Систематизация материала при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию (опыт работы)
Систематизация материала при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию (опыт работы)
В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, мне, как и многим другим учителям, пришлось значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Эта работа была связана с глубоким анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться и в современных условиях и отказом от того, что явно устарело. Ситуация еще более усложнялась тем, что готовить к ЕГЭ нам приходится детей с разными способностями. В результате сформировалась определённая система работы, о которой и пойдёт речь далее. Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнять, нужно владеть определенными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не « набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Понятно, что в рамках основного курса (2-3 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне просто не возможно. Но готовить их надо, необходимо формирование у учащихся тех навыков, которые понадобятся именно для успешной сдачи ЕГЭ. Важно, чтобы на уроках учащиеся познакомились с особенностями выполнения различных типов заданий ЕГЭ. Большое место занимает так же практическое выполнение заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Систематизация материала при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию (опыт работы) »
К
РАСНОДАРСКИЙ КРАЙ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ИМ. А.И. ПОКРЫШКИНА
Систематизация материала
в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ
по Обществознанию.
Автор:
Чуприна Светлана Сергеевна
учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ №2
ст. Калининская, 2015 г.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, русский философ)
В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, мне, как и многим другим учителям, пришлось значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Эта работа была связана с глубоким анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться и в современных условиях и отказом от того, что явно устарело. Ситуация еще более усложнялась тем, что готовить к ЕГЭ нам приходится детей с разными способностями. В результате сформировалась определённая система работы, о которой и пойдёт речь далее. Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнять, нужно владеть определенными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не « набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Понятно, что в рамках основного курса (2-3 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне просто не возможно. Но готовить их надо, необходимо формирование у учащихся тех навыков, которые понадобятся именно для успешной сдачи ЕГЭ. Важно, чтобы на уроках учащиеся познакомились с особенностями выполнения различных типов заданий ЕГЭ. Большое место занимает так же практическое выполнение заданий.
В течение 21 года работаю в старших классах, из них 6 лет готовлю учеников к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию. За этот период накоплен определённый опыт подготовки к экзаменам. В данном процессе решаю двуединую задачу: систематизация материала и отработка навыков решения тестов.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
Отработка навыков решения различных заданий
Систематизация теоретического материала
Составление презентаций по блокам вопросов кодификатора
Разработка схем и сводных таблиц по различным темам
Решение тематических тестов
Решение заданий различных типов из КИМов
Накопление базы данных для систематизации работы по типовым заданиям –А8 и др.
Решение тренировочных тестов ЕГЭ как в печатном, так и электронном вариантах
Два означенных процесса взаимосвязаны и дополняют друг друга: только хорошие теоретические знания дадут возможность легко решать тесты, но порой выполнение практической части требует доработки теории.
Основные принципы подготовки к ЕГЭ по обществознанию
1) Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения имеются в методической литературе ( См., например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов
2) Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
3) В - третьих, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
4) В - четвертых, очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
5) В - пятых, за 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.
И, наконец,
6) В - шестых, при решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.
Это основные принципы, которыми я руководствуюсь. Конечно, существует ещё много тонкостей работы с различными типами заданий ЕГЭ. Мною накоплен определённый опыт этой работы.
Итак, с чего начать? Рассмотрим на примере подготовки к экзамену по обществознанию.
I. На первой консультации знакомимся с Кодификатором (печатаю каждому ученику и прошу вклеить в тетрадь консультаций) и Спецификацией. Предлагаю план занятий. Рекомендую пособия по подготовке к ЕГЭ, называю ссылки на полезные сайты:
1. http://humanitar.ru/show_news/79- все вопросы обществознания,
3 П.А.Баранов, С.В.Шевченко Обществознание, экспресс-репетитор для подготовки ЕГЭ (политика, экономика, право, человек и общество, духовная сфера) «Астрель», 2008 – материал чётко оформлен в схемы и таблицы, что способствует пониманию и запоминанию.
4.И.Т.Порхоменко Обществознание, вопрос и ответ, «Учитель», 2004 – краткие ответы на все вопросы кодификатора.
II. На консультациях даю лекции по всем блокам вопросов обществознания: человек и общество, право, духовная жизнь общества, экономическая сфера общества, политика, социальные отношения.
Лекция сопровождается показом презентации по конкретному блоку. Использую авторские презентации коллег, которые можно посмотреть на сайтах: ПроШколу., ЕК ЦОР, ЭОР, 1 Сентября, Учительский портал, Оpenklass, Социальная Сеть работников образования и др.
В электронном ресурсе материал представлен, систематизировано – опорные схемы, таблицы, понятия. Ученики записывают материал, либо скачивают на флешку.
Примеры схем из презентаций. (Приложение 1)
1. Слайд презентации «Человек и общество»
2. Слайд презентации «Политика»
По некоторым наиболее сложным вопросам делаю схемы и распечатываю каждому ученику
Схема 1.
Схема 2. Понятие фирмы. Классификация фирм
III. Далее начинается отработка основных понятий блока. Для этого составлены тематические таблицы основных понятий, причём ориентированные на задание С5 КИМов. Данный материал ребята скачивают на флешку и учат, прежде всего, понятия.
Пример таблицы (пособие по заданию С5 включает 53 страницы , автора не знаю, скачала в Инете)
Темы
Основные понятия
Определения понятий
Два предложения с информацией о понятиях
I Общество
Общество (в широком смысле)
это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
1) Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т.к. эта деятельность создает особый мир – мир культуры, мир всего того, что не существует в природе.
2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.
Общество (в узком смысле)
круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов)
отдельное конкретное общество (например, современное российское общество)
исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество)
1) Рассматривая общество в узком смысле, используют конкретно-исторический уровень.
2) Общество в узком смысле можно рассматривать как определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённую форму социальных отношений.
IV. На этом этапе отрабатываем алгоритм решения различных заданий, для этого готовлю памятки ( Приложение 4)
«Как работать с текстом»,- «Как написать эссе», «Методика составления сложного плана»; использую презентации-тренажёры для отработки навыков решения конкретных заданий (есть богатая копилка таких презентаций, скачивала с различных сайтов)
Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающего предложенную тему
Разделите это содержание на смысловые части
Озаглавьте каждую часть
4. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль – это будут подпункты сложного плана. Развернутые подпункты означают, что вы должны раскрыть основную характеристику вопроса с помощью дополнительных уточнений. Например: «Чувственное познание: а) ощущение; б) восприятие; в) представление»; «Типы экономических систем: а) традиционная; б) командная; в) рыночная; г) смешанная».
5. План может быть назывной и вопросный (каждый пункт можно формулировать в виде вопроса) Приложение5
Памятка2. «Как написать эссе?»
Говоря о стандартной структуре эссе, стоит обратить внимание на следующие три его элемента.
1. Введение.Объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, дается постановка проблемы, формулировка её основных положений, Актуальность – это востребованность её рассмотрения, соответствие современному состоянию общества, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для общества в целом.
Объяснение: почему пишете по этой теме!
Указывается поднятая автором проблема
Отмечается её актуальность: Эта проблема весьма актуальна в нашей сегодняшней действительности, в современном мире, для нашей страны и всего мирового сообщества, для нашей семьи, для меня лично (если возможно - то объяснить почему). Во введении определяется проблема и ваше отношение к ней.
Основная часть. Анализ точки зрения автора высказывания + свой взгляд на проблему + определение обществоведческих терминов по предложенной теме и их раскрытие.
Автор видит проблему так-то…Автор считает, высказывает, отмечает, разбирает вопрос (пересказ точки зрения автора своими словами)…
Свое отношение, мнение к авторскому пониманию. Автор(фамилия, имя) безусловно прав, но… Нельзя не согласиться с мнением автора… Я согласен отчасти с мнением автора… Я полностью разделяю точку зрения автора…
В аргументации могут быть ссылки на другие авторитеты. В науке есть мнение… Ряд ученых придерживаются мнения… Ученые-обществоведы (экономисты, политологи, социологи и т.п.) придерживаются иной точки зрения …+ Примеры и ссылки из исторического и социального опыта + Ссылки на собственный опыт и практику.
Тезис (ваши мысли по проблеме)
Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей…
В текст включаются обществоведческие термины (понятия) и их объяснение. Не увлекаться определениями (не более 2-3)!
Каждый абзац основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга.
Заключение. 1) Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по проблеме (теме) высказывания. 2) Выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий. 3) Резюме по теме! (В завершение → к началу). Не делать повтора мыслей в выводе.
Полезные советыпо написанию ЭССЕ.
Обязательно выпиши высказывание, по которому будешь писать эссе. Написав абзац опять возвращайся к прочтению фразы.
Используя черновик при написании эссе, полезно оставлять пустые строчки между предложениями, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста
Выделяйте абзацы; соблюдайте красную строку; используйте краткие, простые, разнообразные по интонации предложения
Используйте схему построения предложений: "Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ..."; "Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …". По моему мнению.., я разделяю позицию автора…; В заключении можно сделать вывод, что…
Владейте набором определений по каждой теме. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.
6) Прежде чем начать писать, задайте себе следующие вопросы:
Какой раздел обществознания я знаю лучше всего?
Какое высказывание из предложенных в моем варианте я могу раскрыть наиболее полно?
Какие идеи я хочу сообщить?
Какие понятия следует использовать при раскрытии темы?
Сколько времени у меня уйдет на написание данной работы?
Черновик! Тему в черновик записывать обязательно - это условие задачи, перечитывайте несколько раз. Черновик разделите на две колонки, в первую запишите тему, а во вторую записывайте слова, словосочетания, возникающие ассоциации, цитаты, - всё, что возникает в уме при прочтении цитаты, это ваш рабочий материал.
Памятка 3 «Как работать с текстом?»
1. Внимательно прочитайте текст и определите, к какой теме он имеет отношение (это необходимо для актуализации знаний по данной теме)
2. Также внимательно прочитайте вопросы к тексту, определите, сколько позиций ответа предполагает вопрос.
Пример: Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Очевидно, что в ответе должно быть три пункта, т.к. вопрос требует ответа на три позиции. Записывать ответы необходимо по пунктам: 1., 2., 3.
3. Очень важно в вопросе выделить ключевые слова, они помогут понять, что от вас требует задание (это важно и в блоке А)
Пример: Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?
4. Ещё раз перечитайте текст, выделяя абзацы, где есть возможные ответы на вопросы.
5. Если в задании требуется указать два условия, а в тексте вы находите три-четыре, не усердствуйте, не записывайте больше, ибо оценивается только два условия.
6. Первое задание направлено на точность воспроизведения содержащейся в тексте информации. Выполняя первое задание, внимательно прочитайте текст, выберите те предложения, где содержатся ответы на вопрос, и точно перепишите ответы.
7. Второе задание направлено на интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов). Выполняя второе задание, своими словами объясните, как вы поняли слова автора, дополните свой вывод цитатами из текста.
8. Третье задание требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания. Выполняя третье задание, своими словами сформулируйте примеры или доказательства авторской позиции. Помните, что примеры (доказательства) необходимо формулировать, применяя термины из курса обществознания.
9. Четвертое задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему). Выполняя четвертое задание, начните с формулировки личной позиции («на мой взгляд», «я считаю, что»). Постарайтесь, чтобы аргументы, которые вы будете приводить, содержали определения понятий или характеристику признаков, изученных вами в курсе обществознания.
Памятка 4 «Как решать задание В5?»
Есть определённые трудности у ребят при решении задания В5, в котором надо определить фактические и оценочные суждения.
Чтобы верно выполнить это задание, для начала необходимо понимать, что такое ФАКТ, что такое ОЦЕНКА.
В переводе с латинского слово «факт» - сделанное, свершившееся. Суждения, которые носят фактический характер, нельзя оспорить.
С 2013 года добавлено теоретическое суждение. которое предполагает умение увидеть в задании определение понятия, либо научное суждение.
Оценочные суждения показывают отношение к фактам с разных сторон, будь то с точки зрения морально-нравственных категорий – «хорошо», «плохо» и т.п.; или же с точки зрения какого-либо сомнения – «может служить…», «если принять во внимание…» и т.п. Может
содержать разного рода предположения о предмете, явлении, оценки их значения; как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «как утверждал» и т.д.
С 2013 года добавлено теоретическое суждение. которое предполагает умение увидеть в задании определение понятия, либо научное суждение.
Теоретическое суждение предполагает умение увидеть в задании определение понятия, либо научное суждение.
V.Пятый этап предполагает решение тематических тестов (Приложение 6), которые включают в себя все формы заданий, содержащиеся в структуре КИМа, но ориентированные на конкретный блок вопросов.
На этом этапе использую различные тестовые пособия, презентации-тренажёры (составляю тренировочные тематические тесты сама и использую Интернет-ресурсы), онлайн-тесты и онлайн-тренажеры, а так же с 2012 года активно включена в работу дистанционного обучения ТЕЛЕШКОЛА. Данный проект позволяет организовать работу в ОУ с учащимися, которые планируют сдавать ЕГЭ по обществознанию.
В 2012-2013 учебном году 5 учащихся нашей школы были зарегистрированы и начали процесс дистанционного обучения. Все ребята в 2014 году будут сдавать ЕГЭ по обществознанию (Топка.А., Редькин К., Гусакова М., Бутримова К., Редькина Е.- все учащиеся являются участниками школьных и муниципальных олимпиад по обществознанию и праву.
И, так-ТЕСТЫ! Перед решением теста обязательно повторяем теорию темы, просматривая презентацию по данному блоку вопросов (тематические презентации из моей коллекции + презентации Свешникова).
С целью контроля и систематизации знаний, умений и навыков по тематическим модулям провожу письменные (тесты) и устные зачеты. С этой целью использую полезную информацию, размещенную на Сайте Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ».
Все учащиеся имеют «Зачетные листы», в которые вносятся наиболее «проблемные» темы. По каждому типу заданий предлагаются как готовые («Решу ЕГЭ»), так и составленные тематические тесты. После выполнения Тестов, провожу подробный анализ и детальный разбор «запавших» тем.
ПРИМЕР - Раздаточный МАТЕРИАЛ ( В8, В13, В16, В22 и др.) –из «Решу ЕГЭ».
VI.Шестой этап подразумевает решение демонстрационных и тренировочных тестов, идёт отработка навыков решения тестов экзамена. Решение тестов может быть индивидуальным или групповым (каждый в своей тетради выполняет тестовые задания самостоятельно или совместно с группой, для этого распечатываю несколько вариантов).
При групповом решении тестов возможно и желательно обсуждение вариантов ответа, т.е. решаем с комментариями; группа работает по одному варианту печатному или электронному. Этому этапу посвящаю апрель и май.
VII. Седьмой этап подразумевает анализ результатов ЕГЭ.
Работа над стабильным ростом качества знаний проводилась в течение всего учебного года (о результатах позволяют судить РДР по обществознанию, средний балл за которые был стабильно выше районных баллов).
В ходе работы не только вскрывались причины неуспеваемости, но и проводился подробный анализ результатов с каждым учеником и разрабатывался механизм устранения пробелов знаний учащихся. Использование данного опыта позволило получить хорошие результаты ЕГЭ в 2012 году.
В 2012 учебном году 10 учащихся МБОУ СОШ №2 сдавали ЕГЭ по обществознанию.
Таким образом, при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 5 класса.
В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!
Залогом успешной сдачи единого экзамена по предмету является полноценное усвоение обществоведческого курса.
Использованная литература и ссылки.
1. http://humanitar.ru/show_news/79- все вопросы обществознания,
3. http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ - личная страница на Прошколу. ru
4. П.А.Баранов, С.В.Шевченко Обществознание, экспресс-репетитор для подготовки ЕГЭ
(политика, экономика, право, человек и общество, духовная сфера) «Астрель», 2012-13гг. 5.И.Т.Пархоменко Обществознание, вопрос и ответ, «Учитель», 2008
6. А.В.Клименко, В.В.Румынина «Обществознание для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы»; Москва, издательство «Дрофа», 2009, 2012 год.
7. http://soc.reshuege.ru/- сайт Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ».
8. http://mirege.ru/187-prezentacii.html- презентации для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
9. http://www.fipi.ru/view/sections/141/docs/-ФИПИ- Открытый банк заданий ЕГЭ.
10. http://www.alleng.ru/d/soc/soc_ege-tr.htm- Диагностические и тренировочные работы по Обществознанию. СтатГрад-МИОО.