Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа - важное средство развития личности студента»
Внеклассная работа – важное средство развития личности студента
Внеклассная работа является важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к студентам и учета их познавательной потребности. Проблема формирования компетентности студентов и обучения их умению применять знания является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, процессом модернизации современного образовательного процесса и, во-вторых, все возрастающим потоком информации, где одним из главных критериев формирования отношения учащегося к знаниям становится умение им воспользоваться в целях саморазвития, что ведет к становлению положительных внутренних ощущений, переживаний, эмоциональному отклику.
Одной из важнейших основ процесса модернизации образования является ценностное отношение к личности, которое заключается в том, что основной целью, основным результатом, основной ценностью функционирования образовательных систем является формирование и развитие личности средствами образования.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и учебное занятие, и внеклассное мероприятие имеют одну и ту же цель: развитие у студентов интереса к учебным дисциплинам, формирование определенных умений и навыков. Но при этом внеклассная работа отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения.
Внеклассная работа, которая проводится в рамках декады цикловой комиссии социально-экономических и юридических дисциплин направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных, профессиональных качеств, студентов, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы колледжа. Мероприятия, запланированные и проведённые в рамках декады, нацелены на формирование следующих видов компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Примером формирования общих компетенций традиционно является проведение викторин по дисциплинам «Обществознание», «История», «Семейное право», которые «способствуют формированию коммуникативной компетенций и умению работать в коллективе и команде, сотрудничать в малой группе».
Викторина — как форма организации мероприятия способствует развитию духу соревнования и сотрудничества в малых группах роли внеклассной работы при формировании общих компетенций.
При проведении викторины, осуществляются межпредметные связи, формируются умения применить знания в различных житейских ситуациях, коммуникативные качества, умение работать в команде, отвечать за работу членов команды, что способствует формированию компетенций: ОК 3, ОК 6, ОК 7.
Кроме этого, у обучающихся формируются умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности: ОК 4, ОК 5.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость поиска новых подходов к организации и ведению образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. Предлагаемые формы проведения внеклассных мероприятий как показывают наблюдения и опрос студентов, всегда позитивно воспринимаются обучающимися, активизируют их познавательный процесс, привлекают к практической деятельности и создают ситуацию успеха, что является немаловажным критерием при индивидуальном подходе к каждому студенту. Такой подход планирования внеклассных мероприятий позволяет сформировать общие компетенции и оценить деятельность студентов с помощью включения в учебно-воспитательный процесс, активном и интерактивном участии в мероприятии.