Цели урока: - Обучающая –раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора; уяснить на доступном для данного возраста уровне сущность понятиядеятельность; ее сознательный, продуктивный характер; углубить, расширить представления учащихся об основных видах деятельности человека (игра, учеба, труд, общение); способствовать формированию представлений и знаний о деятельности человек, показать что деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер. - Развивающая –продолжить развитие умений работать в группе; правильно организовывать свою учебную деятельность, логически мыслить, развитие навыков устной речи учащихся, способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся. - Воспитывающая –воспитывать у обучающихся чувства уважения к человеку труда; трудолюбие, целеустремленность, чувство самосохранения, желание вести здоровый образ жизни с целью подготовки к трудовой деятельности во взрослой жизни.
Оборудование: компьютер, проектор.
Домашнее задание к уроку: подобрать пословицы на тему «Человек – личность»
Сценарий урока.
Учитель литературы. Добрый день, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Сегодня нам предстоит ответственное дело. Наша задача – сделать книгу пословиц. Она должна быть красивой, аккуратной, содержательной. Путешествуя во времени из глубины веков к нам прибыли гости дорогие.
Звучит русская народная мелодия и входят в русских народных костюмах учитель обществознания, мальчик и девочка (добрый молодец и красна девица). Девочка исполняет русскую народную песню.
Учитель обществознания. Здравствуйте, люди добрые! Туда ли мы попали, куда шли? Нам сорока на хвосте принесла, что здесь собрались умные добры молодцы да красны девицы будут труд да творчество славить.
Учитель литературы. Да, туда. Проходите гости дорогие.
Учитель обществознания. (Обращается к классу). Какие-то вы хилые. Не больны ли? Умеете ли вы трудится? Способны ли к творчеству? Покажите нам.
Учитель литературы. И покажем. Мы здесь не песни распеваем, а образование получаем. У нас урок
Учитель обществознания. А что вы будете делать сегодня на уроке? (Дети отвечают, что будут составлять книгу пословиц в подарок первоклассни-кам).
Ребята, много веков назад на Руси не было школ, уроков, книг. Думаю, Забава и Емеля сегодня узнают много нового.
Учитель литературы. А вот в знании устного народного творчества Забава и Емеля могут с вами посоревноваться. Попробуем? За правильный ответ баранка классу. Не смогли ответить - баранку получают Емеля и Забава .
- Когда появились пословицы?
- Почему пословицы легко запоминаются?
- Чем пословица отличается от поговорки? (Ученики отвечают)
Физкультминутка.
(Проводят Емеля и Забава)
Емеля. А давайте поиграем. Мы называем пословицы и поговорки о деятельности, а вы угадываете. Если я читает пословицу- руки в сторону, потому что пословица длинная (показывает). Поговорку – руки вверх, поговорка короткая (показывает).
(Емеля и Забава по очереди читают пословицы и поговорки).
Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Не боги горшки обжигают.
При царе Горохе.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Хоть шаром покати.
Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.
Емеля и Забава показывают картинки (спроектированы на экране), ребята узнают пословицу.
Физкультминутка для глаз.
Емеля. Хватит играться, да забавляться. Пора деятельностью заниматься.
Учитель обществознания. Ребята, Емеля, по-моему, не знает, что такое деятельность. Давайте поможем ему. Скажите, игра это деятельность? А какие еще виды деятельности вы знаете?
- Как правильно организовать свою деятельность?
- Что является условием успешной деятельности?
- Между деятельностью и качествами человека существует связь?
- Ребята, а какие пословицы о человеке и его деятельности вы знаете?
Забава. Молодцы, ребята. Мы вам сейчас прибаутку расскажем.
- Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит – надо идти!
Учитель обществознания. Почему вы засмеялись? Какие качества личности осуждаются в прибаутке?
Задание для групп.
А сейчас мы займемся трудовой деятельностью. Каждый сможет проявить свое творчество.
Из пословиц, которые вы подобрали дома, и дидактического материала, который лежит на столе (лист с пословицами . См. приложение 1), выберите пословицы на тему: 1 группа -«труд», 2 группа - «учеба», 3 группа - «здоровье», 4-я группа оформляет титульный лист и пишут обращение к читателям. Каждая группа оформляет страницу для книги из пословиц на заданную тему на листе бумаги формата А-4. (Рисуют иллюстрацию и наклеивают 5-7 пословиц).
На работу отводится 10 минут. Затем каждая группа делает презентацию своей страницы (2 минуты).
Презентация страницы представителями групп.
Учитель обществознания. Ребята, давайте попросим Емелю и Забаву собрать странички в книгу. Распределите их по значимости. Какая страница последует за титульным листом? Здоровье, ученье, труд?
Емеля утверждает, что главное- знание, т.е. учеб , Забава –здоровье.
Учитель литературы. Ребята, помогите Емеле и Забаве разобраться, выскажите свое мнение.
Учитель обществознания. Что необходимо человеку для творческого и плодотворного труда? (Дети отвечают: ум, здоровье и т.д.)
- Приведите примеры, когда люди с ограниченными возможностями добивались больших успехов (дети приводят примеры)
- Все это хорошо, но скорее это исключение из правила. Только физически здоровые люди могут строить дома и заводы, быть летчиками и космонавтами, управлять сложной техникой. Вы согласны со мной?
Забава и Емеля собирают книгу.
- Вот и готова наша книга. Вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!
Рефлексия. (Прием «Зарядка»)
Учитель литературы. Ребята, а сейчас встаньте между рядами и покажите движениями свою оценку за работу на уроке. Как вы сегодня потрудились?
Присесть – очень низкая оценка,
Встать ровно и развести руки в сторону – хорошая оценка,
Поднять руки вверх с выставленным большим пальцем – высокая оценка.
Д/З Напиши памятку «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность», используя пословицы и поговорки ( не менее пяти)
Самоанализ урока
Тема: «Птицу узнают по полету, а человека по работе».
Цели урока: - Обучающая –раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора; уяснить на доступном для данного возраста уровне сущность понятиядеятельность; ее сознательный, продуктивный характер; углубить, расширить представления учащихся об основных видах деятельности человека (игра, учеба, труд, общение); способствовать формированию представлений и знаний о деятельности человек, показать что деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер. - Развивающая –продолжить развитие умений работать в группе; правильно организовывать свою учебную деятельность, логически мыслить, развитие навыков устной речи учащихся, способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся. - Воспитывающая –воспитывать у обучающихся чувства уважения к человеку труда; трудолюбие, целеустремленность, чувство самосохранения, желание вести здоровый образ жизни с целью подготовки к трудовой деятельности во взрослой жизни.
Оборудование: компьютер, проектор.
Домашнее задание к уроку: подобрать пословицы на тему «Человек – личность»
Этапы урока:
Вступительные слова учителей.
Представление «гостей урока» Емелю и Забаву.
Целеполагание: выход на тему урока.
Выступление сказочных персонажей.
Работа над проектом.
Выступления отдельных учащихся с защита проекта.
Подведение итогов.
Данный урок проводился согласно календарно – тематическому планированию на 2016-2017 год. В начале урока не была объявлена тема, ее учащиеся должны были определить после вступительного слова учителя и выступления Емели и Забавы.
В начале урока были поставлены проблемный вопрос, на который ребята должны были ответить в конце урока.
Накануне учащиеся получили опережающие задания и использовали их в процессе работы над проектом.
Основное время урока было посвящено не только выполнению проектного задания, но работе с учителями на повторение предыдущего материала, а также на участие в играх предложенных гостями.
Ребята были разделены на 4 группы и каждая из них оформляла листы в виде книжечки с пословицами и поговорками.
Все команды справились с заданием и показали свое мастерство на бумаге и в сообщениях во время презентации работы.
В целом класс работоспособный, умеет показать полученные ранее знания и применять их во время представления работы в команде. Ребята умеют объяснить, как выполняли порученную работу. Получив домашнее задания, ребята были уверенны, что справятся с ним.
Рационально использовалось время урока, целесообразно применялись готовые рисунки и заготовки. Соблюдались санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности на уроке.
Работоспособность учащихся обеспечивалась за счет применения разных методов и технологий. Преимущество данного урока заключается в том, что он способствовал развитию интереса к творческому труду и знакомству со здоровым образом жизни.
Все поставленные задачи удалось полностью реализовать.