Просмотр содержимого документа
«Текстовые задания для учащихся»
Группа 1
«Сила морали»
Ю. А. Шрейдер — современный российский философ
Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а беспомощный призыв быть хорошими...
Когда человек попадает в этически напряженную ситуацию, понимая, что ему предстоит нелегкий и опасный выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчет вариантов, а ясное понимание, что «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать». Такая предварительная установка очень помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться.
Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено все, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное — избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространенная и самая опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом.
Шрейдер Ю. А. Лекции по этике.— М., 1994.— С. 54.
Вопросы и задания:
1. Определите главную идею фрагмента. В каких словах текста вы находите подтверждение вашего мнения?
2. Что дает автору основание подчеркивать значимость установки «...я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать»? О каком непоправимом выборе говорит ученый? Что значит «непоправимый»?
3. Как вы поняли слова: «...добро найдет тебя само»? В каком случае это может произойти? Поясните на примере.
4. От какого искушения призывает избавиться ученый, размышляя о нравственном выборе человека? В чем коварство этого искушения?
5. Что значит — зло маскируется под добро? Встречались ли вы с такой ситуацией? Чем руководствовались в ее разрешении?
6. Изучаемый текст назван «Сила морали». В чем же состоит ее сила?
Группа 2
«Нравственность в поступках»
И. С. Кон — современный российский психолог и педагог, академик Российской академии образования
Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль... играют конфликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я»...
Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и, чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он только слышал или читал. Недаром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях...
Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.— С. 205, 209.
Вопросы и задания:
1. Как вы считаете, почему нравственная позиция может раскрываться только в поступках?
2. Объясните, какова роль личного опыта в формировании индивидуальной нравственной позиции.
3. Моральный выбор — это всегда определенный индивидуальный поступок. На основании текста, знаний и собственного опыта постарайтесь обнаружить связь между моральным выбором и моральной ответственностью человека.
Группа 3
«Категорический императив И. Канта»
Е. В. Золотухина-Аболина — современный российский ученый
Идею о том, что долг — это сердце морали, развивал в восемнадцатом веке Иммануил Кант1. Он сформулировал категорический императив — моральный закон, которому должны подчиняться люди, если они претендуют на статус нравственных существ. Первая формулировка категорического императива практически совпадает с «золотым правилом морали». Вторая гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства». Максима — это правило, принцип. По Канту, таким образом, наше волеизъявление должно строиться так, чтобы оно не нарушало ничьих интересов и прав, не ущемляло ничьего достоинства. Третья формулировка приблизительно такова: «Относитесь к человечеству в своем лице и в лице всякого другого не как к средству, а как к цели».
Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия (книга для школьников и студентов).— Ростов-на-Дону, 1995.—С. 130.
Вопросы и задания:
1. Что такое категорический императив?
2. Поясните своими словами суть второй формулировки категорического императива.
3. Целью чего является человечество в лице человека? Как вы понимаете слова о том, что к человечеству следует относиться как к цели, а не как к средству?
4. Сравните приведенные в тексте формулировки категорического императива с «золотым правилом нравственности». Сделайте выводы на основе сравнения.
5. Докажите, что все три формулировки категорического императива раскрывают одну мысль.
6. Как связаны между собой понятия: мораль и совесть? Ответ аргументируйте.