Просмотр содержимого документа
«Музей колледжа как форма воспитательной работы»
Музей колледжа как форма воспитательной работы
В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие педагоги в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".
Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих педагогов и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Тематика краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности обучающихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Считаем, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является музей нашего техникума. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленный материал требует оформления, систематизации, размещения. Как организовать работу музея? Это и послужило выбору темы нашего исследования: Музей техникума, как форма воспитательной работы. Совместная деятельность воспитанников и воспитателя по созданию музея облекается в определённые организационные формы, которые в педагогике обозначены как формы воспитательной работы.
Объект исследования: музей образовательного учреждения.
Предмет исследования: организация музея в образовательном учреждении
Представляя музей образовательного учреждения как одну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель: описание педагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея.
Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания музея.
2. Раскрыть сущность, функции музея.
3. Охарактеризовать основные принципы, этапы деятельности по созданию музея.
4. Проанализировать практику создания музея в ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего".
В своей работе использовали следующие методы:
Анализ научной литературы по проблеме исследования;
Изучение нормативно-правовой деятельности при создании музея;
Моделирование условно созданного музея в образовательном учреждении.
Гипотеза – музей техникума может стать формой воспитания, если при его создании соблюдать определённый алгоритм действий.
Базой нашего исследования явился создаваемый музей истории техникума в ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего".
Данная работа состоит из введения, двух глав, Заключения, Библиографического описания документов и Приложений. Мы считаем, что данная работа будет полезна и интересна организаторам музеев, педагогам дополнительного образования, коллективу ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего".
Глава 1. Музей техникума,
как яркое явление отечественной культуры и образования
1. . История вопроса
Понятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Истоки этого понятия необходимо искать в феномене коллекционирования. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились". [25, 15]. К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов). В России собственно музейно-образовательная традиция. Новый наглядный метод обучения в стенах музея горячо поддерживают К.Д. Ушинский, Н.А. Корф. В 1864 году в Петербурге появляется совершенно новый тип музея - педагогический музей. Основу его собрания составили наглядные пособия по народному образованию. В начале века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, образовательных учреждениях (лицеях, техникумах, институтах), на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения. В связи с изменением в общественно-политической и экономической жизни России данные общественные музея закрылись, оставив большой практический опыт по созданию, организации деятельности, структуре общественных музеев. Возросшие потребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры, русских традиций, истории крупных и малых городов, сёл, школ, судеб людей, семей, династий способствуют возрождению такого социального института как общественные музеи.
В разные периоды истории нашей страны детские, музеи образовательных учреждений переживали подъёмы и спады. Также подъёмы и спады переживали и исследования, посвящённые особенностям музеев в образовательных учреждениях, их основным функциям, направлениям работы. В настоящее время переживается "музейный бум" в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России. Педагоги, музееведы отводят большую роль в этом поиске музеям как хранителям социальной памяти поколений. Т.Ю. Юренева в монографии "музей в мировой культуре" впервые комплексно исследует музей как феномен мировой цивилизации, анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, прослеживает эволюцию музейных учреждений.
В.Е. Туманов в книге "Школьный музей", предназначенной для педагогов, знакомит читателей с проблемами и методами организации и деятельности школьных музеев. В книге делается попытка осмысления и трактовки термина "школьный музей" [19, 52.]
Известный в кругу специалистов музейного дела кандидат педагогических наук, ведущий сотрудник Российского института культурологи, директор Детского музея г. Москвы М.Ю. Юхневич, представил концепцию развития музеев в современных образовательных системах, обобщил материал о музейно-педагогических традициях с середины XIX века, раскрыл сущности культурно-образовательной деятельности школьного музея, рассмотрел проблемы взаимодействия музея со школой. Автор посвятил серию книг, методических пособий ("Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России", "Я проведу тебя в музей", "Школьный музей на рубеже веков", "Детский музей: прошлое и настоящее") данным проблемам. [26, 102]
Труды Е.Л. Галкиной - кандидата педагогических наук, Г.Б. Денисовой - кандидата исторических наук, освещают проблемы работы с Советом (активом) музея.
Департамент образования Вологодской области совместно с областным центром детского и юношеского туризма выпустили в свет серию методических рекомендаций в помощь организаторам школьных музеев: "Создаём музей вместе", "Маленькое окно в большой мир", "Школьный музей: жизнь в творчестве", где можно познакомиться с новыми подходами в теории и практике музейно-педагогической и краеведческой работы, с материалами из опыта работы.
Правовой основой деятельности музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года (Приложение 1).
В современном понимании музей - это:
Учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;
Хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;
Место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, возрастов, профессий, и т.д. [5,5.]
Музей понимается как учреждение, собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры.
Письмо «О деятельности музеев образовательных учреждений» гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей" [15.]
1.2. Особенности музея
Термин «школьный музей»» является обобщающим. До некоторой степени это название условно, т.к. традиционно к школьным музеям относят все музеи, созданные на общественных началах с активным участием школьников в школах, в учреждениях дополнительного образования, в образовательных учреждения начального и среднего профессионального образований. Т.е., к школьным музеям, по существу, относят все общественные музеи, создаваемые при активном участии обучающихся. Относительная условность термина "школьный музей" заставила Минобразования России уточнить и дополнить старое название, и в новом "Положении о школьном музее" музей именуется "музеем образовательного учреждения", в скобках "школьным музеем". Музей в образовательном учреждении создаётся в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся [16.] Он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества обучающихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнёров.
Рассматривая музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в учреждении, специалисты констатируют, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования [5,7.] Поэтому "музейность" обретает здесь новое качество. Передача социальной памяти осуществляется как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и "пользователей", к которым относятся руководитель музея, актив, а также, в той или иной степени, обучающиеся техникума, педагоги-соратники и добровольные помощники.
Музей образовательного учреждения обладает такими качественными и количественными параметрами, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.
Музей образовательного учреждения служит своим творцам.
Те, кто создают музей, являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает музей образовательного учреждения от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц для других.
Музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и продуктивной. Музей образовательного учреждения более чем какой-либо другой, включён в жизнь местного сообщества, а "качество жизни" его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, близлежащих предприятий и учреждений.