kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние курса «Самопознание» на формирование профессионально значимых качеств будущего учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с одной из главных задач современной системы педагогического образования — подготовкой высококвалифицированного учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние курса «Самопознание» на формирование профессионально значимых качеств будущего учителя»

Влияние курса «Самопознание» на формирование профессионально значимых качеств будущего учителя


Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство в условиях глобализации, ре­шение стратегических задач модернизации казахстанского образования в новых экономических, гео­политических, социокультурных реалиях требуют его реформирования и серьезных изменений в об­ласти образования. Одна из главных задач современной системы педагогического образования — подготовка высококвалифицированного учителя, который сможет заложить основы новой педагоги­ческой практики, реализовать новую концепцию среднего образования в школе третьего тысячелетия

Учителю принадлежит важная роль в выполнении намеченных задач по совершенствованию ка­захстанской модели образования на основе дальнейшей демократизации и участия общества в управ­лении образованием, а также интеграции в мировое образовательное пространство, развития образо­вания с учётом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей Казахстана. В этих условиях на передний план выдвигаются профессио­нальная компетентность учителя, его способность постоянно учиться, его стремление к самопозна­нию и самосовершенствованию. Педагогу необходимо быть образованным человеком как в области культуры, так и в области педагогики, психологии и конкретной методики. Без этих знаний он утра­чивает профессиональные качества, в том числе и главные из них — способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своего мастерства. Любые инновационные процессы, происходящие в образовательной системе, требуют соответствующих изменений профес­сиональной деятельности самого учителя.

Если воспитывать и образовывать — это учить жизни, помогать растущему человеку самоопре­делиться в ней, то учитель не может, не имеет права сам жить стихийно, не работая над собой. В гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось роли самопозна­ния, самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении личности учителя. К.Д.Ушинский считал стремление к поиску человеком своего места в жизни врожденной потребно­стью, признавая, что от учителя и всей воспитательной системы зависят характер и результаты этого поиска [3;69].

Л.Н.Толстой видел сущность воспитания не в воздействии воспитателя на воспитанников, а в создании той атмосферы, той среды, в которой ребенок развивается, поэтому им упраздняется вопрос о воспитании и ставится вопрос о личности и образе жизни воспитателя, о его работе над собой. Убежденность в приоритетности личностного совершенствования над профессиональным и в необ­ходимости разработки целой науки, направленной на самопознание и самосовершенствование воспи­тателя, проявляется в следующем высказывании Л.Н.Толстого: «Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главно­го внутреннего — работы каждого человека над своей душой, — может быть очень много. Надо ис­кать их, обдумывать, прилагать, обсуждать... думаю, что это целая и важнейшая область науки вос­питания себя для воздействия на детей».[4]

Выдающийся педагог конца XIX в. П.Ф.Каптерев видел важнейшее условие становления учите­ля как свободного и самостоятельного деятеля в его работе над своим собственным развитием и усо­вершенствованием. По его мнению, учитель, стоящий в стороне от культуры, от трудов по её усвое­нию и личному совершенствованию, сам не развивающийся, не может содействовать развитию дру­гих и в личностном плане стоит значительно ниже ученика, находящегося в процессе постоянного поиска и работы над собой. Между тем сложившаяся логика педагогического образования выглядит подчас несколько абсурдно, поскольку мы учим заниматься воспитанием и образованием тех, кто сам не в полной мере воспитан и образован. Нельзя полагаться на то, что полученное высшее педагогиче­ское образование автоматически сделает студента личностью, готовой к выполнению своих профес­сиональных функций. Осознание сущности и значения профессионально-личностного самоопределе­ния, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития, самопознания и других «само-», овла­дение способами их осуществления — важнейшая задача будущего учителя

В условиях независимого Казахстана одним из актуальных вопросов педагогической теории и практики является поиск оптимальной национальной модели образования, опирающейся на традици­онные духовные ценности народа и учитывающей вызовы эпохи глобализации.

Ключом к успеху малонаселенного Казахстана в мировом сообществе призвано стать приори­тетное развитие человеческих ресурсов нации. Согласно Стратегическому плану развития Республи­ки Казахстан до 2020 г. развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны.

В этом контексте знаменательным событием в развитии национальной системы образования стало введение в учебный процесс общеобязательного предмета «Самопознание». Автором этой идеи выступила основатель общенационального движения в защиту прав детей, президент Благотвори­тельного фонда «Бобек» Сара Алпыскызы. Инновационная дисциплина призвана играть ключевую роль в формировании ценностных ориентиров юных казахстанцев в условиях постоянно изменяюще­гося мира.

Самопознание восполняет недостающее звено в системе современного образования, способствуя личностному и социальному развитию детей и учащейся молодежи. Основу данной дисциплины со­ставили стержневые нравственно-духовные ценности и личностные качества, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и миром. Не умаляя значимости других предметных областей, но усиливая их личностно-ориентированный характер, самопознание содействует воспитанию учащихся в духе гуманности, человеколюбия и милосердия.

Цель предмета «Самопознание» — формирование целостного, духовно просвещенного человека, гражданина планеты, способного жить и быть счастливым в эпоху глобализации, уметь беречь и со­хранять окружающий мир, понимать людей с другим жизненным укладом, проявлять уважение к раз­личным культурам и жизненным практикам, защищая и развивая свой собственный национальный образ мира [6].

Длительный эксперимент убедительно подтвердил потенциал предмета «Самопознание» в нрав­ственно-духовном образовании учащихся: в дошкольном возрасте — через формирование первичных представлений об общечеловеческих ценностях, знакомство с основами самопознания, нормами дос­тойного поведения в семье и в ближайшем окружении; в начальной школе — через расширение пред­ставлений и более углубленное изучение общечеловеческих ценностей, выработку навыков позитив­ного мировосприятия и миропонимания; в старших классах — через дальнейшее постижение много­гранных аспектов самопознания, человеческих ценностей, воспитание нравственных качеств и навы­ков конструктивного общения; в студенческом возрасте — через понимание этических аспектов жиз­ни и профессиональной деятельности, рефлексию смысложизненных вопросов и человеческого пред­назначения. Практическая направленность предмета на всех этапах обучения связана с активным участием детей и молодежи в служении обществу.

За это время сложились особый профессиональный менталитет и образ педагога самопознания: гуманиста, исследователя, методиста, самореализующейся личности. Содержание профессиональной подготовки педагогов самопознания призвано помочь им осознать основную миссию учителя — быть побудителем самопознания и саморазвития ученика, чтобы каждый воспитанник имел возможность творить себя, открывая и реализовывая свой личностный потенциал в интересах служения обществу.

Эти меры стали значительным шагом в реформировании педагогического образования в Казах­стане, что отражает общемировые тенденции по подготовке специалистов с расширенным профилем подготовки. Интегративный характер предмета «Самопознание» предполагает освоение будущими педагогами ряда принципиально новых ключевых компетенций, позволяющих эффективно осущест­влять нравственно-духовное образование детей и молодежи.

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии Казахстан — 2050. Фундамент интеллектуального потенциала нации формируется в средней школе, кадровое обеспечение которой осуществляет система педагогического образования. Система высшего образо­вания по подготовке педагогических кадров в КарГУ им. академика Е.А.Букетова — это 22 специ­альности бакалавриата на 11 факультетах вуза. Здесь введен курс «Самопознание», задача которого — создать педагогические условия для формирования профессионально значимых качеств будущего учителя, таких как активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справед­ливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качест­ва, как требовательность, ответственность, коммуникабельность

В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями пози­тивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

Центральное место в их педагогических системах занимает личность ученика и учителя. Педаго­ги указывали на необходимость постоянного изучения учителем внутреннего мира учащихся, призы­вали строить педагогический процесс с учетом индивидуально-психологических, возрастных особен­ностей личности обучаемого, помогать развитию и совершенствованию его природных сил (К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, П.Ф.Каптерев, Л.Н.Толстой). Проблема подготовки учителя, фор­мирования его профессионально значимых качеств является актуальной в отечественной педагогике уже на протяжении многих десятилетий. Профессионализм преподавателя в педагогической деятель­ности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педаго­гических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Но заранее описать всё многообра­зие ситуаций быстро меняющейся жизни невозможно. На разных этапах развития общества востре­бованы различные профессиональные качества педагога.

Учитель должен обладать таким профессионально значимым качеством, как педагогическая на­правленность. Второе требование равносильно обладанию учителем методической компетентностью. Третье условие говорит о необходимости владения психолого-педагогической и методической ком­петентностями.

Обзор исследований, посвящённых вопросам профессиональной подготовки будущего учителя, показал, что проблема формирования его профессионально значимых качеств уже много лет рас­сматривается в научно-педагогической литературе как социально значимая проблема и не теряет ак­туальности по сей день, приобретая иное наполнение. Решение этой проблемы напрямую связано с формированием готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в Новой школе.

Важные профессиональные качества педагога:

  • трудолюбие;

  • работоспособность;

  • дисциплинированность;

  • ответственность;

  • умение поставить цель;

  • избрание пути достижения цели, организованность;

  • настойчивость;

  • систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня;

  • стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессио­нально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Обязательные профессиональные качества педагога. Обязательное для учителя качество — гу­манизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого от­ношения в конкретных делах и поступках.

Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к са­мостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.

Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувство­вать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным. Характеристика «идеального педагога» — это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.

Идеальный педагог должен быть:

  • специалистом: знать педагогическую теорию и психологию; владеть педагогическим мастер­ством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; обладать терпе­ливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; владеть ясной и убедительной речью, быть требовательным, тактичным, справедливым, общительным, дол­жен уметь слушать и иметь самообладание;

  • работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и уме­ренным скептиком;

  • человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в обще­ственной жизни, иметь активную жизненную позицию; также ему присущи гуманизм, духовность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.

Доминантные качества:

  • социальная активность, готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности;

  • целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач;

  • уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогиче­ских ситуациях;

  • желание работать со школьниками — получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса;

  • способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними;

  • обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса;

  • честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности;

  • справедливость — способность действовать беспристрастно;

  • современность — осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов);

  • гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую по­мощь ученикам в их личностном развитии;

  • эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания;

  • педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей;

  • толерантность — терпеливость в работе с детьми;

  • педагогический оптимизм — вера в ученика и его способности.

Все сказанное делает востребованными знания о том, что такое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жизни будущих учителей для становления профессионально значимых ка­честв, каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастных этапах, как и посредством чего можно познавать себя.


Список литературы

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. — 2007. — 15 авг.

  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. // Казахстанская правда.

  3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч. — М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — Т. 8. — С. 11­283.

  4. Антология педагогической мысли Казахстана / Сост. К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев. — Алматы: Рауан, 1995. — 512 с.

  5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в // Новые ценности образования: за- бота-поддержка-консультирование: Сб. ст. — М.: Инноватор, 1996.

  6. Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г. Изменимся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопознание»).

  7. Алматы: Компьютерно-изд. центр Ин-та философии и политологии МОН РК, 2002. — 61 с.

  8. Государственный общеобязательный стандарт по предмету «Самопознание». — Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2006. — 74 с.

  9. Кудышева Б.К. Программа «Самопознание как фактор повышения конкурентоспособности страны и национальной системы образования // Педагогическое мастерство и передовой опыт самопознания: достижения, актуализация: Материалы международной научно-практической конференции (28-29 апреля, 2010 г.). — Аркалык, 2010. — 518 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Копеева Алия Ислямиденовна

Дата: 29.07.2016

Номер свидетельства: 338260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях "
    ["seo_title"] => string(148) "riezul-tativnost-olimpiadnogho-dvizhieniia-kak-opriedieliaiushchaia-komponienta-razvitiia-odariennosti-obuchaiushchikhsia-v-priedmietnykh-oblastiakh"
    ["file_id"] => string(6) "232572"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442859970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства