Изучение поведения подростка в семье.
Герасименко Татьяна Сергеевна.
Научный руководитель Попова Раиса Анатольевна «Заслуженный учитель России», психолог, юрист.
ГБОУ СПО «БАК» КК, Краснодарский край ст. Брюховецкая.
Семья является высшей ценностью общества. Она – не только неисчерпаемый источник любви, заботы, комфорта и безопасности: семья дарит чувство собственной уникальности, жизненно необходимое ощущение причастности и собственной ценности
Семья по-прежнему играет главную роль в воспитании молодого поколения и формировании жизни подростка
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
В своей работе я хочу рассмотреть задачи подросткового возраста.Они состоят в следующем:
- Научиться комфортно чувствовать себя в своем теле.
- Стать эмоционально независимым от родителей.
- Научиться думать и выражать свои мысли.
- Сформировать собственную систему ценностей: идеалы, приоритеты, понятия о том, что хорошо или плохо.
5. Выстроить серьезные отношения с лицами обоего пола
6. Постепенно подготавливать почву для профессиональной деятельности
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких значениях:
- как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
- как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
-как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
- как старший друг и советчик, которому можно доверить все;
Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
Конфликт в отношениях родителей и детей не возникает случайно и внезапно.
Поэтому мы и решили рассмотреть проблемы взаимоотношений между родителями и подростками в семье, считая эту тему достаточно актуальной в современных условиях.
Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым, и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает.
Типологию поведения ребёнка в подростковом возрасте можно прогнозировать заранее в зависимости от стиля воспитания, который применят родители. Есть свои закономерности, которые просматриваются при анализе стилей воспитания в семье, и проявляются в личностных особенностях уже взрослого человека.
В процессе написания работы, я провела социологические исследование по изучению «Поведения подростка в семье».