kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме «Творчество М.З. Шагала, в контексте изучения Ветхого Завета (Торы)» в курсе ОРКИСЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе преподавания профессионального культурологического модуля, изучение  которого дает возможность выпускникам нашего колледжа преподавать в школе ОРКИСЭ, я столкнулась с тем, что при прохождении педагогической практики им не хватает иллюстративного материала для уроков. Так возникла цель работы  - познакомить  учителей, преподающих  ОРКИСЭ, и их учеников с фееричным, ярким миром гениального М. Шагала, в частности, с его иллюстрациями к Ветхому Завету  (Марк Захарович Шагал 6июля 1887 Витебск – 28 марта 1985  Париж).           Стоит заметить, что курс ОРКИСЭ имеет не вероучительный, а культурологический характер. В процессе изучения модулей ребенок вместе с духовной сущностью религии постигает и ее художественную сущность,  потому, с нашей точки зрения, использование малоизвестных для широкой аудитории, но гениальных шедевров мирового искусства может создать на уроке атмосферу приобщения к культуре человечества во всех ее аспектах. Ребенку в процессе изучения конкретного  модуля, необходимо понять изучаемую культуру.  Для этого  он  должен приобщиться к ней,  и это приобщение просто обязано стать ярким впечатлением, которое запоминается на всю жизнь и способствует процессу познания мира. Именно искусство рождает такие эмоции и впечатления, стимулируя воображение и фантазию ребенка.

 ".Сила воздействия искусства на человека заключается в том, что художник использует и развивает в пределах конкретного вида искусства отношения, которые постоянно воспроизводятся в практической жизни людей. Поэтому выдающиеся произведения искусства в своей форме как бы содержат "сокровища потенциальных смыслов"[1]         С нашей точки зрения, восприятие и изучение  предложенных ниже произведений,  сможет сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора четыреклассника. Но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения своей Родины.

         Нами предлагаются примеры использования в качестве иллюстраций к сюжетам, изложенным в Ветхом Завете (Торе) графических работ гениального еврейского художника Марка Шагала, написанных  в стиле примитивизма. [2]         Перед нами иллюстрации Шагала к Ветхому Завету, к Книге Книг. Об их  создании Марк Шагал  впервые задумался еще в 1920-е годы. Но, по словам великого художника, для воплощения замысла ему было необходимо прикоснуться к живой реальности, стоящей за древним текстом. В 1931 году художник совершил путешествие по «библейским» странам,  он был в Палестине, Сирии и Египте. Впечатления от этого путешествия художник назвал «сильнейшими в своей жизни». Все это стало причиной создания гигантского цикла, над которым мастер работал всю последующую жизнь. Гравюры, рисунки, картины, витражи и многое другое,  все вдохновлено Библией, и составляет колоссальное «Библейское послание».         Эти произведения могут трактоваться по-разному, конечно, это не церковное искусство как таковое, но высокие переживания Шагала их удивительная  эмоциональная наполненность и философское видение демонстрируют нам образец высокого религиозного чувства - смирения и пламенного воодушевления.         Витебск, где вырос художник, город многоконфессиональный, поэтому Марк Захарович Шагал с детства прекрасно знал  не только Тору (Ветхий Завет), но был знаком с православной иконописью, и католической храмовой скульптурой,  все это подсказало художнику особый тон его работ.  Мастер показал нам мир Ветхого Завета особым образом – ярко, эмоционально, удивительно мудро и вместе с тем по-детски наивно, соединив фольклор, образы из быта русско-еврейской провинции и повседневности.

         Шагал всегда считал Библию самым большим источником поэзии всех времен, и он не только искал ее отражение в жизни и в искусстве, но и сам в своем творчестве пытался соответствовать.         Каждая из его иллюстраций – оригинальное прочтение Книги Книг. Попытка показать самое главное – обращение человека к Богу.         В июле 1973 года в Ницце был торжественно открыт музей Шагала, посвященный, главным образом, библейской теме в искусстве художника. Полностью музей торжественно именуется «Le Musee National Message Biblique Marc Chagall». По-русски это звучит приблизительно как «Библейское послание Марка Шагала».

А теперь иллюстрации к Ветхому Завету Марка Шагала[3]:

Сотворение человека

 Рай

 Адам и Ева и запретный плод

Изгнание из Рая

Ной получает повеление построить ковчег

Ной выпускает голубя в окно ковчега

Дочь фараона спасает Моисея из воды 

Моисей и Неопалимая купина

Моисей получает Скрижали Завета

 Пятикнижие Моисея

Царь Соломон

Список использованных источников:

Марк Шагал. Моя жизнь. СПб, АЗБУКА, 2011

http://artchive.ru/artists/ Марк (Моисей) Захарович Шагал (биография)

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post326391933/ Скрижали Завета в живописи.

http://www.wikiart.org/ru/marc-chagall/. Творчество Марка Шагала

http://www.marc-chagall.ru/bible.php. Марк Шагал - Иллюстрации к Библии

[1] М. М. Бахтин, Эстетика Достоевского,1979, с. 332

[2] «Примитивизм (неопримитивизм) — направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Его главным признаком было программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства — народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д. В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию». Цит. по: Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск, 2001, с. 393

[3] Конечно, это лишь небольшая толика создания великого художника, но мы попытались их подобрать так, как построена логика изложения материала в рамках курса ОРКИСЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме «Творчество М.З. Шагала, в контексте изучения Ветхого Завета (Торы)» в курсе ОРКИСЭ. »











Методическая разработка по теме

«Творчество М.З. Шагала, в контексте изучения Ветхого Завета (Торы)»

в курсе ОРКИСЭ.

Модули: «Основы мировых религиозных культур»,

«Основы православной культуры»

и «Основы иудейской культуры».

4 класс







Преподаватель гуманитарных дисциплин

ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1

г. Санкт-Петербург, кандидат философских наук

Лохтина Марина Петровна.
















Санкт-Петербург

2015


В процессе преподавания профессионального культурологического модуля, изучение которого дает возможность выпускникам нашего колледжа преподавать в школе ОРКИСЭ, я столкнулась с тем, что при прохождении педагогической практики им не хватает иллюстративного материала для уроков. Так возникла цель работы - познакомить учителей, преподающих ОРКИСЭ, и их учеников с фееричным, ярким миром гениального М. Шагала, в частности, с его иллюстрациями к Ветхому Завету (Марк Захарович Шагал 6июля 1887 Витебск – 28 марта 1985 Париж).

Стоит заметить, что курс ОРКИСЭ имеет не вероучительный, а культурологический характер. В процессе изучения модулей ребенок вместе с духовной сущностью религии постигает и ее художественную сущность, потому, с нашей точки зрения, использование малоизвестных для широкой аудитории, но гениальных шедевров мирового искусства может создать на уроке атмосферу приобщения к культуре человечества во всех ее аспектах. Ребенку в процессе изучения конкретного модуля, необходимо понять изучаемую культуру. Для этого он должен приобщиться к ней, и это приобщение просто обязано стать ярким впечатлением, которое запоминается на всю жизнь и способствует процессу познания мира. Именно искусство рождает такие эмоции и впечатления, стимулируя воображение и фантазию ребенка.

"...Сила воздействия искусства на человека заключается в том, что художник использует и развивает в пределах конкретного вида искусства отношения, которые постоянно воспроизводятся в практической жизни людей. Поэтому выдающиеся произведения искусства в своей форме как бы содержат "сокровища потенциальных смыслов"1

С нашей точки зрения, восприятие и изучение предложенных ниже произведений, сможет сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора четыреклассника. Но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения своей Родины.

Нами предлагаются примеры использования в качестве иллюстраций к сюжетам, изложенным в Ветхом Завете (Торе) графических работ гениального еврейского художника Марка Шагала, написанных в стиле примитивизма. 2

Перед нами иллюстрации Шагала к Ветхому Завету, к Книге Книг. Об их создании Марк Шагал впервые задумался еще в 1920-е годы. Но, по словам великого художника, для воплощения замысла ему было необходимо прикоснуться к живой реальности, стоящей за древним текстом. В 1931 году художник совершил путешествие по «библейским» странам, он был в Палестине, Сирии и Египте. Впечатления от этого путешествия художник назвал «сильнейшими в своей жизни». Все это стало причиной создания гигантского цикла, над которым мастер работал всю последующую жизнь. Гравюры, рисунки, картины, витражи и многое другое, все вдохновлено Библией, и составляет колоссальное «Библейское послание».

Эти произведения могут трактоваться по-разному, конечно, это не церковное искусство как таковое, но высокие переживания Шагала их удивительная эмоциональная наполненность и философское видение демонстрируют нам образец высокого религиозного чувства - смирения и пламенного воодушевления.

Витебск, где вырос художник, город многоконфессиональный, поэтому Марк Захарович Шагал с детства прекрасно знал не только Тору (Ветхий Завет), но был знаком с православной иконописью, и католической храмовой скульптурой, все это подсказало художнику особый тон его работ. Мастер показал нам мир Ветхого Завета особым образом – ярко, эмоционально, удивительно мудро и вместе с тем по-детски наивно, соединив фольклор, образы из быта русско-еврейской провинции и повседневности.

Шагал всегда считал Библию самым большим источником поэзии всех времен, и он не только искал ее отражение в жизни и в искусстве, но и сам в своем творчестве пытался соответствовать.

Каждая из его иллюстраций – оригинальное прочтение Книги Книг. Попытка показать самое главное – обращение человека к Богу.

В июле 1973 года в Ницце был торжественно открыт музей Шагала, посвященный, главным образом, библейской теме в искусстве художника. Полностью музей торжественно именуется «Le Musee National Message Biblique Marc Chagall». По-русски это звучит приблизительно как «Библейское послание Марка Шагала».

А теперь иллюстрации к Ветхому Завету Марка Шагала3:

Сотворение человека

Рай

Адам и Ева и запретный плод

Изгнание из Рая

Ной получает повеление построить ковчег

Ной выпускает голубя в окно ковчега

Дочь фараона спасает Моисея из воды

Моисей и Неопалимая купина

Моисей получает Скрижали Завета

Пятикнижие Моисея

Царь Соломон





Список использованных источников:

Марк Шагал. Моя жизнь. СПб, АЗБУКА, 2011

http://artchive.ru/artists/ Марк (Моисей) Захарович Шагал (биография)

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post326391933/ Скрижали Завета в живописи.

http://www.wikiart.org/ru/marc-chagall/. Творчество Марка Шагала

http://www.marc-chagall.ru/bible.php . Марк Шагал - Иллюстрации к Библии





1 М. М. Бахтин, Эстетика Достоевского,1979 , с. 332

2 «Примитивизм (неопримитивизм) — направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Его главным признаком было программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства — народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д. В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию». Цит. по: Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск, 2001, с. 393

3 Конечно, это лишь небольшая толика создания великого художника, но мы попытались их подобрать так, как построена логика изложения материала в рамках курса ОРКИСЭ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Лохтина Марина Петровна

Дата: 20.06.2015

Номер свидетельства: 220736


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства