kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплект контрольно-оценочных средств обучения по обществознанию (8-9 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В комплекте контрольно-оценочных средств обучения по обществознанию для 8-9 классов представлены тесты для проведения самостоятельных работ  и материалы дифференцированных зачетов по j,otcndjpyfyb.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-оценочных средств обучения по обществознанию (8-9 классы)»

МБОУ ОСШ № 4



















Комплект контрольно-оценочных средств обучения по истории (8-9 классы)













Учитель истории

высшей квалификационной категории

Владимирова Е.В.





Ульяновск 2020



Пояснительная записка.

В контрольном комплекте представлены тесты и материалы дифференцированных зачетов по предмету история для 8-9 классов

Цели :

-выявить знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих основные этапы истории России и мира;

- проверить умение осуществлять систематизацию знаний по темам;

-формировать умение применять полученные при изучении тем знания в процессе решения познавательных задач;

-способствовать развитию умения формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по заданным проблемам.



Подобраны задания разных видов и уровней сложности, направленные на формирование знаний и умений.





























Содержание

8класс

1. Зачет : «Россия в XYIII веке» с.4-7

2. Зачет: «Всеобщая история. XYIII век» с.8-12

9класс

3.Тестирование «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского» с.13-14


4.Тестирование «Политическая деятельность Николая I» с.15- 16


5.Самостоятельная работа «Россия в первой половине XIX века.» с.16-20


6.Тестирование «Национальная политика Александра II » с.20-24


7.Тестирование «Правление Александра III » с.24-26


8. Зачет: «Россия в XIX веке.» с.27-34

9.Тестирование «Индустриальное общество» с.35-38

10.Самостоятельная работа: Великобритания в XIX в с.39

11.Тестирование «Строительство новой Европы» с.39-41

12.Тестирование «Две Америки» с.41-44

13.Тестирование «Традиционные общества в XIX в.» с.44-46

14.Зачет: «Мир в XIX веке» с.47-50

15.Критерии оценивания работ с.51

16. Список рекомендованной литературы с.52

















Зачет : «Россия в XYIII веке»

  1. вариант


  1. Екатерина II стала императрицей благодаря поддержке: А) гвардии Б) Пруссии В) бояр


Г) Земскому собору.


  1. Автор книги «Наука побеждать» - это:

А) Михаил Илларионович Кутузов


Б) Федор Федорович Ушаков

В) Григорий Александрович Потемкин


Г) Александр Васильевич Суворов.


    1. Двоецарствие (правление Петра I и Ивана V Алексеевичей) началось в А) 1682 г.


Б) 1598 г. В) 1725 г. Г) 1721 г.

    1. Определите влияние крепостного права на развитие капиталистических отношений


  • России:

А) крепостное право тормозило развитие капитализма


Б) не оказывало никакого влияния


В) «вписалось» в капиталистические отношения.

  1. Царевна Софья была отправлена в Новодевичий монастырь после стрелецкого


бунта в А) 1725 г. Б) 1741 г. В) 1689 г. Г) 1701 г.


  1. Появление Верховного Тайного совета связано с именем

А) А.Д.Меншикова


Б) Е.И.Пугачева

В) А.В.Суворова


Г) Г.Г.Орлова


  1. Выход в Балтийское море Россия приобрела в результате А) Прутского похода Б) Азовского сидения В) Северной войны


Г) «Великого посольства»

  1. Укажите годы царствования Екатерины I


А) 1721-1730 гг.

Б) 1725-1727 гг.


В) 1727-1730 гг.


Г) 1730-1740 гг.


  1. Первый научный центр Российского государства – А) Инженерная Академия Б) Адмиралтейство В) Академия наук


Г) Московский Государственный Университет

  1. Что из названного явилось одним из достижений правления Петра I? А) создание стрелецкого войска Б) строительства российского флота В) выход России к Черному морю Г) учреждение министерств



  1. Какая из российских императриц вела переписку с Вольтером?


А) Екатерина I


Б) Анна Иоанновна

В) Анна Леопольдовна


Г) Екатерина II


  1. С каким понятием чаще всего связывают внутреннюю политику Анны Иоанновны?


А) просвещенный абсолютизм Б) бироновщина В0 зубатовщина Г) аракчеевщина


  1. Россия была провозглашена империей в

А) 1703 г.


Б) 1721 г.

В) 1730 г.


Г) 1740 г.


  1. Уберите название города, который не был основан в XVIII веке:

А) Санкт-Петербург Б) Одесса В) Севастополь Г) Владимир Д) Екатеринослав.


  1. С начала 18 века стала выходить первая печатная газета, которая называлась А) «Трутень» Б) «Всякая всячина» В) «Ведомости» Г) «Куранты»




  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события: А) Северная война; Б) движение под предводительством Е.И.Пугачева;


В) восстание под предводительством И.И.Болотникова; Г) начало правления Павла I


  1. Дать определение следующим понятиям и терминам:


    1. «Просвещенный абсолютизм» - …

    2. Рекрутская повинность - …


    1. Коллегия - …

    2. Табель о рангах - …


Составьте два предложения с любыми (на выбор) двумя понятиями или терминами.


2 вариант .


  1. Что явилось следствием государственного переворота в 1762 году: А) приход к власти Екатерины II


Б) принятие «Кондиций»


В) ликвидация Верховного Тайного Совета Г) арест А.Д.Меншикова.


  1. Что стало одним из итогов внешней политики Екатерины II:


А) присоединение Финляндии


Б) достижение Россией выхода к Балтийскому морю В) закрепление России в Средней Азии Г) разделы Речи Посполитой.


  1. При каком правителе была Семилетняя война? А) Анне Иоанновне Б) Елизавете Петровне

В) Павле I

Г) Екатерине I


  1. Какое из перечисленных событий произошло в 1703 г.? А) Начало правления Петра I


Б) Основание Московского университета В) Основание Санкт-Петербурга Г) Начало правления Анны Иоанновны


  1. Период 1725-1762 гг. вошел в историю как

А) Смутное время


Б) Династический кризис

В) Период дворцовых переворотов


Г) двоецарствие


  1. Укажите годы царствования Елизаветы Петровны А) 1741-1761 гг.


Б) 1725-1727 гг. В) 1730-1740 гг. Г) 1761-1762 гг.


    1. Федор Федорович Ушаков участвовал в


А) Семилетней войне

Б) русско-турецкой войне 1787-1791 годов


В) разделах Речи Посполитой


Г) войне со Швецией.


  1. В 1773-1775 гг. была крестьянская война под предводительством А) С.Т.Разина Б) К.А.Булавина


В) И.И.Болотникова Г) Е.И.Пугачева


  1. Центром русского Черноморского флота стал город


А) Одесса

Б) Херсон


В) Севастополь

Г) Екатеринослав





  1. Северная война завершилась подписанием

А) Заборовского мира

Б) Андрусовского перемирия


В) Ништадского мира

Г) Бахчисарайского мирного договора


  1. Табель о рангах была создана при А) Петре I Б) Екатерине I В)Павле I Г)ПетреIII



  1. После смерти Алексея Михайловича


А) царями были провозглашены два брата - Иван и Петр Б) царицей была провозглашена Софья Алексеевна


В) власть захватил князь И.Хованский – глава стрелецкого приказа Г) единственным царем провозглашен младший брат – Петр


  1. «Жалованная грамота» появилась при императоре

А) Екатерине I Б)ПетреI В) Павле I Г)ПетреIII



14.Уберите термин, который не относится к 18 веку:


А) коллегии Б) жалованная грамота В) «заповедные лета» Г) «бироновщина» Г) губернатор.

  1. Светское мероприятие, впервые появившееся при Петре I


А

А) земское собрание Б) маскарад В) ассамблея

Г) комедийная хоромина



  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события: А) Полтавская битва Б) начало дворцовых переворотов


В) восстание Е.И.Пугачева

Г) подписание Ништадского мирного договора.


  1. Дать определение следующим понятиям и терминам:

    1. Реформа - …


    1. Гвардия - …

    2. «Бироновщина» - …


    1. Протекционизм - …


Составьте два предложения с любыми (на выбор) двумя понятиями или терминами.








Зачет «Всеобщая история XYIII век» 8 класс.


1 ВАРИАНТ

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий с выбором ответа (1-13) обведите кружком номер верного ответа

1. Ранее других стран промышленный переворот начался:
    1) в Германии  2) в Англии        3) во Франции   4) в США
2. В период Нового времени республиканский строй утвердился в:
    1) Великобритании  2) Испании           3) Японии 4) США
3. О каком историческом деятеле идет речь в отрывке из стихотворения?
Он Африку когда-то обогнул. Впервые обогнул ее по морю. Сто раз тонул, но гнул ее и гнул. И обогнул, навек войдя в историю.

1) Мартин Лютер  2) Бартоломеу Диаш  3) Фернандо Магеллан   4) Эразм Роттердамский
4. В политической жизни США большую роль сыграл:
   1) Бенджамин Франклин   2) Оливер Кромвель   3) Жан Кальвин    4) Джеймс Уатт
5. В эпоху Просвещения впервые возникла идея:
   1) разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
   2) важности наблюдений и опыта для изучения явлений  природы;
   3) высшей ценности человека как личности;
   4) борьбы крестьян с феодалами.
6. В индустриальном обществе в отличие от традиционного:
   1) формируется правовое государство         2) возникает ремесленное производство
   3) господствует натуральное хозяйство       4) усиливается религиозное мировоззрение
7. Общая причина всех буржуазных революций Нового времени — это стремление к 
     уничтожению: 
   1) системы рабовладения                     2) цехового строя в городах
   3) политической раздробленности страны   4) феодальных повинностей и ограничений


8. В форме войны за независимость в XVIII в. буржуазная революция происходила:
    1) в Нидерландах   2) во Франции        3) в Англии   4) в США
9. Если промышленное предприятие использует труд наемных рабочих, то оно называется:
    1) усовершенствованным   2) капиталистическим  3) централизованным   4) ремесленным
10. В результате развития индустриальной цивилизации появляется общественный класс:
    1) буржуазии   2) феодалов         3) крестьян    4) горожан
11. Порядок правления государством, при котором правительство несет ответственность перед 
     представительным органом, а не королем, называется: 
   1) протекторат    2) абсолютная монархия     3) ограниченная монархия 4) парламентская республика
12. Причина, вызвавшая начало Реформации:
     1) прекращение Крестовых походов                2) строительство новых храмов
     3) обязанность верить в Бога                   4) продажа индульгенций
13. Кому принадлежат слова?
Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!
    1) Наполеону Бонапарту   2) Жан Полю Марату  3) Джордано Бруно   4) Вольтеру


ЧАСТЬ 2

Задания 14-20 требуют ответа в виде последовательности букв или слова (словосочетания), которые следует записать в ответе.


14. Каковы последствия Великих географических открытий?      Укажите два верных ответа из пяти предложенных. 
1)         расширение межконтинентальной морской торговли
2)         расширение представлений европейцев о мире
3)         начало использования угля и железной руды
4)         усиление влияния католической церкви
5)         улучшение положения народных масс

15. Какие изобретения были сделаны в период раннего Нового времени? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. 
1) книгопечатный станок 

2) паровая машина 

3) токарный станок 4) колесный плуг

5) компас


16. Какие понятия относятся к истории Китая? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1)  конфуцианство  2) деспотия 3) сёгунат  4) бусидо     5)сипай
17. Какие события/процессы происходили в период Нового времени?  Укажите два верных ответа из пяти предложенных. 
1)начало феодальной раздробленности      2) Великие географические открытия
3)возникновение христианства  4)начало религиозных войн   5)обмирщение сознания


18. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. 
    Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Деятель науки/культуры

Сфера деятельности

A) Даниель Дефо
Б) Жан Антуан Гудон
B)  Адам Смит

1)   экономика     

2)  литература
3)   живопись
4)скульптура







19. Установите соответствие между понятием и определением. 
     Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

А) пуритане Б)самураи В)луддиты

1) защитники интересов английских  лендлордов и англиканской церкви
2)   сторонники Реформации в Англии
3)   военное сословие               4)    «разрушители машин






20. Расположите в правильной хронологической последовательности события. 
    Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
A)   принятие Конституции США          Б) открытие Америки X. Колумбом
B)     учреждение Директории во Франции Г) подписание Аугсбургского религиозного мира







2 ВАРИАНТ

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий с выбором ответа (1-13) обведите кружком номер верного ответа


1. Мужицким художником называли: 
     1) Питера Брейгеля Старшего  2) Альбрехта Дюрера  3) Рафаэля Санти   4) Дени Дидро
2. В результате распространения Реформации в Германии:
    1) сложилось единое национальное государство  2) были уничтожены феодальные порядки 
    3) установилась пресвитерианская церковь          4) церковь стала дешевле

3. Принцип веротерпимости в период Реформации провозгласил документ:
    1) «Кровавое законодательство» 2) «Навигационный акт» 

3) Нантский эдикт   4) «12 статей»                                
4. Итог Нидерландской революции - уничтожение: 
     1) сословно-представительных органов       2) капиталистических порядков 
     3) рабовладельческих порядков               4) феодальных порядков
5. Причина «Славной революции» в Англии:
    1) стремление Якова II восстановить абсолютизм и католичество
    2) введение парламентом новых феодальных повинностей
    3) недовольство населения диктатурой Кромвеля
    4) угроза интервенции со стороны Испании
6. Война в Европе в XVII в., в которой участвовали две мощные коалиции государств,  
      положившая конец религиозным войнам между протестантами и католиками, 
      получила название:
     1) Северная   2) Столетняя         3) Семилетняя       4) Тридцатилетняя
7. Мануфактуру и фабрику объединяет признак:
   1) наличие частной собственности работников на орудия труда;
    2) существование механизированного производства;
   3) использование труда наемных рабочих;
   4) отсутствие разделения труда;
8. Согласно Конституции США исполнительная  власть принадлежит:
   1) Конгрессу  2) президенту        3) губернатору   4) Верховному суду
9. О каком событии идет речь в отрывке из документа?
Главная пружина королевского могущества была сломлена 14 июля или, по крайней мере, она была настолько повреждена в этот день, что ей уже не¬возможно было когда бы то ни было действовать по-прежнему.
    1)  взятии Бастилии;  

     2) об издании декрета о «подозрительных»;
   3) об отставке контролера финансов Жака Тюрго;  

  4) о разгоне Наполеоном Законодательного корпуса.
10 . Название «переворот 9 термидора» означает:
   1) принятие нового революционного календаря;

2) установление власти Наполеона Бонапарта;

3) свержение якобинской диктатуры;

   4) реставрацию абсолютизма.
11. К истории Великой французской революции относится понятие:
   1) гильотина  2) протектор  3) «Бостонское чаепитие»   4) иконоборческое движение
12. Империю Великих Моголов основал:
   1) Надир-шах   2) Токугава          3) Бабур   4) Акбар
13. В Китае, Японии и Индии в Новое время: 
    1) господствовал аграрный строй           2) использовался труд негров-рабов
   3) распространилось конфуцианство       4) существовала сильная центральная власть


ЧАСТЬ 2

Задания 14-20 требуют ответа в виде последовательности букв или слова (словосочетания), которые следует записать в ответе.


14. Каковы последствия Великих географических открытий? 
    Укажите два верных ответа из пяти предложенных. 
1)         расширение межконтинентальной морской торговли;
2)         расширение представлений европейцев о мире;
3)         начало использования угля и железной руды;
4)         усиление влияния католической церкви;
5)         улучшение положения народных масс;
15. Какие изобретения были сделаны в период раннего Нового времени? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. 
1) книгопечатный станок  2) паровая машина  3) токарный станок 4) колесный плуг 5) компас


16. Какие понятия относятся к истории Китая? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1)  конфуцианство  2) деспотия 3) сёгунат  4) бусидо     5) сипай
17. Какие события/процессы происходили в период Нового времени?  Укажите два верных ответа из пяти предложенных. 
1)начало феодальной раздробленности      2) Великие географические открытия
3)возникновение христианства  4)начало религиозных войн   5)обмирщение сознания
18. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. 
    Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Деятель науки/культуры

Сфера деятельности

A) Даниель Дефо
Б) Жан Антуан Гудон
B)  Адам Смит

1)   экономика      2)  литература
3)   живопись
4)скульптура






19. Установите соответствие между понятием и определением. 
     Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

А) пуритане Б)самураи В)луддиты

1) защитники интересов английских  лендлордов и англиканской церкви
2)   сторонники Реформации в Англии
3)   военное сословие               4)    «разрушители машин






20. Расположите в правильной хронологической последовательности события. 
    Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
A)   принятие Конституции США;   

Б) открытие Америки X. Колумбом;
B)  учреждение Директории во Франции;
Г) подписание Аугсбургского религиозного мира.


9класс. История России.

Тестирование «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского»

1 вариант

1. Кто из перечисленных исторических деятелей подверг критике реформы начала царствования Александра I и деятельность М.М. Сперанского в записке «О древней и новой России»?

1) А.Н. Радищев
2) Н.М. Карамзин
3) М.М. Щербатов
4) Н.И. Новиков

2. Как назывался законосовещательный орган Российской им­перии, созданный по предложению М.М. Сперанского в 1810г.?

1) Совет министров
2) Правительствующий Сенат
3) Государственная дума
4) Государственный совет

3. План государственных преобразований, разработанный М.М. Сперанским в 1809 г., предусматривал создание

1) коллегий как центральных государственных учреждений
2) Государственной думы как органа законодательной власти
3) Верховного тайного совета как высшего органа управ­ления
4) Тайной канцелярии как органа по борьбе с политиче­скими преступлениями

4. Какое изменение в социальной системе Российской импе­рии предусматривалось планом государственных преобра­зований, разработанным М.М. Сперанским в 1809 г.?

1) ликвидация дворянства как особой привилегированной социальной группы
2) создание группы приписных крестьян
3) установление полного равноправия представителей раз­ных сословий
4) объединение купцов, мещан и государственных крестьян в группу «среднее состояние»

5. Что было одной из причин отставки и ссылки М.М. Сперан­ского в марте 1812 г.?

1) протест М.М. Сперанского против Тильзитского догово­ра и союза с Наполеоном
2) разработка М.М. Сперанским конституционного проек­та без ведома и разрешения императора Александра I
3) недовольство деятельностью М.М. Сперанского со сто­роны консервативной части дворянства
4) участие М.М. Сперанского в убийстве Павла I

6. Назовите не менее двух основных целей, которые ставил в своем проекте государственных преобразований М.М. Сперанский.

2 вариант

1. План государственных преобразований, разработанный М.М. Сперанским в царствование Александра I, преду­сматривал

1) установление федеративного устройства России
2) переход к республиканской форме правления
3) возвращение к коллегиальной форме центрального управления
4) реализацию принципа разделения властей

2. Что было одним из результатов деятельности М.М. Сперанского в царствование Александра I?

1) переход России к конституционной монархии
2) отмена крепостного права в России
3) совершенствование существующего порядка управления
4) ликвидация сословной организации российского общества

3. Как назывался разработанный М.М. Сперанским документ, содержавший план государственных преобразований в России?

1) «Уставная грамота Российской империи»
2) «Введение к уложению государственных законов»
3) «Записка о древней и новой России»
4) «Генеральный регламент»

4. Какой орган власти по проекту М.М. Сперанского должен был стать высшей судебной инстанцией?

1) Министерство юстиции
2) Непременный совет
3) Комитет министров
4) Сенат

5. Какое положение соответствует социальной системе, создание которой было предусмотрено планом государствен­ных преобразований М.М. Сперанского?

1) предоставление политических прав только первым двум сословиям
2) установление запрета на переход из сословия в сосло­вие
3) объединение государственных и крепостных крестьян в одно сословие
4) предоставление равных политических прав всем сосло­виям

6. Назовите не менее двух причин отставки и ссылки М.М. Сперанского.





Тестирование «Политическая деятельность Николая I»

1. Комитет 6 декабря 1826г. Николая 1 был призван:

А) подготовить проекты реформ государственного управления

Б) завершить следствие по делу декабристов

В) провести кодификацию российского законодательства

Г) решить крестьянский вопрос

2. Отметьте даты царствования Николая 1:

А)1824-1861гг.   Б) 1825-1855гг.   В) 1853-1881гг.   Г) 1820-1848гг.

3. Соотнесите имена и события:

А) М Сперанский          1) денежная реформа

Б) А.Бенкендорф           2) реформа управления государственными крестьянами

В) П.Киселев                 3) третье отделение Е.И.В.Канцелярии

Г) Е.Канкрин                 4) полное собрание законов Российской империи

Д) С.Уваров                   5) теория официальной народности

4. Почему в декабре 1825г. на российский престол вступил Николай 1, а не его старший брат Константин?

А) законный наследник Константин добровольно отказался от престола

Б) гвардия заставила законного наследника Константина отречься от престола

В) удалась дворцовая интрига в пользу Николая 1

5. Кому непосредственно подчинялась политическая полиция (III отделение) в годы царствования Николая 1?

А) министру полиции   Б) министру внутренних дел   В) императору Николаю 1

6. Министр просвещения, доказывавший, что основой Российского государства являются православие, самодержавие, народность

А) С. Уваров   Б) М. Сперанский   В) П. Киселев   Г) Е. Канкрин   Д) А. Бенкендорф

7. По реформе государственной деревни П. Киселева крестьянам:

А) увеличены наделы и введена местная администрация

Б) дано самоуправление, упорядочено взимание податей и набор рекрутов, разрешено открывать школы и больницы

В) ликвидированы некоторые сборы и налоги, разрешено покупать землю

Г) разрешено брать землю в аренду у помещиков, отменены рекрутские наборы  

8. Император Николай 1 был:

А) сыном Екатерины II  Б) сыном Александра 1  В) сыном Павла  Г) внуком Александра 1



Самостоятельная работа «Россия в первой половине XIX века.»

1.Одним их основных направлений внутренней политики Николая I было:

А) укрепление положения дворянства Б) введение гражданских свобод

В) усиление роли общественных организаций Г) уменьшение роли образования

2. Правление Александра I датируется(1 бал)

А) 1801- 1825 Б) 1825-1855 В) 1855-1881 Г) 1820-1861

3. Министр финансов в годы правления Николая I

А) П. Д. Киселев Б) К. В. Нессельроде В) Е. Ф. Канкрин Г) П. С. Нахимов

4. Второе название Крымской войны

А) Западная Б) Восточная В) Северная Г) Южная

5. Первая железная дорога в России имела название

А) Николаевская Б) Царскосельская В) Московская Г) Варшаво-Венская

6. Первое тайное общество в России называлось

А) Северное общество Б) Южное общество В) «Союз благоденствия» Г) «Союз спасения»

7. Венский конгресс состоялся

А) 1814-1815 Б) 1825-1826 В) 1861 Г) 1802

8. Кто из перечисленных был героем Отечественной войны 1812 года?

А) М. Б. Барклай де Толли Б) М. М. Сперанский В) Е. Ф. Канкрин Г) А. Х. Бенкендорф

9. Выберите даты русско-иранских войн:

А) 1804-1813, 1828-1829 Б) 1806-1812, 1828-1829 В) 1808-1809, 1826-1828 г) 1804-1813, 1826-1828

10. Тильзитский мир был заключен между

А) Россией и Англией Б) Россией и Францией В) Россией и Германией Г) Францией и Англией

11. Кто изображен на портрете?

А) П. Д. Киселев Б) Е. Ф. Канкрин В) П. И. Багратион Г) А. А. Аракчеев

12. Система экономических и политических мероприятий, проводившаяся Наполеоном I по отношению к Великобритании – это

А) Ценз Б) Континентальная блокада В) Инфантерия Г) Ростовщичество

13. При Николае I кодифицировал все законы воедино

А) М. М. Сперанский Б) А. А. Аракчеев В) П. Д. Киселев Г) М. И. Кутузов

14. 26 августа 1812 года состоялось

А) Восстание декабристов Б) Указ о «вольных хлебопашцах» В) Бородинское сражение Г) Парижский мир

15. Выберите того, кто составил проект об отмене крепостного права

А) М. М. Сперанский Б) К. В. Нессельроде В) В. А. Корнилов Г) А. А. Аракчеев

16. Кто изображен на портрете?

А) Д. В. Давыдов Б) В. П. Кочубей В) П. И. Пестель Г) П. С. Нахимов

17. Автор картины «Последний день Помпеи»?

А) П. А. Федотов Б) К. П. Брюллов В) А. А. Иванов Г) А. А. Алябьев

18. Первым изобрел наркоз

А) К. М. Бэр Б) П. Г. Соболевский В) П. А. Федотов Г) Н. И. Пирогов

19. Выберите путешественника (основной вид деятельности), крупный мореплаватель:

А) И. Ф. Крузенштерн Б) К. П. Брюллов В) К. М. Бэр Г) П. Л. Шиллинг

20. Разновидность классицизма в архитектуре, возникшая во Франции при Наполеоне

А) Альманах Б) Интендант В) Ампир Г) Сейм

21. Расположите события в хронологическом порядке:

А) Восстание декабристов Б) Указ об «обязанных крестьянах» В) Строительство первой железной дороги в России Г) Парижский мир Д) Указ о «вольных хлебопашцах»

Е) Адрианопольский мир Ж) Тильзитский мир З) Издание первого Полного собрания законов Российской империи

22. Соотнесите термин и его определение

1. Ассигнации

А. Законодательный орган в ряде европейских стран

2. Сейм

Б. Военный, занимающийся снабжением войск

3. Интендант

В. Построение пехоты четырехугольником для отражения атаки со всех сторон

4. Либерализм

Г. Бумажные деньги

5. Каре

Д. Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод



23. Соотнесите дату и событие

1. 1802

А. Крымская война

2. 1803

Б. Указ о «вольных хлебопашцах»

3. 1817-1864

В. Указ об «обязанных крестьянах»

4. 1853-1856

Г. Учреждение министерств

5. 1842

Д. Кавказская война



24. Выберите членов Негласного комитета:

А) Н. Н. Новосильцев Б) В. П. Кочубей В) П. Д. Киселев Г) Е. Ф. Канкрин Д) А. А. Чартотырский Е) А. А. Аракчеев Ж) А. П. Ермолов З) К. В. Нессельроде И) П. А. Строганов

25. Соотнесите портрет и исторического деятеля:

1. Александр I

А. 

2. Николай I

Б. 

3. П. И. Багратион

В. 

4. П. Д. Киселев

Г. 

5. М. И. Кутузов

Д. 



26. Соедините историческую личность и род его деятельности:

1. К. В. Нессельроде

А. Идеолог революционного движения; разработал основные положения теории «общинного», или «русского», социализма.

2. М. А. Милорадович

Б. Командующий 2-й армией во время Отечественной войны

3. А. Х. Бенкендорф

В.Генерал-губернатор Петербурга

4. А. И. Герцен

Г. Шеф III отделения

5. П. И. Багратион

Д. Министр иностранных дел России



27. Выберите участников Крымской войны:

А) В. П. Кочубей Б) В. А. Корнилов В) П. С. Нахимов Г) П. И. Пестель Д) М. Б. Барклай де Толли Е) П. М. Кошка Ж) А. П. Ермолов З) А. С. Меншиков

28. Работа с историческим источником. Прочтите отрывок и определите войну и событие, о котором идет речь:

"… Именно после Бородина стратегический талант Кутузова развернулся во всем блеске. Ни с кем, не советуясь,…Кутузов приказал армии отступать от Москвы на Рязанскую дорогу. Выйдя на Рязанскую дорогу, Кутузов вдруг круто повернул к югу, вышел на старую Калужскую дорогу,… а одновременно велел князю Васильчикову отправить казачью гвардию по прежнему, рязанскому направлению, стремясь сбить с толку преследовавшего русскую армию от Москвы Мюрата.… Этим своим продвижением Кутузов прикрыл Калугу и южные губернии от возможного движения туда Наполеона…"

29. Работа с историческим источником. В чем вы видите принципиальные отличительные черты крепостного и наемного труда по примерам, приведенным в статье А. И. Кошелева?

« …..Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашние дела и еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость….

..Какая разница войти в мануфактуру, истинно на коммерческой ноге устроенную! Как там один перед другим боится переработать, так тут они друг друга одушевляют подстерекают. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за его чистотой работы. Собственная выгода будит его до света и освещает ему вечером – охота пуще неволи.»

30. Дайте полный ответ на вопрос. Что было главной особенностью развития художественной культуры России в первой половине XIX века?

31. Дайте полный ответ на вопрос. Каким было международное положение России после заключения Тильзитского мира?



Тестирование «Национальная политика Александра II »

  1. Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?

а) Ф. Лагарп;                         б) В.А. Жуковский;
в) М.Н. Погодин;                         г) С.С. Уваров.

  1. Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»?

а) А.И. Герцену;                 б) Н.П. Огареву;

в) Александру II;                 г) председателю Реакционных комиссий Я.И.Ростовцеву.

  1. Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864 г.?

а) состязательность сторон в ходе судебного процесса;

б) наказание розгами виновных;

в) гласность суда;

г) периодическая сменяемость судей;

д) создание особого суда для дворян;

е) зарплата судей одна из самых высоких в мире;

ж) введение суда присяжных;

з) бессословность суда.

  1. Земские учреждения не решали вопросов…

а) строительства дорог;

б) строительства школ и больниц;

в) организации судебных органов;

г) развития торговли и промышленности.

  1. Представители какого сословия преобладали в земствах?

а) крестьяне;                                б) дворяне;

в) купцы;                                г) мещане.

  1. Какие крестьяне считались временнообязанными?

а) не заключившие выкупной сделки с помещиком;

б) крестьяне сибирских губерний;

в) государственные крестьяне;

г) все указанные под а), б), в).

  1. Для чего были созданы редакционные комиссии?

а) для сбора статистических данных о крестьянских наделах;

б) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян;

в) для составления итогового отчета Главному комитету по крестьянскому делу;

г) для редакции журналов и газет.

  1. По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась…

а) собственностью крестьянской семьи;

б) собственностью крестьянской общины;

в) государственной собственностью;

г) передавалась крестьянам помещиком в пожизненную аренду.

  1. Сколько крестьяне должны были заплатить помещику за выкупаемый надел?

а) сразу 20-25% стоимости надела, а 75-80% платило государство;

б) сразу 100% стоимости надела;

в) 100% стоимости надела в течение 59 лет;

г) 50% стоимости надела, а остальное платило государство.

  1. Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался…

а) месячина;                                б) испольщина;

в) барщина;                                г) отработки.

  1. Что отражает буржуазный характер Великих реформ?

а) отмена крепостного права;

б) волостной суд для решения мелких крестьянских дел;

в) наделение крестьян землей;

г) состязательность судебного процесса;

д) общинное землевладение;

е) появление отработочной системы;

ж) всесословный характер земств;

з) всеобщая воинская повинность;

и) крестьянское малоземелье;

к) отрезки.

  1. Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в. Была заложена:

а) на Донбассе;                        б) в Сибири;

в) в районе Баку;                        г) в Средней Азии.

  1. Соотнесите событие и дату:

  1. начало перевода крестьян на выкуп;                        а) 1878 г.

  2. судебная реформа;                                                б) 1 марта 1881 г.

  3. убийство Александра II;                                        в) 1863 г.

  4. Берлинский конгресс;                                        г) 1864 г.

1.

2.

3.

4.





  1. Основоположником какого течения народничества был П.Л. Лавров?

а) бунатрское;                        б) пропагандистское;

в) заговорщическое;                        г) либеральное.

  1. Как называлась первая народническая организация в России?

а) «Земля и воля»;                        б) «Черный передел»;

в) «Народная воля»;                        г) «Освобождение труда».

  1. К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ?

а) либеральное;                        б) радикальное;

в) консервативное;                        г) реакционное.

  1. Какое имя лишнее и почему?

а) И.В. Гурко;                        б) А.М. Горчаков;

в) М.Д. Скобелев;                        г) П.С. Нахимов.

_____________________________________________________________________________

  1. На Берлинском конгрессе произошло:

а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора;

б) укрепление позиций России;

в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора;

г) создание новой коалиции против России.

  1. С какой страной в 1860 г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?

а) с Японией;                        б) с Китаем;

в) с США;                        г) с Кореей.

  1. Расставьте в хронологической последовательности:

а) Сан-Стефанский мирный договор;

б) начало перевода крестьян на выкуп;

в) раскол «Земли и воли»;

г) хождение в народ;

д) оборона Шипкинского перевала.

____________________________________



Тестирование «Правление Александра III »

1 вариант

1. Укажите годы правления Александра III

А) 1881-1894   Б) 1881-1917   В) 1881-1896   Г) 1881-1895

2. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?

А) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России

Б) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене

В) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии

3. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?

А) Россия, Англия и Франция  Б) Россия, Австро-Венгрия и Германия

В) Россия, Франция и Турция

4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б) предписывал открывать в городах детские дома

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста

5. Кто такие земские начальники?

А) представители земских собраний             Б) председатели земских управ

В) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль

6. По Университетскому уставу 1884г. собрания и выступления студентов:

А) разрешались при участии ректора или попечителя университета

Б) разрешались только в Татьянин день      В) строго воспрещались

7. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

А) С.Уваров   Б) К.Победоносцев   В) М.Лорис-Меликов   Г) С.Витте

8. Основной причиной медленного развития сельского хозяйства во второй половине XIX в. является:

А) сохранение глубоких феодальных пережитков в деревне (помещичье землевладение, отрезки, община)

Б) примитивная агротехника

В) недостаток капитальных вложений, выделяемых правительством для нужд деревни

Г) нехватка химических удобрений для сельского хозяйства

9. Что вы знаете о возведении храма Христа Спасителя?

10. На каких условиях было осуществлено присоединение Средней Азии к России?

11. Назовите государства, объединившиеся в Тройственный союз?

12. Дайте определение понятиям

Коалиция

Реформа

Контрреформа

Цензура

Протекционизм

2 вариант

1. Чем завершилась политическая карьера министра внутренних дел М.Лорис-Меликова?

А) отставкой в апреле 1881г.   Б) его убийством народовольцами

В) ссылкой в родовое имение

2. На чем строилась идеология контрреформ Александра III?

А) на теории «Москва-третий Рим»   Б) на идеях Вольтера и Руссо

В) на теории официальной народности

3. Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в 80-е гг. XIXв.?

А) заинтересованность в ограничении захватнических устремлений Англии

Б) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

В) оформление австро-германского союза

4.Какие государства объединил Тройственный союз?

А) Австро-Венгрию, Германию и Италию

Б) Австро-Венгрию, Германию и Россию

В) Германию, Италию, Турцию

5. Укажите годы правления Александра III

А) 1881-1894   Б) 1881-1917   В) 1881-1896   Г) 1881-1895

6. Временные правила о печати 1882г.:

А) временно отменяли цензурный контроль

Б) существенно смягчали цензурную политику правительства

В) установили жесткий административный надзор за периодическими изданиями

7. В 1892г. на должность министра финансов был назначен:

А) Д.Толстой  Б) М.Катков  В) С.Витте  Г) П.Шувалов

8. В годы правления Александра III крестьянам:

А) возвращены отрезки, предоставлено право выбирать своих депутатов в Думу

Б) упорядочено взимание налогов, предоставлено право выкупаться на волю с землей

В) разрешено закреплять в собственность земельный надел и выходить из общины

Г) сумма выкупных платежей была понижена, учреждены Крестьянский банк и должность земских начальников

9. Назовите высшие органы управления страной.

10. Чем объясняется борьба интересов России и Австро – Венгрии на Балканах?

11. Назовите основные экономические реформы Бунге.

12. Дайте определение понятиям

Коалиция

Реформа

Контрреформа

Цензура

Протекционизм

Зачет: «Россия в XIX веке.»

Вариант 1

Часть А

1. Временнообязанные крестьяне должны были

А) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца

Б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю

В) принимать участие в общественных работах в своем уезде

2. Что предписывал циркуляр о «кухаркиных детях»

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б)открывать специальные школы для детей низкооплачиваемых рабочих

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с 6-летнего возраста

3. Что такое отрезки

А) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.

Б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян

В) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой

4.Кто такой мировой посредник

А) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы

Б) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров

В) лицо, составлявшее уставную грамоту, разрешавший споры между помещиком и крестьянами

5.Земские учреждения создавались

А) в губерниях и уездах Б) только в уездах В) только в волостях

6. Земства должны были

А) осуществлять политическую власть на местах Б) контролировать деятельность государственных чиновников

В) заниматься вопросами местного самоуправления, благоустройства, медицины, образования

7.Как называлась одна из первых рабочих организаций, возникших в 1878 году в Петербурге

А) «Северный союз русских рабочих» Б) «Союз спасения»

В) «Освобождение труда»

8. В период проведения реформ «сверху» консерваторы считали своими главными задачами

А) сорвать любыми способами проведения реформ

Б) скорректировать реформы в интересах помещиков

В) сотрудничать с представителями радикального направления

9. Во время какого крестьян императора было отменено временнообязанное состояние помещичьих

А) Александра II Б) Александра III В) Николая II

10. Основными политическими требованиями «Земли и воли» было

А) установление конституционной монархии Б) созыв Земского собора

В) установление демократической республики

11.Руководителя «Земли и воли» считали, что массовые крестьянские выступления произойдут в 1863 году, так как в этом году

А) истекал срок подписания Уставных грамот между помещиками и крестьянами

Б) вводилось временнообязанное состояние крестьян

В) намечалось убийство Александра II

12. В 1866 г. Д. Каракозов совершил в Петербурге покушение на Александра II. К какой организации принадлежал Каракозов?

А) к кружку Ишутина Б) к организации «Земля и воля» В) к «Северному союзу русских рабочих»

13.Когда народники предприняли «хождение в народ»

А) 1861 Б) 1874 В) 1881

14. Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества

А) П. Ткачев Б) П. Лавров В) М. Бакунин

15.Усиление революционного движения после реформы 1861 года было обусловлено

А) ослаблением политического режима в пореформенной России

Б) умеренностью реформ и непоследовательностью властей при их проведении

В) устранением сословных перегородок

16.К какому направлению общественной мысли относились Б. Чичерин, К. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ

А) либеральное Б) консервативное В) радикальное

17.Какая организация занималась в России террористической деятельностью

А) «Черный передел» Б) «Народная воля» В) «Северный союз русских рабочих»

18. Договор помещика с крестьянином, в котором фиксировались размер выкупаемого надела и условия выкупа

А) «Дарственное письмо» Б) «Уставная грамота» В) «Земельный договор»

19.Видным идеологом консерватизма при Александре II был

А) А. Герцен Б) М. Катков В) С. Муромцев

20. Назовите имя русского художника, автора картины «Меншиков в Березове»

А) В. Серов Б) М. Врубель В) В. Суриков

Часть В

1. Прочитайте отрывки из стихотворений и дайте письменные ответы на вопросы

Готов ли? Ну! Теперь смотри! И вот теперь со всех сторон

Ступай по городам и селам Идут на бой борцы иные…

И о грядущем говори Идут в измученный народ,

Животрепещущим глаголом. Идут в голодные селенья;

Всех русский голос их зовет

(Н. Огарев) В бой за народное спасенье. (П. Лавров)

О каком периоде в истории русского народничества идет речь в стихотворениях? Назовите точную дату начала этого периода.

2. Соотнесите программные установки с именами народников: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев

А) «Идите же, идите «в народ», но не с вашей плюгавой пропагандой, а с прямой революционной агитацией и памятуйте слова великого учителя: «Страсть к разрушению есть в тоже время страсть творческая»… Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его в каком бы виде они перед ним на являлись»

Б) «Первым усилием подготовления социальной революции в России должна быть организация революционного меньшинства, понимающего задачи рабочего социализма…И под влиянием своих людей, давно им знакомых, давно близких, массы пойдут на бой, который будет иметь возможность совершится на началах рабочего социализма».

В) «Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственной властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное. Осуществить это легче и удобнее посредством государственного заговора…Но всякий признающий необходимость государственного заговора тем самым должен признать и необходимость дисциплинированной организации, основанной на централизации власти …»

3. Что из перечисленного входило в состав земской реформы ?

А) выборный характер земств

Б) земства избирались на основе имущественного ценза

В) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств

Г) в ряде губерний решено было земства не создавать

Д) земства содержали больницы, школы, дороги

Е) во главе всех земств стояло центральное земство

Ж) крестьяне в земства не избирались

4. Прочтите отрывок из документа второй половины XIX века и укажите год его принятия

« 1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.2. Денежный выкуп от воинской повинности и замета охотником не допускается 17. Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жеребью, определяется в15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе».

5. Какие изменения социальной структуры российского общества произошли во 2 половине XIX века

А) упрочение господствующего положения дворянства в жизни общества

Б) вовлечение крестьян в рыночные отношения

В) усиление расслоения крестьянства и дворянства

Г) утрата крестьянами политической роли в стране

Д) широкое участие дворянства в предпринимательстве

Е) появление новых классов: буржуазии и пролетариата

Вариант 2

Часть А

Какие два типа хозяйства развились в аграрном секторе России после реформы 1861 году

А) среднее и мелкое фермерское

Б) частные фермы и государственные сельскохозяйственные предприятия

В) крупное помещичье и мелкое крестьянское

2.Какие права сохраняла за помещиками реформа 1861 г.

А) право собственности за принадлежащие им земли

Б) право собственности на четвертую часть их прежних владений

В) право собственности на всех людей, работавших в усадьбе помещика

3.В каком году было издано Положение о земских учреждениях

А) 1864 Б) 1874 В) 1881

4. Какие изменения предполагала военная реформа

А) вводилась всеобщая воинская повинность

Б) сохранился 25-летний срок службы

В) объявлялись рекрутские наборы

5.Какой устанавливался порядок внесения выкупных платежей крестьянами согласно реформе 1861 г

А) сразу все 100% стоимости полученного надела

Б) сразу 20-25 % стоимости полученного надела, а 75-80 % платило государство

В) 100% стоимости полученного надела с рассрочкой на 50 лет

6.В чем заключалась функция земств

А) решение административных и культурных вопросов местного значения

Б) в выполнении полицейских функций на местах

В) в руководстве военными подразделениями на местах

7.Назовите дату подписания Манифеста об освобождении крестьян

А) 1 января 1864 Б) 1 января 1874 В) 19 февраля 1861

8. Что получали крестьяне по согласно Манифесту

А) личную свободу Б) равные права с дворянством В) равные права со всеми сословиями

9.Кто следил за осуществлением крестьянской реформы на местах

А) мировые посредники Б) губернаторы В) дворяне

10. Что такое отрезки

А) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.

Б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян

В) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой

11. Какова была цель «хождения в народ»

А) обучить крестьян разным специальностям Б) вызвать революционный взрыв в дерене

В) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права

12.Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества

А) П. Ткачев Б) П. Лавров В) М. Бакунин

13. Как называлась первая народническая организация в России

А) «Земля и воля» Б) «Освобождение труда» В) «Народная воля»

14. Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских и экономических свобод

А) социализм Б) либерализм В) консерватизм

15.Основными положениями революционного народничества являлось

А) немедленный социалистический переворот с опорой на крестьянскую общину

Б) поддержка реформ «сверху»

В) стремление сохранить традиционные устои России

16. В каком году была образована 1-я «Земля и воля»

А) 1856 Б) 1860 В) 1861

17. На какие организации раскололась «Земля и воля» в 1879 году

А) «Черный передел» и «Народная воля»

Б) «Народная воля» и «Народная расправа»

В) «Черный передел» и «Освобождение труда»

18.Какая организация подготовила и осуществила покушение на Александра II

А) «Черный передел» Б) «Народная воля» В) «Освобождение труда»



19. Что вводила реформа судебных учреждений

А) сословность суда Б) гласность судопроизводства

В) обязательное присутствие на всех заседаниях присяжных заседателей

20.Почему земства не были введены в Сибири и Архангельской губернии

А) дворянское землевладение здесь было незначительным

Б) в этих местах была невелика численность населения

В) это требовало дополнительных расходов

Часть В

1. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы

«Отношение к обвиняемой было двоякое. В высших сферах, где всегда гнушались Треповым, находили, что она – несомненная любовница Боголюбова и все-таки «мерзавка», но относились к ней с некоторым любопытством… Иначе относилось среднее сословие. В нем были восторженные люди, видевшие в Засулич новую русскую Шарлоту Корду; были многие, которые усматривали в ее выстреле протест за поруганное человеческое достоинство – грозный призрак общественного гнева…» (А.Ф. Кони)

Назовите имя и фамилию обвиняемой.

2. Экономическая программа С. Ю. Витте включала в себя

А) введение акцизных сборов на водку, табак

Б) введение госмонополии на производство и продажи водки

В) введение золотого рубля

Г) государственную поддержку сельского хозяйства

Д) защита русской промышленности от иностранной конкуренции

Е) широкое привлечение иностранного капитала

3.Что из перечисленного входило в состав судебной реформы

А) отделение полиции от следствия

Б) состязательность сторон в ходе судебного процесса

В) наказание розгами лиц, признанных виновными

Г) гласность суда

Д) периодическая сменяемость судей

Е) создание особого суда для дворян

Ж) введение суда присяжных

И) высшей судебной инстанцией стал Император

4. Прочтите отрывок из документа второй половины XIX века и назовите событие, о котором идет речь

«Весной 1874 года молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке крестьянскую одежду… пропагандист заводил знакомство среди ближайших крестьян или рабочих, сперва без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги».

5. Прочтите отрывок из дневника современника и назовите реформу, о которой идет речь в отрывке.

«Когда прочли манифест в Стубленской церкви, то народ начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не собственностью помещика и что барщины никакой не должно быть».



























Тестирование «Индустриальное общество»

1 вариант

1.Дайте определение понятиям:

а) трест

б) буржуазия

в) монополия

2. Кто построил в 1825 г. железную дорогу:

а) Тревитик                                         в) братья Монгольфье

б) Дж. Стефенсон                               г) Г.Форд

3. Первой страной, завершившей промышленный переворот, была:

а) Англия          в) Германия

б) Франция        г) Италия

4. Кто совершил первый полет на планере, оснащенным бензиновым двигателем

а) братья Монгольфье                      в) А.Попов

б) К.Мэксим                                      г) братья Райт

5. Создателем динамита был 

а) С.Кольт                         в) Х.Шрапнел

б) К.Мэксим                        г) А.Нобель

6. Коммунистические идеи в XIX веке развивал:

а) К.Маркс                                  в) Д.Дидро

б) Б.Констан                               г) Ж.де Местер

7. Основные черты индустриального общества

а) миграция           в) усложнение классовой структуры

б) урбанизация            г) распад колониальных империй

8.Определите, какое утверждение правильное.

а) Основными формами хозяйственных объединений (монополий), которые возникли в индустриально развитых странах на рубеже ХІХ-ХХ ст., были картели и синдикаты

б) Основными формами хозяйственных объединений (монополий), которые возникли в индустриально развитых странах на рубеже ХІХ-ХХ ст., были картели и синдикаты, тресты и  концерны.

9.Верны ли утверждения.

А. Завершение промышленного переворота относится к 17 веку

Б. Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что машины создаются при помощи станков.

1) верно только А                  2) верно только Б

3) верны оба варианта          4) оба варианта не верны

10.Экономический кризис-это…

А) процесс спада экономического роста и насильственного восстановления нарушенных пропорций.

Б) борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

В) особая стадия в развитии капитализма, характеризующая распространением господства во всех областях жизни общества.

11.верны ли утверждения:

А. Промышленная революция 19 века охватила все страны Западной Европы и США

Б.Наряду с консерватизмом, занимавшим еще господствующее место в идеологии, в 19 веке оформились либеральное и социалистическое течение.

1) верно только А                2) верно только Б

3) верны оба варианта        4) оба варианта не верны

12. Соотнесите понятия

деятель

область

достижение

1) Вильгельм Рентген

А) изобразительное искусство

А) «Собор Парижской богоматери»

2) Виктор Гюго

Б) музыка

B) Х-лучи

3) Жорж Бизе

В) наука (биология)

C) «Кармен»

4) Эдуард Мане

Г) литература

D) микробиология

5) Луи Пастер

Д) наука (физика)

E) «Книга джунглей»

6) Редьярд Киплинг

Е) кинематограф

F)  «Завтрак на траве»

13. Дайте развернутый ответ:

1.Какие условия сделали возможной победу промышленной революции?

Вариант 2

1.Дайте определение понятиям:

а) капитализм

б) синдикат

в) конкуренция

2. Какая отрасль промышленности появилась в XIX веке

а) машиностроение                    в) химическая промышленность

б) приборостроение                      г) легкая промышленность

3.Соотнесите известных деятелей и род их занятий:

1.Джузеппе Верди       А. Ученый

2.Виктор Гюго             Б. Живописец

3.Луи Пастер                В.Музыкант

4.Клод Моне                 Г. Писатель

4. В какое время в Англии появились первые автомобили с паровым двигателем

а) в I четверти XIX века                   в) в III четвери XIX века

б) во II четверти XIX века               г) в IV четверти XIX века

5. Переход от традиционного общества к индустриальному называется:

а) промышленный переворот         в) модернизация

б) индустриализация                  г) концентрация

6. Общественно-политическое учение XIX века, основными ценностями признававшее стабильность существующего общественного порядка, традиции и религию:

а) либерализм                          в) социализм

б) консерватизм                     г) анархизм

7. Найдите лишнее. Страны, которые в XIX веке покидало большое количество эмигрантов

а) США                           б) Англия

в) Италия                 г) Франция

8. Исключите лишнее:

А.1.Шарль Фурье. 2.Роберт Оуен 3 Анри Сен-Симон 4.Эмиль Золя

Б. 1.либерализм. 2 консерватизм. 3 капитализм .4 социализм

В. 1производство 2 научно-техническая революция. 3 натуральное хозяйство. 4 социальная мобильность.

9 Стремление женщин  к свободе и независимости, борьба за уравнение в правах – это

а) урбанизация                                  в) миграция

б) эмансипация                                 г) эмиграция

10. Какая новая женская профессия появилась в XIX веке 

а) швея                                               в) фотограф

б) машинистка                                  г) почтальон

11. Какой атрибут мужской одежды считался в XIX веке высшим признаком элегантности 

а) цилиндр                                         в) костюм "тройка"

б) смокинг                                         г) тросточка

12. Соотнесите понятия

Общественно-политическое движение

Лидеры движения

1) либерализм

А) М.Бакунин, П.Прудон

2) консерватизм

Б) К.Маркс, Ф.Энгельс

3) социализм

В) У.Гладстон

4) марксизм

Г) О.Бисмарк, Б.Дизраэли

5) ревизионизм

Д) Ш.Фурье, Р.Оуэн

6) анархизм

Е) Э.Бернштейн

13. Дайте развернутый ответ:

1.Укажите важнейшие признаки традиционного общества:







Самостоятельная работа :Великобритания в XIX в.

1.Как вы думаете, почему в XIX в. главным требованием в английском обществе стало требование парламентской реформы? Используйте для ответа содержание параграфа и документ.

2.Подумайте, почему парламентская реформа 1832 г. не остановила борьбу за реформу избирательного права.

3. Расскажите о золотом веке индустриальной Англии. Объясните, почему её называли «мастерской мира», «мировым извозчиком».



Тестирование «Строительство новой Европы»

  1. Период с 1804 г. по 1814 г. во Франции получил название

  1. Империя    2) реставрация    3) консульство    4) якобинская диктатура

  1. Последнее крупное сражение Наполеона I произошло

  1. Под Ватерлоо    2) под Лейпцигом    3) под Бородино    4) под Аустерлицем

  1. Какая страна раньше других встала на путь промышленного переворота?

  1.  Франция            2)  Англия       3)  Россия              4)  Италия

  1. Результат Июльской революции во Франции

  1. Установление республики

  2. Возвращение Наполеона Бонапарта на трон

  3. Введение всеобщего избирательного права

  4. Сосредоточение власти в руках крупной финансовой буржуазии

  1. Главная задача революции 1848 г. в Германии

  1. Расширение колониальных владений

  2. Передача власти в руки рабочих и крестьян

  3. Освобождение страны от иностранной оккупации

  4. Ликвидация раздробленности и феодальных пережитков

Задания 6-12 требуют ответа в виде нескольких букв, их последовательности, слова, цифры.

  1. Установите соответствие между страной и территорией, присоединенной по решениям Венского конгресса (2 балла). Одно лишнее.

Страна

Присоединенная территория

А) Англия

1) Рейнская область

Б) Россия

2) остров Мальта

В) Пруссия

3) Венеция


4)Герцегство Варшавское

  1. (2 балла) Установите соответствие между государствами и связанными с ними событиями, явлениями:

Государства

События и явления

1. Пруссия

А. Восстание на Сицилии

2. Франция

Б. Начало  викторианской эпохи

3. Англия

В. Принятие Хартии 1814 года

4. Италия

Г. Франкфуртский парламент

  1. (3 балла) Прочтите текст, и вставьте вместо пропусков нужные слова

22 июня Бонапарт вторично подписал ____________(1) от трона. Его лишили __________(2) титула и сослали на ________(3)

  1. (5 баллов) Соедините понятие и его определение. (одно лишнее)

1. Реформа

А. Дворянин-землевладелец, помещик

2. Радикал

Б. Коллективное ходатайство, подаваемое гражданами главе государства или высшим военным органам

3. Франк

В. Денежная единица в Франции

4. Юнкер

Г. Преобразование, переустройство, изменение


Д. Политик, сторонник коренных, решительных преобразований(мер)

  1. (5 баллов) Расположите события в хронологическом порядке.

  1. Битва при Сольферино

  2. Венский конгресс

  3. Подписание декрета о континентальной блокаде

  4. Парижская коммуна

  5. Период консульства во Франции

  1. (3 балла) Выберите верные и неверные утверждения:

  1.  Основателем Лондонской ассоциации рабочих был Уильям Ловетт

  2. Одним из важнейших итогов Венского конгресса стало вступление России в ряд ведущих государств Европы

  3. Д. Джузеппе Гарибальди и Джузеппе Мадзини – национальные герои итальянского народа.

  1. (5 баллов) Соедините цитату и ее автора.

Автор

Цитата

1. Наполеон Бонапарт

А. «Верьте мне – зимой парижане никогда не делают революций»

2. Луи Филипп

Б. «Моя истинная слава, - не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно – это мой Гражданский кодекс»

3. Отто фон Бисмарк

В. «Империя – это мир»

4. Вильгельм I

Г.  «Германия взирает не на либерализм Пруссии, а на ее могущество»

5. Луи Наполеон

Д. «Кто хочет править Германией, должен её себе завоевать…Пруссии предначертано стать во главе Германии, это заложено во всей нашей истории»





Тестирование «Две Америки»

1 вариант

1. США купили Луизиану у Франции в

1) 1800 г.
2) 1801 г.
3) 1803 г.
4) 1810 г.

2. США приобрели у России Аляску в

1) 1842 г.
2) 1847 г.
3) 1867 г.
4) 1874 г.

3. Какое положение из перечисленных не характеризует осо­бенности промышленной революции в США?

1) широкое использование европейских технических дос­тижений
2) использование европейской высококвалифицированной рабочей силы
3) использование рабской силы
4) происходила в эпоху формирования территории госу­дарства

4. До второй половины XIX в. основными транспортными путя­ми в США были

1) реки и каналы
2) шоссейные дороги
3) железные дороги
4) морские транспортные пути

5. Для экономического развития Юга США было характерно

1) применение наемной рабочей силы
2) господство семейных ферм
3) широкое применение технических средств
4) массовое использование рабского труда

6. Республиканская партия США была создана в

1) 1842 г.
2) 1846 г.
3) 1854 г.
4) 1867 г.

7. Конфедерация южных штатов была создана в

1) 1842 г.
2) 1846 г.
3) 1854 г.
4) 1861 г.

8. Установите соответствие между событиями и датами исто­рии США.

События

А) создание Республиканской партии
Б) победа А. Линкольна на выборах президента
В) начало Гражданской войны
Г) закон о гомстедах

Даты

1) 1862 г.
2) 1861г.
3) 1860 г.
4) 1854 г.

2 вариант

1. В результате войны с Мексикой США получили территорию Новой Калифорнии в

1) 1800 г.
2) 1801 г.
3) 1803 г.
4) 1846 г.

2. «Золотая лихорадка» началась после обнаружения золота в Калифорнии в

1) 1842 г.
2) 1846 г.
3) 1848 г.
4) 1867 г.

3. Какое положение из перечисленных не характеризует осо­бенности промышленной революции в США?

1) привлечение европейских капиталов
2) использование европейской рабочей силы
3) массовая миграция населения на восток страны
4) происходила особенно активно на Севере страны

4. Со второй половины XIX в. основными транспортными путя­ми в США становятся

1) реки и каналы
2) морские пути
3) шоссейные дороги
4) железные дороги

5. Руководителем массового восстания рабов в Виргинии в 1831 г. был

1) Н. Тернер
2) С. Маккормик
3) Д. Браун
4) Г. Табмен

6. Авраам Линкольн стал президентом США в

1) 1842 г.
2) 1846 г.
3) 1860 г.
4) 1862 г.

7. Закон о гомстедах был принят в

1) 1842 г.
2) 1846 г.
3) 1861 г.
4) 1862 г.

8. Установите соответствие между событиями и датами исто­рии США.

События

А) закон об отмене рабства
Б) капитуляция армии генерала Ли
В) запрет рабства на территории
Г) убийство Линкольна

Даты

1) 14 апреля 1865 г.
2) февраль 1865 г.
3) апрель 1865 г.
4) январь 1863 г.



5.1Тестирование «Традиционные общества в XIX в.»

1 вариант

2 вариант

1. Выберите страны, которые можно отнести к традиционным обществам (1), а какие к индустриальным:

  1. Англия

  2. Китай

  3. США

  4. Индия

  5. Германия

  6. Бразилия

  7. Сомали

1. Выберите черты традиционного общества (1) и индустриального (2)

  1. Старый уклад жизни

  2. Религиозные верования

  3. Традиции и обычаи

  4. Развитие техники

  5. Появление партий

  6. Сохранение общины

  7. Коллективизм

  8. Колониальные войны

2.Почему экономическое развитие индустриальных стран вело к колониальным захватам?

  1. Необходимо было заручиться поддержкой колоний в войнах с другими странами

  2. Иметь колонии как рынки сбыта и источники дешевого сырья

  3. Перенимать у колоний опыт

  4. Помогать колониям в развитии их экономики

2. К каким странам относятся слова. Соотнесите.

  1. «Восточная мораль – западная техника»

  2. «Сопротивление реформам»

  3. «Насильственное разрушение традиционного общества»

  4. «Континент в эпоху перемен»

А) Страны Африки Б) Индия В) Япония Г) Китай

3. Соотнесите понятия и их определения

  1. Мэйдзи

  2. Сегунат

А) Буржуазная революция в Японии в 1867-1868 гг.; реставрация монархии в Японии с целью низложения сегуната.

Б) Своебразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX веков, при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть реально принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.

3. Почему Япония вошла в число передовых стран мира?
1) Решительные реформы, использование западного опыта;
2) Сегун Токугаво Кэйк отказался от власти.

4. Какое слово пропущено в тексте

«Однако нынешние _____________, с одной стороны, возмущаются  пренебрежением к ним европейцев и американцев, а с другой – способны насмехаться над китайцами и унижать корейцев.

4. К какой стране вы бы отнесли эти слова?

«Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».

5. К каким странам относятся эти высказывания?

  1. «Авторитарные режимы, каудильизм душили политические свободы»

  2. В 1854 году она подписала с Америкой договор «О мире и дружбе» и этим открыла себя европейцам

  3. Эту страну индустриальные державы подвергли разделу на сферы влияния и превратили в свою полуколонию

  4. Эти страны были очень слабыми, во многих не было даже государств, поэтому противостоять колонизаторам не могли

А) Страны Африки  Б) Страны Латинской Америки

В) Китай   Г) Япония

5. К каким странам относятся эти высказывания?

  1. Наряду с золотом и слоновой костью они производят идущую на экспорт продукцию: хлопок, арахис, какао, пальмовое масло

  2. Английская фабричная промышленность подорвала экономику традиционного общества этой страны

  3. Они экспортировали отсюда шелк и чай, расплачиваясь опиумом

  4. Ее открыли насильственно, подогнав к ней военную эскадру

А) Япония  Б) Индия В) Китай  Г) Африка

6. Работа с текстом на стр. 246-247 (4 задание)

Прочтите слова  Д.Неру и ответьте на вопросы

  1. С какой целью индустриальные державы вынуждены проводить империалистическую политику?

  2. Кто помогал империалистическим государствам укрепляться в будущих колониях?

  3. Что обозначает понятие «национализм»? Какие два определения соответствуют этому термину?

  4. Как вы думаете, в чем отличие колониализма XIX от колониализма XVI-XVIII вв.

6. Работа с текстом на стр. 246-247 (4 задание)

Прочтите слова  Д.Неру и ответьте на вопросы

  1. С какой целью индустриальные державы вынуждены проводить империалистическую политику?

  2. Кто помогал империалистическим государствам укрепляться в будущих колониях?

  3. Что обозначает понятие «национализм»? Какие два определения соответствуют этому термину?

  4. Как вы думаете, в чем отличие колониализма XIX от колониализма XVI-XVIII вв.





Зачет «Мир в XIX веке»

1. Первой страной, завершившей промышленный переворот, была:

    а) Англия                                          в) Германия

    б) Франция                                       г) Италия

2. Переход от традиционного общества к индустриальному:

    а) промышленный переворот         в) модернизация

    б) индустриализация                       г) концентрация

3. По «прусскому» пути капитализм развивался в:

    а) США                                             в) Германии

    б) Англии                                         г) Франции

4. Общественно-политическое учение XIX века, основными ценностями признававшее стабильность существующего общественного порядка, традиции и религию:

    а) либерализм                             в) социализм

    б) консерватизм                         г) анархизм

5. Коммунистические идеи в XIX веке развивал:

    а) К.Маркс                                  в) Д.Дидро

    б) Б.Констан                               г) Ж.де Местер

6. В 1804 году Наполеон был провозглашен:

    а) императором                          в) пожизненным консулом

    б) первым консулом                  г) президентом

7. Декрет о континентальной блокаде, подписанный Наполеоном, запретил:

    а) французам торговать с Англией

    б) всем зависимым от Франции государствам торговать с Англией

    в) иностранцам торговать во Франции

    г) французам вывозить свои товары в страны, не вошедшие в орбиту влияния наполеоновской империи

8. «Битвой народов» называют сражение:

    а) при Ватерлоо                          в) при Бородине

    б) под Лейпцигом                      в) у города Сарагосы

9. К причинам ослабления наполеоновской империи относят (укажите лишнее):

    а) недостаточный уровень военных расходов

    б) негативные последствия континентальной блокады

    в) недовольство населения завоевательной политикой императора

    г) борьба народов завоеванных стран за независимость

10. По решению Венского конгресса во Франции после Наполеона:

    а) была восстановлена абсолютная монархия

    б) была восстановлена династия Бурбонов

    в) утвердился республиканский строй

    г) был установлен протекторат

11. Июльская революция 1830 г. во Франции была вызвана:

    а) тяжелым экономическим кризисом

    б) попытками реставрации династии Бурбонов

    в) попытками восстановить некоторые порядки, существовавшие до Великой французской революции

    г) династическим кризисом

12. Стремление к национальной независимости и созданию самостоятельного государства было одной из причин революции 1848-1849 гг. (укажите лишнее):

    а) во Франции                                 в) в Чехии

    б) в Венгрии                                    г) в Италии

13. Одним из лидеров революции 1848-1849 гг. в Италии был:

    а) Дж.Гарибальди                            в) О.Бланки

    б) Ш.Петефи                                    г) Л.Мишель

14. Цель чартистского движения в Англии:

    а) свержение монархии                                                  в) реставрация династии Стюартов

    б) введение всеобщего избирательного права             г) ликвидация «гнилых местечек»

15. «Гнилыми местечками» называли в Англии:

     а) районы с наиболее неблагоприятными погодными условиями

     б) обезлюдевшие города и поселки, от которых в парламент избирались депутаты

     в) работные дома для бедняков

     г) районы, где жили фабрично-заводские рабочие

16. Событием, с которым связывают завершение процесса объединения Италии:

     а) провозглашение Итальянского королевства в 1861 г.

     б) провозглашение Рима столицей объединенной Италии в 1870 г.

     в) созыв первого парламента в 1860 г.

     г) провозглашение Виктора-Эммануила II королем Сицилии

17. Объединение Германии завершилось в:

     а) 1865 г.                        б) 1866 г.                        в) 1870 г.                      г) 1871 г.

18. Высказывание О.Бисмарка «железом и кровью» характеризует:

     а) путь объединения Италии

     б) путь объединения Германии

     в) особенности экономического развития Германии во второй половине XIX века

     г) историю Германии в целом

19.Гражданская война в США произошла в:

     а) 1861-1865 гг.                                в) 1864-1866 гг.

     б) 1846-1848 гг.                                г) 1870-1871 гг.

20. В результате Гражданской войны в США:

     а) было отменено рабство

     б) была создана Конфедерация южных штатов

     в) произошел раскол страны на рабовладельческий Юг и капиталистический Север

     г) рабство было отменено только в северных штатах

21. Особенностью экономического развития Германии в последней трети XIX века является:

     а) слабое участие государства в развитии промышленности

     б) милитаризация промышленности

     в) преобладающее развитие легкой промышленности

     г) замедление темпов экономического роста по сравнению с серединой XIX в.

22. В конце XIX века первое место в мире по размерам вывоза капитала занимала:

     а) Германия                            в) Англия

     б) Франция                             г) Россия

23. «Реставрация Мейдзи» в Японии:

     а) была направлена против европейского влияния

     б) имела целью провести модернизацию общества, сохранив национальные традиции и самобытность

     в) разрушала традиционные общественные порядки и ценности

     г) модернизовала армию, не меняя сложившихся в обществе порядков

24. В результате опиумных войн середины XIX века:

     а) Китай добился независимости от европейских государств

     б) произошло насильственное «открытие» Китая

     в) произошло насильственное «закрытие» Китая

     г) в Китае сменилась правящая династия

25. До 1868 г. Индия являлась:

     а) независимым государством                       в) владением Ост-Индской компании      

     б) владением британской короны                 г) колонией Франции

26. В конце XIX века одним из немногих независимых африканских государств была:

     а) Эфиопия                                 в) Сомали

     б) Нигерия                                  г) Ангола





















Критерии оценивания работ:

Количественная оценка

Качественная оценка

Процентные показатели

Правильных ответов

отметка

Вербальный аналог

85-100

5

отлично

56-84

4

хорошо

40-55

3

удовл.

Менее 40

2

неудовл.



































Список рекомендованной литературы

1.Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2017.

2. Рабочая программа к учебнику Н. В. Загладин,Л. А. Белоусов, Л. А. Пименова под ред. С. П. Карпова « Всеобщая история. История нового времени.18 век .8 класс», автор Т. Д. Стецюра, Москва, «Русское слово», 2018 год;

3.Учебник. История России. 8 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов,И.В.Курукин, А.ЯТокарева под редакцией А.В.Торкунова; М. «Просвещение», 2019 год;

4.Учебник«Всеобщая история. История нового времени.XVIIIвек. 8 класс»Н.В.Загладин, Л.А.Белоусов, Л.А.Пименова под ред. С.П.Карпова; М.,«Русское слово», 2019 год.

5.Учебник. История России. 9 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;

6.Учебник «Всеобщая история. История нового времени. 1801-1914 гг. 9 класс», авторы: Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов под ред.С.П.Карпова; М. «Русское слово», 2019 год.


Электронные ресурсы

История Отечества с древнейших времен до наших дней

http://slovari.yandex.ru/dict/io

Образовательно-исторический портал Великая империя. История России

http://imperiya.net

История государства Российского в документах и фактах

http://www.historyru.com

История России с древнейших времен до 1917 года:

электронное учебное пособие

http://elib.ispu.ru/library/history

Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций

http://www.bibliotekar.ru/rusKluch

Русская история, искусство, культура

http://www.bibliotekar.ru/rus/

Российская Империя: исторический проект

http://www.rusempire.ru



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплект контрольно-оценочных средств обучения по обществознанию (8-9 классы)

Автор: Владимирова Елена Владимировна

Дата: 09.04.2021

Номер свидетельства: 577780


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства