kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЦЕННОСТЬ �экологического образования �в развитии дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всеобъемлющее воспитание и образование,
в основе которого лежит
новая культура
 во взаимоотношениях
как между людьми, так и с природой,
субъектом которой является человек,
естественно называть экологическим
   Н.Н.Моисеев

Просмотр содержимого документа
«ЦЕННОСТЬ �экологического образования �в развитии дошкольников»

управленческий аспект старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики ПИ ЮФУ Черноиванова Н.Е.

управленческий аспект

старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики ПИ ЮФУ

Черноиванова Н.Е.

Всеобъемлющее воспитание и образование ,  в основе которого лежит  новая культура  во взаимоотношениях   как между людьми, так и с природой,  субъектом которой является человек,  естественно называть экологическим                 Н.Н.Моисеев

Всеобъемлющее воспитание и образование , в основе которого лежит новая культура во взаимоотношениях как между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек, естественно называть экологическим Н.Н.Моисеев

Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл  и  цель современного образовательного процесса ( уникального средства сохранения и развития человека ,  продолжения человеческой цивилизации )         В.А.Сластёнин  Экологическое образование  предполагает  обучение бережному отношению человека к окружающему миру и  совершенствование внутреннего мира самого человека. Только осознание себя как части макромира ;  части, связанной с макромиром бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения  с окружающей средой       Г.А.Ягодин, Л.В.Третьякова

Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл

и

цель современного образовательного процесса

( уникального средства сохранения и развития человека ,

продолжения человеческой цивилизации )

В.А.Сластёнин

Экологическое образование

предполагает

обучение бережному отношению человека

к окружающему миру и

совершенствование внутреннего мира самого человека.

Только осознание себя как части макромира ;

части, связанной с макромиром бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения

с окружающей средой

Г.А.Ягодин, Л.В.Третьякова

Экологическое образование   с позиций гуманистической модели –  процесс,   направленный на создание условий, способствующих :   1.  самореализации и личностному росту ребёнка;   2.    становлению экологического сознания,  эколого-гуманистической картины мира,  основанной на принципах экологической этики;   3 . такого отношения к окружающей среде,  которое обеспечило бы мотивированное ,  основанное на осознанной необходимости  стремление  к овладению знаниями и навыками ,  необходимыми дл я личного участия  в решениями существующих и предупреждения новых экологических проблем        В.Б.Калинин

Экологическое образование с позиций гуманистической модели – процесс, направленный на создание условий, способствующих : 1. самореализации и личностному росту ребёнка; 2.   становлению экологического сознания, эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики; 3 . такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное , основанное на осознанной необходимости стремление к овладению знаниями и навыками , необходимыми дл я личного участия в решениями существующих и предупреждения новых экологических проблем В.Б.Калинин

Экологическое воспитание дошкольников   (в свете идей гуманитарного подхода к экологии) –   процесс целостного приобщения растущей личности  к ценностно-смысловой, духовно-нравственной Культуре,  которая содержит в себе  систему отношений,  выработанных человечеством и закреплённых в особых  символических формах.         1993

Экологическое воспитание дошкольников (в свете идей гуманитарного подхода к экологии) – процесс целостного приобщения растущей личности к ценностно-смысловой, духовно-нравственной Культуре, которая содержит в себе систему отношений, выработанных человечеством и закреплённых в особых символических формах. 1993

Экологическое образование – система социальных норм, правил, знаний, навыков и институтов, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в биосфере. Смысл экологического образования заключается в развитии мировоззрения человека до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решение жизненно важных для популяции вопросов     Д.Н.Кавтарадзе, А.А.Брудный

Экологическое образование

система социальных норм, правил, знаний, навыков и институтов, направленных на обеспечение

долгосрочных интересов человека в биосфере.

Смысл экологического образования

заключается в развитии мировоззрения человека до уровня,

на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решение жизненно важных для популяции вопросов

Д.Н.Кавтарадзе, А.А.Брудный

Экологическое воспитание –  целенаправленное воздействие  на духовное развитие детей ,  формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности,  умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.  Экологическое воспитание оперирует такими понятиями  как «ценности – отношение – поведение».   Экологическое образование –   целенаправленное воздействие  на формирование  мировоззрения ,  осознанного отношения к окружающему,  формирование экологических знаний, умений, навыков. Экологическое образование определяется такими понятиями  как «сознание – мышление – знание».  И.В.Цветкова

Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей , формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание оперирует такими понятиями как «ценности – отношение – поведение». Экологическое образование – целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения , осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков. Экологическое образование определяется такими понятиями как «сознание – мышление – знание». И.В.Цветкова

Экологическое образование  как пут ь решения экологической проблемы Конференция ООН по окружающей среде и развитию  в Рио-де-Жанейро (1992) «Повестка дня на XXI век» программа работы на следующее столетие  показали всеобщую озабоченность экологическими проблемами :  величайшая из которых - проблема перехода к образу жизни , который мог бы стать основой долговременного устойчивого развития; проблема новых нравственных ценностей, которые должны глубоко проникнуть в культуру, систему взглядов, мировоззрение всех народов. К этим ценностям относятся  чувство уважения к природе, к жизни во всех её проявлениях, внутренняя убеждённость в необходимости защиты природы ,  не подверженных воздействию таких внешних факторов, как экономический спад, изменение баланса политических сил, личные интересы;

Экологическое образование как пут ь решения экологической проблемы

Конференция ООН по окружающей среде и развитию

в Рио-де-Жанейро (1992)

«Повестка дня на XXI век»

программа работы на следующее столетие

показали всеобщую озабоченность экологическими проблемами :

  • величайшая из которых - проблема перехода к образу жизни , который мог бы стать основой долговременного устойчивого развития;
  • проблема новых нравственных ценностей, которые должны глубоко проникнуть в культуру, систему взглядов, мировоззрение всех народов.

К этим ценностям относятся

чувство уважения к природе, к жизни во всех её проявлениях, внутренняя убеждённость в необходимости защиты природы ,

не подверженных воздействию таких внешних факторов, как экономический спад, изменение баланса политических сил, личные интересы;

Экологическое образование  как пут ь решения экологической проблемы Глобальное Воспитание - важнейший фактор решения экологических проблем , ( считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор )  предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех образовательных программ :  а бстрактные знания без понимания общей картины мира, не подкреплённые личным опытом – причина ошибочных суждений. Жизненно важно найти такие способы обучения, такие подходы, которые помогали бы формировать способность мыслить грамотно, смело, неординарно ;  н овый стиль мышления – единственное страховое свидетельство , способное обеспечить общее безопасное будущее;   сохранение окружающей среды невозможно в одиночку :  э то проблема коллективная , п оэтому без доверительных отношений охрана окружающей среды невозможна;

Экологическое образование как пут ь решения экологической проблемы

  • Глобальное Воспитание - важнейший фактор решения экологических проблем , ( считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор )

предусматривает постановку экологических вопросов

в центр всех образовательных программ :

а бстрактные знания без понимания общей картины мира, не подкреплённые личным опытом – причина ошибочных суждений.

Жизненно важно найти такие способы обучения, такие подходы, которые помогали бы формировать способность мыслить грамотно, смело, неординарно ;

  • н овый стиль мышления – единственное страховое свидетельство , способное обеспечить общее безопасное будущее;
  •   сохранение окружающей среды невозможно в одиночку :

э то проблема коллективная , п оэтому без доверительных отношений охрана окружающей среды невозможна;

Экологическое образование  как пут ь решения экологической проблемы     согласно прогнозам , 10-ти миллиардам человек придётся учиться жить вместе на планете Земля . Это значит, что в ближайшие полстолетия человечество должно стать вдвое, втрое, вчетверо, изобретательнее, должно добиться стольких же достижений, сколько было сделано за всю историю его существования, т.е. понять:

Экологическое образование как пут ь решения экологической проблемы

  •     согласно прогнозам , 10-ти миллиардам человек придётся учиться жить вместе на планете Земля .

Это значит, что в ближайшие полстолетия человечество должно стать вдвое, втрое, вчетверо, изобретательнее, должно добиться стольких же достижений, сколько было сделано за всю историю его существования, т.е. понять:

  • Разум – гарантия выживания человечества .
Жизнь как критерий экологичности Качество жизни определяется здоровьем и счастьем , причём и то и другое зависит  от качества окружающей среды, в которой мы живём.  П роцесс экологизации жизни общества   отображает  современную высокую социокультурную динамику  и порождён саморазвитием, самоорганизацией системы духовной жизни общества.

Жизнь как критерий экологичности

Качество жизни

определяется здоровьем и счастьем ,

причём и то и другое зависит

от качества окружающей среды, в которой мы живём.

П роцесс экологизации жизни общества

отображает

современную высокую социокультурную динамику

и порождён саморазвитием,

самоорганизацией системы духовной жизни общества.

Ценности, ценностные установки выполняют регулирующую функцию  в общественных отношениях.  Поведение человека - результат личных ценностных установок, отражающих степень его ответственности по отношению к другим людям и окружающей среде. Каждая культура создала уникальную иерархию ценностей , определяющую принципы отношения к Природе и использования ресурсов.

Ценности, ценностные установки

выполняют регулирующую функцию

в общественных отношениях.

Поведение человека - результат личных ценностных установок, отражающих

степень его ответственности

по отношению к другим людям и окружающей среде.

Каждая культура создала уникальную иерархию ценностей , определяющую принципы отношения

к Природе и использования ресурсов.

П ознание мира и роли человека в нём с егодня невозможно без учёта того, что всякое знание – это знание о мире, опосредованное человеком ,  включённое в систему его ценностных ориентации.

П ознание мира и роли человека в нём

с егодня невозможно без учёта того, что

всякое знание –

это знание о мире, опосредованное человеком ,

включённое в систему его ценностных ориентации.

Смысл этого знания снять ряд ошибочных представлений , стереотипов :  «человек – царь природы», «человек – мера всех вещей» ;  «природа-мастерская»;    «природа – неисчерпаемая кладовая»;   «знание – сила»;  «вредные и полезные», «красивые - безобразные», «опасные и        неопасные» животные, растения;  «нужно охранять природные объекты, потому что они приносят людям  пользу: растения очищают воздух в помещении и выделяют  кислород», «аквариум повышает влажность воздуха»;  необходимо «улучшать природу», «помогать ей», «приумножать её         богатства»;   система запретов «не мусори», «выключай свет», «не ломай ветки» .       Д.Н.Кавтарадзе, Н.А.Рыжова

Смысл этого знания

снять ряд ошибочных представлений , стереотипов :

  • «человек – царь природы», «человек – мера всех вещей» ;
  • «природа-мастерская»;
  •    «природа – неисчерпаемая кладовая»;
  • «знание – сила»;
  • «вредные и полезные», «красивые - безобразные», «опасные и неопасные» животные, растения;
  • «нужно охранять природные объекты, потому что они приносят людям пользу: растения очищают воздух в помещении и выделяют кислород», «аквариум повышает влажность воздуха»;
  • необходимо «улучшать природу», «помогать ей», «приумножать её богатства»;
  • система запретов «не мусори», «выключай свет», «не ломай ветки» .

Д.Н.Кавтарадзе, Н.А.Рыжова

Ц ел ь экологического образования (а нализ изменений за 40лет)   в начале 70-х годов  отечественные специалистами она понималась только как просвещение  (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина) в о второй половине 80-х    стала пониматься как  формирование бережного, ответственного отношения к природе и забота о защите природной среды  (А.М.Салеева, Н.М.Мамедов)

Ц ел ь экологического образования

(а нализ изменений за 40лет)

в начале 70-х годов

отечественные специалистами она понималась

только как просвещение

(И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина)

в о второй половине 80-х

стала пониматься как

формирование бережного, ответственного отношения к природе и забота о защите природной среды

(А.М.Салеева, Н.М.Мамедов)

в начале 90-х годов  на первый план выдвинулось формирование экологической культуры и  становление экологического сознания  ( С.В.Алексеев, Э.В.Гирусов, И.Ю.Ширкова, Б.Т.Лихачёв, Н.С.Дежникова, И.В.Цветкова)

в начале 90-х годов

на первый план выдвинулось

формирование экологической культуры и

становление экологического сознания

( С.В.Алексеев, Э.В.Гирусов, И.Ю.Ширкова, Б.Т.Лихачёв, Н.С.Дежникова, И.В.Цветкова)

в начале XXI века  цель экологического образования стала определятся с позиций гуманистической модели  как создание условий, способствующих :       самореализации и личностному росту ребёнка,       становлению экологического сознания, эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики;       становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, осознанное стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении экологических проблем (В.Б.Калинин, Д.Н.Кавтарадзе, Г.С.Ягодин).

в начале XXI века

цель экологического образования

стала определятся с позиций гуманистической модели

как создание условий, способствующих :

  •       самореализации и личностному росту ребёнка,
  •       становлению экологического сознания, эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики;
  •       становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, осознанное стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении экологических проблем

(В.Б.Калинин, Д.Н.Кавтарадзе, Г.С.Ягодин).

в начале XXI века  цель экологического воспитания – развитие творческих способностей, обеспечивающих построение смысловой картины мира как целого,  полноправным представителем которого выступает действующий, познающий и переживающий  человек,  и тем самым –  формирование основ этико-экологического сознания .         Н.Н.Вересов

в начале XXI века

цель экологического воспитания –

развитие творческих способностей,

обеспечивающих

построение смысловой картины мира как целого,

полноправным представителем которого выступает действующий, познающий и переживающий человек,

и тем самым –

формирование основ этико-экологического сознания . Н.Н.Вересов

… относится к предмету сознательно … Что это значит? Уме ть  уже в процессе непосредственного, чувственного созерцания « видеть предмет по-человечески »,  т.е. «интегрально» – « глазами всех других людей »,  человеческого рода в целом .      п о Э.В. Ильенкову и В.В. Давыдову

… относится к предмету сознательно

Что это значит?

Уме ть

уже в процессе

непосредственного, чувственного созерцания

« видеть предмет по-человечески »,

т.е. «интегрально» –

« глазами всех других людей »,

человеческого рода в целом .

п о Э.В. Ильенкову и В.В. Давыдову

Э кологическое сознание изначально опирается на потенциал творческого воображения   в данной логике экологическое сознание представляет собой  смысловой образ мира ,  содержанием которого выступает расширенная, глобализированая на уровне воображения система  жизненно значимых связей человека и человечества  с действительностью,  а формой – интегральный, многопозиционный способ мировидения .

Э кологическое сознание

изначально опирается

на потенциал творческого воображения

в данной логике

экологическое сознание представляет собой

смысловой образ мира ,

содержанием которого выступает

расширенная, глобализированая на уровне воображения система

жизненно значимых связей человека и человечества

с действительностью,

а формой

интегральный, многопозиционный способ мировидения .

Экологическое сознание особенности составляющего его образа мира : смысловой характер, глобальность, м ногопозиционность .        по В.В.Вересову,Т.В.Кудрявцеву

Экологическое сознание

особенности составляющего

его образа мира :

смысловой характер,

глобальность,

м ногопозиционность .

по В.В.Вересову,Т.В.Кудрявцеву

Освоение этико-экологической культуры    строится как процесс приобщения детей к проблемам, тайнам, загадкам внешнего и своего собственного внутреннего мира . Достижение этико-экологической компетентности (овладение кругом соответствующих знаний и умений)  является лишь условием  развития творческих способностей ( воображения, мышления, рефлексии ) ,  а на этой основе - экологического сознания ребенка.      по В.В.Вересову,Т.В.Кудрявцеву

Освоение этико-экологической культуры

строится как процесс

приобщения детей к проблемам, тайнам, загадкам внешнего и своего собственного внутреннего мира .

Достижение этико-экологической компетентности (овладение кругом соответствующих знаний и умений)

является лишь условием

развития творческих способностей

( воображения, мышления, рефлексии ) ,

а на этой основе - экологического сознания ребенка.

по В.В.Вересову,Т.В.Кудрявцеву

Управление качеством работы в ДОУ – деятельность руководителя образовательного учреждения, направленная  на совершенствование педагогического процесса; сегодня   это   управление должно быть преобразующим , т.е . деятельность управленца должна быть направлена не на констатацию  того или иного уровня качества образовательного процесса, а на совершенствование  профессиональных умений с целью преобразования самой педагогической или управленческой деятельности;

Управление качеством работы в ДОУ –

деятельность руководителя образовательного учреждения,

направленная

на совершенствование педагогического процесса;

сегодня   это   управление должно быть преобразующим ,

т.е . деятельность управленца должна быть направлена

не на констатацию

того или иного уровня качества образовательного процесса,

а на совершенствование профессиональных умений

с целью преобразования

самой педагогической или управленческой деятельности;

Гуманистический характер преобразований определяет возрастание  роли психолого-педагогических методов управления . Основной упор в обновлении управленческой деятельности делается на мотивы, ценности, интересы детей, педагогов,  родителей, на человекоцентристскую философию современного  управления.

Гуманистический характер преобразований

определяет возрастание

роли психолого-педагогических методов управления .

Основной упор в обновлении

управленческой деятельности делается

на мотивы, ценности, интересы

детей,

педагогов,

родителей,

на человекоцентристскую

философию современного управления.

Управление инновационной деятельностью – обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива ДОУ  по обновлению практики образования. Результатами такого управления стало появление видового разнообразия ДОУ -  детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального , эко - и этно культурного развития и воспитания дошкольников .  М.Д.Маханёва, О.Л.Князева, Г.Г.Биличенко, Н.А.Виноградова,Н.В. Микляева

Управление инновационной деятельностью –

обеспечение

целенаправленной и организованной деятельности коллектива ДОУ

по обновлению практики образования.

Результатами такого управления

стало появление видового разнообразия ДОУ -

детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального , эко - и этно культурного развития и воспитания дошкольников .

М.Д.Маханёва, О.Л.Князева, Г.Г.Биличенко, Н.А.Виноградова,Н.В. Микляева

Заведующие, возглавляющие такие ДОУ ,   поняли, что быть  лидером в образовании – это иметь право на мудрость, гибкость, высокий профессионализм, на высокую работоспособность, огромную ответственность за работу учреждения, за результаты работы коллектива; это оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию, гибко перестраиваться по всем требованиям жизни,  разумно рисковать.

Заведующие, возглавляющие такие ДОУ ,

поняли, что быть

лидером в образовании

это иметь право на мудрость, гибкость,

высокий профессионализм, на высокую работоспособность, огромную ответственность за работу учреждения,

за результаты работы коллектива;

это оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию,

гибко перестраиваться по всем требованиям жизни,

разумно рисковать.

Но это ещё и другое,без чего морального права быть руководителем  детско-взрослого коллектива просто не дано. Это другое заключается в умении сохранить в себе , вопреки времени, циркулярам и обязанностям администратора , - детское, любознательное, исследовательское, действенное восприятие жизни. С его уверенностью в обязательной победе добра, красоты, справедливости, с его удивительным свойством жить одновременно в двух мирах: реальном и сказочном, жить тем, что есть и тем, что будет!

Но это ещё и другое,без чего

морального права быть руководителем

детско-взрослого коллектива просто не дано.

Это другое заключается в умении сохранить в себе ,

вопреки времени, циркулярам и обязанностям администратора , - детское, любознательное, исследовательское, действенное восприятие жизни.

С его уверенностью

в обязательной победе добра, красоты, справедливости,

с его удивительным свойством жить одновременно в двух мирах: реальном и сказочном,

жить тем, что есть и тем, что будет!

Развитие  экологической культуры дошкольников - приоритетное направление деятельности ДОУ  р оль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными  качествами  педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива .

Развитие

экологической культуры дошкольников -

приоритетное направление деятельности ДОУ

р оль детского сада

в этой связи определяется

личностными и профессиональными

качествами педагогов,

культурным уровнем

педагогического коллектива .

Воспитатель как «человек экологический»:

Воспитатель как «человек экологический»:

  • понима ет экологическ ую ситуацию планеты, страны, своего региона,
  • знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию ,
  • практическ и готов её изменить,
  • владеет технологиями , т.е. профессиональными навыками развития начал экологической культуры у дошкольников
Т ехнологи я   организационно-методического руководства развитием экологической культуры дошкольников  (С.Н.Николаева) воспитательно-образовательный уровень административно-управленчес кий уровень

Т ехнологи я организационно-методического руководства развитием экологической культуры дошкольников (С.Н.Николаева)

  • воспитательно-образовательный

уровень

  • административно-управленчес кий

уровень

Педагогические модели организации экологического образования в детском саду  (Н.А.Рыжова) Модель «Воспитатель» Воспитатель  реализует  интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребёнка Модель «Эколог» Педагог-эколог координирует сотрудничество всех специалистов ДОУ на основе интегративного подхода и экологизации различных видов детской деятельности

Педагогические модели организации экологического образования в детском саду (Н.А.Рыжова)

  • Модель «Воспитатель»

Воспитатель

реализует

интегрированный подход

через

экологизацию развивающей предметной среды в группе и

экологизацию различных видов деятельности ребёнка

  • Модель «Эколог»

Педагог-эколог

координирует сотрудничество всех специалистов ДОУ

на основе

интегративного подхода

и

экологизации различных видов детской деятельности

Научно-методическая поддержка ДОУ  в освоении культуросообразного подхода к содержанию и практической реализации технологий качества экологического образования стала целью проекта 2  лаборатории «Личностно-ориентированного образования  детей дошкольного возраста»  ВНИКа Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону

Научно-методическая поддержка ДОУ

в освоении культуросообразного подхода

к содержанию и практической реализации

технологий качества экологического образования

стала целью проекта 2 лаборатории

«Личностно-ориентированного образования

детей дошкольного возраста»

ВНИКа

Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону

Модели  экологического образования   Гуманистическая модель  Традиционная модель Мир для человека (Эго - Я)  Человек- мера вещей (антропоцентризм) Технократический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность Человек – «Хозяин», «Царь природы» Человек - часть природы (Эко - Я)  Мера вещей- уникальность жизни (экоцентризм) Согласование потребностей с экологическими требованиями Уважение ко всем формам жизни

Модели экологического образования

Гуманистическая модель

Традиционная модель

Мир для человека

(Эго - Я)

Человек- мера вещей

(антропоцентризм)

Технократический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность

Человек – «Хозяин»,

«Царь природы»

Человек - часть природы

(Эко - Я)

Мера вещей- уникальность жизни (экоцентризм)

Согласование потребностей с экологическими требованиями

Уважение ко всем формам жизни

ГМЭО отличает:   нравственный аспект   обращение к чувственно-образному восприятию,  которое способно кардинально изменять мышление при опоре на личностно значимый опыт субъекта,  на его систему потребностей:  потребность в безопасности (быть)  потребность в развитии(жить)  потребность познании мира, себя, смысла жизни  потребность в общении и в любви;   Природа рассматривается как субъект общения.

ГМЭО отличает: нравственный аспект обращение к чувственно-образному восприятию, которое способно кардинально изменять мышление при опоре на личностно значимый опыт субъекта, на его систему потребностей: потребность в безопасности (быть) потребность в развитии(жить) потребность познании мира, себя, смысла жизни потребность в общении и в любви; Природа рассматривается как субъект общения.

Методический аппарат ГМЭО  включает комплекс задач  систему первоначальных знаний о природе как основу развития элементов экологического сознания  ( представление о мире природы как духовной ценности; представление о взаимосвязи природных условий и развития общества), П едагогическое значение которой  в психологической включённости ребёнка  в мир природы ;

Методический аппарат ГМЭО включает комплекс задач

  • систему первоначальных знаний о природе как основу развития элементов экологического сознания

( представление о мире природы как духовной ценности; представление о взаимосвязи природных условий и развития общества),

П едагогическое значение которой

в психологической включённости ребёнка

в мир природы ;

Методический аппарат ГМЭО  включает комплекс задач накопление эмоционально – положительного опыта общения детей с природой   (природные объекты как сфера «человеческого», взаимодействия с ними включено в действия этических норм и правил; природные объекты как «значимый другой») педагогическое значение, которого становление субьективного отношение к природе;

Методический аппарат ГМЭО включает комплекс задач

  • накопление эмоционально – положительного опыта общения детей с природой

(природные объекты как сфера «человеческого», взаимодействия с ними включено в действия этических норм и правил; природные объекты как «значимый другой»)

педагогическое значение, которого становление

субьективного отношение к природе;

Методический аппарат ГМЭО  включает комплекс задач формирование готовности ребёнка  к правильному взаимодействию с окружающей природой едагогическое значение которой принятие личностью  стратегий и освоения технологий непрагматического взаимодействия  с миром природы .

Методический аппарат ГМЭО включает комплекс задач

  • формирование готовности ребёнка

к правильному взаимодействию с окружающей природой

едагогическое значение которой принятие личностью

стратегий и освоения технологий непрагматического взаимодействия

с миром природы .

Феномен программы «Юный эколог»  С.Н.Николаевой

Феномен программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой

  • 1993 –первая «Программа экологического воспитания дошкольников»,
  • обстоятельное обеспечение для взрослых,
  • методическое и технологическое,
  • в средних и высших учебных заведениях теоретическая и методическая подготовка осуществляется по учебным пособиям, составленным С.Н.Николаевой.
Феномен программы «Юный эколог»  С.Н.Николаевой Содержание программы отражает  ведущие идеи экологии как биологической науки

Феномен программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой

Содержание программы отражает

ведущие идеи экологии как биологической науки

  • Организм и среда
  • Сообщество живых организмов и среда
  • Человек и среда
Переосмысления  клише «воспитания любви к Природе»  «воспитание бережного отношения к ней» Воспитывать - это пробуждать способность любить Природу:  «...природа, что это такое как объект любви?  Природа в своем отношении к человеку выступает как эстетическая категория . Способность видеть эстетическое, прекрасное в природе – вот некая предпосылка затем появляющегося этического отношения »        С. Л. Рубинштейн

Переосмысления клише «воспитания любви к Природе» «воспитание бережного отношения к ней»

  • Воспитывать - это пробуждать способность любить Природу:

«...природа, что это такое как объект любви?

Природа в своем отношении к человеку выступает как эстетическая категория . Способность видеть

эстетическое, прекрасное в природе –

вот некая предпосылка затем появляющегося этического отношения »

С. Л. Рубинштейн

Педагоги осознали, что увлеклись в приобщении ребенка к миру природы логическими способами познания,  выработкой ясных, четких экологических представлений на информационном уровне ,  что ориентирами содержания экокультурного образования должны быть выявление эстетической неповторимости, экологической ценности природных объектов,

Педагоги осознали,

  • что увлеклись в приобщении ребенка к миру природы

логическими способами познания,

выработкой ясных, четких экологических представлений на информационном уровне ,

  • что ориентирами

содержания экокультурного образования

должны быть выявление

эстетической неповторимости,

экологической ценности природных объектов,

  • обращение к естественным и социальным стимулам в процессе восприятия ребёнком природных объектов,
  • развитие его способности эмоционально и деятельностно откликаться на эту встречу.
Качество процесса экологического образования дошкольников может быть обеспечено, если соответствует  процессу развития субъективного отношения к природе Важную роль в становлении субъективного отношения ребёнка к Природе играют  естественные стимулы природы,  ощущаемые зрительно (цвет, форма, очертания силуэта, симметрия, пропорции, величина, размеры, световые особенности), аудиально (тон, тембр, ритм, высота),  тактильно (тёплая поверхность, пушистая, мягкая, вязкая, липучая, холодная, колючая),  обонятельно (аромат, неприятный запах) и  на вкус.

Качество процесса экологического образования дошкольников может быть обеспечено, если соответствует процессу развития субъективного отношения к природе

  • Важную роль в становлении субъективного отношения ребёнка к Природе играют

естественные стимулы природы,

ощущаемые зрительно (цвет, форма, очертания силуэта, симметрия, пропорции, величина, размеры, световые особенности),

аудиально (тон, тембр, ритм, высота),

тактильно (тёплая поверхность, пушистая, мягкая, вязкая, липучая, холодная, колючая),

обонятельно (аромат, неприятный запах) и

на вкус.

Механизмами обработки  естественных природных стимулов  является эмоциональный тон ощущений  (который сигнализирует ребёнку о значении этих раздражителей для его жизнедеятельности) и

Механизмами обработки естественных природных стимулов является

  • эмоциональный тон ощущений

(который сигнализирует ребёнку о значении этих раздражителей для его жизнедеятельности) и

  • эмоциональная оценка
  • (возникающая в процессе сравнения поведения природного объекта с человеком, его поведением ).
Результатом   непосредственного  контакта ребёнка с Природой является   влечение ребёнка к ней,   т.е. неосознаваемая или слабо осознаваемая потребность во взаимодействии с природным объектом.   Такое влечение закладывает   основы доверия и  дальнейшего положительного отношения  к Природе,  способствуя становлению детского поиска информации о влекущем природном объекте.

Результатом непосредственного контакта ребёнка с Природой является влечение ребёнка к ней, т.е. неосознаваемая или слабо осознаваемая потребность во взаимодействии с природным объектом. Такое влечение закладывает основы доверия и дальнейшего положительного отношения к Природе, способствуя становлению детского поиска информации о влекущем природном объекте.

Социальные психологические стимулы –  это слова-названия природных объектов,  в которых зафиксирован  опыт взаимодействия общества с природным объектом .  Эстетические социально-психологические стимулы связаны с выработанными обществом  эталонами прекрасного, эстетическими значениями, зафиксированными в слове или словосочетании (красавка, мудрый дуб, плакучая ива).   Этические социально-психологические стимулы -  с принципами и нормами морали,  принятыми в обществе, часто представленными в виде вымышленных, мифологизированных ситуаций, поведения природного объекта в которых оценивается с точки зрения человеческой морали  (мухомор, чертополох, сорока-воровка )

Социальные психологические стимулы – это слова-названия природных объектов, в которых зафиксирован опыт взаимодействия общества с природным объектом . Эстетические социально-психологические стимулы связаны с выработанными обществом эталонами прекрасного, эстетическими значениями, зафиксированными в слове или словосочетании (красавка, мудрый дуб, плакучая ива). Этические социально-психологические стимулы - с принципами и нормами морали, принятыми в обществе, часто представленными в виде вымышленных, мифологизированных ситуаций, поведения природного объекта в которых оценивается с точки зрения человеческой морали (мухомор, чертополох, сорока-воровка )

К ачество экокультурного образования обеспечивает  национальный образ Природы  как содержательный компонент ,  т.к. восприятие природы современным  человеком имеет архитипическую и этнопсихологическую обусловленность  (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин ).  Тексты материнского фольклора символически представляют мир живого и неживого во взаимосвязи и  взаимозависимости .    Психологическое значение этих текстов вызвать положительную эмоциональную реакцию, заложить основы  доверительного отношения,  удовлетворить одну из важнейших человеческих потребностей - потребность в смысле, т.е. в понимании окружающего мира и осознании своего места и назначения в нём   (М.В. Осорина)

К ачество экокультурного образования обеспечивает национальный образ Природы как содержательный компонент , т.к. восприятие природы современным человеком имеет архитипическую и этнопсихологическую обусловленность (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин ). Тексты материнского фольклора символически представляют мир живого и неживого во взаимосвязи и взаимозависимости . Психологическое значение этих текстов вызвать положительную эмоциональную реакцию, заложить основы доверительного отношения, удовлетворить одну из важнейших человеческих потребностей - потребность в смысле, т.е. в понимании окружающего мира и осознании своего места и назначения в нём (М.В. Осорина)

Э кологически е сведени я  ( это достоверная научная информация )  могут выступать в качестве стимула и способствовать этическому отношению к Природе:   через вызываемые ими эмоциональные оценки,  н аиболее значимыми оказываются факты,  которые несут значение  «самый-самый», «похож на меня», «как я».    Чтобы изменить качество экологического образования, воспитатели должны освоить  технологию интеллектуализации эмоций  (механизм, в результате действия которого происходит смена эмоциональных реакций на всё более осознанные интеллектуализированные отношений, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности).

Э кологически е сведени я ( это достоверная научная информация ) могут выступать в качестве стимула и способствовать этическому отношению к Природе: через вызываемые ими эмоциональные оценки, н аиболее значимыми оказываются факты, которые несут значение «самый-самый», «похож на меня», «как я». Чтобы изменить качество экологического образования, воспитатели должны освоить технологию интеллектуализации эмоций (механизм, в результате действия которого происходит смена эмоциональных реакций на всё более осознанные интеллектуализированные отношений, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности).

Результатом   действия эмоциональной оценки  и   интеллектуализации эмоций    является  интерес как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание цели деятельности.

Результатом действия эмоциональной оценки и интеллектуализации эмоций

является

интерес

как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание цели деятельности.

ГМЭО и « м атрица»  психологических механизмов развития субъективного отношения к Природе стали основой поиска решений проблемных заданий участниками лаборатории в 200 4 – 200 7 гг.:

ГМЭО и « м атрица» психологических механизмов развития субъективного отношения к Природе

стали основой поиска решений проблемных заданий

участниками лаборатории в 200 4 – 200 7 гг.:

  • · природная среда как условия обеспечения качества экокультурного образования ( ЦРР № 48),
  • · возможности национальных образов и символов (хлебный месяцеслов ДОУ №267), художественного наследия родной культуры (художественное творчество Н.К.Рериха ЦРР №272 , ДОУ 251 ; сказки-несказки В.В.Бианки ДОУ № 225) как средств развития экологической культуры дошкольников,
  • · создание ситуаций доверия к Природе и интереса в общении с ней как условие практического обеспечения качества экологического образования (ЦРР № 111, ДОУ №№ 137, 226)
  •   педагогическое проектирование как условие качества экокультурного образования (ЦРР №49).
Мониторинг динамики качества  экокультурного образования –  это условие его реализации и проектируемый результат деятельности опытно-экспериментальной лаборатории опыт ДОУ определил направленность диагностики в соответствии со структурой сознания , личностными качествами и  отношением к Природе

Мониторинг динамики качества экокультурного образования – это условие его реализации и проектируемый результат деятельности опытно-экспериментальной лаборатории

опыт ДОУ определил

направленность диагностики в соответствии

со структурой сознания ,

личностными качествами и

отношением к Природе

Направленность диагностики в соответствии со структурой сознания Сфера развития экологических представлений личности  Личностные качества, отношение к  Природе

Направленность диагностики

в соответствии со структурой сознания

  • Сфера развития экологических представлений личности

Личностные качества, отношение к Природе

  • *любознательность
  • *познавательная активность
  • *устойчивость интересов
Сфера развития отношения личности к миру Природы
  • Сфера развития отношения личности к миру Природы
  • эстетическое восприятие Природы
  • *доверие
  • * творческое воображение
  • * умение видеть всё во всём
  • *способность «быть другим»
  • * детское экспериментирование
  • *родственное внимание к миру
непрагматическое взаимодействие с Природой коллекционирования, наблюдение, эксперименты, опыты, энциклопедическая и природоведческая книга ; декоративно-прикладное, изобразительное искусство, словесное и музыкальное творчество, художественная фотография, пластика потребность в общении с Природой Сфера становления стратегий
  • непрагматическое взаимодействие с Природой
  • коллекционирования, наблюдение, эксперименты,
  • опыты, энциклопедическая и природоведческая книга ;
  • декоративно-прикладное, изобразительное
  • искусство, словесное и музыкальное
  • творчество, художественная фотография, пластика
  • потребность в общении с Природой
  • Сфера становления стратегий
  • *стратегия наслаждения красотой природы, её созерцание
  • * стратегия восхищения, радости от встречи.
  • * стратегия «отношение к дарам природы как удивительным и чудесным творениям»
  • *стратегия «бережной» добывающей деятельности
  • * стратегия «растениям и животным «лучше живётся» в родной степи, реке»
  • * «мы природе»
и технологий непрагматического взаимодействия с Природой:
  • и технологий непрагматического взаимодействия с Природой:
  • * технологии эстетического освоения природных объектов
  • * технологии получения научной информации о мире природы
  • * технологии взаимодействия с природой в условиях антропогенной среды«
  • *ресурсо–сберегающие технологии
  • *технологии природоохран-
  • ной деятельности .
  • кинология, фелинология, аквариумистика,
  • содержание птиц, кролиководство, коневодство
  • потребность заботиться о Природе ради неё самой


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЦЕННОСТЬ �экологического образования �в развитии дошкольников

Автор: Королёва Галина Васильевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ"
    ["seo_title"] => string(65) "ekskursiiakakformaekologichieskogoprosvieshchieniiauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "321712"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461354441"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Игра как средство экологического образования детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "ighra_kak_sriedstvo_ekologhichieskogho_obrazovaniia_dietiei_doshkol_nogho_vozras"
    ["file_id"] => string(6) "425809"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503301993"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "ФГОС и содержание основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в современных образовательных программах "
    ["seo_title"] => string(125) "fgos-i-sodierzhaniie-osnov-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-proghrammakh"
    ["file_id"] => string(6) "140709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417987208"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Современные тенденции экологического воспитания детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(89) "sovriemiennyie-tiendientsii-ekologhichieskogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "226751"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440444061"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства