Развитие коммуникативных способностей студентов на уроках обществознания с помощью ИКТ
Развитие коммуникативных способностей студентов на уроках обществознания с помощью ИКТ
Задача перед преподавателем - подготовка специалистов, соответствующих требованиям ФГОС, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии.
Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного общества. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель любой дисциплины
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных способностей студентов на уроках обществознания с помощью ИКТ»
«Развитие коммуникативных способностей студентов на уроках обществознания с помощью информационно-коммуникационных технологий»
Задача перед преподавателем – подготовка специалистов, соответствующих требованиям ФГОС, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель любой дисциплины мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время преподавателя и студента. Он позволяет обучающемуся работать в своем темпе, а преподавателю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование ИКТ повысит мотивацию у студентов к изучению диспциплин, будет способствовать формированию понимания и социальной значимости своей будущей профессии. Профессиональная подготовка студентов по дисциплинам с использованием ИКТ будет способствовать развитию устойчивого интереса к будущей профессии, принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оцениванию их эффективности и качества.
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие обучающиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов. Давно доказано, что обучающиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому студенту. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, СПО получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого студента.
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала привелигирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют преподавателю достаточно просто расширить диапазон источников учебной информации, обеспечив каждого студента учебным материалом в электронном виде, открыв к нему доступ, заблаговременно разместив, например, его основную часть на своём сайте или сайте образовательного учреждения. Кроме того, можно дать множество ссылок на доступные в сети источники учебных материалов, которые были бы полезны студентам. Преподаватель может в этом случае не тратить время на ретрансляцию фактологической информации. Лекционные занятия могут быть посвящены обзору и комментариям, совместному обсуждению учебной информации, с которой студенты самостоятельно предварительно ознакомились и подготовлены к обсуждению рассматриваемых проблем. Специфика использования учебного материала в электронном виде предполагает вовлечение участников учебного процесса в совместное "проживание" учебно-познавательных и эмоциональных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. При таком обучении становится естественным наличие как бы двух центров: преподавателя и студента, взаимодействующих на основе партнерства и взаимного уважения. В то время как для традиционного обучения, напротив, характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством студентов, в котором педагог выступает как основной источник информации, в достоверности которой не принято сомневаться. Это часто приводит к формальному усвоению знаний (запоминанию определенного объема информации) и не дает развивающего результата.
Обращение к электронным информационным ресурсам позволяет решить следующие задачи:
- использовать графическую, видео, анимационную и программную поддержку в подготовке элементов, применяемых в электронных образовательных ресурсах;
- увеличить количество и разнообразие источников учебной информации, доступных учащимся;
- уменьшить затраты времени на выполнение рутинных операций;
- решать поисковые творческие задачи, в процессе чего формируются новые знания;
- усилить роль самостоятельной работы учащихся, в процессе которой более активно формируются необходимые умения и творческий подход к решению проблем;
- повысить оперативность и объективность контроля результатов учебной работы учащихся;
- организовать обучение по индивидуальным учебным планам.
Обилие и доступность источников информации далеко не всегда являются залогом успеха в освоении учебной дисциплины. Важно также создать условия, при которых эта информация была бы востребованной и необходимой для решения насущных практических задач. Виды учебных занятий, на которых можно эффективно использовать новые информационные технологии:
- лекция;
- видеолекция;
- семинар;
- решение ситуационных задач;
- ролевая игра;
- тестирование (контроль и самоконтроль);
- защита учебно-исследовательской работы.
Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной наглядной текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Преподаватель должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу. Педагогические справочники определяют дидактическую единицу как логически самостоятельную часть учебного процесса.
Таким образом применение ИКТ на уроках рассматривается как:
1. Источник дополнительной информации по предмету;
2. Способ повышения интереса к предмету и преподавателю;
3. Способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
4. Возможность реализации личностно – ориентированного подхода для преподавателя;
5. Способ расширения индивидуальной активности и социализации человека.
Таким образом реализовав данную работу мы повысим мотивацию у студентов СПО к изучению дисциплин, что приведет к развитию устойчивого интереса к будущей профессии, принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, организации собственной деятельности, выбору типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оцениванию их эффективности и качества.
Чтобы реализовать свою работу необходимо создать кабинеты оборудованные современными информационно-коммуникационными технологиями (ПК, ноутбуки, интерактивная доска, проектор, мультимедийные устройства, программы необходимые для реализации поставленных задач).
Список использованной литературы
Основные источники
Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.