Просмотр содержимого документа
«Психологические проблемы взаимодействия педагога с подростком»
Психологические проблемы взаимодействия педагога с подростком
Проблема взаимоотношений между учителем и учеником в подростковом возрасте встает необычайно остро. Именно в этот период между ребенком и взрослым могут существенно испортиться отношения, даже если до этого они были вполне благополучными. В работе М.Ю. Красовицкого [7] учителей и учеников просили назвать основные трудности, которые они испытывают в своих взаимоотношениях. Ответы учеников распределились следующим образом: 1) отсутствие общего языка, взаимопонимания и человеческой близости с учителями - 43% ответов; 2) необъективный подход педагогов к ученикам - 21% ответов; 3) проявление неуважения к ученикам со стороны учителей - 36% ответов. Ребята пишут, что многие учителя не знают и не понимают своих учеников, не интересуются их внутренним миром, заботами и переживаниями, не учитывают их возрастных интересов. Очень многие отмечают необъективность педагогов: одних учеников они постоянно хвалят, других постоянно ругают; и даже если ученик меняется (в ту или иную сторону), мнение учителя о нем остается прежним. Выделяются следующие особенности поведения учителей, которые, с точки зрения учащихся, препятствуют нормальному процессу общения двух сторон, а именно: невыдержанность учителей, недоверие к ученикам, применение авторитарных методов воздействия. Среди высказываний учащихся встречается и мнение о том, что учителя слишком уверены в собственной непогрешимости и никогда не признают своих ошибок.
Взаимодействие педагога с подростком – это одно из ключевых аспектов образовательного процесса, которое может стать источником как радости и удовлетворения, так и сложностей и проблем. Подростковый возраст характеризуется нестабильностью эмоционального состояния, стремлением к самостоятельности, поиску своего места в обществе, что может привести к различным психологическим конфликтам и трудностям во взаимодействии с педагогом.
Одной из основных проблем взаимодействия педагога с подростком является недопонимание и недоверие. Подростки могут испытывать сложности в открытом общении с учителями, чувствовать себя непонятыми и недооцененными. Это может привести к конфликтам, ухудшению отношений и даже отчуждению со стороны ученика. Важно для педагога наладить доверительные отношения с подростком, проявлять понимание и поддержку, быть готовым выслушать и помочь в решении проблем.
Другой распространенной проблемой является конфликтность. Подростки могут быть склонны к агрессивному поведению, непослушанию, несоблюдению правил, что может вызывать раздражение и негативные эмоции у педагога. Важно научиться эффективно управлять конфликтами, находить компромиссы, использовать методы диалога и взаимопонимания для разрешения конфликтных ситуаций.
Также важной проблемой является недостаток мотивации и интереса ученика к учебному процессу. Подростки могут испытывать отвращение к учебе, не видеть смысла в знаниях, чувствовать себя неудовлетворенными результатами обучения. Важно для педагога находить способы мотивировать подростков, делать учебный процесс интересным и доступным, помогать им найти свое призвание и цель в обучении.
Кроме того, одной из основных проблем взаимодействия педагога с подростком является необходимость учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Каждый подросток уникален, со своими потребностями, интересами, способностями и трудностями. Педагог должен быть готов к индивидуальному подходу к каждому ученику, учитывать его особенности и потребности, помогать ему развиваться и достигать успеха.
Таким образом, психологические проблемы взаимодействия педагога с подростком могут быть разнообразными и требуют внимания и профессионализма со стороны педагога. Важно стремиться к пониманию, доверию, конструктивному решению конфликтов, мотивации и индивидуальному подходу к каждому ученику для успешного взаимодействия и развития подростка в образовательном процессе.