Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностных ориентиров обучающихся на уроках обществознания через применение методов и приемов деятельностного подхода»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
«Формирование ценностных ориентиров обучающихся на уроках обществознания через применение методов и приемов деятельностного подхода».
СОСТАВИТЕЛЬ:
Кашкадамова Наталия Михайловна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 7» г. Мегиона
Методические приемы, используемые на этапе проверки самоопределения, т.е. мотивации.
Создание ситуации успеха, позитивного настроя на урок, например,
- в форме стихотворения:
Здравствуйте ребята.
Урок у нас сегодня очень важный,
Начать его мы поспешим,
Но вначале мы проверим,
Как к уроку вы готовы.
Все на парты посмотрите,
И скорей на них найдите:
Дневник, учебник и тетрадку,
А в учебнике закладку.
Ручку и карандаши.
Все нашли вы?
Молодцы!
- оценка – не отметка.
Отмечать вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Использование метафор, притч.
Притчи ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему.
Например.
«Ни одной ошибки
Директор предприятия подбирал кандидата на должность своего консультанта. Был объявлен конкурс, рассматривались разные анкеты. Среди множества анкет была забракована кандидатура юноши, который написал, что он за всё время работы не сделал ни единой ошибки.
— Почему, — спросили у директора, — вы даже не стали рассматривать эту кандидатуру повнимательнее?
— Потому, что этот юноша либо ещё ничего не сделал, либо до сих пор не понял свои ошибки!»
“Истинные - ложные высказывания»
Обучающиеся отвечают на вопросы по теме, которую будут изучать на уроке, используя жизненный опыт, кругозор. Затем к ним возвращаются на этапе закрепления знаний.
“Оратор”.
За 1 минуту необходимо убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
“Фантазёр”.
–Необходимо назвать 5 способов применения знаний, умений и навыков по новой теме в жизни.
“Профи”
Исходя из будущей профессии, необходимо доказать важность изучения данной темы.
Пазлы.
Работа организуется в парах, необходимо собрать заранее подготовленный пазл на изучаемую тему. Обучающиеся собирают его, и пытаются сформулировать тему урока, и выявить какое место в изучаемой теме будет занимать данное понятие, иллюстрация.
«Пустая доска».
На доске прикрепляется большое количество понятий, уже изученных, новых и относящихся к изучаемой теме. Необходимо их распределить по столбикам. По ходу изучения темы понятия с доски убираются, к концу урока она должна остаться чистой.
“Защитный лист”.
Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.
Листы необходимо сохранять, чтобы держать ситуацию под контролем.
Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников.
Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.
Методические приемы, используемые на этапе проверки домашнего задания и актуализации опорных знаний.
Прием «Чистая доска».
Перед началом урока учитель к школьной доске прикрепляет листочки в виде белых клякс, на которых записаны вопросы или понятия. Обучающиеся получают задание «очистить» доску от проделок «злой кляксы», изображение которой прикреплено также к доске. Ученики по очереди выходят к доске, снимают кляксу и отвечают на вопросы, написанные на них или дают определение.
Оценку получает тот, кто больше собрал клякс.
Прием «Древо знаний».
Обучающиеся получают задание – составить по три вопроса и записать их на заранее приготовленных листочках.
После этого, все листики прикрепляются к нарисованному на доске либо ватмане «древу знаний».
Желающие выходят к доске, срывают листик с «древа» и отвечают на вопросы.
Оценивается правильность ответа.
Так же можно оценить отдельно вопросы и поставить отметку за самый сложный либо за самый интересный вопрос.
Игра « Мнемотехника».
По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов). Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке – достаточно простые для запоминания, во втором – сложнее, в третьем – наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания. Игра проводится в три тура. Учитель зачитывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя – того, кто запомнил больше всех.
Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот, кто победил во всех трех турах, получает отметку «5».
Игра «Слабое звено».
Прием «корзина идей» (понятий, имен...)
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
Сначала каждый ученик вспоминмсает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ученика факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Методические приемы, используемые на этапе изучения новых знаний.
Прием «составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, гак и дома.
Прием «пометки на полях»
Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.