ЦЕННОСТЬ �экологического образования �в развитии дошкольников
ЦЕННОСТЬ �экологического образования �в развитии дошкольников
Всеобъемлющее воспитание и образование, в основе которого лежит новая культура во взаимоотношениях как между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек, естественно называть экологическим Н.Н.Моисеев
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЦЕННОСТЬ �экологического образования �в развитии дошкольников»
управленческий аспект
старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики ПИ ЮФУ
Черноиванова Н.Е.
Всеобъемлющее воспитание и образование , в основе которого лежит новая культураво взаимоотношениях как между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек, естественно называть экологическим Н.Н.Моисеев
Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл
и
цель современного образовательного процесса
( уникального средства сохранения и развития человека ,
продолжения человеческой цивилизации )
В.А.Сластёнин
Экологическое образование
предполагает
обучение бережному отношению человека
к окружающему миру и
совершенствование внутреннего мира самого человека.
Только осознание себя как части макромира ;
части, связанной с макромиром бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения
с окружающей средой
Г.А.Ягодин, Л.В.Третьякова
Экологическое образованиес позиций гуманистической модели – процесс, направленный на создание условий, способствующих : 1. самореализации и личностному росту ребёнка; 2. становлению экологического сознания, эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики; 3 . такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное , основанное на осознанной необходимости стремлениек овладению знаниями и навыками , необходимыми дляличного участияв решениями существующих и предупреждения новых экологических проблем В.Б.Калинин
Экологическое воспитание дошкольников (в свете идей гуманитарного подхода к экологии) – процесс целостного приобщения растущей личности к ценностно-смысловой, духовно-нравственной Культуре, которая содержит в себе систему отношений, выработанных человечеством и закреплённых в особых символических формах. 1993
Экологическое образование–
система социальных норм, правил, знаний, навыков и институтов, направленных на обеспечение
долгосрочных интересов человека в биосфере.
Смысл экологического образования
заключается в развитии мировоззрения человека до уровня,
на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решение жизненно важных для популяции вопросов
Д.Н.Кавтарадзе, А.А.Брудный
Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей , формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание оперирует такими понятиямикак «ценности – отношение – поведение».Экологическое образование – целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения , осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков. Экологическое образование определяется такими понятиямикак «сознание – мышление – знание». И.В.Цветкова
Экологическое образованиекак путьрешения экологической проблемы
величайшая из которых - проблема перехода к образу жизни , который мог бы стать основой долговременного устойчивого развития;
проблема новых нравственных ценностей, которые должны глубоко проникнуть в культуру, систему взглядов, мировоззрение всех народов.
К этим ценностям относятся
чувство уважения к природе, к жизни во всех её проявлениях, внутренняя убеждённость в необходимости защиты природы ,
не подверженных воздействию таких внешних факторов, как экономический спад, изменение баланса политических сил, личные интересы;
Экологическое образованиекак путьрешения экологической проблемы
Глобальное Воспитание-важнейший фактор решения экологических проблем , ( считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор )
предусматривает постановку экологических вопросов
в центр всех образовательных программ :
а бстрактные знания без понимания общей картины мира, не подкреплённые личным опытом – причина ошибочных суждений.
Жизненно важно найти такие способы обучения, такие подходы, которые помогали бы формировать способность мыслить грамотно, смело, неординарно ;
н овый стиль мышления – единственное страховое свидетельство , способное обеспечить общее безопасное будущее;
сохранение окружающей среды невозможно в одиночку :
э то проблема коллективная, п оэтому без доверительных отношений охрана окружающей среды невозможна;
Экологическое образованиекак путьрешения экологической проблемы
согласно прогнозам , 10-ти миллиардам человек придётся учиться жить вместе на планете Земля .
Это значит, что в ближайшие полстолетия человечество должно стать вдвое, втрое, вчетверо, изобретательнее, должно добиться стольких же достижений, сколько было сделано за всю историю его существования, т.е. понять:
Разум – гарантия выживания человечества.
Жизнь как критерий экологичности
Качество жизни
определяется здоровьем и счастьем ,
причём и то и другое зависит
от качества окружающей среды, в которой мы живём.
П роцесс экологизации жизни общества
отображает
современную высокую социокультурную динамику
и порождён саморазвитием,
самоорганизацией системы духовной жизни общества.
Ценности, ценностные установки
выполняют регулирующую функцию
в общественных отношениях.
Поведение человека - результат личных ценностных установок, отражающих
степень его ответственности
по отношению к другим людям и окружающей среде.
Каждая культура создала уникальную иерархию ценностей , определяющую принципы отношения
к Природе и использования ресурсов.
Познание мира и роли человека в нём
с егодня невозможно без учёта того, что
всякое знание –
это знание о мире, опосредованное человеком ,
включённое в систему его ценностных ориентации.
Смысл этого знания
снять ряд ошибочных представлений , стереотипов :
«человек – царь природы», «человек – мера всех вещей» ;
«природа-мастерская»;
«природа – неисчерпаемая кладовая»;
«знание – сила»;
«вредные и полезные», «красивые - безобразные», «опасные и неопасные» животные, растения;
«нужно охранять природные объекты, потому что они приносят людям пользу: растения очищают воздух в помещении и выделяют кислород», «аквариум повышает влажность воздуха»;
необходимо «улучшать природу», «помогать ей», «приумножать её богатства»;
система запретов «не мусори», «выключай свет», «не ломай ветки» .
Д.Н.Кавтарадзе, Н.А.Рыжова
Ц ел ь экологического образования
(а нализ изменений за 40лет)
в начале 70-х годов
отечественные специалистами она понималась
только как просвещение
(И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина)
во второй половине 80-х
стала пониматься как
формирование бережного, ответственного отношения к природе и забота о защите природной среды
стала определятся с позиций гуманистической модели
как создание условий, способствующих :
самореализации и личностному росту ребёнка,
становлению экологического сознания, эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики;
становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, осознанное стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении экологических проблем
(В.Б.Калинин, Д.Н.Кавтарадзе, Г.С.Ягодин).
вначалеXXIвека
цель экологического воспитания –
развитие творческих способностей,
обеспечивающих
построение смысловой картины мира как целого,
полноправным представителем которого выступает действующий, познающий и переживающийчеловек,
и тем самым –
формирование основ этико-экологического сознания . Н.Н.Вересов
… относится к предмету сознательно…
Что это значит?
Уметь
уже в процессе
непосредственного, чувственного созерцания
«видеть предмет по-человечески»,
т.е. «интегрально» –
«глазами всех других людей»,
человеческого рода в целом .
п о Э.В. Ильенкову и В.В. Давыдову
Экологическое сознание
изначально опирается
на потенциал творческого воображения
в данной логике
экологическое сознание представляет собой
смысловой образ мира,
содержанием которого выступает
расширенная, глобализированая на уровне воображения система
жизненно значимых связей человека и человечества
с действительностью,
аформой–
интегральный, многопозиционный способ мировидения .
Экологическое сознание
особенности составляющего
его образа мира :
смысловой характер,
глобальность,
м ногопозиционность .
по В.В.Вересову,Т.В.Кудрявцеву
Освоение этико-экологической культуры
строится как процесс
приобщения детей к проблемам, тайнам, загадкам внешнего и своего собственного внутреннего мира .
Достижение этико-экологической компетентности (овладение кругом соответствующих знаний и умений)
является лишь условием
развития творческих способностей
( воображения, мышления, рефлексии ) ,
а на этой основе - экологического сознания ребенка.
по В.В.Вересову,Т.В.Кудрявцеву
Управление качеством работы в ДОУ –
деятельность руководителя образовательного учреждения,
направленная
на совершенствование педагогического процесса;
сегодня это управление должно быть преобразующим ,
т.е . деятельность управленца должна быть направлена
не на констатацию
того или иного уровня качества образовательного процесса,
а на совершенствование профессиональных умений
с целью преобразования
самой педагогической или управленческой деятельности;
Гуманистическийхарактер преобразований
определяет возрастание
роли психолого-педагогических методов управления .
Основной упор в обновлении
управленческой деятельности делается
на мотивы, ценности, интересы
детей,
педагогов,
родителей,
на человекоцентристскую
философию современного управления.
Управление инновационной деятельностью –
обеспечение
целенаправленной и организованной деятельности коллектива ДОУ
по обновлению практики образования.
Результатами такого управления
стало появление видового разнообразия ДОУ -
детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального , эко - и этно культурного развития и воспитания дошкольников .
высокий профессионализм, на высокую работоспособность, огромную ответственность за работу учреждения,
за результаты работы коллектива;
это оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию,
гибко перестраиваться по всем требованиям жизни,
разумно рисковать.
Но это ещё и другое,без чего
морального права быть руководителем
детско-взрослого коллектива просто не дано.
Это другое заключается в умении сохранить в себе ,
вопреки времени, циркулярам и обязанностям администратора , - детское, любознательное, исследовательское, действенное восприятие жизни.
С его уверенностью
в обязательной победе добра, красоты, справедливости,
с его удивительным свойством жить одновременно в двух мирах: реальном и сказочном,
жить тем, что есть и тем, что будет!
Развитие
экологической культуры дошкольников -
приоритетное направление деятельности ДОУ
роль детского сада
в этой связи определяется
личностными и профессиональными
качествамипедагогов,
культурным уровнем
педагогического коллектива.
Воспитатель как «человек экологический»:
понимает экологическ ую ситуацию планеты, страны, своего региона,
знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию ,
практическ и готов её изменить,
владеет технологиями , т.е. профессиональными навыками развития начал экологической культуры у дошкольников
Т ехнологи я организационно-методического руководства развитием экологической культуры дошкольников (С.Н.Николаева)
воспитательно-образовательный
уровень
административно-управленчес кий
уровень
Педагогические модели организации экологического образования в детском саду (Н.А.Рыжова)
Модель «Воспитатель»
Воспитатель
реализует
интегрированный подход
через
экологизацию развивающей предметной среды в группе и
экологизацию различных видов деятельности ребёнка
Модель «Эколог»
Педагог-эколог
координирует сотрудничество всех специалистов ДОУ
на основе
интегративного подхода
и
экологизации различных видов детской деятельности
Научно-методическая поддержка ДОУ
в освоении культуросообразного подхода
к содержанию и практической реализации
технологий качества экологического образования
стала целью проекта 2 лаборатории
«Личностно-ориентированного образования
детей дошкольного возраста»
ВНИКа
Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону
Модели экологического образования
Гуманистическая модель
Традиционная модель
Мир для человека
(Эго - Я)
Человек- мера вещей
(антропоцентризм)
Технократический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность
Человек – «Хозяин»,
«Царь природы»
Человек - часть природы
(Эко - Я)
Мера вещей- уникальность жизни (экоцентризм)
Согласование потребностей с экологическими требованиями
Уважение ко всем формам жизни
ГМЭО отличает:нравственный аспектобращение к чувственно-образному восприятию,которое способно кардинально изменять мышление при опоре на личностно значимый опыт субъекта,на его систему потребностей:потребность в безопасности (быть)потребность в развитии(жить)потребность познании мира, себя, смысла жизнипотребность в общении и в любви;Природа рассматривается как субъект общения.
Методический аппарат ГМЭОвключает комплекс задач
систему первоначальных знаний о природе как основу развития элементов экологического сознания
( представление о мире природы как духовной ценности; представление о взаимосвязи природных условий и развития общества),
П едагогическое значение которой
в психологической включённости ребёнка
в мир природы ;
Методический аппарат ГМЭОвключает комплекс задач
накопление эмоционально – положительного опыта общения детей с природой
(природные объекты как сфера «человеческого», взаимодействия с ними включено в действия этических норм и правил; природные объекты как «значимый другой»)
педагогическое значение, которого становление
субьективного отношение к природе;
Методический аппарат ГМЭОвключает комплекс задач
формирование готовности ребёнка
к правильному взаимодействию с окружающей природой
едагогическое значение которой принятие личностью
стратегий и освоения технологий непрагматического взаимодействия
в средних и высших учебных заведениях теоретическая и методическая подготовка осуществляется по учебным пособиям, составленным С.Н.Николаевой.
Феномен программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой
Содержание программы отражает
ведущие идеи экологии как биологической науки
Организм и среда
Сообщество живых организмов и среда
Человек и среда
Переосмысленияклише «воспитания любви к Природе»«воспитание бережного отношения к ней»
Воспитывать - это пробуждать способность любить Природу:
«...природа, что это такое как объект любви?
Природа в своем отношении к человеку выступает как эстетическая категория . Способность видеть
эстетическое, прекрасное в природе –
вот некая предпосылка затем появляющегося этического отношения »
С. Л. Рубинштейн
Педагоги осознали,
что увлеклись в приобщении ребенка к миру природы
логическими способами познания,
выработкой ясных, четких экологических представлений на информационном уровне ,
что ориентирами
содержания экокультурного образования
должны быть выявление
эстетической неповторимости,
экологической ценности природных объектов,
обращение к естественным и социальнымстимулам в процессе восприятия ребёнком природных объектов,
развитие его способности эмоционально и деятельностно откликаться на эту встречу.
Качество процесса экологического образования дошкольников может быть обеспечено, если соответствует процессу развития субъективного отношения к природе
Важную роль в становлении субъективного отношения ребёнка к Природе играют
Механизмами обработки естественных природных стимулов является
эмоциональный тон ощущений
(который сигнализирует ребёнку о значении этих раздражителей для его жизнедеятельности) и
эмоциональная оценка
(возникающая в процессе сравнения поведения природного объекта с человеком, его поведением ).
Результатом непосредственного контакта ребёнка с Природой является влечениеребёнка к ней, т.е. неосознаваемая или слабо осознаваемая потребность во взаимодействии с природным объектом. Такое влечение закладывает основы доверия и дальнейшего положительного отношения к Природе, способствуя становлению детского поиска информации о влекущем природном объекте.
Социальные психологические стимулы – это слова-названия природных объектов, в которых зафиксирован опыт взаимодействия общества с природным объектом . Эстетические социально-психологические стимулы связаны с выработанными обществом эталонами прекрасного, эстетическими значениями, зафиксированными в слове или словосочетании (красавка, мудрый дуб, плакучая ива). Этические социально-психологические стимулы - с принципами и нормами морали, принятыми в обществе, часто представленными в виде вымышленных, мифологизированных ситуаций, поведения природного объекта в которых оценивается с точки зрения человеческой морали (мухомор, чертополох, сорока-воровка )
К ачество экокультурного образования обеспечивает национальный образ Природыкак содержательный компонент, т.к. восприятие природы современным человеком имеет архитипическую и этнопсихологическую обусловленность (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин ). Тексты материнского фольклора символически представляют мир живого и неживого во взаимосвязи и взаимозависимости . Психологическое значение этих текстов вызвать положительную эмоциональную реакцию, заложить основы доверительного отношения, удовлетворить одну из важнейших человеческих потребностей - потребность в смысле, т.е. в понимании окружающего мира и осознании своего места и назначения в нём (М.В. Осорина)
Экологическиесведения(это достоверная научная информация)могутвыступать в качестве стимулаи способствовать этическому отношению к Природе: через вызываемые ими эмоциональные оценки, н аиболее значимыми оказываются факты, которые несут значение «самый-самый», «похож на меня», «как я». Чтобы изменить качество экологического образования, воспитатели должны освоить технологию интеллектуализации эмоций (механизм, в результате действия которого происходит смена эмоциональных реакций на всё более осознанные интеллектуализированные отношений, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности).
Результатом действия эмоциональной оценки и интеллектуализации эмоций
является
интерес
как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание цели деятельности.
ГМЭО и « м атрица» психологических механизмов развития субъективного отношения к Природе
стали основой поиска решений проблемных заданий
участниками лаборатории в 200 4 – 200 7 гг.:
· природная среда как условия обеспечения качества экокультурного образования ( ЦРР № 48),
· возможности национальных образов и символов (хлебный месяцеслов ДОУ №267), художественного наследия родной культуры (художественное творчество Н.К.Рериха ЦРР №272 , ДОУ 251 ; сказки-несказки В.В.Бианки ДОУ № 225) как средств развития экологической культуры дошкольников,
· создание ситуаций доверия к Природе и интереса в общении с ней как условие практического обеспечения качества экологического образования (ЦРР № 111, ДОУ №№ 137, 226)
педагогическое проектирование как условие качества экокультурного образования (ЦРР №49).
Мониторинг динамики качестваэкокультурного образования – это условие его реализации и проектируемый результат деятельности опытно-экспериментальной лаборатории
опыт ДОУ определил
направленность диагностики в соответствии
со структурой сознания ,
личностными качествами и
отношением к Природе
Направленность диагностики
в соответствии со структурой сознания
Сфера развития экологических представлений личности
Личностные качества, отношение кПрироде
*любознательность
*познавательная активность
*устойчивость интересов
Сфера развития отношения личности к миру Природы
эстетическое восприятие Природы
*доверие
* творческое воображение
* умение видеть всё во всём
*способность «быть другим»
* детское экспериментирование
*родственное внимание к миру
непрагматическое взаимодействие с Природой
коллекционирования, наблюдение, эксперименты,
опыты, энциклопедическая и природоведческая книга ;
декоративно-прикладное, изобразительное
искусство, словесное и музыкальное
творчество, художественная фотография, пластика
потребность в общении с Природой
Сфера становления стратегий
*стратегия наслаждения красотой природы, её созерцание
* стратегия восхищения, радости от встречи.
* стратегия «отношение к дарам природы как удивительным и чудесным творениям»
*стратегия «бережной» добывающей деятельности
* стратегия «растениям и животным «лучше живётся» в родной степи, реке»
* «мы природе»
и технологий непрагматического взаимодействия с Природой:
* технологии эстетического освоения природных объектов
* технологии получения научной информации о мире природы
* технологии взаимодействия с природой в условиях антропогенной среды«