Просмотр содержимого документа
«Спецификация и итоговая работа по обществознанию»
Спецификация
итоговой диагностической работы в рамках внутреннего мониторинга качества образования учащихся по обществознанию 6 класс
Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 6 класса, выявить темы, вопросы содержания образования, вызывающие наибольшие трудности.
Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по обществознанию.
Работа включает 18 заданий и состоит из 3 частей.
Часть А содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех.
Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом.
В заданиях с открытым ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр(например, 2213), записанных без пробелов или записывается слово (словосочетание).
Часть С содержит одно задание с развернутым ответом.
Распределение заданий работы по частям и типам заданий: с выбором ответа (ВО), с кратким ответом (КО), с развернутым ответом (РО) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – проводится в таблице №1.
Таблица №1
№ п/п
Части работы
Число заданий
Тип заданий
Максимальный первичный балл
% максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу
1
Часть 1
11
ВО
11
50%
2
Часть 2
4
КО
8
36%
3
Часть 3
1
РО
3
14%
Итого:
16
22
100%
Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения за курс «Обществознание».
Распределение заданий по основным разделам учебного предмета
обществознание
№ задания
тема
Код по кодификатору
Оценка в баллах
А1
Человек в социальном измерении
1.5
1
А2
Человек в социальном измерении
1.2
1
А3
Человек в социальном измерении
1.6
1
А4
Человек в социальном измерении
1.7
1
А5
Человек в социальном измерении
1.7
1
А6
Человек среди людей
1.7
1
А7
Человек среди людей
1.8
1
А8
Человек среди людей
1.8
1
А9
Человек среди людей
1.8
1
А10
Нравственные основы жизни
2.5
1
А11
Нравственные основы жизни
2.5
1
В1
Человек в социальном измерении
1.4
2
В2
Человек в социальном измерении
1.5
2
В3
Человек среди людей
1.8
2
В4
Нравственные основы жизни
2.5
2
С1
Человек в социальном измерении
1.6
3
В работе проверяются следующие умения и виды деятельности:
1. Описывать основные социальные объекты; человека как социально-деятельное существо.
2. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов.
3. Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм.
4. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
5. Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Время выполнения работы – 45 минут
Критерии оценивания работы и заданий в работе.
Оценивание заданий первой части.
За верное выполнение каждого задания А1-А11 выставляется по 1 баллу. Если указаны два и более ответов (в том числе и правильный ), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 балов.
Оценивание заданий 2 части.
За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания – 1 балл; неверное выполнение задания ( при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Оценивание заданий третьей части.
Задания С1 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Раскрыт смысл понятия и составлено указанное количество предложений, содержащих информацию о заданном понятии - 3балла.
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о заданном понятии -2 балла
Смысл понятия не раскрыт, ответ неверный- 0 баллов.
Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по обществознанию в 6 классе отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей, содержащих 18 заданий.
Часть 1 содержит 11 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов, задания на соответствие или заполнение пропуска термина в предложении. Ответом является последовательность цифр или слово(словосочетание).
Часть 3 содержит задания, на которые следует дать развернутый ответ.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию.
Вариант 1.
Часть 1
А1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:
1) индивид 3) личность
2) индивидуальность 4) инстинкт
А2. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Потребность понять и узнать самого себя способствует развитию самопознания.
Б. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей.
В4. Найдите в приведенном списке примеры проявления человеком смелости.
1. Школьник отказался от сигареты, предложенной старшим.
2. Подросток грубо ответил на замечания мамы.
3. Ученик помог младшему пройти мимо большой собаки.
4.Солдат поднялся в атаку.
5. Ученик обманул родителей, чтобы избежать наказания
С1. Что такое деятельность? Приведите три примера разнообразной трудовой деятельности.
Вариант 2.
Часть 1
А1. Вершиной человеческих качеств психологи называют
1) деятельность 3) общение
2) индивидуальность 4) личность
А2. Верны ли суждения о познании мира?
А. Познать окружающий мир можно, не осуществляя деятельности.
Б. Получить знания об окружающем мире можно только с помощью телевизионных передач.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А3. Что отличает деятельность человека от поведения животных?
1) осознанность действий 3) подчинение инстинктам
2) достижение результата 4) забота о потомстве
А4. К биологическим потребностям человека относится потребность в
1) труде 3) отдыхе
2) общении 4) познании
А5. Верны ли следующие суждения о жизненном успехе?
А. Жизненный успех зависит от здоровья, способностей и умений человека.
Б. Каждый человек по-своему представляет путь к жизненному успеху.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А6. Межличностные отношения – это
1) особые связи человека с окружающими людьми
2) контакты человека с домашними любимцами
3) работа со справочной системой Яндекс
4) монолог артиста, произнесенный на сцене.
А7. Совокупность правил поведения, принятых в данной социальной группе,-это
1) законы государства 3) нормы религии
2) групповые нормы 4) общечеловеческие ценности
А8. Столкновение нескольких участников общения, каждый из которых отстаивает свою позицию,- это
1) общение 3) диалог
2) коммуникация 4) конфликт
А9. Найдите в предполагаемом списке понятие, которое не относится к средствам разрешения конфликта, и запишите его номер.
1) сотрудничество 2) агрессия 3) компромисс 4) приспособление
А10. На чем должно быть основано правило жизни, которым нужно руководствоваться человеку?
1) на жалости 3) на взаимности
2) на упрямстве 4) на силе
А11. Верны ли следующие суждения о смелости?
А. Смелость противостоит трусости.
Б. Смелыми не рождаются, а становятся.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Часть 2
В1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции , данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А. Цель
Б. Действие
В. Результат
1. Процесс осуществления деятельности
2. То, к чему стремятся.
3. Конечный итог, следствие, завершающее собой какие –нибудь явления, развитие чего- нибудь
А
Б
В
В2. Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами.
ПРИМЕРЫ ГРУПП ВИДЫ ГРУПП
А) семья 1) формальна
Б) учебный класс 2) неформальная
В) парламент
Г) группа друзей
Д) политическая партия
В3. Заполните пропуск в предложении.
Для того чтобы стать личностью необходимы потребности в общении и труде. Это _____ потребности.
В4. Найдите в приведенном списке понятия, связанные с совестью человека.
1. Нравственность 3. Приспособление 5. Внутренний контроль
2. Мораль 4. Угодничество
С1. Что такое потребность? Составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.
Ключ для проверки
№ задания
Верный ответ
Вариант 1
Верный ответ
Вариант 2
Часть А
1
3
1
2
3
4
3
3
1
4
4
3
5
3
3
6
1
1
7
4
2
8
2
4
9
1
2
10
1
3
11
3
3
Часть В
1
22313
213
2
35
21121
3
деловые
Социальные потребности
4
134
125
Часть С
1
Деятельность- способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.
Потребность -осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.
Шкала оценивания работы:
Количество баллов
оценка
Уровень сформированности УУД
19-22
5
повышенный
15-18
4
повышенный
9-14
3
базовый
0-8
2
низкий
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60% - оценка «4»
40% - оценка «3»
0-40% - оценка «2»
Кодификатор
элементов содержания уровня подготовки учащихся 6 класса
№ задания
Тема
Код по кодификатору
Оценка в баллах
А1
Личность. Особенности подросткового возраста
1.5
1
А2
Взаимодействие общества и природы
1.2
1
А3
Деятельность человека и ее основные формы
1.6
1
А4
Человек и его ближайшее окружение
1.7
1
А5
Человек и его ближайшее окружение
1.7
1
А6
Межличностные отношения
1.7
1
А7
Межличностные отношения
1.8
1
А8
Межличностные конфликты и их конструктивные разрешения
1.8
1
А9
Межличностные конфликты и их конструктивные разрешения
1.8
1
А10
Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность
2.5
1
А11
Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность
2.5
2
В1
Биологическое и социальное в человеке
1.4
2
В2
Личность. Особенности подросткового возраста
1.5
2
В3
Биологическое и социальное в человеке
1.8
2
В4
Межличностные конфликты и их конструктивные разрешения