kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Подростковая преступность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект создан для профилактики правонарушений учащихся ОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Подростковая преступность"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Абагайтуйская общеобразовательная средняя школа № 7





Социальный проект


ТЕМА: «Подростковая преступность»




Выполнила учащаяся 9 класса

Жаркова Ксения Владимировна

Руководитель: Семенова Т. В.





















с.Абагайтуй, 2023 год

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. 5

1.1. Подростковая преступность, понятие, виды. 5

1.2. Психологические особенности подросткового возраста. 10

1.3. Причины, условия и факторы преступности. 13

2.2. Исследование сформированности правосознания среди учащихся 5-9 классов. 17

2.3. Пути решения проблемы подростковой преступности. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Приложение 1 26

Приложение 2 28

Приложение 3 31

Приложение 4 33

















Введение

Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед обществом и государством. Многие ученые и сотрудники органов внутренних дел заняты изучением и поиском решения данной проблемы, но уровень преступности среди подростков неуклонно растет. Это означает, что ныне известные методы профилактики правонарушений не действуют.  

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.

Причем правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, озорства, спонтанности. С каждым годом подростковая преступность «омолаживается», становится жестче.

Конечно, прежде чем искать способы профилактики, необходимо выяснить первопричины, источники, обуславливающие рост правонарушений. Опираясь на исследования, построить систему методов профилактики по сокращению преступности среди лиц, не достигших  возраста 18 лет.

Объект исследования – подростковая преступность.

Предмет – способы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Гипотеза: низкий уровень правосознания подростков связан с недостаточностью профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

Цель работы - определить основные причины подростковой преступности в современном обществе и найти более эффективные способы их профилактики.

Задачи:  

1. найти и проанализировать литературу по данной теме;

2. изучить психологическое содержание подросткового периода;

3. проанализировать статистические данные правонарушений несовершеннолетних

4. на основе статистических данных выделить основные причины совершаемых подростками преступлений;

5. рассмотреть меры профилактики правонарушений среди подростков;

6. провести анкетирование по данной теме;

7. обобщить полученную информацию

Методы исследования – анализ литературы, анкетирование, беседа






































ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. 1.1. Подростковая преступность, понятие, виды.

В дореволюционной России проблема детской преступности внимательно изучалась многими исследователями, а работы в основном поднимали вопрос, касающиеся причин нравственного падения малолетних преступников.

Огромный вклад в изучение данной темы внес М.Н. Гернет, изучавший главным образом причины детской преступности. Наряду с изучением статистики М.Н. Гернет уделил особое внимание особенностям воспитания детей, их жилищным условиям, занятиям, то есть поставил вопрос о взаимосвязи между условиями жизни подростка и совершением преступления.  Е.Н. Тарновский исследовал статистику детской преступности «Итоги русской уголовной статистики за 20 лет».
Значительный вклад в развитие темы профилактики подростковой преступности внесли Г.А. Аванесов, Г.М. Миньковский. С начала периода утверждения гуманистических начал в уголовной политике государства и начинают свою научную историю исследования по профилактике преступности несовершеннолетних. Первоначально исследования носили исключительно характер профилактики рецидивных преступлений. Например, работы Н.П. Гришаков (1923 г), В.И. Куфаев (1927 г). После этого следует тридцатилетний перерыв в исследованиях. В период 1960 – х – 1970 – х гг определенное внимание проблемам ранней профилактики начинается уделяться в работах педагогов и психологов. Были сделаны выводы о том, что отклонения в поведении несовершеннолетних возникают в самом раннем детстве, установлена их связь с последующим преступлением.

Определимся для начала с понятием «преступление». Преступление - это совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания (Ст. 11 УК РФ).

Это значит, что преступлением признается такое деяние, которое причиняет вред или создает угрозу причинения существенного вреда правоохранительным интересам, то есть объекту преступления. Поэтому общественная опасность определяется прежде всего объектом преступления: его важностью, социальной ценностью. Чем важнее объект посягательства, тем значительнее причиняемый ему вред, тем большая степень общественной опасности деяния.

Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом.

Прямой умысел - это ситуация, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело и желало наступления преступных последствий своего деяния. Так бывает, например, когда человек в пылу ссоры готов убить своего врага и сознательно наносит удары ножом в самые уязвимые места: живот, грудную клетку, понимая, что это может причинить смерть.

Косвенный умысел - это ситуация, когда лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит последствия и сознательно допускает их наступление, т. е. ему их наступление безразлично. Другими словами, преступные последствия не есть цель преступления, а побочный результат — та цена, которую лицо готово заплатить за достижение других целей. Так бывает, когда в процессе нападения на инкассатора преступник, отстреливаясь, убивает случайных прохожих.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Легкомыслие - это ситуация, когда лицо предвидело возможность наступления последствий, но легкомысленно, без достаточных к тому оснований рассчитывало на их предотвращение. Так бывает, например, когда водитель, понимая, что это опасно, превышает скорость в условиях гололедицы и это приводит к дорожно-транспортному происшествию с человеческими жертвами.

Небрежность - это ситуация, когда лицо не предвидело, но при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было предвидеть наступление преступных последствий.

Случаются ситуации, когда лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий, не должно было и не могло предвидеть наступление последствий. Так бывает, например, когда человек, купив телевизор и включив его, вдруг видит, что произошло самовозгорание, в результате чего выгорел дом, погибли люди. Какими бы тяжкими ни были последствия, если лицо не должно было и не могло их предвидеть, оно считается невиновным и его деяние не считается преступлением.

Преступностью же считается исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени1

Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет.

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). 

Минимальный возраст несовершеннолетнего определяется ст. 20 УК, которая предусматривает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За некоторые преступления, перечень которых установлен в ч. 2 ст. 20 УК РФ, установлен пониженный возраст уголовной ответственности - четырнадцать лет.

К таким преступлениям относятся: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кража (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

Стойкое единоличное совершение активных действий со стороны подростка, особенно если они носят противоправный, асоциальный характер, представляет большую повышенную опасность для общества (по дерзости, изощренности, подготовленности и т. д.). Если оценить такое поведение с позиций борьбы с преступностью, то до определенных пределов групповое совершение преступлений легче, чем не групповое, единоличное, поддается и выявлению, и фиксации, что позволяет реально видеть и знать, с кем и как бороться.

Влияние взрослой преступности на преступность несовершеннолетних чаще всего осуществляется опосредованно - через преступность молодежи. Потому характеризовать преступность несовершеннолетних только ее настоящим состоянием неправильно. Связь преступности несовершеннолетних и молодежи двусторонняя. Преступность несовершеннолетних это как бы отражение или тень преступности молодежи, так как младшие пытаются повторять поведенческие стереотипы старших, а преступность старших пополняется за счет притока вчерашних несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних как бы несет в себе и прошлое (допреступное социально отклоняющееся) поведение подростков и их будущее преступное поведение при переходе в старшие возрастные группы. 

Таким образом, преступность несовершеннолетних - это лишь начальная часть общей преступности. Именно связь с преступностью других возрастных групп образует особо опасное криминальное лицо преступности несовершеннолетних. Сила связи преступности несовершеннолетних с преступностью других возрастных групп меняется в зависимости от видов преступных посягательств.







1.2. Психологические особенности подросткового возраста.

Как уже говорилось выше, подростковая преступность имеет отличительные особенности и прежде всего это связано с особенностями возрастного периода.

Психология подросткового возраста обусловлена физическими изменениями организма ребенка. В начале периода скорость развития эндокринных центров опережает развитие половой системы. Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии.

Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.

Повышена утомляемость. Из-за ускоренного роста и недостатка витаминов и полезных веществ могут появиться проблемы в опорно-двигательном аппарате: сутулость, искривление позвоночника. Это еще больше влияет на психическую устойчивость подростков. От анатомо-физиологических особенностей подросткового возраста зависит процесс развития психики детей от 11 до 17 лет.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. 

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества". Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь".

Подростки очень ранимы. Отсюда «беспричинная» и «немотивированная» (с точки зрения взрослого) реакция на слова и поступки окружающих, на те или иные обстоятельства жизни. Существенной психологической особенностью подростков среднего школьного возраста является ярко выраженная потребность в общении, которая удовлетворяется в различных видах общественно полезной деятельности. Однако в случае конфликтов и осложнений в социальной ситуации развития потребность в общении может удовлетворяться и путем антиобщественной деятельности.

Некоторые психологи даже считают, что общение подростков – это особая, специфическая сфера деятельности, с помощью которой происходит реализация чувства взрослости и усвоение моральных норм общения. Не случайно ведущая деятельность в подростковом возрасте – общение в различных формах. Вместе с тем максимализм в оценках, присущий подросткам, малый социальный опыт объясняют присущую им гиперболизацию как собственного опыта, так и возможных конфликтных ситуаций, в которых они оказываются. Это порождает ощущение безысходности, отчаяние, апатию или, наоборот, беспричинную агрессию. Подобные издержки психических процессов данного возрастного периода должны обязательно учитываться  в криминологической практике.

Общая характеристика подросткового возраста отличаются следующими чертами поведения:

- эмоциональной неустойчивостью;

- резкими перепадами настроения;

- повышенным самолюбием;

- резкостью суждений;

-  застенчивостью и неуверенностью в своих силах.

Таким образом, подростковый возраст - очень сложный период жизни несовершеннолетнего, а если к нему добавляются еще и факторы, способствующие деформации личности подростка, это, в большинстве случаев, ведет к формированию преступной личности.





1.3. Причины, условия и факторы преступности.

В механизме причинности преступности причина порождает следствие, а условие способствует совершению преступления. Но речь всегда идет о взаимодействии причины и следствия как элементов единой системы.

Причины — это социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают, воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Условия — такие антисоциальные явления, которые сами не порождают преступность, а способствуют формированию и действию причин. Условия сами не могут породить преступление, но без их наличия причина не может ни сформироваться, ни реализоваться.

Жизненные ситуации несовершеннолетнего, его воспитание объединяют в себе уже две противоположные тенденции по качественному их влиянию на личность: они или положительно влияют на неё, способствуя становлению положительных качеств и правовой культуры; либо делают лицо уязвимым к неблагоприятным внешним условиям и ситуациям криминогенного характера. Причины преступности связывают с отрицательной стороной этого противоречия – условиями неблагоприятного нравственного формирования личности.

Несомненным является то, что причины преступности несовершеннолетних – это совокупность всех социальных явлений и целостная система взаимодействующих элементов.

1. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних преступников и несовершеннолетних потерпевших. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. Дети из асоциальных семей, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития. Безнадзорность, то есть отсутствие должного контроля и надзора со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетнего. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей либо объективной невозможности выполнить их (например, состояние здоровья). Однако в данном случае речь идет не только об отсутствии контроля, но и часто о плохом микроклимате в семье, который порождает безнадзорность. Ее воплощением являются: отсутствие должной требовательности к ребенку, неопределенность круга его обязанностей; контроля за его учебой и досугом. Игнорирование родителями необходимости следить за кругом знакомств своего чада приводит к возникновению наиболее опасных форм безнадзорности, когда ребенок попадает в криминогенные компании, а поскольку подросток часто оказывается неподготовленным к такой ситуации, эти группы легко подчиняют его себе. Безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших содействует созданию ситуаций и поводов для преступлений. Беспризорность – это крайняя стадия безнадзорности, когда ребенку, за которым нет контроля, в силу отсутствия родителей или еще каких-либо причин еще и негде жить. К основным криминогенным факторам семей, находящихся в социально опасном положении, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуют совершению ими преступлений, относятся:

1. воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем;

2. наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек);

3. злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность;

4. тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, отсутствие отдельной комнаты для детей, нужда в питании, одежде;

5. низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи; 6. грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях

2. Отсутствие у основной части молодежи веры в закон и справедливость. Очень часто это вызвано недостатками деятельности школы, учебных заведений и учреждений, выполняющих профилактическую работу, а также упущениями в организации досуга молодежи.

3. Насилие. Криминологам и сотрудникам правоохранительных органов известно, что большинство лиц, совершивших насильственные преступления, подвергались в детстве унижениям и наказаниям, страдали от жестокого обращения взрослых. Рост жестокости к детям, также как и детей к своим сверстникам обусловлен рядом причин. Распространенности насилия в семьях во многом способствует либерализация потребления спиртного. Дети, живущие в семьях, где хотя бы один из родителей является алкоголиком, очень часто подвергаются насилию и жестокости. Они нуждаются в помощи.

4. Негативное воздействие СМИ. Нельзя не отметить и отрицательную роль средств массовой информации в этом процессе. Очень редко в кинотеатрах показывают отечественные мультфильмы и детские фильмы. Везде только зарубежные фильмы, которые в основном культивируют, жестокость, насилие.

5. Деятельность неформальных молодежных объединений криминогенной направленности и влияние организованной преступности. Значительная часть несовершеннолетних преступников, совершающих преступления в группе, когда-либо имела отношение к неформальным группировкам. Для них характерно или антисоциальное поведение, являющееся прообразом преступного.

6. Недостатки законодательства и правоохранительной деятельности. Ослабела также деятельность органов, на которые возложена борьба и предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Это и слабость надзора за исполнением законов о воспитании и охране прав подростков; недостаточная развитость специализированной службы социальной защиты несовершеннолетних; плохое соблюдение национального законодательства и международных стандартов в области прав ребенка.

Профилактика преступлений в подростковой среде представляет собой “организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель - не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека.

В заключении можно отметить, что здесь рассмотрены объективные причины преступности несовершеннолетних на макроуровне. Ситуация, сложившаяся в государстве в результате демократических реформ, способствует нарушению прав человека, и прав ребенка в частности, что и происходит повсеместно. Но, не меньшее влияние на процессы нарушений прав детей и криминализации подростков оказывает микросреда: семейные, школьные и досуговые отношения, субъективные факторы.










2.2. Исследование сформированности правосознания среди учащихся 5-9 классов.

В исследовании приняли учащиеся 5-9 классов в возрасте 11-16 лет. Исследование проводилось в МОУ «Абагайтуйская средняя школа». Участвовал 21 человек. Были выявлены следующие результаты:

Вопрос/ответ

Кол-во учащихся

%

1

Знаете ли вы свои права?


Знаю

14

63


Не знаю

6

30


Знаю частично

1

4

2.

Откуда вы узнали о своих правах?


В школе

13

62


От окружающих

7

28


другое

1

4

3

Есть ли у вас обязанности, которые должны выполнять перед окружающими, родителями, природой?


Да

20

90


Нет

0

0


Не знаю

1

4

4

Перечислите свои обязанности (2-3 примера)


Хорошо учиться

10

55


Помогать родителям

15

77


Уважать взрослых

12

57


Другое

2

8


Не знаю

1

4

5

Проводят ли с вами разъяснительные беседы?


Да

6

30


Нет

10

47


иногда

5

34

6

В каких документах закреплены ваши права?


Кодексы РФ

1

2


Конституция РФ

7

34


Конвенция о правах ребенка

8

36


Другое

1

2


Не знаю

4

26


По данной анкете можно сделать следующие выводы: 30 % опрошенных не знает своих прав;

- к своим обязанностям подростки относят помощь родителям, хорошую учебу и уважение к взрослым;

- основная масса опрошенных указывают на то, что разъяснительные беседы о правах и обязанностях с ними не проводят, либо проводят очень редко.

Для уточнения была проведена еще одна анкета. Участвовало так же 21 человек.

Вопрос/ответ

Кол-во учащихся

%

1

Перечислите, пожалуйста, права, которыми вы обладаете (выберите столько вариантов, сколько посчитаете нужным)


Свобода

21

100


Образование

17

70


Медицина

14

66


Свобода слова

17

89


Право на жизнь

21

100


Гулять

21

100


Отдыхать

21

100


Питание

21

100


Не ответили

0

0

2.

Назовите свои обязанности (выберите несколько вариантов ответов)


Хорошо учиться

15

55


Уважать старших

16

57


Убирать в доме

6

32


Вести себя прилично (хорошо)

19

96


Помогать родителям

16

77


Ходить в школу

21

100


Соблюдать правила

20

98


Не ответили

0

0

3

Что важнее: исполнять свои обязанности или требовать исполнения своих прав?


Исполнять обязанности

6

38


Требовать исполнения своих прав

14

43


И то и другое одинаково важно

8

19

4

Как ты думаешь, кто придумал обязанности?


Взрослые

6

23


Государство

15

55


Возникли сами по себе

1

7


Затрудняюсь ответить

2

15

5

Знаешь ли ты законы, в которых упоминаются твои права и обязанности?


Да

18

85


Нет

3

15

6

Если да, то назови какие-либо законы, в которых упоминаются твои права и обязанности (можно выбрать несколько вариантов ответов)


Кодексы РФ (уголовный, гражданский и др.)

6

30


Конституция РФ

7

38


Конвенция

5

13


Устав школы

1

4


Не знаю

2

15

7

Если вдруг нарушат ваши права, к кому вы будете обращаться?


К родителям

10

53


К социальному педагогу

1

4


Ни к кому

5

43

8

А если вы не выполните свои обязанности, что вас ждет за это (можно выбрать несколько вариантов)?


Родители накажут

7

64


Вызовут к директору

4

19


Штраф

1

4


Ничего не будет

11

55

9

Хотели вы больше знать о своих правах и обязанностях?


Да

9

53


Нет

5

21


Мне все равно

6

26

10

Каким образом и откуда вы хотели бы узнавать о своих правах и обязанностях?


На классных часах

2

13


Ввести кружки по правам

1

4


Сделать какой – то стенд с правами и обязанностями учеников

8

42


Ничего не делать

2

11


Другое

6

30

По данным анкеты видно, что 43% требуют исполнения своих прав, при этом считают, что за невыполнения обязанностей (больше половины опрошенных) не будет никаких последствий.

Большая часть опрошенных так же хотели бы больше узнать о своих правах и обязанностях и, одним из средств они называют оформление тематического стенда.

При изучении правовой культуры подростков (Приложение 3) выводы следующие:

- основная масса опрошенных определяет право как справедливость (68%), закон для 47 % - это порядок; только 7 % определяют обязанность как ответственность; а 42 % считают это наказанием; основная масса опрошенных (58%) считают, что люди не нарушают закон только потому, что боятся наказания; Треть опрошенных считает, что за невыполнение своих обязанностей им ничего не будет, так как это их право выполнять или не выполнять обязанности.

Причины совершения преступлений подростками (Приложение 4), по мнению опрошенных являются: неблагополучная ситуация в семье – 96%, занятость родителей – 42%, непонимание взрослыми своих детей – 53 %, низкий материальный уровень семьи – 89%, желание выделиться – 30%

Подводя общий итог по анкетам можно говорить о низкой правовой грамотности некоторой части подростков – учащихся МОУ «Абагайтуйская средняя школа», которые знают свои права и не понимают своих обязанностей. При этом некоторая часть из них считает, что они останутся безнаказанны. Причиной же преступлений, совершаемых подростками, учащиеся МОУ «Абагайтуйская средняя школа», считают проблемы в семье и семейных отношениях.





2.3. Пути решения проблемы подростковой преступности.

Статистика показывает, что однозначной причины преступности не существует. Откуда у подростков столько злобы и ненависти к окружающим их людям? Кто пропагандирует насилие и убийство? Этими вопросами задаются не только родители, которые не знают, как бороться с неадекватным поведением детей, но и государство, пытающееся навести в стране порядок.

Среди причин подросткового криминала общепризнанной считается разрушение традиционной системы в воспитании детей и нравственных устоев.

По этому вопросу я провела исследование на базе нашей школы, которое показало, что и в нашем селе данная проблема существует. Пусть она не так прогрессивна, как на уровне области или федерации, но в данном вопросе не должно быть показателей вообще.

В конце своего исследования я выделила для себя несколько путей, которые способствовали бы решению проблемы детской преступности. Я понимаю, что решать эту проблему должны люди, занимающиеся профессионально данной темой, но и в наших руках есть возможность, проводить хоть какую-то профилактическую работу. В соответствии с этим я в конце своей работы предлагаю план профилактической работы в нашей школе и попытаюсь реализовать его в сотрудничестве с педагогами. Среди них:

Ликвидировать правовую неграмотность подростков и их родителей.

Для этого мы должны:

1. Привлечь дополнительное количество учащихся в кружки, секции, клубы;

2. Пропагандировать здоровый образ жизни.

3. Вести активную работу и агитацию за здоровый образ жизни самими учениками.


4. Проводить больше классных часов, нацеленных на профилактику подростковых правонарушений, с привлечением органов ПДН.

5. Вовлекать родителей в жизнь их детей путем организации совместных мероприятий, тем самым увеличивая значимость семейных отношений и ответственность самих родителей.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковая преступность – «больная мозоль» современности. О ней много говорят, о ней много пишут, о ней много снимают телепередач, но большинство людей до сих пор не восприняли эту проблему всерьез. Конечно, тут можно много привести оправданий и они все по- своему будут правильными, но за это зло отвечаем все мы. Кто напрямую, а кто косвенно.

Конечно, говорить об искоренении преступности не приходится. Надо помнить одно: “Преступность победить невозможно, но не бороться с ней тоже нельзя!”

На примере нашей школы выявлена правовая неграмотность среди некоторых подростков, а значит, проблема подростковой преступности может проявиться в будущем. Чтобы уменьшить риск проявления проблемы были изучены причины подростковых преступлений и предложены мероприятия, направленные на их профилактику.

В профилактике преступности большое место занимают правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, специфики различных подростковых и юношеских групп, повышение правовой грамотности населения. Так же следует принимать меры, направленные на сближение детей и их родителей, на повышение семейных ценностей, так как именно взрослые подают пример своим детям.

Таким образом, задачи, поставленные, в начале проекта выполнены, цель достигнута. Гипотеза доказана.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабич К. Госдума предлагает «сажать» в тюрьмы с 12 лет // Аргументы и факты. 2012. № 18. С. 28.

2. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Норма, 2013. 54 с.

3. Гилинский Я.И. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ // КриминалистЪ. 2010. №2. С. 84 – 90.

4. Гилинский Я. И. Преступность несовершеннолетних в России //Альманах «Неволя». Приложение к журналу «Индекс»/ Досье на цензуру – 2005 №3

5. https://otherreferats.allbest.ru/law/00133112_0.html

6. http://rvs.su/statia/vzryvnoy-rost-podrostkovoy-zhestokosti-prichiny-i-bessilie-chinovnikov#hcq=LjXcsgr

7.http://kdnzp.midural.ru/files/1_informacija_gu_mvd_sostojanie_prestupnosti_.pdf













Приложение 1

Анкета № 1. Знаете ли вы свои права и обязанности?

Здравствуй, дорогой друг! Эта анкета посвящена изучению правовой культуры среди подростков. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов. Надеемся на твою искренность.


1. Знаете ли вы свои права?

  1. Знаю

  2. Не знаю

  3. Знаю частично

  4. 2. Откуда вы узнали о своих правах?

  5. В школе

  6. От окружающих

  7. Другое

3. Есть ли у вас обязанности, которые в должны выполнять перед окружающими, родителями, природой?

  1. Да

  2. Нет

  3. Не знаю

4. Перечислите свои обязанности (2-3 примера)?

  1. Хорошо учиться

  2. Помогать родителям

  3. Уважать взрослых

  4. Другое

  5. Не знаю

5. Проводят ли с вами разъяснительные беседы?

  1. Да

  2. Нет

  3. Иногда

6. В каких документах закреплены ваши права (напишите свой ответ)?

  1. Кодексы РФ

  2. Конституция РФ

  3. Конвенция о правах ребенка

  4. Другое

  5. Не знаю

Спасибо за участие!





























Приложение 2

Анкета № 2. Знаете ли вы свои права и обязанности?

Дорогой друг! Ты наверняка слышал поговорку «Сколько людей столько и мнений». У каждого из нас есть свои желания и возможности, очень часто наши желания и интересы соприкасаются с интересами других людей. Чтобы не возникало в этом случае споров и конфликтных ситуаций, нужно знать свои права и обязанности. Мы приглашаем тебя принять участие в опросе, который позволит составить представление о том, знаешь ли ты свои права и обязанности.

1. Перечислите, пожалуйста, права, которыми вы обладаете (выберите столько вариантов, сколько посчитаете нужным):

  1. Свобода

  2. Образование

  3. Медицина

  4. Свобода слова

  5. Право на жизнь

  6. Гулять

  7. Отдыхать

  8. Питание

  9. Не ответили

2. Назовите свои обязанности (выберите несколько вариантов ответов):

  1. Хорошо учиться

  2. Уважать старших

  3. Убирать в доме

  4. Вести себя прилично (хорошо)

  5. Помогать родителям

  6. Ходить в школу

  7. Соблюдать правила

  8. Не ответили

3. Что важнее: исполнять свои обязанности или требовать исполнения своих прав?

  1. Исполнять обязанности

  2. Требовать исполнения своих прав

  3. И то и другое одинаково важно

4. Как ты думаешь, кто придумал обязанности?

  1. Взрослые

  2. Государство

  3. Возникли сами по себе

  4. Затрудняюсь ответить

5. Знаешь ли ты законы, в которых упоминаются твои права и обязанности?

  1. Да

  2. Нет

6. Если да, то назови какие-либо законы, в которых упоминаются твои права и обязанности (можно выбрать несколько вариантов ответов)

  1. Кодексы РФ (уголовный, гражданский и др.)

  2. Конституция РФ

  3. Конвенция

  4. Устав школы

  5. Не знаю

7. Если вдруг нарушат ваши права, к кому вы будете обращаться?

  1. К родителям

  2. К социальному педагогу

  3. Ни к кому

8. А если вы не выполните свои обязанности, что вас ждет за это (можно выбрать несколько вариантов)?

  1. Родители накажут

  2. Вызовут к директору

  3. Штраф

  4. Ничего не будет

9. Хотели вы больше знать о своих правах и обязанностях?

  1. Да

  2. Нет

  3. Мне все равно

10. Каким образом и откуда вы хотели бы узнавать о своих правах и обязанностях?

  1. На классных часах

  2. Ввести кружки по правам

  3. Сделать какой – то стенд с правами и обязанностями учеников

  4. Ничего не делать

  5. Другое



Благодарим за участие!

















Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Дорогие друзья!

Просим вас ответить на вопросы анкеты, посвященной изучению правовой культуры подростков. Надеемся на вашу искренность.


1. Какое из указанных понятий, на Ваш взгляд, наиболее точно отражают смысл понятия «Право»? (укажите один вариант ответа)

  • норма поведения

  • порядок

  • справедливость

  • возможность

  • защищенность

  • безнаказанность

2. Какое из указанных понятий характеризует более точно смысл понятия «Закон»?

  • норма поведения

  • порядок

  • справедливость

  • возможность

  • защищенность

  • безнаказанность

3. Какое из указанных понятий наиболее точно отражает смысл понятия «Обязанность»?

  • ответственность

  • порядок

  • справедливость

  • наказание

  • норма поведения

  • долг

4. Бывает, что людям не нравится закон, но они подчиняются ему. Как Вам кажется, почему они это делают?

  • Потому что законы не принято нарушать

  • Потому что боятся наказания за нарушение закона

  • Они думают: если будут нарушать, жизнь станет опаснее

  • Боятся, что их осудят люди, общество

  • Что – либо иное (впишите) _________________________________

_______________________________________________________

5. Что произойдет, по Вашему мнению, если вы не будете выполнять свои обязанности?

  • Я нарушу права другого человека

  • Общество меня за это осудит

  • Меня ждет наказание от взрослых

  • Обязанности принято выполнять

  • Ничего не произойдет, это мое право, выполнять или не выполнять обязанности

  • Что-либо другое (впишите) _______________________________

_______________________________________________________




Спасибо за участие!










Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ ПОДРОСТКА
Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, целью которой является изучение проблемы отклоняющегося поведения в среде твоих сверстников.


Что, с твоей точки зрения, является основными причинами совершения преступлений подростками (отметь несколько вариантов ответа):
1. стремление получить сильные впечатления;

2. состояние здоровья, заболевания;

3. чрезмерная занятость родителей;

4. неблагополучная ситуация в семье;

5. стремление к самостоятельности и независимости;

6. желание выделиться; 

7. отставание в учебе;

8. пренебрежение со стороны сверстников;

9. непонимание со стороны взрослых;

10.недостаточная уверенность в себе;

11. стрессовые жизненные ситуации;

12. низкий материальный уровень семьи;

13. примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации;

другое _____________________________________________









1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Проект "Подростковая преступность"

Автор: Семенова Тамара Викторовна

Дата: 01.03.2023

Номер свидетельства: 626842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация проекта "Подростковая преступность""
    ["seo_title"] => string(47) "prezentatsiia_proekta_podrostkovaia_prestupnost"
    ["file_id"] => string(6) "626843"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1677646187"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Влияние визуальной среды на подростковую преступность в микрорайоне Арбеково г. Пензы "
    ["seo_title"] => string(92) "vliianiie-vizual-noi-sriedy-na-podrostkovuiu-priestupnost-v-mikroraionie-arbiekovo-gh-pienzy"
    ["file_id"] => string(6) "188134"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426614199"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Проект "Спорт и я - отличные друзья" "
    ["seo_title"] => string(37) "proiekt-sport-i-ia-otlichnyie-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "108960"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403970861"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Проект  классного часа "Мои соседи" "
    ["seo_title"] => string(36) "proiekt-klassnogho-chasa-moi-sosiedi"
    ["file_id"] => string(6) "140670"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417978628"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ:  "ПРОДИЗАЙН+""
    ["seo_title"] => string(29) "sotsial-nyi-proiekt-prodizain"
    ["file_id"] => string(6) "295759"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455873234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства