Просмотр содержимого документа
«Социальный проект: "Будущее нации - в руках матерей"»
Социальный проект
«Будущее нации -
в руках матерей»
Автор проекта:
Лебедева Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания МБОУ Будённовской СОШ №80
Дайте нам лучших матерей,
и мы будем лучшими людьми.
Ж.-П. Рихтер
Аннотация проекта:
В России более 700 000 детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них большинство навсегда останутся жить в детских домах, приютах и специнтернатах. Не имея опыта жизни в нормальной семье и эмоциональной поддержки после выхода из детского дома, не получив хорошего образования, большинство выпускников оказываются втянутыми в криминальные группировки, пополняют ряды алкоголиков и наркоманов, и уже их дети попадают в детские дома.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Проект «Будущее нации – в руках матерей» позволит на шаг приблизиться к решению проблемы адаптации в обществе детей-сирот и уменьшению численности детей, относящихся к категории социальных сирот.
Исследовав проблему, я пришла к выводу, что основной причиной и условием данного явления является семья. По сути, профилактические действия по социальному сиротству – это создание «моды» на семью и ответственное «родительство». Необходимо обучение родителей выполнению своих функций, связанных с воспитанием детей, разъяснение вопросов ответственности родителей. Должна проводиться работа с семьей и родителями по выполнению статей Конституции и Семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей, заботу о них.
Для этого в общеобразовательных школах может быть введена программа воспитания, в которой особый акцент сделан на воспитание в детях будущих родителей, повышение ценности такого общественного института, как семья в сознании подрастающего поколения, начиная с раннего возраста. В проекте предлагаются способы объединения потенциалов систем образования, здравоохранения, органов системы профилактики, работы специалистов всех ведомств по месту жительства в рамках Сальского района.
Описание проекта и его обоснование:
Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности России.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети, проживающие в неблагоприятных социальных условиях.
На сегодняшний день вопрос о судьбах детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, стоит остро и для нашего района.
Кроме того, в сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, часто не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они с большой долей вероятности повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным Российских исследователей данной проблемы 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40 % - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % - способны к полноценной самостоятельной жизни.
Решение описанной проблемы неразрывно связано с вопросом формирования у молодых людей чувства осознанного родительства. В связи с этим необходима работа с детьми, подростками, лицами юношеского возраста по формированию основ осознанного родительства.
Должен использоваться рост влияния СМИ с целью создания циклов телевизионных молодежных программ, радиопередач для современных подростков с содержанием, отвечающим нормам нравственных ценностей, а также создания учебных телепрограмм для детей и подростков по предметам учебного плана.
Цели проекта будут способствовать решению поставленной проблемы:
популяризация усыновления, опеки и попечительства;
создание постоянного информационного поля вокруг данной проблемы;
развитие осознанного отношения к родительству у современных детей, подростков, лиц юношеского возраста.
Задачи проекта:
обеспечение доступности информации по проблеме для заинтересованных лиц;
привлечение внимания общественности к данной проблеме;
развитие личностного самосознания молодых граждан, в том числе развитие умения принимать решения, нести ответственность за себя и других людей.
Основные технологии и мероприятия проекта:
1. Создание видеопаспортов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Видеопаспорт – новое и перспективное средство, позволяющее на современном уровне обрабатывать, хранить и распространять информацию о детях, оставшихся без попечения родителей. Видеопаспорт делится на главы, в которых, ребенок рассказывает о себе сам, о нем рассказывают его педагоги, воспитатели и врачи. Немаловажным является то, что введение видеопаспорта позволяет исключить ситуации, травмирующие психику ребенка.
2. Систематическая работа со СМИ:
показ видеосюжетов о детях, ждущих усыновителей в недельных новостях в качестве спецпроекта;
печать фотографий и кратких данных детей-сирот в местных печатных СМИ;
печать в СМИ историй известных людей, которые усыновили детей и не скрывают этого (М.Борщевский, С. Сорокина, Т. Овсиенко, А. Джоли и Б. Питт.)
3. Работа консультативной диспетчерской. Оказание консультативной помощи по телефону.
Предполагается, что работа этой службы может быть построена на базе телефона доверия. С привлечением к данной деятельности студентов последнего года обучения по специальности психология.
4. Организация временного приюта при храме для молодых женщин - будущих мам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с целью оказания моральной и духовной поддержки.
5. Создания центров помощи молодым матерям, одиноким молодым матерям с возможностью временного проживания на базе домов сестринского ухода.
6. Выставки творческих работ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на выставочных площадках г. Сальска.
7. Проведение среди школьников и студентов конкурса баннеров на тему «Дети – наше богатство» и размещение работ победителей на улицах города.
8. Организация работы мобильной студенческой лекторской группы по вопросам формирования осознанного родительства (будущие психологи, медики, юристы).
9. Проведение в образовательных учреждениях просветительско-профилактической работы по половому и гендерному воспитанию подростков: беседы, классные часы, тренинги с привлечением специалистов).
Ожидаемые результаты:
повышение приоритета семейного воспитания в молодежной среде,
создано информационное пространство для решения вопросов усыновления и установления опеки,
рост доли молодых людей, осознанно создающих семью и понимающих важность понятий «материнство» и «отцовство».
Мониторинг проекта осуществляется по результатам
статистики органа опеки и попечительства Сальского района,
анкетирования молодых людей, во время проведения лекториев, просветительских мероприятий.
Нормативная база
Семейный Кодекс РФ.
№48-ФЗ от 24.04.2008г. «Об опеке и попечительстве».
№ 81-ФЗ от 19.05.1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
№ 124-ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка».
№159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
№256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
План реализации проекта:
№ п/п
Мероприятия проекта
Исполнители
1.
Создание видеопаспортов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Воспитанники детского объединения «Спектренок», работающей на базе СЮТ;
воспитанники школы одаренных детей «Виктория»,
сотрудники детского дома
2.
Показ видеосюжетов о детях, ждущих усыновителей в недельных новостях в качестве спецпроекта.
Печать фотографий и кратких данных детей-сирот в местных печатных СМИ.
Медиагруппа «Сальская степь»
3.
Работа консультативной диспетчерской
Студенты, психологи
4.
Организация временного приюта при храме для молодых женщин
Служители храма
5.
Выставки творческих работ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на выставочных площадках г. Сальска
Педагоги детского дома и социально-реабилитационного центра для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
6.
Конкурс баннеров на тему «Дети – наше богатство»
Студенты и обучающиеся Сальского района
7.
Работа мобильной студенческой лекторской группы по вопросам формирования осознанного родительства
Студенты медицинских, психологических и юридических факультетов ССУЗов и ВУЗов Сальского района
8.
Мероприятия просветительско-профилактической направленности: классные часы, беседы, лекции, тренинги с приглашением специалистов