Материалы для практической работы по теме «Типология обществ» (11 класс)
Материалы для практической работы по теме «Типология обществ» (11 класс)
Материал содержит 28 заданий различного типа: 18 заданий тестового типа с выбором одного ответа; 10 заданий соответствуют заданиям части 2 (ЕГЭ, тип заданий соответствует заданиям 26,27), которые могут быть использованы для практической работы при изучении темы, для итогового контроля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материалы для практической работы по теме «Типология обществ» (11 класс)»
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
1. Признаком традиционного общества является
1)стремление к прогрессу
2)«непрерывность», плавность исторического процесса
3)высокая социальная мобильность
4)стремление максимально использовать природу в своих целях
2. При переходе от традиционного общества к индустриальному
1)личность подчинилась обществу
2)возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
3)усилилось внеэкономическое принуждение
4)возросла социальная мобильность
3. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство. В данном государстве развито машинное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?
1)традиционное 3)индустриальное
2)постиндустриальное 4)информационное
5. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1) преобладание рутинных технологий
2) быстрое развитие промышленности
3) внедрение в производство научных достижений
4) интенсивное развитие информационных технологий
6. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
1)формированием рыночной экономики
2)ограничением социальной мобильности
3)развитием средств массовой коммуникации
4)организацией фабричного производства
7. Основу экономики страны Г. составляют наукоемкое производство и наука. Уровень образованности населения чрезвычайно высок. Достижения науки активно используются во всех сферах общественной жизни. К какому типу принадлежит общество?
8. Жители этого общества владеют алфавитом и фиксируют звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах, газетах или в компьютерах. К какому типу относится такое общество?
А. Урбанизация общества, преобладание городского населения над сельским.
Б. Возникновение капиталистического способа производства, бурное развитие производительных сил и священное право частной собственности.
В. Устойчивое разграничение между социальными общностями (кастами, сословиями).
Г. Повышение качества средств связи, компьютерная революция.
Д. Преобладание традиций, норм, обычаев в регулировании общественных процессов.
10. Что из нижеприведенного является особенностью постиндустриального общества?
1)религиозный характер культуры
2)переход от натурального к товарному производству
3)завершение промышленного переворота
4)развитие информационных технологий
11. Верны ли следующие суждения о путях развития общества?
А. В индустриальном обществе достижения науки стали активно внедряться в производство.
Б. В период постиндустриального общества завершилась промышленная революция.
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Что не характерно для информационного общества?
1.информация становится доминирующей сферой воспроизводства общественной жизни
2.наблюдаются низкие темпы развития производительных сил
3.преодолеваются пространственно-временные барьеры между людьми
4.информация превращается в самый ценный товар
13. Что не относится к основным ценностям восточной цивилизации?
1.коллективизм 2.демократия .
3.скромность образа жизни, умеренный достаток вплоть до аскетизма
4.следование традициям, а не новациям
14. Что является особенностью индустриального общества?
1.натуральное хозяйство
2.новый фактор производства - информация
3.глобальные информационные системы
4.появление двух новых классов - пролетариата и буржуазии
15. Что характерно для доиндустриального общества?
1.преобладание экстенсивных технологий и ручных орудий труда
2.демократический режим 3.энергетические кризисы
4.теоретические знания и информация
16. Что является основой развития постиндустриального общества?
1.религия и церковь 2.информация 3.натуральное хозяйство
4.интенсивное развитие тяжелой промышленности
17.В каком обществе преобладали экстенсивные технологии развития
экономики? 1.аграрном 2.индустриальном
3.постиндустриальном 4.информационном
18. Постиндустриальное общество возникло под воздействием:
1.изменений в духовной сфере; 2.развития сферы услуг;
3.достижений НТР; 4.развития средств связи.
Задания 19-28
Запишите, о каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах:
19. Главным источником сведений о древневосточных культурах явились сотни тысяч надписей на глиняных табличках, камне и металле. Из-за клинообразной формы знаков употреблявшаяся в них письменность получила название «клинопись». Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти в 1802 г. немецкому учителю Г. Ф. Гротефенду.
20. Низший слой вавилонского общества составляли рабы. Они работали на стройках города, в царском дворце, на полях, в домашнем хозяйстве. Во главе свободных граждан стоял царь со своими придворными, высшим чиновничеством и жречеством. Важные позиции в обществе занимало войско.
21. Известный русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) провёл два с половиной года в Новой Гвинее, где изучал жизнь папуасов. В XIX веке папуасы жили деревнями, разделенными на небольшие поселения, в особых хижинах на сваях. Они занимались собирательством, рыбной ловлей и охотой.
22. С появлением на Земле человека разумного (homo sapiens) на смену человеческому стаду пришла родовая община. Её члены всё делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.
23. В Риме даже бедные семьи полноправных граждан имели в услужении рабов. Процветали и множились те хозяйства, где применялась дешёвая сила многочисленных рабов. В городе рабы прислуживали в доме господина. В деревне рабы обрабатывали поля, оливковые рощи и виноградники. В 74 г. до н. э. рабы-гладиаторы под предводительством Спартака подняли мятеж, вылившийся в мощное восстание.
24. К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности (барщину и оброк) - обязанности, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.
25. Вторая половина XIX в. - начало XX в. - период, который вошёл в историю как век «машинный», век «железный», эпоха стали, доменных печей, железнодорожных линий, связавших жителей континента от океана до океана; время, когда в небе появились первые самолеты и дирижабли, на водных просторах - пароходы. Это время зарождения большого бизнеса, банков и бирж, акционерных обществ. Это время, когда выходец из незнатной бедной семьи мог разбогатеть и занять высокое положение в обществе.
26. Это общество, в котором господствовало натуральное хозяйство, применялись примитивные орудия труда. Ведущим сектором экономики было сельское хозяйство. Основная часть населения проживала в деревне. Главными ценностями общества были религия, армия и власть (монарха). Это время, когда человек не мог существовать вне сословия или корпорации. Купцы объединялись в гильдии, ремесленники - в цехи, крестьян объединяла община, а положение феодалов зависело от места, которое они занимали на феодальной лестнице.
27. В этом обществе ведущее место играет информация, теоретические знания. Востребованными становятся такие профессии, как информатики, экономисты, бухгалтеры, гористы, ученые. Сфера обслуживания преобладает над аграрным и промышленным сектором, основанным на информационно-электронных системах.
28. Это время великих географических открытий, время возрождения гуманистических идеалов античной науки, технических изобретений, подготовивших существенные изменения в общественном укладе Европы. Это время появления фабрик, наёмного труда, роста городов, быстрой смены технических изобретений. Это время зарождения парламентаризма, борьбы за избирательные права.