kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наглядный метод в преподавании обществознания в 7-ом классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассказывается о наглядностях, которые можно использовать на уроках обществознания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наглядный метод в преподавании обществознания в 7-ом классе.»

Наглядный метод в преподавании обществознания в 7-ом классе

  

План.

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Наглядность в преподавании обществознания……………………………..6

    • Роль применения наглядного метода обучения в обществознании..6

    • Виды наглядных средств обучения…………………...………………9

    • Правила использования наглядности………………………………..13

2.Психолого-педагогические основы применения  наглядности в обучении школьников 7-го класса…………………………………………………………16

2.1 Возрастные особенности у учащихся 7-го класса………………….….16

2.2 Эффективность использования наглядных средств на уроке в 7-ом классе…………………………………………………………………………22

3.Пример урока в 7-ом классе с использованием наглядных средств….……25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы……………………………………………………………....31

Приложение………………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

Введение.

На уроках обществознания необходимо использовать разные виды средств обучения для улучшения эффективности запоминания и увеличения качества образования. Одним из главных средств передачи материалы являются наглядные средства. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов  окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность. Использование наглядности на уроках обществознания способствует насыщению материала и быстрому восприятию. В своей курсовой работе мне хотелось бы показать насколько важно применение наглядных средств на уроках обществознания в седьмом классе, так как именно в этом возрасте сложно вовлечь школьника в учебный процесс.



Использование наглядности в обучении имеет длительную историю. К ней прибегали и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы.

     В школах древних стран - Китая, Египта, Греции, Рима и других - она была достаточно широко распространена. В практике обучения использовались чувственные образы в процессе изучения книжного материала. Книги снабжались нередко рисунками, но это было лишь эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования её, так как поначалу словесно-схоластический путь обучения исключал применение наглядных пособий, и слово являлось, по сути дела, единственным средством обучения. И лишь позже появились наглядные средства в учебном процессе.

     Вопрос, касающийся соотношения слова и средств наглядности в обучении, получает своё подлинное значение тогда, когда требование наглядности обучения становится одним из краеугольных камней дидактики.

Принцип наглядности являлся предметом обсуждения многих великих педагогов. Первым о нем заговорил чешский педагог Я.А. Коменский. Он говорил о том, что необходимо изучать сами вещи, а не свидетельства о них. В основе чувственного метода Коменского лежит необходимость более глубокой опоры на чувственное познание в процессе обучения. Наглядность в понимании Коменского - решающий фактор усвоения учебного материала. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого познания. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. Наглядность превращается в самоцель. Ж.Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения не приобретает самостоятельного и существенного значения. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен узнать и изучить. К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. Л.В. Занков рассматривал взаимодействие слова и наглядности в обучении. Психологи выделяют наглядный материал как внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Наглядность - показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Согласно К.Д. Ушинскому: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету…».[1]

 

 

 

 

 

  1. Наглядность в преподавании обществознания.

    • Роль применения наглядного метода обучения в обществознании.

     Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ). Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т. п.

Использование наглядных методов  способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.[2]

Можно выделить несколько функций наглядности:

1) наглядность обучения является средством познания учащимися окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий;

2) познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия; согласно К.Д. Ушинскому, знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются;

3) наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному; на ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями; с другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами;

4) наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким.[3]

      Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.[4]

Значение наглядности в преподавании обществознания не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных обществоведческих  понятий.

Без применения наглядность сложно донести правильно материал до учащихся, так как нельзя будет добиться правильных представлений об окружающем мире. Также важно научиться детей строить свою речь и уметь логически размышлять на любые обществоведческие темы. Учитель непосредственно должен руководить процессом на уроке, то есть уметь правильно объяснять как работать с тем или иным наглядным средством обучения.[5]

Таким образом, использование наглядного метода на уроке обществознания способствует не только развитию интереса к материалу, но и к его освоению и лучшему запоминанию. Также большая роль отводится, несомненно учителю, так как от него зависит, как построить свой урок с применением наглядных средств для улучшения эффективности знаний.[6]

 

 

  1.  2. Виды наглядных средств обучения.

     На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности.

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.).

Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения. [7]

Выделяют наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.

К предметной наглядности относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность – различные макеты и модели.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность. К изобразительной наглядности относятся произведения живописи, учебные карты, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;

г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

Высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия учащимися, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности школьников. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта.[8]

К тому же у учащихся подросткового возраста уже отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности.

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.[9]

Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.[10]

Таким образом, у современного педагога на вооружении существует масса видов наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Правила использования наглядности.

     Характер  и степень использования наглядности различны на разных этапах обучения. Излишнее увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам. Конкретная наглядность должна постепенно уступать место абстрактной наглядности.

      В зависимости от того, какие понятия, положения или иные теоретические факты требуется раскрыть в процессе обучения, используются различные виды наглядности.[11]

      По характеру представления окружающей действительности выделяют такие виды наглядности, как:

- естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами в классе и за пределами школы;

- картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, диафильмы);

- объемная наглядность в системе учебных пособий представлена макетами, моделями, муляжами;

- символическая и графическая наглядность способствуют развитию абстрактного мышления, так как пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде (схемы, чертежи, диаграммы, графики и т.п.);

     С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической. Наглядность - сильнодействующее средство, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством. Чрезмерное количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное, может вызвать замедленное развитие абстрактно-логического мышления.[12]

     Наглядность должна способствовать активизации умственной деятельности учащихся через концентрацию внимания на том, что является главным в излагаемом материале.[13]

     Умелое применение средств наглядности в обучении всецело находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся. Принцип наглядности, по выражению Я.А. Коменского, является «золотым правилом дидактики». Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения.[14] Применяя средства наглядности педагог использует при этом и слово: сообщает учащимся знания, руководит процессом наблюдения учащимися объектов и т.д. Поэтому возникают вопросы, касающиеся соотношения слова и наглядности в обучении. Наглядные восприятия обладают высокой «пропускной» способностью. Сами наглядные средства и их сочетание с речью и практической деятельностью, обладают наиболее высокой эффективностью для запоминания.[15]

     Таким образом, для того, чтобы использование наглядности  действительно стало эффективным в улучшении качества образования необходимо соблюдать определённые правила и чередовать различные методы преподнесения материала. Учебный процесс полностью зависит непосредственно от самого учителя, так как именно он должен правильно организовать урок обществознания для улучшения эффективности знаний учащихся седьмого класса. [16]

 

 

 

 

       Наглядный средства используются на уроках обществознания в основном для улучшения эффективности образования, но и имеют ряд других функций:

  1. Наглядность как самоценность. Наши учебники по обществознанию начисто лишены иллюстраций; задача учителя – восполнить этот недостаток на уроке, для полного отражения реальной действительности, чтобы семиклассник лучше имел представление о том или ином обществоведческом материале.

  2. Наглядность – как средство формирования критического мышления. Например, учитель выводит какие-либо рисунки, иллюстрации на слайд либо прикрепляет на доске, и ставит какую либо проблему, над которой ученик должен подумать (сравнить, описать, объяснить), затем на основе анализа высказать правильно свои логические рассуждения.

  3. Наглядность – как средство привлечения внимания. Учитель на уроках обществознания может использовать не только научные схемы, таблицы, но и различные смешные карикатуры. Правда, предоставление ученикам данного вида наглядности не должно стать частым явлением, так как слишком много развлекательной наглядности будут отвлекать внимание семиклассников от изучения основного обществоведческого материала.

  4.  Наглядность – как средство актуализации и значимости. Учителю здесь важно донести до учеников, что знания, полученные ими на уроках обществознания, помогут им в повседневности на протяжении всей жизни, поэтому важно изучать обществоведческий материал.

  5. Наглядность – как способ закрепления материала через художественный образ. Размещение неожиданного, метафоричного изображения в конце темы, позволяет использовать ассоциативное запоминание, то есть для того, чтобы школьники лучше запомнили какие – либо сложные термины не обходимо провести параллель с повседневностью.

  6. Наглядность – как средство раскрытия теоретического материала. Оперируя абстрактными терминами, можно упустить из виду, что в сознании аудитории, они не находят опытного подтверждения. В данном случае, недостаточно упомянуть соответствующий пример из обществознания, важно показать конкретно-историческое воплощение понятия в жизни.

  7. Наглядность – как средство создания игровой ситуации. Раскрывая смысл понятия, например «обыденное сознание», можно использовать какую – либо мини-игру для лучшего усвоения данного термина, например, игру по типу ассоциация.

  8. Наглядность – как средство закрепления пройденного материала через игру. Характеристика основ конституционного строя России, завершается показом набора слайдов, каждый из которых иллюстрирует один из принципов. Учащиеся должны соотнести принцип и слайд. В частности, «Республиканскую форму правления» иллюстрирует изображение императорского трона с анимационным эффектом перечёркивания.[26]

      Данная классификация отражает то, как необходимо использовать наглядность на уроке обществознания и для чего. Использование наглядности эффективно способствует не только запоминанию материала, но и развития умственных способностей учеников. Развивается самостоятельность, повышается личная ответственность, увеличивается нагрузка на память и мышление семиклассника. Учащийся учиться делать выводы и обобщения на основе логического мышления.

      У подростков увеличиваются интеллектуальные способности, правда, они не в состоянии ими правильно воспользоваться. Задача учителя обществознания направить способности ребёнка на плодотворную деятельность, но таким образом, чтобы ребёнок не противоречил ему, а сам начал осознавать значимость учебного процесса. Только правильное использование наглядности способствует улучшению качества образования и повышению эффективности учебного процесса. Важно только правильно применять наглядные средства обучения и уметь активизировать деятельность учащихся седьмого класса на уроках обществознания. [27]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

      Таким образом, значение наглядного метода в преподавании обществознания учащимся седьмого класса велико. Использование данных средств обучения способствует более эффективному освоению обществоведческого материала. Если правильно использовать наглядные средства обучения то можно добиться заметных успехов, которые выражаются не только в привлечении учащихся к учебной деятельности, но и к повышенному усвоению информации. Семиклассник учиться думать, рассуждать, строить свою речь, формировать наглядно-образное мышление. Также применение наглядности способствует формированию правильного представления об окружающей  в повседневной жизни действительности.

 

 

 

Список литературы.

  1. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания М., 2001

  2. Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968.

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

  4. Воспитание и психическое здоровье детей // Современные проблемы воспитательной работы школы и подготовка учителя-воспитателя. - Барнаул, 1992. - 0,2 п.л. (в соавторстве А.Н. Уланов).

  5. Дружкова А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. М.,1985.

6 . Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.

  1. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М., ВЛАДОС, 2000.

  2. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2008. - №1.

  3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988.

  4. Методические рекомендации по        курсу  «Человек        и          общество»:     В  2  частях  Под ред. Л.Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2003.

  5. Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

  6. Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Под общей редакцией В.В.Лаптева, А.П. Тряпицыной. РГПУ имени

  7. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М.: Просвещение, 1998. Герцена, СПБ, «Береста», 2002 г. Стр. 84.

14.Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. — М, 1971.

  1. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. ВЛАДОС, 2002.

  2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.

  3. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988.

  4. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М. .Просвещение, 1985.

  5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., – М.: Гардарики, 1999. 

[1] Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.

[2] Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2008. - №1.

[3] Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М.: Просвещение, 1998. Герцена, СПБ, «Береста», 2002 г. Стр. 70-75.

[4] Дружкова А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. М.,1985.

[5] Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

[6] Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

[7] Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

[8] Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М.: Просвещение, 1998. Герцена, СПБ, «Береста», 2002 г. Стр. 84.

[9] Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М. .Просвещение, 1985.

[10] Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. ВЛАДОС, 2002.

 

[11] Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.

[12] Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.

[13] Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., – М.: Гардарики, 1999.

[14] Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968

[15] Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.

[16] Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Гуманит. изд. Центр.

[17] Методические       рекомендации           по        курсу  «Человек  и общество»:     В  2  частях  Под ред. Л.Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2003.

[18] Воспитание и психическое здоровье детей // Современные проблемы воспитательной работы школы и подготовка учителя-воспитателя. - Барнаул, 1992. - 0,2 п.л. (в соавторстве А.Н. Уланов).

[19] Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М. .Просвещение, 1985.

[20] Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

[21] Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. — М, 1971.

[22] Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2008. - №1.

[23] Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988.

[24] Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988.

[25] Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Под общей редакцией В.В.Лаптева, А.П. Тряпицыной. РГПУ имени

[26]  Модернизация общего образования: технологии образовательной деятельности. Под общей редакцией В.В.Лаптева, А.П. Тряпицыной. РГПУ имени

[27] . Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания М., 2001




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наглядный метод в преподавании обществознания в 7-ом классе.

Автор: СЕМЕНОВА ЗУХРА УМАРОВНА

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Мастер-класс: применение технологии  "Развитие критического мышления" в образовательном процессе"
    ["seo_title"] => string(112) "mastier-klass-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-1"
    ["file_id"] => string(6) "301617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456944706"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства