kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Задание №21-24

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для подготовкик ОГЭ по обществознанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Задание №21-24»


Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Задание №21-24

Ибагишев Алексей Радионович, учитель истории и обществознания


Текст №1. Тема «Общество»

Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.

Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными.

Учёный-экономист, например, имеет дело с анализом процессов, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные. Эти процессы неизбежно затрагивают базовую проблему экономической деятельности – распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг. Экономист будет изучать данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения. Социологу, рассматривая те же процессы, естественно, придётся учесть их экономический смысл, но его особые интересы не обязательно будут связаны только с этим смыслом. Его будут интересовать человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах, но он абсолютно не будет касаться их узкоэкономических функций. Ведь экономическая деятельность включает в себя отношения власти, престижа, предрассудки и даже игры, которые можно анализировать, лишь вскользь затрагивая собственно экономическую функцию деятельности.

Социальное взаимодействие не составляет какого-то особого «сектора» в действиях людей. Скорее, это определённый компонент всех таких действий. В поле зрения социолога нет ни одного явления, о котором бы никто ещё не знал, но на те же самые явления он смотрит иначе.


21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Назовите базовую проблему экономической деятельности

23. В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером.

24. Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия – компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия.



КЛЮЧИ

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. «базовая проблема экономической деятельности – распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг»

23. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) какая-либо компания людей (общество книголюбов, общество друзей)

2) особая группа людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями (высшее общество, правительство)

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


24

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) объяснение: социальное взаимодействие — это довольно систематические действия субъектов, направленные друг на друга. В любой деятельности (общении, труде, познании и игре) мы взаимодействует с другими людьми: обмениваемся информацией, эмоциями, совершаем какие-то совместные действия; только путём социального взаимодействия человек может удовлетворить большинство своих потребностей.

2) социальные взаимодействия регулируются моральными, правовыми, религиозными, политическими и другими видами социальных норм.



Текст №2. Тема «Структура права»


Юридические нормы – «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли – наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т.д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом – систему права данной страны. Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву – гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

И всё же главная особенность каждой отрасли – наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом – через дозволения, запрещения, обязывания – осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.


21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Что такое отрасль права? Каким образом объединяются правовые нормы? Приведите примеры кодексов

23. Какие три метода регулирования, по мнению автора, действуют в различных отраслях права? Приведите два примера действиях этих методов регулирования.

24. Автор пишет, что « отрасли и составляют право в целом – систему права данной страны». Используя текст и обществоведческие знания, объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».


КЛЮЧИ

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22.

1) Определение: отрасль права — это это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

2) Правовые нормы объединяются в кодексы, потому что у каждой из отраслей есть «свой предмет», т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений. Кодексы позволяют регулировать определенные вид общественных отношений.

3) Примеры кодексов из текста: Уголовный кодекс, Гражданский кодекс

23

1) методы, названные автором

− дозволения

− запрещения

− обязывания

2) примеры

— согласно трудовому законодательству, гражданин, котором исполнилось 14 лет, имеет право работать официально по трудовому договору с согласия родителей, попечителей или опекунов (дозволение) — согласно уголовному кодексу, запрещено необоснованно отказывать в приеме на работу или необоснованно увольнять женщину по мотивам ее беременности (запрещение)

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

24

Нормы права, которые регулируют однородные общественные отношения, объединяются в отрасли права, каждая отрасль права имеет своё законодательство (законодательные акты или кодексы)

Текст №3. Тема «Специализация работника»

Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят. Рабочий, всю свою жизнь занятый штамповкой деталей для реактивных двигателей, может так никогда и не «потребить» путешествие на самолёте. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается.

Каким образом специализация работников, иными словами, разделение труда, способствует росту общественной производительности?

Специализация позволяет людям воспользоваться преимуществами, вытекающими из различий в их способностях и навыках.

Отдавая всё свое время одному делу, человек скорее овладеет необходимым мастерством или изобретёт более совершенные технологические приёмы, чем если бы он делил своё время между различными видами работ.

Специализация, то есть постоянное выполнение человеком одной и той же работы, позволяет избежать потери времени, которую неизбежно влечёт за собой смена одного вида труда другим.

Специализация действует также на региональной и международной основе. Она даёт возможность каждому региону производить те товары, которые при его ресурсах можно изготовить наиболее эффективно. Точно так же международная специализация проявляется в том, что США специализируются на производстве, например, грузовых и пассажирских самолётов и компьютеров, которые они продают другим странам в обмен на видеомагнитофоны из Японии, бананы из Гондураса и плетёные корзины из Таиланда. Короче говоря, и специализация труда, и географическая специализация производства очень важны для обеспечения эффективности использования ресурсов.


21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Какие два вида специализации рассмотрели авторы? (Используя текст, укажите два вида.) Почему специализация способствует росту производительности труда? (Используя текст, назовите три причины.)

23. Как специализация связана с обменом? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте эту связь двумя собственными примерами. (Выписанные из текста примеры не засчитываются при оценивании.)

24. Авторы пишут, что специализация обеспечивает эффективность использования ресурсов. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения (аргумента) в обоснование этого мнения.


КЛЮЧИ

21

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Масштабы специализации

2) Влияние специализации на рост общественной производительности.

3) Географическая специализация


22

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) виды специализации:

– географическая

– специализация труда

3) почему специализация способствует росту производительности труда

– специализация позволяет людям воспользоваться преимуществами, вытекающими из различий в их способностях и навыках

– отдавая всё свое время одному делу, человек скорее овладеет необходимым мастерством или изобретёт более совершенные технологические приёмы, чем если бы он делил своё время между различными видами работ

– постоянное выполнение человеком одной и той же работы, позволяет избежать потери времени, которую неизбежно влечёт за собой смена одного вида труда другим.

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух причин.)



23

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос: специализация позволяет людям заниматься той деятельностью и производить те товары и услуги, которые им выгодно и удобно производить. Посредством обмена человек может обменять свои товары/услуги на деньги (то есть получить плату), а затем обменять деньги на необходимые товары/услуги (оплатить что-либо).

2) примеры:

− Марина - парикмахер, за смену она делает 10 стрижек и 5 укладок, заработанные деньги Марина потратила на покупку продуктов питания и канцелярию для дочери.

− РФ специализируется на добыче нефти, нефть является важнейшей статьей российского экспорта, а 50% машин и оборудования приобретаются у иностранных компаний.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


24

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) В странах с высоким уровнем образования развиты наукоёмкие технологии и производятся новейшие машины и оборудование, развиваются IT-технологии, разрабатываются новейшие программы. Это обеспечивает эффективное использование интеллектуальный ресурсов.

2) В странах с благоприятным климатом развивается сельское хозяйство. Это позволяет максимально эффективно использовать земельные ресурсы.







































Текст №4. Тема «Социальные группы»

Часть населения, имеющая сходные и устойчивые (то есть длящиеся и возобновляющиеся) общественные условия и проблемы жизнедеятельности называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них — классы). У каждой такой группы есть свои представления о том, какие черты общественной жизни наиболее важны, что хорошо и что плохо в жизни и в существующих порядках, а также о том, в каких направлениях должны меняться сложившиеся условия. То есть у социальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, подчас непримиримые.

Совокупность социальных групп — это социальная структура. И дело не в перечне групп, а в совокупности их жизненных проблем, сходствах и отличиях их интересов. При этом одна часть населения озабочена по преимуществу одними проблемами, другая — другими, третья — третьими. Таким образом, отдельная социальная группа выступает основным элементом социальной структуры.

Людям и социальным группам приходится жить и действовать в одном обществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений таких групп. Конкретные формы таких взаимоотношений очень разнообразны: конфликты, партнёрства, союзы, компромиссы, забастовка, гражданская война, гражданское согласие, пикет, гражданское неповиновение, мирная инициатива и другие.


21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Как связаны понятия «социальная группа» и «социальная структура»? Приведите два положения текста, отражающих эту связь. Какие признаки социальных групп указаны в тексте? (Приведите три признака.)

23. В тексте приводятся различные формы взаимоотношений социальных групп. Выделите из этого перечня формы, которые направлены на сближение интересов отдельных групп, и назовите четыре из них. Проиллюстрируйте примером любую из названных форм.

24. Многие социологи считают, что основные различия между социальными группами связаны с обладанием собственностью и размером доходов. Можно ли утверждать, что авторы текста пренебрегают этими критериями? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.



КЛЮЧИ


21.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Понятие «социальная группа»

2) Социальная структура — совокупность социальных групп

3) Взаимодействия социальных групп и их формы

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков


22.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

– совокупность социальных групп — это социальная структура

– отдельная социальная группа выступает основным элементом социальной структуры

2) признаки социальных групп:

– общие интересы

– сходные и устойчивые общественные условия

– схожие проблемы жизнедеятельности

– схожие представления

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух и более качеств из упомянутых в тексте.)


23.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) формы, направленные на сближение интересов: партнёрства, союзы, компромиссы, гражданское согласие, мирная инициатива.

2) могут быть приведены следующие примеры:

− деятельность экологической организации по установке контейнеров для сортировки мусора и переработке вторичного сырья (мирная инициатива)

− разрешение конфликта между друзьями путем переговоров и мирных уступок (компромисс)

− диалог и заключение договора между работниками и работодателем для решения общей проблемы (партнерство)

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


24.

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в случае согласия, например:

— делается упор на такой критерий различения социальных групп, как несовпадение представлений об обществе, направлениях его развития, интересов. — не приведены показатели различия социальных групп, связанные с собственностью и доходами

2) в случае несогласия, например:

— среди критериев социальных групп названы сходные общественные условия, которые, включают отношение к собственности и размер доходов. — в тексте назван такой критерий, как различие интересов, а интересы могут быть связаны с экономическим положением.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)









































Текст №5. Тема «Личность»

Когда только начинались исследования личности, психологам казалось, что это будут достаточно простые исследования. Но оказалось, что описать личность с помощью перечисления её качеств очень трудно. Чрезвычайно трудно оказалось определить, присущи ли те или иные качества тому или иному человеку. Например, одного и того же человека можно назвать расчётливым или добросовестным, серьёзным или легкомысленным в зависимости от того, с кем мы этого человека сравниваем или в каких ситуациях наблюдаем.

Личность исследовали величайшие психологи XX века. Один из них, А. Маслоу (1908-1970), считал основной потребностью человека самоактуализацию, то есть стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализирующиеся люди преданы своему делу, они стремятся к реализации высших ценностей (добра, истины, порядочности, красоты, справедливости, совершенства). Эти ценности становятся для них жизненно важными потребностями.

От чего зависит успешность личности? Уровень успешности определяется степенью развитости её эмоций и воли, познавательных способностей, отношением к своему Я, мерой доверия к себе и миру, характером, системой оценок и самооценок, уровнем притязаний, коммуникативными навыками, уверенностью в себе, способностью к самоутверждению.

Кроме того, крайне важно, каково направление локуса контроля у личности. Слово «локус» в переводе с латинского языка означает «место». Направление локуса контроля — это склонность человека видеть источники управления своей жизнью преимущественно либо во внешней среде, либо в себе самом. Если человек принимает на себя ответственность за бóльшую часть успехов и неуспехов, происходящих в его жизни, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то данный человек обладает внутренним контролем. Если человек склонен видеть причины своих успехов или неуспехов в других людях, в окружающей среде, в судьбе, случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего контроля.

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Что такое самоактуализация личности? Используя содержание текста, укажите любые два её проявления. Что автор текста понимает под «локусом контроля» личности? Какие два направления локуса контроля названы в тексте?

23. От чего, по мнению автора, зависит успешность личности? Используя содержание текста, назовите любые три фактора и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.

24. Учёные считают изучение проблем личности чрезвычайно важным. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение мнения учёных.



КЛЮЧИ

21. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Начало исследований личности человека и сложности

2) Мнение А. Маслоу про потребность самоактуализации

3) Критерии успешности личности

4) Локус контроля у личности

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков


22.

1) ответ на первый вопрос: самоактуализация личности — это потребность человека, проявляющаяся в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей

– стремление к самосовершенствованию и самовыражению

– стремление к к реализации высших ценностей

2) ответ на второй вопрос: локус контроля — это склонность человека видеть источники управления своей жизнью.

3) Два направления локуса контроля:

– во внешней среде

– в самом себе


23. Уровень успешности определяется

1) коммуникативными навыками (общительный человек сможет передвигаться вверх по карьерной лестнице и отстаивать свою точку зрения)

2) степенью развитости воли (для того, чтобы быть успешным, необходимо обладать волей, чтобы справиться со всеми трудностями: Генри Форд придумал новый двигатель. Рядовые специалисты сообщили, что такое изделие изготовить не представляется возможным. Но Генри Форд, который очень часто в своей жизни невозможные вещи делал возможными, за 4 месяца он справился с поставленной задачей.)

3) уровень познавательных способностей (в современном мире очень важно, чтобы человек мог быстро изучить что-то новое и переквалифицироваться)

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


24.

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) знание о личности — это часть общего психологического знания.

2) люди чем-то похожи и чем-то различаются, изучая личности, учёные могут выстраивать определенную систему знаний.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)















































Текст №6. Тема «Наука»

Наукой принято называть систему знаний о мире, воспроизводящую его существенные стороны и основанную на данных исследований.

Как вид духовного производства наука включает в себя особую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений.

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований.

В современном обществе наука оказывает глубокое влияние на все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества.


21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Укажите любые три из приводимых в тексте характеристик понятия «наука». Как, по мнению авторов, изменилось формирование науки? Какую причину этих изменений они указали?

23. Используя факты общественной жизни, текст и обществоведческие знания, приведите три примера влияния современной науки на общество.

24. Авторы подчёркивают, что современная «наука превращается в непосредственную производительную силу общества». На основе текста и обществоведческих знаний сформулируйте два суждения, раскрывающие другие функции науки в обществе.



КЛЮЧИ

21.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Понятие науки

2) Наука как деятельность человека по получению нового знания

3) Модели развития знания

4) Наука и отрасли научного знания

5) Значение науки

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков


22.

1) Три характеристики понятия «наука»:

— теоретическое систематизированное представление о мире

— система знаний о мире, воспроизводящая его существенные стороны и основанную на данных исследований

— отдельные отрасли научного знания

— специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания

— система знаний и вид духовного производства

2) Как изменилось формирование науки: появление междисциплинарных и комплексных исследований

3) Причина изменений: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования.


23.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) активно развивающаяся наука требует пополнения научных кадров, то есть развивается и система образования.

2) происходит изменение экономических связей, развиваются новые технологии, ручной труд заменяют компьютеры и машины.

3) изменение социальных связей и расширение коммуникативного пространства в связи с появлением сети Интернет, появляются новые возможности для общения.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


24. Функции науки в обществе:

— теоретическое проникновение в сущность реальных явлений, производство новых знаний о мире

— наука влияет на формирование мировоззрения

— систематизирование знаний и представление их в определенных картинах мира

— наука непосредственно включается в процессы социального развития и управления ими

— исходя из возрастания роли личности, углубленно исследуются жизнь и деятельность человека, пути достижения наиболее благоприятных условий для развития способностей, продуктивных интересов индивида.

— наука помогает определять пути и способы практического использования добытых знаний















































Текст №7. Тема «Социальный конфликт»

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться…

В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы. И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трёх целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоёвывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приёмам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своём утверждении я хочу остановиться особо.

Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.


21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Какие три ключевых этапа ведения спора можно выделить на основе приведённого фрагмента текста?

23. Назовите любые три профессии, для которых умение умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.

24. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что в споре обнаруживается самоуважение человека.


КЛЮЧИ

21

1) Роль спора в жизни людей.

2) Правила «вежливого» спора.

3) Зачем внимательно выслушивать противника.

4) Недозволенные приёмы спора.


22 Можно выделить следующие этапы:

1) внимательно выслушать

2) если позиция противника не ясна, задать вопросы.

3) выбрать слабые пункты противника и переспросить.


23 Могут быть приведены следующие профессии:

1) Адвокат. От умения спорить, доказывать своё мнение зависит судьба клиентов.

2) Политик. Во время принятия политического решения (закона и т.п.) политик должен грамотно спросить и отстаивать свою позицию.

3) Учёный. Умение спорить важно для доказательства своих теорией и отстаивания собственного мнения.


24

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) по поведению человека в споре можно определить характер человека: как он ведет себя в споре, может ли выслушать оппонента.

2) уважающий себя человек сможет принять поражение с достоинством и постарается понять позицию оппонента.

3) уважающий себя человек спорит не «ради спора», а ради истины.

Текст №8. Тема «Преступление»


Статья 19. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 21.

1. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Статья 24.

1. Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

2. Деяние, совершённое только по неосторожности, признаётся преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьёй Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25.

1. Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом.

2. Преступление признаётся совершённым с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

3. Преступление признаётся совершённым с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26.

1. Преступлением, совершённым по неосторожности, признаётся деяние, совершённое по легкомыслию или небрежности.

2. Преступление признаётся совершённым по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

3. Преступление признаётся совершённым по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.



21. Сформулируйте название каждой из приведённых статей Уголовного кодекса РФ.

22. Назовите три общих условия наступления уголовной ответственности, установленные Уголовным кодексом РФ (названные в тексте).

23. Управлявший автомобилем в состоянии сильного алкогольного опьянения гражданин Р. стал виновником ДТП, в результате которого погибли два человека. Определите форму вины гражданина Р. Свой ответ объясните. Дайте ссылку на соответствующую статью Уголовного кодекса РФ и соответствующий пункт этой статьи.

24. Согласно Уголовному кодексу РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Но за некоторые преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие возраста 14 лет. Привлекая обществоведческие знания, назовите три таких преступления и объясните, почему ответственность за них наступает так рано.



КЛЮЧИ

21.

Статья 19 — Условия наступления уголовной ответственности

Статья 21 — Невменяемость лица

Статья 24 — Виновность лица

Статья 25 — Преступление, совершенное умышленно

Статья 26 — Преступление, совершенное по неосторожности

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков


22. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) физическое лицо

2) вменяемость

3) достижение возраста, установленного настоящим Кодексом.


23

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) Форма вины — по неосторожности, по легкомыслию

2) Гражданин Р предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий (ст. 26, ч.2)


Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


24

Могут быть приведены следующие преступления:

1) убийство

2) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

3) насильственные действия сексуального характера


Объяснение: это тяжкие преступления против личности.


Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)





































Текст №9. Тема «Культура»

Зачем нужна особая Декларация прав культуры при наличии многих десятков различных установлений, от имени государства вроде бы защищающих культурные, исторические, научные и прочие ценности?

Дело в том, что культура не ограничивается памятниками культуры и истории, как не ограничивается научными открытиями и составляющая единое целое с культурой наука. Театр – это не только отдельные постановки, хотя бы и взятые в целом. Искусство – это не совокупность памятников культуры, как и история не совокупность документов о прошлом. Ювелирные изделия не составляют собой ювелирное искусство. Произведениями живописи не ограничивается живопись.

Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях, но и защищать права на их существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся. Мы должны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) информации, отстаивать точность информации о культурных ценностях (повторяю – и научных в равной степени). А разве можно быть безучастным к судьбам культуры малых народов, живущих в окружении народов многочисленных? Особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.

Наша обязанность – поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры. Система образования и информации должна быть построена так, чтобы способствовать развитию общечеловеческой культуры и культуры малых народов – их национального лица, их языка и фольклора.

Культура – она ведь всемирная, не закрытая, а именно открытая эстетическая система… Ничего не скрыть в мире современных коммуникаций… Наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру. Так, литература и искусство зарубежных стран воздействуют на нашу культуру, обогащая нас духовно, эстетически. Важно, чтобы этот процесс шёл беспрерывно. И это одна из целей Декларации прав культуры.

Нам нечего бояться всемирного взгляда на природу и человека, искусство и культуру. Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.


21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Используя текст, дайте два объяснения мысли автора: «…культура не ограничивается памятниками культуры и истории». Какие учреждения культуры, по мнению автора, должны быть окружены особой заботой?

23. Д.С. Лихачёв отмечает, что «наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру». На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) поясните мысль автора (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).

24. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что культурное сотрудничество является условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов.


КЛЮЧИ

21

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Чем ограничивается культура.

2) Защита права на существование, безопасность, доступность культуры

3) Поддержание и совершенствование культурного климата – обязанность каждого.

4) Культура как открытая эстетическая система.

5) Диалог культур как залог справедливости и демократии.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков


22

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) объяснения:

— «мы должны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) информации, отстаивать точность информации о культурных ценностях (повторяю – и научных в равной степени).» (наука – это тоже форма культура)

— заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д. (традиции, обычаи, религии и т.п. — это тоже формы культуры)

2) По мнению автора «особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.».


23

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) Романы Достоевского, Толстого переведены на многие языки мира. Они стали классикой не только русской, но и мировой литературы.

2) Великий химик Ломоносов создал периодическую таблицу химических элементов, которая используется во всём мире.

3) Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка. н заложил основу двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-этического жанра.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


24

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) Диалог культур позволяет изучить быт, историю и жизнь в других странах, научиться уважать их традиции, что снижает риск международных и межэтнических конфликтов и способствует росту взаимопонимания между народами.

2) Обмены различными выставками произведений искусства дают максимально полное представление о классическом культурном наследии различных народов.

3) Диалог культур способствует обмену специалистами и сближению народов.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)
































Текст №10. Тема «Самопознание»

Самопознание – сложный, многоступенчатый процесс. Психологи нередко выделяют в нём два уровня.

На первом этапе самопознание осуществляется через соотнесение с другими людьми. Включая себя в сравнительный контекст с окружающими, человек преимущественно опирается на внешние моменты. Основной метод такого самопознания – самонаблюдение. На этом уровне человека обычно занимают вопросы: какой я? чем отличаюсь от других? что знаю о себе? как меня воспринимают другие?

При самонаблюдении вектор внимания направлен на самого себя. Что же можно наблюдать в себе? Многое: как меняются чувства, желания, ощущения, настроения, увлечения и пристрастия, ценности, представления о жизни, как проявляется темперамент и характер в разных ситуациях, как развиваются способности и т.п. При самонаблюдении человек словно делает опись элементов, составляющих его внутренний мир.

Познакомившись с разными сторонами своего внутреннего мира, человек рано или поздно переходит на второй уровень самопознания – углублённое самоисследование. Теперь становятся важны вопросы, развёртывающиеся в плоскости «Я и Я», а не в плоскости «Я и другой человек». Человек словно рассматривает себя под разными углами, измеряет, сравнивает, пытается докопаться до смысла происходящего в глубине души, дойти до первопричин. Он действительно исследует себя подобно учёному, изучающему какое-то явление природы. В процессе этой работы души человек обозревает весь свой внутренний мир и свою жизнь. Углубляясь в собственные чувства, мысли, состояния, он постепенно осознаёт и интегрирует в одно целое всё, что видит в себе. Осознание никогда не оставляет нас прежними.


21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Какие два уровня самопознания выделены в тексте? Используя текст, назовите любые три черты, которые сближают исследование человеком самого себя с деятельностью учёного.

23. Наташа сравнивает себя со своими одноклассницами: «Лена всегда задумчивая, а я весёлая», «Марина хорошо решает задачи по математике, а я нет» и т.п. Какому уровню самопознания свойственны подобные суждения? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

24. Считается, что самопознание помогает человеку в жизни. Приведите два обоснования (аргумента) в поддержку этого мнения.



КЛЮЧИ

21. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. Самопознание как сложный процесс.

  2. Первый этап самопознания — самонаблюдение.

  3. Как происходит самонаблюдение

  4. Второй этап самопознаний — самоисследование.


22. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) Этапы: самонаблюдение и самоисследование.

2) Три черты, которые сближают исследование человеком самого себя с деятельностью учёного

— использование различных методов: измерение, сравнение, наблюдение

— пытается докопаться до смысла происходящего, дойти до первопричин

— использует обобщение результатов


23. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) соотнесение с другими людьми — это первый этап познания, самонаблюдение.

2) фрагмент текста: «На первом этапе самопознание осуществляется через соотнесение с другими людьми. Включая себя в сравнительный контекст с окружающими, человек преимущественно опирается на внешние моменты»

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


24

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) человек, когда познаёт себя, раскрывает лучшие стороны своей личности и это может помочь ему в выборе профессии или рода деятельности.

2) человек изучает свои недостатки и пытается их исправить

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Задание №21-24

Автор: Ибагишев Алексей Радионович

Дата: 24.04.2022

Номер свидетельства: 605569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Мастер – класс                        для учителей истории и обществознания   9 -11 классов          «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории. "
    ["seo_title"] => string(139) "mastier-klass-dlia-uchitieliei-istorii-i-obshchiestvoznaniia-9-11-klassov-poetapnaia-podghotovka-obuchaiushchikhsia-k-iege-i-gia-po-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "221670"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435510785"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства