Просмотр содержимого документа
«"Комплект оценочных средств по обществознанию 8-9 классы"»
МБОУ ОСШ № 4
Комплект контрольно-оценочных средств обучения по обществознанию (8-9 классы)
Учитель обществознания
высшей квалификационной категории
Владимирова Е.В.
Ульяновск 2024
Пояснительная записка.
В комплекте контрольно-оценочных средств обучения по обществознанию для 8-9 классов представлены тесты для проведения самостоятельных работ и материалы дифференцированных зачетов по предмету .
Цели :
-осуществить контроль знаний по основным понятиям курса;
формирование умений:
- распознавать признаки понятий, характерные черты социальных объектов, относящихся к разным сферам жизни общества;
-выделять признаки социальных явлений, относящихся к разным сферам жизни общества ;
-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-применять полученные при изучении курса знания в процессе решения познавательных задач;
- осуществлять систематизацию знаний по обществознанию;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по заданной проблеме.
Подобраны задания разных видов и уровней сложности, направленные на формирование знаний и умений.
Содержание
8кл
1. Личность и общество с.4-8
2. Сфера духовной культуры с.8-16
3. Социальная сфера с.16-18
4. Экономика с.19-22
Итоговый зачет с.22-25
9класс
5.Политика с.26-27
6. Роль права в жизни человека, общества и государства с.27-28
7. Основы конституционного строя с.29-31
8. Уголовно-правовые отношения с.31-34
Итоговый зачет с.34-43
Критерии оценивания работ с.44
Список рекомендованной литературы с.45
Самостоятельная работа по теме: «Личность и общество».
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между данными примерами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
примеры сферы общественной жизни
А) выборы главы государства 1) духовная
Б) съезд правящей партии 2) политическая
В) церковное богослужение 3) экономическая
Г) предоставление кредита 4) социальная
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для определения уровня прогрессивности какого – либо___________(1) социология использует два основных критерия: уровень производительности_____________(2) и степень ___________(3) личности в обществе. Первый отражает, прежде всего, состояние экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздействие на остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический, но и интеллектуальный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй критерий __________(4) - уровень свободы личности – является показателем уровня развития социально – политических средств, помогающих обеспечить__________(5) всех членов общества в свободе и __________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) общество Д) потребность
Б) прогресс Е) природа
В) свобода Ж) ответственность
Г) труд
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6
Часть III.
С1. Дайте определение понятия «личность». Составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
С2. Что такое глобальные проблемы? Приведите три примера глобальных проблем.
С3. Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации.
С4. Что такое реформа? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.
2 – вариант.
Часть I.
А1. Характеристика человека в обществе: 1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества:
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
характеристика этапы развития общества
А) главный фактор производства – 1) аграрный (традиционный)
В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Словарь русского языка СИ. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее____________(1) и ____________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного____________(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека – его биологическое начало и его социальную сущность. Человек с одной стороны. часть _________(4), и его формирование подчиняется всем природным____________(5). Он, как и другие природные существа , должен постоянно удовлетворять свои физиологические _____________(6) (есть, пить спать и т.д.), должен защищать своё тело от холода одеждой. Но человек не только биологическое существо, он еще и социальное (иными словами - общественное)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) сознание Д) природа
Б) речь Е) потребность
В) труд Ж) мышление
Г) закон
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6
Часть III.
С1. Дайте определение понятия «индивидуальность». Составьте два предложения, содержащие информацию об индивидуальности.
С2. Что такое глобализация? Приведите три последствия глобализации в современном мире.
СЗ. Что такое социальные номы? В каких формах они существуют, приведите примеры каждой из форм.
С4. Какие ступени в развитии общества выделяют ученые? Приведите три признака одной из этих ступеней.
3 – вариант.
Часть I.
А1. Самой общей характеристикой человека является термин:
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между глобальными проблемами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
глобальные проблемы виды глобальных проблем
А) проблема мирового терроризма 1) экологические
Б) проблема стран «третьего мира» 2) политические
В) исчерпание природных ресурсов 3) социальные
Г) демографическая проблема 4) экономические
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество возникло на определённом этапе развития _________(1). Оно – часть природы и вместе с тем качественно отличается от неё. Общество представляет собой сложную _________(2), все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. условно общество можно подразделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную, взаимосвязанные но в то же время обладающие определённой самостоятельностью. Все эти четыре большие сферы общественной жизни взаимодействуют между собой. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя _______(3) выполняет важную роль в жизни общества, всё же основой является __________(4). В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. в то же время те же люди являются носителями форм общественного _________(5) . Таким образом, все указанные __________(6) жизни общества составляют единое целое, то есть конкретное общество с определённым обликом».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) структура Д) сфера
Б) природа Е) сознание
В) политика Ж) свобода
Г) экономика
В данной таблице указаны номера пропусков. запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6
Часть III.
С1. Дайте определение понятия «человек». Составьте два предложения, содержащие информацию о человеке.
С2. Перечислите основные фазы становления личности.
СЗ. Что такое прогресс общества. Приведите три примера общественного прогресса.
С4. Что такое революция? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.
Самостоятельная работа № 2 «Сфера духовной культуры».
1 ВАРИАНТ Часть 1
1. Общепринятым является деление культуры на
1) духовную и экономическую 2) духовную и материальную 3) идеальную и материальную 4) политическую и экономическую
2. Какое из перечисленных понятий не используется при классификации потребностей человека?
1) занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью 2) собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляет справочно-библиографическую работу 3) хранит старые, старинные документы и документальные материалы 4) занимается описанием и изучением произошедших когда-либо исторических событий
5. Архив — это учреждение, которое
1) занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью 2) собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляет справочно-библиографическую работу 3) хранит старые, старинные документы и документальные материалы 4) занимается описанием и изучением произошедших когда-либо исторических событий
6. Библиотека — это учреждение, которое
1) занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью 2) собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляет справочно-библиографическую работу 3) хранит старые, старинные документы и документальные материалы 4) занимается описанием и изучением произошедших когда-либо исторических событий
7. Верны ли следующие суждения о художественных образах в искусстве?
А. Художественные образы, будучи результатом вымысла, тем не менее всегда несут на себе отпечаток реально существующих явлений. Б. Художественные образы — это чувственное воспроизведение жизни, созданное с позиций автора.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Особая форма общественного сознания и практически духовная ценность по освоению и воплощению эстетических ценностей
1) наука 2) образование 3) культура 4) искусство
9. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Б. Культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Филармония — это учреждение, которое
1) занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью 2) собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляет справочно-библиографическую работу 3) хранит старые, старинные документы и документальные материалы 4) занимается организацией концертов и пропагандой музыкального искусства
Часть 2
1. Установите соответствие между известным деятелем искусства и видом искусства, в котором он получил известность:
Деятели искусства
А) Алексей Толстой Б) Олег Янковский В) Зураб Церетели Г) Алексей Рыбников
Виды искусства
1) музыка 2) скульптура 3) литература 4) театр, кино
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие духовность. Моральные ценности, традиции, право, нравственность, совесть. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Расположите в иерархической последовательности — от низшему к высшему — следующие ценности.
1) ценности чувства жизни (здоровье и болезни, радость и печаль, мужество и страх и т.д.) 2) ценности чувственного восприятия (удовольствие и пр.) 3) нравственные ценности (добро и зло, долг, жалость к ближнему и пр.) 4) духовные ценности (прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т.д.)
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Что же входит в духовный мир человека? Прежде всего — __________(1), то есть потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о __________(2) и назначении своей жизни. Оно формирует и __________(3) человека — то есть совокупность умственных способностей и прежде всего способности получить новую информацию на основе той, которая у него уже имеется. Но духовный мир человека включает в себя и __________(4) — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Ещё одним видом эмоциональных состояний являются __________(5), которые в зависимости от предметной сферы подразделяются на нравственные (любовь, дружба, патриотизм и пр.), эстетические (восторг, радость, отвращение, тоска и пр.) и интеллектуальные (любопытство, сомнение, любознательность и пр.). Совокупность лучших личностных качеств человека характеризуется понятием __________(6). К числу её признаков следует отнести обострённое чувство социальной справедливости; личную порядочность и тактичность; терпимость к инакомыслию; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и пр.».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1. Прочитайте отрывок из произведения Рея Брэдбери «451° по Фаренгейту».
«Как всё это началось, спросите вы, — я говорю о нашей работе, — где, когда и почему? Началось, по-моему, примерно в эпоху так называемой гражданской войны, хотя в наших уставах и сказано, что раньше. Но настоящий расцвет наступил только с введением фотографии. А потом, в начале двадцатого века, — кино, радио, телевидение. И очень скоро всё стало производиться в массовых масштабах… А раз всё стало массовым, то и упростилось, -продолжал Битти. — Когда-то книгу читали лишь немногие — тут, там, в разных местах. Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка. Вы понимаете меня, Монтэг? — Кажется, да, — ответил Монтэг. Битти разглядывал узоры табачного дыма, плывущие в воздухе. — Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке! — Скорее к развязке, — кивнула головой Милдред. — Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом ещё больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом ещё: десять-двадцать строк для энциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок. Но немало было людей, чьё знакомство с «Гамлетом»… ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей»… Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий. Милдред встала и начала ходить по комнате, бесцельно переставляя вещи с места на место. Не обращая на неё внимания, Битти продолжал: — А теперь быстрее крутите плёнку, Монтэг! Быстрее!.. Сокращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов! Политика? Одна колонка, две фразы, заголовок! И через минуту всё уже испарилось из памяти. Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! — руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные, бесполезные мысли! — Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и, наконец, эти предметы заброшены совсем. Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты? — Как можно больше спорта, игр, увеселений — пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать. Организуйте же, организуйте всё новые и новые виды спорта, сверхорганизуйте сверхспорт! Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума всё меньше. В результате неудовлетворённость. Какое-то беспокойство. Дороги запружены людьми, все стремятся куда-то, всё равно куда. Бензиновые беженцы. Города превратились в туристские лагери, люди — в орды кочевников, которые стихийно влекутся то туда, то сюда, как море во время прилива и отлива, — и вот сегодня он ночует в этой комнате, а перед тем ночевали вы, а накануне — я.
— Возьмём теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них — любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать подлинно существующих художников, картографов, механиков. Запомните, Монтэг, чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, — не дай бог как-нибудь их задеть! Злонамеренные писатели, закройте свои пишущие машинки! Ну что ж, они так и сделали. Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги — в подслащенные помои. Так, по крайней мере, утверждали критики, эти заносчивые снобы. Не удивительно, говорили они, что книг никто не покупает. Ночитатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Так-то вот, Монтэг. И всё это произошло без всякого вмешательства сверху, со стороны правительства. Не с каких-либо предписаний это началось, не с приказов или цензурных ограничений. Нет! Техника, массовость потребления и нажим со стороны этих самых групп-вот что, хвала господу, привело к нынешнему положению. Теперь благодаря им вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торговорекламные издания… Цветным не нравится книга «Маленький черный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку!.. Жгите, жгите всё подряд. Огонь горит ярко, огонь очищает»
1) Дайте определение понятия культура и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.
2) В антиутопии американского фантаста Рея Брэдбери «451° по Фаренгейту» действие происходит в далёком будущем, когда вся литература, заставляющая людей мыслить, находится под строжайшим запретом тоталитарного государства. В отрывке рассказывается предыстория созданного Брэдбери мира. Именно засилье массовой, потребительской культуры, согласно автору, привело к тому, что культурные запросы граждан остались на уровне детей. Используя текст и свои знания из общественной жизни, приведите не менее трёх проблем развития культуры в современной России.
3) В приведённом отрывке высказывается предположение, что культура должна отвечать духовным запросам общества, зависеть от вкусов потенциальных читателей. Согласны ли вы с этим утверждением? Напишите свою точку зрения по этому вопросу и приведите два доказательства.
2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Культура — это то, что остаётся, когда всё остальное забыто» (Э. Эррио ). 2. «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом» (Ф. Ницше). 3. «Культура начинается с запретов» (Ю. Лотман). 4. «Умирая, культура превращается в цивилизацию» (О. Шпенглер).
2 ВАРИАНТ
1. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали отражают представления людей о добре и зле.
Б. Только сам человек выступает судьей своих поступков с точки зрения их соответствия нормам морали.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. «В области генетики наука подошла к важным открытиям». В этом высказывании понятие «наука» употребляется в значении
1) совокупность учреждений
2) особых способов деятельности
3) системы объективных знаний
4) производительной силы общества
3. Верны ли следующие суждения о культуре
А. Важным компонентом культуры является научное творчество.
Б. К функциям культуры относится сохранение и передача духовных ценностей следующим поколениям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием. На каком уровне образования находится Владимир?
1) начальное общее образование
2) основное общее образование
3) среднее общее образование
4) среднее профессиональное образование
5. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Одной из функций искусства является познание реального мира.
Б. Искусству присуще жанровое разнообразие.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Во второй половине XX века многократно возросли возможности радио и телевидения, появились компакт-диски. Эти технические достижения открывали дорогу распространению в первую очередь
1) новых идейных течений
2) передового опыта в различных областях
3) продукции массовой культуры
4) классического искусства
7.Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Одним из уровней системы образования в России является среднее профессиональное образование.
Б. Современная система образования ориентируется на потребности общества и личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Что является отличительной чертой науки
1) обращение к сверхъестественным силам
2) стремление к достижению объективной истины
3) воздействие на эмоции людей
4) образное отражение идей автора
9. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает
1) требование права
2) нормы морали
3) научный закон
4) правило этикета
10. Верны ли следующие суждения о религии
А. Религиозные взгляды зародились вместе с появление государства.
Б. Религия даёт верующим утешение в горе, помогает сохранить силу духа в трудных ситуациях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На каком уровне образования находится Анна?
1) основное общее образование
2) среднее профессиональное образование
3) полное (среднее) образование
4) высшее профессиональное образование
12.Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании сферы духовной культуры?
1) семья, нация
2) образы, идеи
3) цена, стоимость
4) прогресс, подъём
13. (задание 21 ОГЭ)
В своем реферате ученик провел сравнительный анализ религии и искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) может оказывать сильное эмоциональное воздействие
2) основывается на вере в сверхъестественное
3) является видом духовной культуры
4) основным выразительным средством является художественный образ
Черты сходства
Черты различия
14. (задание 22 ОГЭ)
Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Признак Область культуры
А) точность и достоверность 1) искусство
Знаний 2) наука
Б) использование художественных образов
В) воспитание эстетического вкуса
Г) направленность на поиск объективной истины
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания.
Закон «ОБ образовании в Российской Федерации» (Извлечения)
Из статьи 5
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов …;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Из статьи 10.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
15 (26).Озаглавьте каждый из пунктов приведенных статей закона, исходя из тех вопросов, которые в них освещаются.
16 (27). Приведите два принципа, обеспечивающие право каждого на образование и гарантированные в законе. Раскройте связь этих принципов.
17 (29). Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность? Назовите организации, осуществляющие образовательную деятельность, на любых двух из указанных уровнях.
18 (30). Илья три года назад окончил вуз. Работа, на которую он устроился, потребовала новых знаний. Илья решил получить второе высшее образование в другом вузе. В приемной комиссии ему пояснили, что он может учиться только на платной основе. Законно ли это условие? Какое положение документа служит подтверждением вашего вывода?
Самостоятельная работа № 3 «Социальная сфера».
Вариант 1
1. Выберите один вариант ответа.
К социальным группам не относится:
Коллектив предприятия
Семья
Политическая партия
Публика в театре
2. Закончите предложение:
Терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям носит название ________________
3. Назовите основные виды социальных статусов.
4. Дополните предложение:
____________________ - это разделение общества на социальные слои на основании определенных критериев.
5. Установите правильную последовательность примера восходящей социальной мобильности:
А. лаборант кафедры
Б. заведующий кафедрой
В. ректор университета
Г. преподаватель
6. Выберите один вариант ответа. Верны ли следующие утверждения:
А. Социальной ролью называется поведение, ожидаемое от человека, имеющего определенный социальный статус
Б. В течении всей жизни человеку приходится выполнять различные социальные роли
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба утверждения
4. оба утверждения не верны
7. Перечислите основные критерии социальной стратификации.
8. Установите последовательность разновидностей социальных конфликтов в порядке увеличения масштаба их распространения:
А. Масштабные (региональные)
Б. Глобальные
В. Локальные
Г. Межличностный
9. Установите соответствие между примером отклоняющегося поведения и уровнем, к которому оно относится. К каждой позиции из первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца:
1) уровень отдельной личности
2) уровень малой группы
3) уровень государства
Б) политическая партия осуществила насильственный захват власти
В) пьющие родители не заботятся о малолетних детях
Г) человек ушел жить в тайгу отшельником
Д) учащиеся издеваются над новым учеником
Е) подросток стал наркоманом
10. Выберите правильный вариант ответа для каждого утверждения:
11. Установите соответствие между видами социальных общностей и их примерами. К каждой позиции из первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца:
К примерам отклоняющегося поведения нельзя отнести:
1. проезд автомобиля на запрещающий сигнал светофора
2. призывы к акциям протеста
3. защита кандидатской диссертации
4. распитие спиртных напитков на детской площадке
2. Закончите предложение:
Совокупность социальных слоев, групп и классов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой называется________________________
3. Назовите основные виды социальной мобильности.
4. Дополните предложение:
___________- это социальный пол, определяющий положение человека в обществе.
5. Установите правильную последовательность примера повышения профессионального статуса человека:
А. стажер
Б. начальник цеха
В. рабочий
Г. мастер на производстве
6. Выберите один вариант ответа. Верны ли следующие утверждения:
А. Неформальная социальная группа характеризуется наличием конкретной общественной задачи и четкой структурой.
Б. В малой социальной группе устанавливаются личные контакты, а в больших преобладают опосредованные связи.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба утверждения
4. оба утверждения не верны
7. Укажите одну из главных причин обострения межнациональных отношений в конце 80-х годов XX века в ряде республик СССР.
8. Установите правильную последовательность этапов социального конфликта:
А. Ликвидация социальной напряженности
Б. Обострение противоречий, конфликтная ситуация
В. Возникновение причины конфликта
Г. Завершение инцидента, устранение причин конфликта
9. Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции из первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца:
1) территориальный
2) политический
3) профессиональный
Б) москвичи
В) педагоги
Г) австралийцы
Д) социалисты
Е) военнослужащие
10. Выберите правильный вариант ответа для каждого утверждения:
11. Установите соответствие между видом статуса и социальным статусом отдельной личности. К каждой позиции из первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца:
1) взаимодействие спроса и предложения 2) низкий уровень экономических знаний 3) ограниченность ресурсов 4) высокая степень специализации в мировом хозяйстве
А2. Верны ли суждения об экономическом выборе:
а) совершая экономический выбор, человек всегда принимает самое рациональное решение; б) экономическое решение потребителя не связано с понятием альтернативной стоимости?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. Какая экономическая система приводит к чрезмерному неравенству доходов населения?
А4. Что лежит в основе имущественных отношений между людьми?
1) собственность 2) конкуренция 3) прибыль 4) закон
А5. Конкуренция в условиях рыночной экономики позволяет предпринимателю:
1) платить налоги государству 2) снижать качество продукции 3) принимать самостоятельные экономические решения 4) нарушать экономические законы
А6. Верны ли суждения о факторах производства:
а) к факторам производства относятся способности и квалификация работников; б) факторы производства — это свободные блага?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Верны ли суждения об акционерном обществе:
а) акционерное общество — самая распространенная форма организации предпринимательской деятельности; б) финансовые возможности акционерных обществ выше, чем у других форм бизнеса?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. Сумма денег, полученная гражданином в целом за определенный период:
1) зарплата 2) дивиденд 3) реальный доход 4) номинальный доход
А9. Верны ли суждения о внешнеторговом обороте
а) внешнеторговый оборот равен сумме экспорта и импорта; б) внешнеторговый оборот — это объем внешнеторговой деятельности, измеряемый в денежном выражении?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
A10. Верны ли суждения о кредите:
а) кредит частным лицам предоставляется в форме личных займов; б) банки предоставляют кредиты физическим и юридическим лицам?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «налог». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
В2. В каких отраслях производства наблюдаются явления сезонной безработицы?
1) сельское хозяйство 2) торговля 3) строительство 4) металлургия 5) приборостроение 6) отдых и туризм
В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Термины
1) альтернативная стоимость 2) кредит 3) инфляция
Определения
А) процесс обесценивания денег, который проявляется ростом цен на товары и услуги Б) предоставление денег или товаров в долг на определенный срок В) цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое
2 вариант
A1. К возобновляемым природным ресурсам относится:
1) солнечный свет 2) газ 3) нефть 4) лес
А2. Верны ли суждения об экономической эффективности:
а) экономическая эффективность означает принятие самого рационального решения в ведении хозяйства б) экономическая эффективность приводит к росту производства при наименьших затратах?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. В условиях рыночной экономики производятся лишь те товары:
1) в которых нуждается общество 2) которые могут принести прибыль 3) затраты на выпуск которых минимальны 4) которые будут проданы в кратчайший срок
А4. Цены в условиях рыночной экономики устанавливаются:
1) государственными решениями 2) просьбами трудящихся 3) благодаря балансу спроса и предложения 4) желанием производителя
А5. Положение на рынке, когда большинство покупателей и продавцов смогут получить выгоду от сделки:
а) товарами являются средства производства; б) товарами являются предметы потребления?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Верны ли суждения о роли государства в экономике:
а) в современном обществе государство не должно вмешиваться в экономическую сферу; б) главная задача государства в условиях рыночной экономики -правовая защита конкуренции?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. Лица, преимущественно в трудоспособном возрасте, участвующие в трудовом процессе:
В2. Что из перечисленного является формой организации бизнеса?
1) товарищество собственников жилья 2) потребительский кооператив 3) индивидуальное частное предприятие 4) акционерное общество 5) товарищество 6) благотворительный фонд
В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Термины
1) прожиточный минимум 2) потребительская корзина 3) минимальный размер оплаты труда
Определения
А) перечень необходимых продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг Б) стоимость минимума средств, необходимых для жизнедеятельности человека В) законодательно установленный минимум заработной платы наемного работника
Дифференцированный зачет по обществознанию 8 класс
Вариант 1.
Часть 1 (А) А1. Высокий уровень межличностных отношений характеризует: знакомство 2. компромисс 3. апатия 4. дружба
А2. Примером неречевого общения может служить: 1. письмо другу 2. улыбка при встрече друзей
3. разговор пассажиров автобуса 4. беседа с приятелем А3. Наказание за нарушение установленных правил: мораль 2. санкция 3. Конституция 4. Действие
А4. Основной, главный закон страны: 1. Великая хартия вольностей 2. декларация
3. Конституция 4. Конвенция
А5. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений? 1. с 12 лет 2. с 14 лет 3. с 16 лет 4. с 18 лет
А7. К внешним угрозам нашей стране относится: 1. создание незаконных вооруженных формирований
2. торговля наркотиками на улицах
3. военный конфликт в соседнем государстве
4. распространение оружия
А8. Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека: 1. философия 2. Обществознание 3. Экономика 4. История
А9. Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых автомобилей»? 1. производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама
А10. Что из перечисленного характеризует торговое предпринимательство? 1. Ремесло 2. Купля-продажа товара 3. Ростовщичество 4. Уплата налогов
А11. Предприятие, которым владеет и управляет один человек: 1. Госкорпорация 2. Акционерное общество
3. Товарищество 4. Индивидуальное предприятие А12. К каким ресурсам семьи относится заработная плата родителей? 1. К материальным 2. К трудовым 3. К финансовым 4.К информационным
А13. Одной из причин современных экологических бедствий является: 1. Рост числа животных на планете
2. Посадка лесов вокруг городов
3. Большое число любителей создания гербариев
4. Нерациональное использование ресурсов
Часть 2 (В) В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «формы бизнеса». Укажите термин, относящийся к другому понятию. 1. Индивидуальное предприятие 2. Госкорпорация 3. Товарищество
4. Акционерное общество 5. Посредничество
В2. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные (записать цифры)
1- коммунальные
2- жилищные
Газоснабжение,
горячее водоответвление,
капитальный ремонт,
электроснабжение
содержание и ремонт жилья
предоставление жилья по договору найма
отопление
С1. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
акция
А) превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию
бюджет
Б) специальные знания, умения. Навыки, полученные работником для практической деятельности
прибыль
В) ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении
капитал
Г) план доходов и расходов на определенный период
квалификация
Д) имущество, способное приносить доход
Вариант 2.
Часть 1 (А) А1. Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту: 1. знакомство 2. антипатия 3. дружба 4. приятельство
А2. Деловое общение характеризуется:
1. соблюдением этикета 2. выражением эмоций
3 дружеским тоном общения 4. неформальным поведением А3. Правила, устанавливающие, кто, в какой очередности, с помощью каких неизменных слов, жестов или предметов совершает действие: 1. расследование 2. преступление 3. ритуал 4. общение
А4. К обязанностям граждан России относится: 1. охрана природы 2. участие в управлении государством
3 приобщение к национальной культуре 4. соблюдение моральных норм А5. В чем проявляется свобода человека?
В праве каждого поступать так, как ему хочется
В возможности не исполнять свои обязанности
В строгом соблюдении законов в обществе всеми гражданами
А7. К внутренним угрозам нашей стране относится: 1. Угроза ядерной войны 2. Рост преступности
3. Военные конфликты с соседними государствами
4. Деятельность международных террористических организаций
А8. К основным проявлениям экономики не относится: 1. Производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама
А9. Какое проявление экономики приведено: « На заводе было решено несколько новых легковых автомобилей подарить ветеранам»? 1. Производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама
А10. Что является главной целью занятия бизнесом? 1. Рост производства 2. Снижение затрат 3. Получение прибыли
4 создание дополнительных рабочих мест А11. Ценная бумага, дающая владельцу право на управление предприятием и получение части прибыли:
1. Облигация 2. Акция 3. Прокламация 4. Вексель
А12. К каким ресурсам семьи относятся время и силы домочадцев, необходимые для выполнения домашней работы? 1. К материальным 2. К трудовым 3. К энергетическим 4. К информационным
А13. К исчерпаемым природным ресурсам относятся:
1. Ветер 2. Солнце 3. Почва 4. Приливы и отливы
Часть 2 (В) В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «собственность». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
Владение
Распоряжение
Творчество
Пользование
Наследование
Имущество
В2. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные (записать цифры)
1- коммунальные
2- жилищные
Газоснабжение,
горячее водоответвление,
капитальный ремонт,
электроснабжение
содержание и ремонт жилья
предоставление жилья по договору найма
отопление
С1. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
бартер
А) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров
деньги
Б) целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей
номинал
В) экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли
труд
Г) натуральный обмен одного товара на другой
бизнес
Д) нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах. монетах
9 класс.
Самостоятельная работа по разделу «Политика» 1 вариант
1. Какое понятие в Древней Греции соответствовало определению «искусство управления государством»?
1) экономика 2) власть 3) правительство 4) политика
2. Особенностью политической власти является:
1) высокий авторитет 2) распространение на все общество 3) моральные принципы 4) организация митингов и шествий
3. Верно ли, что:
а) члены политической партии участвуют в борьбе за власть; б) политические партии участвуют в разработке экономических программ развития общества и государства?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Верно ли, что:
а) Интернет является важным средством массовой информации; б) сообщения средств массовой информации распространяются в художественной литературе?
1) верно только а 2) верно только б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Что соответствует понятию «политическая власть»?
1) приказ офицера солдату 2) требование инспектора к водителю остановиться 3) решение партийного собрания 4) приказ министра 5) назначение Президентом РФ даты выборов в Государственную Думу
2 вариант
1. Общественные группы, не поддерживающие правительство:
1) силой общественного мнения 2) моральным осуждением 3) авторитетом 4) силой государственного принуждения
3. Верно ли, что:
а) государство проводит экономическую политику; б) государство обеспечивает внешнюю безопасность страны?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Верно ли, что:
а) каждый источник средств массовой информации дает объективную оценку происходящим событиям;
б) тот, кто передает информацию, осуществляет отбор материала?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая партия». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) организация 2) конференция 3) оппозиция 4) интеграция 5) борьба за власть
Самостоятельная работа
по разделу «Роль права в жизни человека, общества и государства» 1 вариант
1. Совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций: 1) культура 2) мораль 3) право 4) традиция
2. Основной закон государства: конституция 2) декларация 3) конвенция 4) подзаконный нормативный акт
3. Верно ли, что: а) Нормативный акт - это документ в котором закрепляется та или иная правовая форма. б) Правовая норма должна быть обязательно закреплена в официальном письменном документе? 1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Верно ли, что: а) Законодательство РФ подразделяют на отдельные большие группы прав – отрасли права; б) отрасли права регулируют отдельные сферы близкие по своему характеру? 1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5.Напишите ответ: . ……….. – это единая система нормативных актов, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения.
6. Что является отличительной особенностью нормы права от других социальных норм?
1)определяет понятие добра и зла 2)имеет общеобязательный характер 3)обеспечивается силой государства 4)обеспечивается силой общественного мнения 5)официально закреплена в документах
Самостоятельная работа по разделу «Роль права в жизни человека, общества и государства»Вариант 2
1. Нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения иобладающий высшей юридической силой: 1) закон 2) мораль 3)референдум 4) социальная норма
2. Какая отрасль права регулирует сферу имущественных отношений? конституционная 2) административная 3) гражданская 4) семейная
3. Верно ли, что: а) Институты права регулируют однородные общественные отношения; б) Конституция РФ - закон, не подлежащий изменению? 1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Верно ли, что: а) естественное право создается и предоставляется государством; б) законы подразделяются на основные и обыкновенные 1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Напишите ответ: ………… - это представляет собой совокупность правовых норм,которые регулируют отдельную сферу близких по своему характеру общественныхотношений.
6. Какие документы относятся к нормативным актам? Конституция 2) Законы 3) Гимн страны
4) Заявление гражданина
Самостоятельная работа по теме «Основы конституционного строя» России»
Вариант 1
Первая часть.
1. Что из перечисленного относится к нормативному акту?
2. Как называются нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления?
а) конституционное право; б) уголовное право;
в) гражданское право; г) административное право.
3. Противоправное поведение (деяние) гражданина или предприятия - это ...
а) действие; б) бездействие;
в) поступок; г) правонарушение.
4. Что не является целью наказания преступника?
а) месть со стороны государства;
б) восстановление социальной справедливости;
в) исправление осужденного;
г) предупреждение совершения новых преступлений.
5. Что из приведенного ниже характеризует правонарушение? А. Антиобщественное поведение человека.
Б. Нанесение кому-либо вреда, нарушение нормы закона.
а) только А; б) только Б;
в) правильно и А и Б; г) нет правильного ответа.
6. Что из перечисленного относится к взглядам И. Канта?
А. Был убежден, что право появилось раньше государства.
Б. Одним из первых использовал термин «правовое государство».
а) только А; б) только Б;
в) правильно и А и Б; г) нет правильного ответа.
7. Что является признаком правового государства?
а) унитарное устройство государства;
б) федеративное устройство государства;
в) принцип разделения властей;
г) публичная власть.
8. Когда была принята первая Конституция в нашей стране? а) в декабре 1825 г.; 6)17 октября 1905 г.;
в) 5 декабря 1936 г.; г) 7 октября 1977 г.
9. Как происходит непосредственное осуществление власти народом в нашей стране?
а) выборы и референдум;
б) обращение в суд;
в) создание политических партий;
г) служба в армии.
10. Что относится к законодательной власти в России?
а) Совет Федерации;
б) Министерство внутренних дел;
в) Совет Безопасности;
г) Верховный Суд РФ
11.Дайте определение понятиям.
-Конституция.
-Преступление.
-Гражданское общество.
-Референдум.
12.Что лишнее и почему?
1.Указ, Конституция, постановление, приказ.
2.Федеральное Собрание, Верховный Суд, Совет Федерации, Государственная Дума.
3.Совет Федерации, Правительство РФ, Глава муниципального образования, Верховный Суд.
Вариант 2
1. Что определяет правовую связь человека с государством? а) закон б) гражданство;
в) Конституция;г) национальность.
2. Как называются нормы, регулирующие главным образом сферу имущественных отношений?
а) конституционное право; б) уголовное право;
в) гражданское право;г) административное право.
3. С какого возраста наступает уголовная ответственность в России?
а) с 12 лет; б) с 14 лет;
в) с 16 лет; г) с 18 лет.
4. Проступки, нарушающие законодательство о труде и правила охраны труда направлены:
а) против личности;
б) против собственности;
в) против общественного порядка;
г) против окружающей среды и исторических памятников.
5. Что из перечисленного характеризует юридическую ответственность?
А. Уважение человека права и закона. Б. Применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, а) только А; б) только Б;
в) правильно и А и Б; г) нет правильного ответа.
6. Что из перечисленного относится к взглядам Ш. Монтескье? А. Различные власти должны взаимно контролировать и сдерживать друг друга. Б. Ввел термин категорический императив, а) только А;б) только Б;
в) правильно и А и Б; г) нет правильного ответа.
7. Что является примером гражданского общества?
а) налоговая инспекция;
б) служба судебных приставов;
в) служба занятости;
г) клуб по месту жительства.
8. Кто является Верховным главнокомандующим вооруженных сил России?
а) министр обороны; б) глава Правительства;
в) Президент России;г) начальник генштаба.
9. Что из перечисленного не относится к обязанностям граждан России?
а) защита Родины;
б) охрана природы;
в) ликвидация последствий аварий;
г) соблюдение законов страны.
10. Что относится к исполнительной власти в России?
а) Совет Федерации;
б) Министерство внутренних дел;
в) Совет Безопасности;
г) Верховный Суд РФ.
11.Дайте определение понятиям.
-Правовое государство.
-Нормативный акт.
-Правонарушение.
-Суверенитет.
12. Что лишнее и почему?
1.Указ, Конституция, постановление, приказ.
2.Федеральное Собрание, Верховный Суд, Совет Федерации, Государственная Дума.
3.Совет Федерации, Правительство РФ, Глава муниципального образования, Верховный Суд.
Самостоятельная работа по теме: Уголовно-правовые отношения
1. Уголовное право — это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих __________ и наказуемость деяний.
2. Объектом уголовно-правовых отношений является(ются)
1) общественный порядок и общественная безопасность 2) система исполнительной власти 3) взаимоотношения работника и работодателя 4) взаимоотношения между супругами
3. Единственным источником уголовного права является
1) Конституция РФ 2) международные договоры, подписанные Российской Федерацией 3) Уголовный кодекс РФ 4) Уголовно-процессуальный кодекс РФ
4. Если преступник не желает, но допускает, либо относится безразлично к вредным последствиям своего деяния, это может квалифицироваться как
8. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное У головным кодексом РФ, не превышает __________ лет лишения свободы.
1) двух 2) трех 3) пяти 4) семи
9. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает __________ лет лишения свободы.
1) пяти 2) семи 3) десяти 4) двенадцати
10. Совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление, называется
1) соучастием 2) крайней необходимостью 3) подстрекательством 4) рецидивом
11. В соответствии с Уголовным кодексом РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления
1) 12 лет 2) 14 лет 3) 16 лет 4) 18 лет
12. Выберите неверное высказывание.
1) Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца. 2) Неоконченным преступлением признаются приготовление к преступлению и покушение на преступление. 3) Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, не подлежит уголовной ответственности. 4) Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
13. К обстоятельствам, исключающим преступность деяния, не относится
1) увольнение 2) предупреждение 3) штраф 4) административный арест
15. К мерам воспитательного воздействия относится
1) предупреждение 2) штраф 3) лишение свободы на определенный срок 4) ограничение свободы
Часть 2
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «виды уголовных наказаний». Штраф, обязательные работы, ограничение свободы, дисквалификация, арест, пожизненное лишение свободы, лишение свободы на определенный срок. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
2. Выберите из приведенного списка обстоятельства, исключающие преступность деяния, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) соучастие 2) крайняя необходимость 3) обоснованный риск 4) психическое или физическое принуждение 5) совершение преступления в состоянии наркотического опьянения
3. Установите соответствие между участником (субъектом) уголовного преступления и его характеристикой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы 2) лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом 3) лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими 4) лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями)
4. Выберите из приведенного списка преступления против личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) причинение смерти по неосторожности 2) создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ 3) истязание 4) оставление в опасности 5) неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие 6) побои
Часть 3 (темы эссе)
1. «Самое большое преступление — это безнаказанность» (Дж. В. Шоу).
Дифференцированный зачет по обществознанию 9класс
вариант 1
Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует
номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
Общество в широком смысле слова означает...
1) естественную среду обитания человека
2) группу людей, объединённых общими интересами
3) стадию исторического развития народа
4) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
К политическим проблемам развития общества можно отнести...
1) угрозу международного терроризма
2) снижение интереса молодёжи к чтению книг
3) рост инфляции
4) распространение наркотиков среди молодёжи
Какой признак отличает традиционную экономику?
1) процветание фабричного производства
2) централизованное ценообразование
3) регулирование производства при помощи обычаев
4) преобладание частной собственности на средства производства
Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?
1) продажа продукции фермерских хозяйств
2) выявление факторов роста спроса на услуги
3) оказание населению бытовых услуг
4) биржевые торги акциями предприятий
Особенность научного знания состоит в том, что оно
1) направлено на создание материальных ценностей
2) основано на художественных образах
3) всегда применяется в реальной жизни
4) стремится к объективности
Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?
1) начальное образование
2) основное общее образование
3) полное (среднее) образование
4) среднее профессиональное образование
Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере
1) науки
2) искусства
3) религии
4) познания
8. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена
современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
1) потребитель
2) избиратель
3) ученик средней школы
4) водитель
10. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
1) патриархальной
2) демократической
3) неполной
4) партнёрской
В результате хозяйственной деятельности человека увеличилось поступление в атмосферу вредных веществ. Всё это негативно влияет на состояние природы и здоровье людей. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?
1) демографических
2) военных
3) экономических
4) экологических
Административным проступком является
1) безбилетный проезд в автобусе
2) неуплата алиментов
3) отказ вернуть долг соседу
4) опоздание на учёбу
13. Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются
1) гражданским проступком
2) преступлением
3) административным проступком
4) дисциплинарным нарушением
14. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?
1) административное
2) конституционное
3) гражданское
4) уголовное
15. Что из перечисленного характеризует демократический режим?
3) господство одной общеобязательной идеологии
4) защита прав и свобод граждан
16. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.
Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.
Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.
Б. В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.
Б. Политика связана с отношениями власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.
Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.
Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите
в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий,
начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной
клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
21. Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
а
б
в
23. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
А) обеспечение правопорядка
1) внешние
Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства
Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства
Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
24 . В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z деятельность правоохранительных органов контролируются институтами гражданского общества.
2) Правительству страны Z целесообразно организовать более подробное освещение в СМИ деятельности правоохранительных органов.
3) В странах Y и Z с разной успешностью проводятся реформы правоохранительных органов и судебной системы.
4) В стране Z, по сравнению со страной Y, существуют более благоприятные условия для развития правового государства.
5) Правительству страны Y следует выявить и привлечь к ответственности нарушающих закон сотрудников правоохранительных органов.
25. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди опрошенных страны Z доля тех, кто не доверяет правоохранительным органам, больше доли тех, кто относится к ним с опасением.
2) Среди опрошенных страны Y суммарная доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, меньше доли тех, кто относится к ним с опасением.
3) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Y выше, чем в стране Z.
4) В стране Z только четверть опрошенных доверяют правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан.
5) Равные доли опрошенных страны Y не доверяют правоохранительным органам и относятся к ним с опасением.
1.
4
2
1
3
3
4
2
5
4
6
2
7
2
8
2
9
1
10
1
11
4
12
1
13
2
14
2
15
3
16
3
17
1
18
3
19
3
20
3
21
1324
22
112
23
45
24
45
25
245.
вариант 2
Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует
номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1) передают культурный опыт последующим поколениям
2) отражают окружающий мир в сознании
3) заботятся о своём потомстве
4) оценивают себя и свои действия
6. Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?
1) мастерство
2) задатки
3) гениальность
4) талант
7. Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?
А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.
Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Работники фирмы «Ивушка» являются её собственниками. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что «Ивушка» — акционерное предприятие?
2) Фирма взяла в банке кредит на развитие производства.
3) Доходы распределяются между работниками.
4) Работники получают дивиденды от имеющихся у них ценных бумаг предприятия.
9. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) командному
2) рыночному
3) плановому
4) традиционному
10. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
1) священнослужители
2) женщины
3) мусульмане
4) европейцы
11. Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, — это
1) дееспособность
2) правоотношение
3) правовое сознание
4) юридическая ответственность
12. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
3) распитие гражданами спиртных напитков в общественных местах
4) дача свидетелем ложных показаний в суде
14. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является
1) либеральным
2) демократическим
3) революционным
4) авторитарным
15. Что является признаком государства любого типа?
1) наличие двухпалатного парламента
2) наличие правоохранительных органов
3) всенародное избрание главы государства
4) многопартийность
16. Верны ли следующие суждения об экономическом выборе?
А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности.
Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.
Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?
1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
19. В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?
1) конституционная монархия
2) парламентская республика
3) абсолютная монархия
4) президентская республика
20. В нашей стране более 80% женщин в возрасте от 30 до 50 лет работают. Этот показатель отражает
1) половозрастную структуру
2) структуру занятости населения
3) профессиональную структуру
4) преемственность поколений
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.
Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите
в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий,
начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной
клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
21. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) тайное голосование граждан;
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо решения, закона;
3) голосование за кандидатов на государственные должности;
22. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Примеры виды потребностей человека
А) реализация своих способностей 1) социальные
Б) самосохранение 2) биологические
В) достижение карьерного роста
Г) Защита от холода
Д) Общение с друзьями
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
(A) В стране Z действует несколько тысяч банков и других финансовых организаций. (Б) Социологические исследования показали, что более половины граждан страны Z хранят свои сбережения дома. (B) Очевидно, граждане не доверяют банкам, сомневаются в их надежности и стабильности.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
а
б
в
24. Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.
2) Девушки в равной мере связывают трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и возможностью путешествий, общения с разными людьми.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Большая доля юношей, чем девушек, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
25. Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общественная полезность выполняемой работы не является значимым мотивом для молодёжи.
2) Молодёжь страны Z преобладающим мотивом считает обеспечение материального благополучия.
3) Жители страны Z выбирают только ту работу, которая им интересна.
4) В стране Z девушки лишены возможности сделать хорошую карьеру.
5) Юноши невнимательны к своим коллегам.
1.
4
2.
4
3.
3
4.
4
5.
3
6.
2
7.
2
8
4
9
2
10
4
11
4
12
1
13
3
14
4
15
2
16
3
17
3
18
1
19
4
20
2
21
1423
22
12121
23
112
24
123
25
12
Критерии оценивания работ:
Количественная оценка
Качественная оценка
Процентные показатели
Правильных ответов
отметка
Вербальный аналог
85-100
5
отлично
56-84
4
хорошо
40-55
3
удовл.
Менее 40
2
неудовл.
Список рекомендованной литературы
1. Программа общеобразовательных учреждений. Обществознание: 6 - 11 классы / Л.Н.Боголюбов [и др.].- М.: Просвещение, 2019.
2. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И. Городецкой.- М.: Просвещение, 2019.
3. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2019.
4. Т.Г. Сазонова. Обществознание в таблицах и схемах. - СПб.: Виктория плюс, 2017.
5.Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев Обществознание. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2019 г.
6.Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.— дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2016.
8.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2015.
9.Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2019г.