная ее задача :
Бороться за мир во всем мире и мирное сотрудничество между государствами.
Следить за соблюдением прав и свобод граждан всего мира.
И, наверное, каждому гражданину необходимо знать о наиболее важных документах, о правах человека.
Международные документы
10 декабря 1948-«Всеобщая декларация прав человека».
Генеральная Ассамблея ООН приняла основные стандарты прав и свобод и человека. Они были разосланы в разные страны мира для того, чтобы зафиксировать в своих Конституциях.
Декларация-это международный документ рекомендательного характера.
2.1955-Европейская конвенция прав и свобод человека.
Конвенция-это международный документ обязательного характера.
3.1966-«Международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав человека».
4.1989-Конвенция о правах ребенка.
Задание №2.
Прочтите сокращённую версию Всеобщей декларации прав человека. Ребятам раздается «Всеобщая Декларация прав человека». Работа с текстом.
Сравните версию Всеобщей декларации прав человека, приведённую в учебнике, со списком, составленным вашей группой по заданию №1
Какие права человека были включены в оба списка?
Какие права человека, упомянутые в декларации, не были включены в список вашей группой?
Какие права, не упомянутые в декларации, были включены в список вашей группой?
Протестом против чего являлась Всеобщая декларация прав человека?
Почему велико значение Всеобщей декларации прав человека?
Считаете ли вы, что разные страны должны вместе вырабатывать стандарты прав человека? Если да, то должны ли они создавать суды и комиссии, чтобы обеспечить права?
- Могут ли ограничиваться права и свободы в демократическом обществе? Для ответа на этот вопрос предлагаю поиграть в игру.
Игра «Аквариум»
Инструкция.Приглашаются 10 человек, которые должны сыграть роли учеников и учителя на уроке. Каждому дана карточка с заданием. Остальные ребята молча наблюдают за происходящим, а затем объясняют, какое право пытался реализовать каждый из участников, а также, почему это право реализовать было невозможно.
Карточки для игроков в «Аквариум»
Ты спишь на уроке, т. к. считаешь, что имеешь право на отдых.
Ты читаешь на уроке газету, т. к. считаешь, что имеешь право на информацию.
На уроке ты слушаешь песенку на плеере, т. к. считаешь, что имеешь право на пользование культурными достижениями.
Вы разговариваете все время на уроке со своим товарищем, т. к. считаете, что имеете право на свободу слова.
Ты принес на урок кота, играешь с ним, кот мяукает. Ты считаешь, что имеешь право на содержание животных.
Во время урока ты свободно ходишь вокруг ребят, пересаживаешься, т. к. считаешь, что у тебя есть свобода передвижения.
Ты пытаешься понять, что объясняет учитель. Делаешь замечания товарищам. У тебя есть право на образование, но они мешают тебе его получить.
Вы - учитель. Вам очень трудно в этом классе вести урок: дети недисциплинированны, не понимают, зачем они приходят в школу. Попытайтесь вежливо внушить им: «Образование - обязательно для всех. Только грамотный и воспитанный на лучших традициях человек может чего-то добиться в жизни».
- Твои права и свободы реализуются под контролем твоего собственного судьи – совести, под контролем общественных норм –морали, под контролем государства – законов.
- Вспомните пословицы отражающие суть данной игры: Свобода моего кулака, ограничивается носом моего соседа. Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека.
Основание ограничения прав и свобод:
Признание человека судом недееспособным
Отсутствие российского гражданства
Содержание в местах лишения свободы
Экстремальный режим
- Существование прав и свобод зависит в полной мере от качественной защиты этих прав.
Защита прав человека.
судебные (суды общей юрисдикции, Конституционный суд, Арбитражный суд);
несудебные (Уполномоченный по правам человека, Прокуратура, Нотариат, Комиссия по правам человека при Президенте и др.);
международные структуры:
межгосударственные (структуры ООН, Органы Совета Европы, Международный Суд в Гааге и др.);
неправительственные (Международная амнистия, Международный комитет Красного Креста и др.).
Игра «Куда обратиться?»
1. Родители
Педагоги
Вышестоящие организации (районо, департамент, инспекция, министр) '
Суд
Прокуратура
Органы внутренних дел (милиция)
Правозащитные организации (адвокатура, комитет по правам человека и др.)
8. Уполномоченный по правам человека (при Президенте РФ)
Какие права нарушены?
Неправильно ставят оценки, задержал милиционер
Драка в школе, пропал портфель
Нарушены права потребителя, течет крыша, не берут ребенка в школу
Грубо нарушены ваши права
Нарушена законность
Против вас совершено преступление
У вас нет знаний для восстановления в своих правах
Вы не смогли нигде найти зашиты ваших прав
Закрепление материала.
Вопросы к учащимся: объясни понятия
Право- это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность, что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни.
Свобода- это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то, что не запрещено законом.
Защита прав человека и гражданина - восстановление нарушенных прав посредством использования юридических и иных социальных механизмов, не запрещенных законом.
Расположи по степени значимости от 1 до 15 места, следующие субъекты защиты прав и свобод:
ЗАЩИЩАЮТ ПРАВА И СВОБОДЫ:
правовое государство;
Международный суд в Страсбурге;
крепкое здоровье, мускулы, напористость;
Комиссия и Центр по правам человека при ООН;
правовая культура и правовая грамотность;
справедливый суд в стране;
счастье, любовь и понимание в семье;
экономическая стабильность;
волевые качества личности, активное участие в свое
законопослушность граждан;
строгие порядки в тюрьмах;
адвокаты, прокурор;
покой, мир и общественное согласие;
режим законности;
хорошо обученная милиция.
Рефлексия «Двери». Сегодня вы вошли в эти двери на занятие по правам человека? Как вы их представляете? Подберите ассоциации.