kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функции государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение государства, его роль в жизни общества, выражается в государственных функциях1.

В теории  государства и права функция означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой  деятельности, ее обеспечение.

Основные направления деятельности, законодательная, исполнительная и судебная  власти в правовом государстве имеет общую природу. Необходимость решения общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны  в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах.

Таким образом, функция государства это главное направление деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляет собой средства их реализации.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:
1) Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию, исходя из специфики и характера тех общественных отношений,  на которых они воздействуют.

2) В отличие от функции государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом.

3) Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилить государство на решающих, жизненно важных, направлениях его внутренней и внешней деятельности.

4) Функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности (Расследование уголовных дел, таможенный контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.

5) Функция государства нельзя оттождевствлять с формами и методами их реализации. Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: благо человека, его нравственного, материального и физического благополучия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функции государства »



КОУ «Средняя школа №4 (очно - заочная)»











РЕФЕРАТ

на тему:

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА








Работу выполнил ученик

114 класса

Подставочкин А.С.

Руководитель учитель истории

и обществознания

ХачатурянЭ.Ш





Омск-2015г.


1. Понятие и содержание функции государства


Назначение государства, его роль в жизни общества, выражается в государственных функциях1.

В теории государства и права функция означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

Основные направления деятельности, законодательная, исполнительная и судебная власти в правовом государстве имеет общую природу. Необходимость решения общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах.

Таким образом, функция государства это главное направление деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляет собой средства их реализации.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:
1) Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию, исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которых они воздействуют.

2) В отличие от функции государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом.

3) Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилить государство на решающих, жизненно важных, направлениях его внутренней и внешней деятельности.

4) Функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности (Расследование уголовных дел, таможенный контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.

5) Функция государства нельзя оттождевствлять с формами и методами их реализации. Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: благо человека, его нравственного, материального и физического благополучия. 2


__________________________________

1 функция (лат. functio – исполнение, осуществление, деятельность, обязанность, работа: внешнее проявление свойств, какого либо объекта в данной системе отношений).

2Байтин М.И, Синякин И.Н. «Теория государства и права: курс лекции / под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько,-М.1997г.



В юридической науке под функцией государства принято понимать основные направления его деятельности, в которой выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи государства, по управлению обществом, присущих ему формах и методах. Функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Существенными признаками функции государства являются:

- устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни.

- непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций

- направленность функции государства на выполнение конкретных задач и достижения тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе.

- реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.1


Сущность функции государства.

Сторонники наиболее распространенной точки зрения под функцией государства понимают «Однородные направления и стороны его деятельности, в которой выражается и конкретизируется его классовая функция, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития»

В обосновании этого определения выдвигается довод в том, что деятельность государства не может осуществляться в не направления. Однако критическая оценка приведенного мнения позволяет поставить под сомнение незыблемость аргументов авторов, стоящих на данных позициях.

Во-первых, в государственной деятельности присуще противоречие, ибо соответственно философии, закон действует во всех общественно-экономических формациях, являясь источником развития. К ним относится противоречие между объективным ходом политических отношений и государственным обеспечением политического порядка. В результате чего, в одной ситуации, государство сдерживает или стимулирует развитие определенных тенденций, другой изменяет какие-либо стороны политического режима. Поэтому, в ряде случаев направление деятельности государства может проявляться как тенденция, то есть преобладающее направление.

Во-вторых, придерживаясь данной позиции нельзя объяснить, каким образом в функциях государства преломляются комплексные цели. Ведь они не могут быть достигнуты деятельностью, в каком либо одном направлении, так как не редко сочетают противоречие начала централизации и демократии.2


__________________________________

1-Морозова Л.А. «Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993. №6

2-Владимиров В.А. « Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики». Тверь,1992г.



В-третьих, такой подход не позволяет уяснить механизм отпочковывания одних функций от других.

В-четвертых, исходя из данного объяснения ,нельзя уяснить, почему некогда основанные функция по мере развития государства превращается в неосновные. Наконец, само понятие направление: без указанных четких ориентиров не может быть конкретным. Нельзя не упомянуть еще об одной точки зрения, получившее все большее распространение: содержание деятельности государства его функции, такое объяснение во многих случаях позволяет глубже подойти к решению проблемы, т.к. правовые и организационные формы деятельности связаны с содержанием.1


Функции государства, их взаимосвязь с сущностью государства.

Сущность государства представляет собой один из наиболее глубоких аспектов исследования данной организации. Выявление сущности государства, в практическом плане, означает определение характера, его отношение с обществом, на базе которого оно возникает и развивается, а также с различными его составными частям – социальными группами, классами, классовыми прослойками, кланами и т.д.

Установить сущность рабовладельческого, феодального или любого иного государства – значит определить:

- служит ли государство всему обществу или только части общества,

- в какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества, и в какой – интересы и ценности господствующего кругов общества.

- интересы, какой части общества государство полностью или частично игнорирует или же ущемляет. К традиционной для отечественно-юридической науки в советский период была концентрация внимания на классовом характере и соответственно на классовой сущности государства. В постсоветский период – на общечеловеческий феномен государства. Сущность государства выступает в самых различных формах и проявлениях. Наиболее зримо оно проявляется в функциях государства и также в его правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Сущность государства и социальное назначение является решающим фактором в определении направлении деятельности государства, в постановке его целей, задач, на соответствующем этапе развития общества.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед обществом и его историческим развитием, цели, которые оно преследует. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, важные из которых: экономическая возможность общества, потребности и интересы населения, отдельных социальных слоев и групп, возможности партнерства между ними, нравственный и культурный уровень общества, профессионализм государственных структур.3

__________________________________

1-Владимиров В.А. « Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики». Тверь,1992г. 2- Черноголовкин Н.В.«Теория функций социалистического государства». М.1979г

3- Морозова Л.А.«Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6

Каждая функция государства имеет определенное содержание, насколько предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функции не остается неизменным на всех этапах развития общества и государства. В силу тесной связи функций государств и его сущностью, и социальным назначением, в содержании функции любого государства, присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Долгое время, господствующее в общественных науках, классовый подход к функциям государства привел к искаженному представлению об управлении государством общими делами, то- есть, выполняя общественно-значимые функции, считалось, что эти функции также имеют классовую направленность, т.к. осуществляется эксплуататорским государством. Однако, даже общество, разделенное на классы, представляет собой единый социальный организм, государственную общность, где существуют, и даже сотрудничают противостоящие классы, социальные группы, слои населения. Помимо классовых интересов, существуют общесоциальные, общечеловеческие связи и отношения. Поэтому, государство осуществляет общенациональную деятельность, выступает как представитель интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. К таким направлениям деятельности государства можно отнести, например, перераспределение национального дохода для обеспечения социальной защищенности человек в период экономического спада, и кризисных явлений. Престиж государства, политической власти, ее поддержка населения непосредственно зависит от демократического содержания его функции, умение и желание считаться и учитывать свои деятельности, многообразие классовых, групповых, национально-этнических и других социальных интересов. Государство, откровенно попирающая права человека, игнорирующее его естественные права и свободы, не может считаться цивилизованным. Итак, деятельности цивилизованного, демократически-организованного государства, приоритетное значение приобретает общесоциальные начала, гуманистические и демократические принципы, разумное сочетание национальных и интернациональных элементов. Само же государство выступает как организация, представляющая общий интерес и управляющая обществом от его имени.1


2. Эволюция функции государства

Функции государства подвергаются влиянию не только собственных государственных изменениях, но и изменении внешней среды, в которых живет и действует государство.

Для определения этого влияния, теории государства используют понятия эволюции функции государств, которое включает изменение функции по воздействиям содержательных и формальных характер государства, а также развивающиеся внешней среды.2


__________________________________

1- Морозова Л.А.«Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6

2- Черноголовкин Н.В.«Теория функций социалистического государства». М.1979г



Эволюцию функции современного Российского государства можно наглядно показать, сравнивая их с основными направлениями деятельности государства на этапе диктатуры пролетариата. В недалеком прошлом выделились следующие четыре внутренние функции советского государства: хозяйственно-организаторская, регулирование меры труда и потребления, культурно-воспитательная и охрана порядка.

Раскрывая содержание перечисленных выше внутренних функций, важно подчеркнуть, что ключевым моментом их наполненности было представление о государстве, как о главном орудии социалистического строительства, которое осуществляет всестороннее централизованное руководства всеми сторонами жизни общества. Главное содержание хозяйственно-организаторской функции составляло строго централизованное, монопольное, государственное руководство экономикой. К хозяйственно - организаторской функции примыкала функция регулирования меры труда и потребления. Ее главным назначением – организация регулирования социальных отношений, возникающих в связи с трудовой деятельностью в общественном производстве, и распределением предметов потребления.

По сравнению с другими функциями социалистического государства, функция регулирования труда и мера потребления, присуще ярко выраженный социальный характер. 1 Социальная сфера выступает как одна из более важных сфер жизни общества, поскольку «Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством». В структуре функции регулирования меры труда и меры потребления можно выделить ряд более узких направлений деятельности социалистического государства. Это следующее:

- деятельность по организации и регулированию общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением индивидуального труда в общественном производстве.

- деятельность по организации и регулированию распределения предметов потребления

- деятельность по организации и регулированию обмена предметами личного потребления (розничная торговля)

- деятельность по организации и регулированию личного потребления (услуги)

- деятельность, имеющаяся целью, контроль над мерой труда и мерой потребления.

- деятельность связана с укреплением социальной однородности социалистического общества.2

__________________________________

1- Морозова Л.А.«Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6

2-Коженевский В. Б. «Понятие и социальный характер функции регулирования меры труда и меры потребления»//Проблемы советского государства и права: Межвуз. тем. сборник. Иркутск,1977г.

В процессе регулирования общественных отношений большое значение принадлежит контролю.

Основным назначением контроля над мерой труда и над мерой потребления является изучением фактического положения дел, проведения анализа этого положения, чтобы дать возможность, принять на его основе соответствующие решения по обследованному вопросу, предупредить ошибку либо исправить.
Функция регулирования труда и мера потребления – это выражающая классовая сущность социалистического государства, направление (и сторона) его деятельности по решению задач, стоящих перед государством на главных этапах его развития, в социальной сфере жизни общества.1

Культурно-воспитательная функция была призвана решать задачи государства в идеологической сфере.

В условиях существования единой государственной идеологии эта функция приобрела особую значимость для организации руководства образования, развитием литературы и искусства.

Что касается функции охраны правопорядка, то ее содержание было ориентировано главным образом на охрану социалистического общественного строя, социалистической собственности, на укрепление государства. К внешним функциям советского государства относилось: оборона страны, взаимопомощь и братское сотрудничество со странами СЭВ, Варшавского договора, борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистическими и развивающими странами.

С переходом нашей страны к рыночным отношениям, свободному предпринимательству и конкуренции, признанием права каждого быть собственником, с проведением политической реформы и утверждение демократической государственности происходит эволюция как внутренней, так и внешних функций российского государства. По мнению

Ю. А.Тихомирова, генеральной тенденцией в развитии современной функции государства является саморегулирование, начало самоорганизации и самодеятельности.

Государство выполняет теперь меньший по объему, но обновленный набор функции. При этом регулирование некоторых общественных процессов, государство осуществляет жесткими мерами (например ,- налоговой, установление правил конкуренции), а в других же сферах используются более мягкие средства, например,- поддержка и развитие науки, культуры.
Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному российскому государству присуще следующие внутренние функции: обеспечение народовластия, экологическая, социальная, налогообложение, экологическая, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.2


__________________________________

1- Коженевский В. Б. «Понятие и социальный характер функции регулирования меры труда и меры потребления»//Проблемы советского государства и права: Межвуз. тем. сборник. Иркутск,1977г

2-Морозова Л.А.«Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6

К внешней функции следует отнести функции интеграции, в мировую экономику, внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка, иностранные инвестиции, оборона страны, поддержка мирового правопорядка, сотрудничество с другими государствами, решение глобальных проблем современности (экологическая, сырьевая, энергетическая, демографическая и другие)

Содержание функции, обеспечение народовластия составляют:

- реализация волеизъявление народа в форме законодательства (правотворчества)

- обеспечение государственного суверенитета, то есть осуществление высшей власти в отношении своей территории и воздушного пространства над ней, определение правового положения, конкретных территорий и управлений ими.

- Официальное представительство общества, то есть, будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъекта, право. Вместе с тем, осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним.

- Защита конституционного строя, которая реализуется как конституционным судом, так и непосредственно народом, путем осуществления право на сопротивление любой попытки насильственного изменения или устранение существующего конституционного строя.1

Изменение функции государства под воздействием его содержательных и формальных характеристик.

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности, конкретных обществ не имеют строго предопределенного, причина – следственного характера, не жестко детерминированные новые формы государства. Функции государства в некоторых своих аспектах подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных особенностей, традиции и т.п. Поэтому, новый тип государства может в явной или скрытой форме сохранять или даже развивать некоторые старые функции. Например, фактическое имперское сознание, отдельных внешнеполитических функций царской России, сохранял и развивал СССР, хотя формально наличие такого функционального содержания всячески отрицалось в официальной идеологии и политике социалистического государства.

Уже ранние города - государства – первоначальная государственная организация общества, появившееся на излёте присваивающей экономики, как необходимая реакция на кризисное состояние человечества, - берут на себя общезначимые социальные функции (оборона, здравоохранение, экология и др.), и прежде всего, функцию обеспечения,2

______________________________

1-Морозова Л.А.«Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6

2- Журавлева И. «Государственное управление как функция государства»/ И. Журавлева, А. Комаров//Право и жизнь. М,2005г. №25.

производящая экономике (земледелие, скотоводство, металлургия, металлообработка, керамика и т.п.), тем самым демонстрируя социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасет человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу эволюции, создает цивилизацию. Общесоциальное содержание функции, которая сохранилась на протяжении всей истории государственности, придавала большую социальную ценность государству и именно общесоциальные функции (обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствия стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и другие), характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Не исполнение и некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению, а порой и к его распаду, и даже к исчезновению.

Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства, является классовые функции. (Направление деятельности государства, которая в наибольшей степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которая господствует в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть).

К классовым функциям относятся, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (армия, полиция) своих классовых противников.

Причем, подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется посредством вне экономического принуждения: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество. Классовые функции могут осуществляться также и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов и т.д.

на Марксистско-Ленинском этапе классовые функции объявлялись основными, выражающими классовую сущность государства. Использовалась схема: классовая функция социалистического государства выражает интерес большинства народа, трудящихся, следовательно, они общесоциальные.

Наряду с классовым содержанием функций государства, большое значение в жизнедеятельности государственно-организованного общества всегда имело и национальное содержание функции (государственная деятельность должна обеспечить именно национальные интересы этноса, формирующее государство: задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшиств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер). Это очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направляет на сохранение развития и национальной культуры, языка, самобытности, традиции, самого существование и воспроизводство этноса, которая собственно и выступает в государственной, организационной форме, как действующий субъект всемирной истории.1

Изменение функций государства под воздействием внешней среды

Переходя к обсуждению второго процесса эволюции функций государства, а именно к развитию и изменению функции под воздействием развивающей внешней среды, следует сразу сказать, что на функции государства оказывает определяющие влияния научно-техническое интеллектуальное развитие цивилизации. Научно-техническое воздействие – двоякое: с одной стороны, государство поддерживает науку, использует ее результаты, а с другой стороны, видна опасность от неконтролируемого появления и использования современных, научно-технических достижений, в частности разработке ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п. Важной деятельностью государства является ограничение вредных последствий научно-технического прогресса в этих областях.

Определяющее влияние на эволюцию функции государства оказывает и экологический фактор. Воздействие на природу индустриального производства достигло глобальных размеров, хотя большая часть загрязняющих веществ и тепловой энергии вырабатывается на ограниченной площади. Следствие особенности циркуляции атмосферы, и перемещение в водной оболочке земли, значительная часть некоторых, относительно долгоживущих, загрязняющих веществ, рассеиваются на огромных пространствах, и даже по всей земле приводя к региональному и глобальному загрязнению.

Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, другие экономические факторы планетного значения оказывают влияние на эволюции функции. Путь от конфронтации к сотрудничеству и наконец, к партнерству, проходит большинство государств современного мира во внешней экономической деятельности. Новые эволюции функции государств подталкивают и развивающееся информатизация общества, создание баз данных все планетных информационных систем, формирование общепланетного информационного пространства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функции государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и иных технологий. Эволюция функций затрагивает в той или иной степени все без исключения современные государства. Вместе с тем, происходит эволюция функции, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходит от социалистических распределительных отношений к товарно-денежным, а от тоталитарных режимов – к либерально-демократическим.2

______________________________

1-Журавлева И. «Государственное управление как функция государства»/ И. Журавлева, А. Комаров//Право и жизнь. М,2005г. №25 2-Келле В. Ж. : «Функция государства в научно-технической сфере: Россия и мировой опыт//Келле В.Ж. Годичная научная конференция1998г. М.,1999г.


3. Соотношение функций государства с функциями межгосударственных

(надгосударственных) объединений

Для полного раскрытия категории «Функции государства» необходимо проанализировать основные функции региональных межгосударственных организаций (на примере Евросоюза, СНГ, Союза Белоруссии и России), на основе этого показать соотношение функции межгосударственных организаций и функции государств - членов этих организации.

Цель, которую поставил в своем исследовании Байрамов Ф.Д. – это научное обоснование сущности и содержания внешних и внутренних функций Российского государства на современном этапе, выявления соотношения функции государства и межгосударственных объединения, а также определение концепции создания и функционирования механизмов, обеспечивающих гарантии государственного суверенитета в рамках интеграционного процесса.

- В современных условиях, государство, входя в состав в межгосударственные объединения, лишь интегрируется в соответствующие системы взаимодействия, полноправных субъектов, межгосударственно-правовых отношениях, что не затрагивает их внутренние и внешние функции. При этом неизбежна реализация во внутренних делах государств – членов международных, экономических и правовых стандартов, что ведет к размыванию границ между внутренними и внешними функциями государства.

- При создании существования межгосударственных объединений суверенитет государств - членов этих объединений сохраняется. Государства, образующие указанные объединения, выступают как субъекты международного права, хотя таким субъектом становится и само объединению. Функции межгосударственных организаций могут осуществляться параллельно с функциями государств, входящие в эту организацию.

От характера взаимодействия международно-правовых и конституционно-правовых механизмом, предусмотренных договорами к определяющей степени, зависит решение вопроса о том, встанут ли «сообщество» и «союзы» межгосударственными объединениями или же их развитие пойдет по пути образования союзного государства.

- Взаимосвязь функции государства, входящих в межгосударственные объединения, с функциями самого объединения, порождает качественно новую функцию.

- Функцию интеграции (для Союза Белоруссии и России, реинтеграции)

Государство члены этих объединений делегируют часть функции органов управления, объединения для решения глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого из государств, членов. Союз России и Белоруссии, как и Евросоюз, в своем изначальном (до Маастрихтского договора) виде 1,

______________________________

1- Байрамов Ф.Д. «Соотношение функции государства и региональных межгосударственных объединений». М. ,2004г


выступал как реальное межгосударственное объеденение (конфедерация), обладающая только внешними функциями. Внутренние функции государства оставались за республикой Белоруссии и Российской Федерации.

- Создание Российско-Белорусского союзного государства привело к формальному объединению внутренних функций государства (например, экономическая, социальная, функция налогового обложения) и передача их союзному государству. Это свидетельствовало о том, что союзное государство по своей природе (де-юре) не является решающим межгосударственным объединением, а обретает качество государства. Сохранение за республикой Беларусь и России всех внутренних и внешних функций означает, что союзное государство провозглашено, но реально (де-факто) не создано. Отсутствие продуманного разделения функции ведет к неизбежной временности конструкции, и ее трансформации, либо в союзное государство, когда функция государства членов будут редко ограничены при приоритете функции союзного государства, либо межгосударственное объединение каким был союз Белоруссии в России (1997 год) с доминантной функцией государств – членов. Попытки создать союзные государства Белоруссии и России на основе межгосударственно-правовых актов, принятых на настоящий момент, не отвечает общепризнанным положение правовой науки и противоречит положению конституции Российской Федерации и Белоруссии, не предусматривающее возможность объединения с другими государствами и создание какого-либо союзного государства.1

4.Критерий классификаций функции государства

Метод классификации функций

Классификация функций имеет своей непосредственной целью создания условия для их более глубокого и разностороннего изучения, и эффективного применения. Она даст возможность выработать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным видам, группам и функциям.

Критерий классификаций функции государства

В юридической теории, а отчасти и в практике, существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Нельзя выделить какие-то одни, наиболее правильные критерии, т.к. они используются с разными целями и не могут друг друга заменить. Итак, в научных и практических целях функции государства могут быть квалифицированны по разным критериям:

- По сферам общественной жизни, функции государства могут быть разделены на политические, экономические, социальные, духовные, экологические.

- По способу осуществлению функции, они бывают регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закреплений существующих общественных связей 2

______________________________

1-Байрамов Ф.Д. «Соотношение функции государства и региональных межгосударственных объединений». М. ,2004г. . 2 - Байтин М.И. «Основные внешние функции»// Байтин. М.И., Симякин.И.Н. Теория государства и права: курс лекции/ под ред. Н.И. Матузова,А.В. Малько-М.1997г.




и охранительные (или правоохранительные) – установления мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения.

- По продолжительности действия, функция государства делятся на постоянные (осуществляющие на всех этапах развития) и временные (прекращает свое действие с решением определенных задач, как правило, имеющее чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийный действий)

- В зависимости от территориального масштаба различает функции в федеративном (конфедеративном) и в унитарном государстве.

В федеративном государстве – эта функция федерации в целом и субъектом федерации. В унитарном государстве – функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства.

Конфедерации – координирующая функция всего сообщества (союза) государств и функции.


Классификация функции государства на основе критерия разделения властей

В последние годы предпринимаются попытки классификации функции государства, которая базируется на принципе разделения властей. Соответственно с этим, различают функции законодательную (правотворческую), управленческие, судебные и информационные.

Авторы поясняют, что ее особенность заключается в том, что она отражает механизм реализации государственной власти, и то, что каждое из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежавших к определенной ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная.

Классификации функции государства, опирающееся на разделение властей, далеко не у всех ученых – юристов, вызывают признание. Многие считают, что это даже не функции государства, а функции осуществления государственной власти, или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность.


Классификация функции государства по степени их социальной значимости.

Существует мнение, что функции государства следует классифицировать по степени их социальной значимости и важности в общественной жизни. В связи с этим критерием, функции подразделяются на основные и неосновные. Следует отметить, что данная классификация функции является насколько традиционной, настолько же и спорной.

Еще в 1960 годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства? Чем они отличаются друг от друга? И нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные? По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний вопрос был решен положительно. Исследователи пришли к выводу, что такая классификация не только желательна, но и объективно необходима. Подобный вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства, как основные направления его деятельности, далеко неравнозначны друг другу, и далеко неодинаковы. Таковыми они являются как в обеспечении повседневной жизнедеятельности государства, так и в особенности, в нестандартных чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидно, например, что в условиях ведения войны на первый план в системе функции государства выступает наряду с экономической и некоторые другие функции обороны: в условиях экологических катастроф и потрясения – экологическая и иные соответствующие функции. Данная классификация функции на основную и неосновную, объективно необходима для их дифференцированного и, следовательно, более глубокого разностороннего познания.

Классификация функций государства по сферам их политической направленности.

По данному критерию, функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние, представляющие деятельность государства за пределами страны, в которой проявляется его роль во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.

Деление функций на внутренние и внешние наиболее распространено и признано в теории государства, хотя сейчас такое деление в известной степени утратило свое значение в связи с тем, что многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот. В связи с этим более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих , деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной и информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.1


5. Основные и неосновные функции государства.

Функция какого-либо объекта – это внешнее проявление его свойств, способ его поведения в определенной системе отношения. Поэтому, познания функции является предпосылкой познания главного и определяющего в государстве, в выявлении его социального смысла, иначе говоря, его сущности. В проблеме функции государства, есть ряд вопросов которое, нельзя признать удовлетворительными. Одним из таких вопросов, является вопрос, об основных и не основных функциях государства.

___________________________

. 1- Байтин М.И. «Основные внешние функции»// Байтин. М.И., Симякин.И.Н. Теория государства и права: курс лекции/ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько-М.1997г


Н.В.Черноголовкин, например, считает: «сущность государства в

неодинаковой мере получает прямое и непосредственное выражение, в других она выражается опосредственно, вот почему функции государства не могут быть равнозначны друг другу»1

Отвечая на вопрос о том, что же собой представляют основные и неосновные функции государства, и чем они отличаются друг от друга, необходимо исходить, не только из приоритетности функций в тот или иной период, когда государство вынуждено прилагать значительные усилия , для решения неожиданно возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных условиях.

Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Этим функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности человека государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьбу с эпидемиями и, с другой стороны, экономическую, социальную деятельность государства, осуществляемую им охрану прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборону страны.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, реализуемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранения, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля), основные функции относятся к деятельности государства , в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основные функции носят комплексный характер, требуют системного анализа. Они воплощают сосредоточение усилий государства на одном из генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Их объектом служит широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в определенной области социальной жизни.2

Основные функции - неконечный структурный элемент государственной деятельности, каждая из вышеупомянутых больших групп однородных общественных отношений состоит из многих более конкретных групповых отношений. Соответственно группы требуют специфических видов деятельности государства в рамках единой основной функции. Такие виды деятельности принято называть неосновными функциями, каждая из которых является структурным элементом основной функции.3

_________________________

1 - Байтин М.И. «Основные внешние функции»// Байтин. М.И., Симякин.И.Н. Теория государства и права: курс лекции/ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько-М.1997г2-Загайнов Л. И. «Экономические функцииСоветского государства» М.,1968г 3-Каск Л.И. «Функции и структура государства» Л. Изд-во Ленинград.ун-та,1969г


Неосновные функции, будучи структурными составными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной сфере и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни. М.И. Байтин и Г.З. Инцкирвели справедливо считают, что каждая основная функция представляет собой единство многочисленных неосновных функций. Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций , более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства. Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов.1

6.Внутренние функции государства.

Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. В связи с этим выделяю следующие функции государства.

Экономическая функция государства.

Учитывая многообразие аспектов систематизации освещения функции государства, важно отметить, что одна из функций государства обладает несомненной стабильностью (с точки зрения своего существования), и одновременно изменчивостью, проявляющаяся в широком диапазоне своего содержания. Речь идет об экономической функции государства. Как отмечает Ю.А. Тихомиров «Каждая страна пытается определить свой курс в отношении экономики. Пассивное наблюдение, контроль, огосударствление, содействие и поддержка – вот спектр используемых средств» Эти средства применяются государством в различном сочетании на определенных этапах и достаточно гибко: в иные моменты следует усилить государственное воздействие, другие ослабить.2

Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Данная функция зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота.

Экономическая функция современного государства существенно отличается от хозяйственно - организаторской. В условиях, развитых в рыночных отношениях, свободной предпринимательской деятельности, многообразие и равенство всех форм собственности, добросовестной конкуренции.


___________________________

1-Загайнов Л. И. «Экономические функции Советского государства» М.,1968г

2-Талапина Э.В. «Вопросы правового регулирования экономической функции государства» // Государство и право.1999.№11.


Экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства здесь имеет определенные пределы.

Оно сводится, как правило, к:

- выработке экономической политики

-управлению, составляющее государственную собственность, их круг должен быть ограничен важными отраслями, имеющая общегосударственные значения, например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, транспорт, связь и т.д.

-установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности стимулирования государственными средствами, предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, в правой защите собственника, принятие мер для пресечения монополизма, недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя.

-регулированию внешнеэкономических отношений государства в периоде экономических кризисов, состояние депрессии, на переходных этапах вмешательства государства в экономику увеличивается. Это характерно для современного этапа развития России, как показывает опыт, экономических реформ, которые в настоящее время реализуются в нашей стране, не может быть результативны без активного воздействия государства на развитие экономических процессов.1

Исследователи выделяют следующие основные сферы деятельности государства в рыночной экономике современных стран

- установление правил экономической «игры», то есть создание нормативных актов, определяя поведение субъектов экономической деятельности.

- контроль над установленными правилами и защита участников экономических отношений.

- осуществление прав собственности государственной наравне с другими участниками.

- экономическое регулирование, поддержка и стимулирование субъектов рыночных отношений.

Таким образом, в России экономические функции государства проявляются в трех ипостасях: регулирование, контроль, использование государственной собственности.

Существуют следующие основные, нормативно-правовые направления, реализации экономической функции государства:

- фиксация правового статуса собственности.

- определения видов субъектов хозяйственной деятельности, а также их государственная регистрация.

- лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности.

- контроль над деятельностью хозяйственных субъектов.

- установление основ налоговой системы.

- обеспечение общественно-правового решения хозяйствования.2


___________________________

1-Морозова Л.А.«Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6

2-Талапина Э.В. «Вопросы правового регулирования экономической функции государства» // Государство и право.1999.№11.


Социальные функции - многообразны по содержанию и масштабны по объему деятельности. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан и его достижений. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью социальной функции является осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев, национальных меньшинств.

В Российской Федерации принят ряд важных законов и других актов, направленных на социальную защиту, отдельных категорий граждан, например, закон о занятости населения РСФСР от 19 апреля 1991,

закон о социальной защите граждан, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АС от 15 мая 1991 года, и другие законы и акты. В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровью граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовая, материальная, программная и другие.)
Экологическая функция-непосредственно примыкает к социальной функция – экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства, обеспечить экологическое благополучие граждан, и их экологическую безопасность. Интенсивные эксплуатации природной среды в производстве, нарушение экологических требований, вредные последствия различных катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экономических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвами экологических бедствий и представляет компенсацию при нанесении ущерба здоровью и имущественным интересам граждан.

Важные функции государства, налогообложение и взимание налогов.

Она обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет ее структурных единиц, состоит целиком из различного рода налоговых сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Принят закон об основах налоговой системы в РФ от 27 декабря 1992 года, где регламентируется права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взимание налогов на территории РФ. Создано централизованная, независимая, государственная, налоговая служба, подчинена президенту Российской Федерации, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты1.

________________________

1-Морозова Л.А.«Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6


Переход от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в разряд приоритетных функций защиту прав и свободы граждан, обеспечение законности и правопорядка. Декларация прав и свобод человека, гражданина от 22 ноября 1991 года человек объявляется высшей ценностью, а соблюдение, защиты его прав и свобод, признается в качестве неотчуждаемых, принадлежавших к нему от рождения.

Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав, свободу и законных интересов, в том числе право обращаться к международной организации, если гражданину было отказано в защите его прав в российских судебных инстанциях. Выполнение рассматриваемой функции обеспечиваются системой правоохранительных органов, и прежде всего, органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности. Надзор за исполнение законов, за соблюдение законности на территории РФ, привлечение виноватых в нарушении законов к ответственности, возложены на органы прокуратуры.1

К перечисленным пяти внутренним функциям (экономическая, политическая, социальная, идеологическая и экологическая), которые под редакцией В.В.Лазарева предлагает считать осуществляемыми всеми государствами, независимо от их форм правления, формы государственного устройства, политического режима и социально-политического строя, присуще исключительно федеративным государствам – федеративная функция. Данные обстоятельства тем более актуальны, что в результате подписания федеративного договора и принятия конституции Российского государства в декабре 1993 года, Россия превратилась в федерацию 89 субъектов. Федеративные функции государства, в наиболее большем виде, может быть охарактеризовано как регулирования процессов централизация и децентрализации, происходящие в сферах организации государственной власти и системы органов федерации, установление федерации общих принципов законодательства и организация органов государственной власти субъектов федерации, разграничение предметов ведения и полномочия между органами государственной власти и ее субъектов.2

7.Внешние функции.

Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменило ее внешнюю политику, и побудило к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм, и принципов межгосударственных отношениях. Россия сотрудничает с другими странами по вопросам прав человека, а также в решении глобальных проблем мирового значения. При этом провозглашается, что общепризнанные формы международного права составляют часть Российского права: устанавливается приоритет международных договоров перед внутригосударственными законами.3


___________________

1-Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6

2-Штукин В.В. Федеративная функция государства» // Государственная власть и местное самоуправление.2003г№5. 3- Морозова Л.А.Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6


Осуществление функции интеграции мировой экономики стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходам России к рыночной экономике. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государства в современном мире. Проблемы экономической интеграции играет важную роль в сохранности мирового порядка и установления стабильных отношений между государствами. Поэтому, стремление России к интеграции мировой экономике, привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. В настоящее время, право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежат всем организациям и предприятиям, независимо от форм собственности. Каждый из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций - она тесно связана с функцией интеграцией в мировую экономику, и по существу является ее конкретизацией. Переход к партнерству во внешнеэкономические отношения поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важное из них: защита прав собственности и иностранных инвестиций в России.

С 1 сентября 1991 года вступил в силу закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 года, которая имеет целью привлечения иностранных, материальных и финансовых ресурсов передовой зарубежной техники, технологии, а также управленческого опыта. В ряде случаев, законодатель предусматривает иностранным инвесторам, льготы, например, для них действует упрощенный порядок регистрации, льготные, налоговые и таможенные режимы, понижение ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, безвизовый въезд и выезд иностранных граждан. В настоящее время, широкое распространение получили совместные предприятия с иностранным капиталовложением, которые стали основной формой привлечения в страну иностранных инвестициях.

Что касается оборонной функции, то раннее, как известна ее необходимость, объяснялась постоянной угрозой, агрессией, исходящих от империалистических стран.

Отсюда, главное ее содержание определялось неуклонной заботой о военной мощи страны, с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности империалистических разведок. Функция обороны современного Российского государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающие требованиям национальной безопасности России, а ее вооруженные силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной ценности государства, а также для выполнения международных обязательств.1 Изменение ориентиров в военной политике нашего государства обусловлена

___________________

1-Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6


тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимной интеграции экономики различных стран, сотрудничество, предотвращение угрозы, развертывание мировых войн и военных конфликтов, и как следствие – укрепляется международная безопасность. В России принят специальный закон об обороне от 24 сентября 1992 года, в которой определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

Функция поддержки мирового порядка - предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружение, ликвидация ядерного оружия.

Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничеству нашего государства другими государства в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Здесь трудно государству бороться в одиночку, а требуется межгосударственное объединение усилий.

Функция поддержания мирового порядка охватывает такую сферу, как участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликта сопровождается нарушение прав человека, особенно в отношениях национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем - появилось в пост конфронтационный период отношений между различными странами. Его фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивает интересы каждого народа и человека в целом, и требует международного реагирования. К числу глобальных проблем относятся: всеобщая

заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупной экологической катастрофы, в этой области осуществляется усилия для :

- предупреждения промышленных аварий,

- готовности к чрезвычайным ситуациям и для раннего оповещения их,

- снижение серьезных последствий катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства, утечка нефти, загрязнением радиоактивными отходами и другие.

Наша страна сотрудничает с другими государствами в вопросах сохранности и защиты благоприятного и глобального климата, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, а также через соответствующие международные организации. Таким образом, сотрудничество России с другими организациями на международной арене обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.1


___________________

1-Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 1993№6






































16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Функции государства

Автор: Хачатурян Эдуард Шаваршович

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "И функции государства у различных народов"
    ["seo_title"] => string(45) "i_funktsii_ghosudarstva_u_razlichnykh_narodov"
    ["file_id"] => string(6) "466287"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1523804825"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Признаки и функции государства"
    ["seo_title"] => string(31) "priznaki_i_funktsii_gosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "566002"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1607430752"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по обществознанию "Государство" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-gosudarstvo"
    ["file_id"] => string(6) "113685"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410866980"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Интегрированный урок на тему "Государство""
    ["seo_title"] => string(39) "intieghrirovannyiuroknatiemugosudarstvo"
    ["file_id"] => string(6) "274265"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452352278"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Контрольная работа для 10 класса по теме «Право и государство. Форма и структура права» 1 ВАРИАНТ"
    ["seo_title"] => string(80) "kontrolnaia_rabota_po_pravu_dlia_10_klassa_po_teme_pravo_i_gosudarstvo_forma_i_s"
    ["file_id"] => string(6) "525302"
    ["category_seo"] => string(5) "pravo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1572641246"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства