kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по обществознанию «Основы Конституционного права в РФ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа элективного курса "Основы Конституционного права в РФ" рассчитана на 17 часов. Курс предназначен для учащихся 9 кл.

Просмотр содержимого документа
«электив основы конституционного строя в рф»










Программа элективного курса

по обществознанию

«Основы Конституционного права в РФ»

(Учебный предметный курс для учащихся 9 классов , 17 часов)














Автор: Басова Вера Владимировна

Учитель истории и обществознания

высшей категории

МБОУ-СОШ №6 им В. П. Коновалова города Клинцы, Брянской области







Пояснительная записка

Предлагаемая программа элективного курса «Основы Конституционного права в Р.Ф.» рассчитана на 17 часов учебного времени. Курс предназначен для учащихся 9-х классов, разработан на основе учебных пособий и дополнительных материалов по правовому образованию.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества одной из важных проблем является проблема воспитания граждан, способных понимать, что порядок в обществе может быть основан только на праве. В современном обществе нужны люди с активной гражданской позицией, критически мыслящие, знающие, и уважающие законы, стремящиеся самостоятельно принимать ответственные решения, умеющие прогнозировать возможные последствия своих поступков, способные к сотрудничеству.

Школе на этом этапе отводится немаловажная роль. Она может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали для наших подростков не только знаниями, но и определили их дальнейшее поведение в жизни. В настоящее время правовая сторона жизни человека становится все актуальнее. Чтобы быть защищенным в современной жизни необходимо знать законы своей страны, а основным законом государства является Конституция, ей и посвящен данный электив.

Цель курса:

  • Создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических умений в области права.

  • Формирование правовой компетентности учащихся, активной гражданской позиции.

  • Создать условия для формирования интереса к изучению конституционного права.

  • Подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе

Задачи:

    1. Систематизировать знания учащихся в сфере права.

    2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.

    3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром в политико - правовых проблемах российского общества.

4. Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.

5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

Этот курс познакомит школьников с различными позициями по тем или иным вопросам конституционного права. Благодаря данному курсу учащиеся увидят особенности Конституции РФ 1993 года, историю развития Конституции в нашей стране, основы конституционного строя РФ: демократическое государство, правовое, республиканская форма правления, социальное, светское. Принципы конституционно - правового статуса человека и гражданина. Понятия гражданства, виды прав, обязанности. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства - кто он? Полномочия президента. Парламент, правительство, суды их особенности, структура, порядок формирования, полномочия. Особенности местного самоуправления. Курс дает необходимый материал для понимания основных положений Конституции. Он способствует обучению работе с документами, с дополнительной литературой, выполнению творческих работ (презентаций), развитию у них критического мышления (создание синквейнов, кластеров, схем).

Методики используемые на элективе позволяют развивать творческую активность, коммуникативные способности , гражданскую инициативу.

Данный элективный курс позволяет углубить содержание базового курса по обществознанию для 9 класса средней общеобразовательной школы. Курс имеет важное значение, так как большинство учащихся 9 – х классов при выборе государственных экзаменов приоритет отдают предмету «обществознание».

Формы и методы работы :

Лекции, беседы;

Дискуссии, дебаты;

Работа с документами;

Ролевые и деловые игры;

Работа с понятиями и схемами;

Составление синквейна и кластера;

Практическая и проектная деятельность.

В ходе изучения курса осуществляется комбинирование лекций с практической деятельностью, происходит индивидуальная и групповая форма работы. Особенностью преподавания данного курса является то, что лекции и беседы носят обзорный характер, а более углубленное изучение материала происходит в форме работы в группах, дискуссий , тестах , ролевых играх , работе с документами , мозговом штурме , проектной деятельности .Для закрепления изученного материала на итоговом занятии учащиеся представляют свои проекты по изученному материалу. Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

  • Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач , составление кластеров , написание синквейнов);

  • Итоговый (проектная работа).

Одновременно с углублением знаний о правах человека учащиеся научаться работать с нормативными документами, принимать решение и мотивировать его, формировать и аргументировать свою позицию по праву, вести дискуссии, анализировать публикации в средствах массовой информации

По окончании курса учащиеся смогут:

Ориентироваться в особенностях Конституции РФ;

Знать структуру Конституции РФ;

Знать и отличать ветви власти в РФ;

Давать характеристику основным полномочиям каждой ветви власти;

Различать типы избирательных систем;

Знать особенности гражданства в РФ;

Находить необходимую информацию в источниках;

Уметь формулировать свою точку зрения и грамотно ее отстаивать;

Взаимодействовать с другими членами группы для достижения общих целей

Создавать проекты и успешно их демонстрировать;

Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни

Самостоятельно работать с юридическими документами

Выявлять причины возникновения проблем.

Оценивать способы решения проблем.

Критерии успешности обучения.

Основным критерием изучения успешности данного элективного курса является анализ проектно - исследовательских работ учащихся. На основании полученных результатов делается вывод об успешности проведения элективного курса. Данный курс будет считаться пройденным, если успешно выполнена проектно-исследовательская работа










Содержание курса «Основа конституционного строя в РФ»

  1. Конституция РФ: понятия, сущность, юридические свойства .1 час

(Понятие Конституции, ее сущность, юридические свойства, структура Конституция РФ, история развития Конституция РФ)

  1. Основы конституционного строя . 1 час

(Понятие основ конституционного строя; конституционные характеристики Российского государства: демократическое государство, светское, правовое, социальное; экономические основы конституционного строя.)

  1. Конституционно – правовой статус человека и гражданина . 2 часа

(Общая характеристика конституционно правового статуса личности; понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина: личные права, политические, социальные, экономические, культурные; конституционные обязанности; гарантии прав и свобод человека и гражданина.)

  1. Институт гражданства . 1 час

(Понятие и принципы гражданства РФ; основание приобретение и утраты гражданства; двойное гражданство и лицо без гражданства; правовой статус беженцев.)

  1. Российский федерализм. 2 часа

(Федерация и федерализм: понятие и сущность; конституционные принципы Российского федерализма; разновидности субъектов РФ; конституционно - правовой статус РФ и её субъектов; предметы ведение РФ и её субъектов.)

  1. Избирательное право в РФ . 1 час

(Понятие избирательного права; избирательные системы; стадии избирательного процесса; выборы и референдум, принципы избирательного права).

  1. Президент РФ . 2 часа

(Становление института Президента в РФ; порядок выборов и вступление в должность; правовой статус; полномочия Президента; основание досрочного прекращения полномочий Президента).

  1. Законодательная власть в РФ. 2 часа

(Структура Федерального Собрания; состав и порядок формирования его палат; Совет Федерации, его полномочия; Государственная Дума, её компетенции; законодательный процесс, его стадии.)

  1. Исполнительная власть в РФ. 2 часа

(Состав и порядок формирования Правительства РФ; процедура отставки Правительства; полномочия Правительства.)

  1. Судебная власть в РФ. 2 часа

(Конституционные основы судебной власти; правовой статус судей; Конституционный суд, Верховный суд, Арбитражный суд их компетенции; прокуратура)

  1. Местное самоуправление. 1 час

(Конституционно - правовые основы местного самоуправления. Что такое местное самоуправление; формы местного самоуправления; основные функции местного самоуправления).

  1. Заключительное занятие .1 час

(Повторение изученного: проекты, рефераты, презентации).














Тематическое планирование курса

урока

Тема

Форма работы

часы

1

Введение. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства

Лекция с элементами беседы. Работа в группах с документами

1

2

Основы Конституционного строя РФ.

Составление кластера, работа с документами

1

3

Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Лекция с элементами беседы, групповая работа, составление таблиц и схем

2

4

Институт гражданства.

Лекция с элементами беседы, «Мозговой штурм»

1

5

Российский Федерализм.

Работа в группах, практикум, составление таблиц , кластеров

2

6

Избирательное право в РФ.

Дебаты «Участие в выборах», сообщение учащихся

1

7

Президент.

Анализ документа, составление синквейна, схем

2

8

Законодательная власть.

Лекция с элементами беседы, работа с документами, составление таблиц, схем.

2

9

Исполнительная власть.

Практикум, деловая игра «На заседании правительства »

2

10

Судебная власть.

Лекция с элементами беседы, работа в группах, составление схем, синквейнов

2

11




Местное самоуправление.

Работа в группах, лекция с элементами сообщений.

1

12

Заключительное занятие.

Презентации, сообщения, рефераты, тесты.

1

























Методические рекомендации изучения данного курса

Тема 1 . Введение. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства.

Цель. Сформировать представление учащихся об основном законе государства – Конституции.

План:

  1. История развития Конституции РФ

  2. Понятие и юридические свойства Конституции РФ

  3. Сущность Конституции РФ

  4. Структура Конституции РФ

Основные понятия: Конституция, преамбула, референдум, субъекты законодательной инициативы, конституционное право.

Тема 2 . Основы Конституционного строя РФ

Цель. Показать учащимся, что конституционный строй - это определённый способ организации государства, который закреплён в его Конституции.

План.

  1. Понятие конституционного строя

  2. Закрепления конституционного строя в Конституции РФ

Основные понятия: Конституционный строй, демократическое государство, правовое государство, федеративное государство, светское государство, социальное государство, плюрализм, формы собственности, республиканская форма правления, разделение властей .

Тема 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Цель. Познакомить учащихся с основами правового положения человека и гражданина.

План.

  1. Что такое правовой статус человека.

  2. Особенности правового статуса личности.

  3. Права и свободы человека и гражданина, их особенности и характеристика.

Основные понятия: правовое положение человека и гражданина, свободы человека, личные права, политические права, социальные права, экономические права, культурные права, обязанности, гражданин.

Тема 4. Институт гражданства.

Цель. Углубить представление учащихся о гражданстве . Дать характеристику принципам и особенностям гражданства в РФ.

План.

  1. Понятие гражданства

  2. Принципы гражданства в РФ.

  3. Основания и порядок приобретения гражданства в РФ.

  4. Порядок прекращения гражданства

  5. Гражданство детей.

Основные понятия: гражданство, апатриды, бипатриды, оптация, натурализация, беженец.

Тема 5. Российский Федерализм.

Цель. Углубить знания учащихся о конституционно - правовом статусе РФ. Познакомить с особенностями субъектов РФ.

План.

1.Становление и развитие Российской федерации

2.Конституционно - правовой статус РФ.

3. Разновидности субъектов РФ.

4. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Основные понятия: унитарное государство, конфедерация, федерация, исключительное право ведение РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов, республика, край, автономная область, автономный округ, города федерального значения.



Тема 6. Избирательное право в РФ.

Цель. Дать представление учащимся об избирательном праве, сформировать представление о выборах как о демократическом способе формирования органов государственной власти.

План.

  1. Избирательное право и его принципы

  2. Избирательные системы. Виды избирательных систем

  3. Избирательный процесс

Основные понятия: Избирательное право, активное избирательное право, пассивное избирательно право, выборы, референдум, избирательная система, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, смешанная избирательная система, избирательный процесс, избирательные комиссии, принципы демократической избирательной системы, агитация, избиратель, ценз, электорат, абсентеизм.

Тема 7. Президент.

Цель. Показать роль Президента в государстве, способы его избрания и полномочия. Сформировать представление о функциях и роли Президента РФ в государственной власти.

План

  1. Институт Президента РФ, этапы его становления.

  2. Порядок вступления в должность.

  3. Правовой статус Президента.

  4. Полномочия Президента.

Основные понятия: Президент, импичмент, отрешение от должности, вето, прерогатива, ратификация.

Тема 8. Законодательная власть.

Цель. Дать учащимся представление о законодательной власти в РФ, о её составе, порядки формирования и положениях российского парламента - Федерального Собрания РФ.

План.

  1. Федеральное Собрание - парламент РФ.

  2. Совет Федерации - верхняя палата парламента РФ.

  3. Государственная Дума - нижняя палата парламента РФ.

  4. Полномочия и порядок формирования парламента РФ.

  5. Законодательный процесс.

Основные понятия: Парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, депутат, закон, Законодательный процесс, законотворчество, кандидат, фракция, амнистия, кворум.

Тема 9. Исполнительная власть.

Цель: Показать роль и полномочия Правительства РФ.

План

  1. Состав и порядок формирования Правительства РФ.

  2. Полномочия Правительства РФ.

Основные понятия: Исполнительная власть, правительство, отставка правительства, председатель правительства, министры, вотум, коррупция.

Тема 10. Судебная власть.

Цель: Показать роль Судебной власти в РФ. Дать характеристику и познакомить с компетенцией Конституционного суда, Верховного суда, Арбитражного суда.

План

  1. Конституционные принципы осуществления судебной власти в РФ

  2. Конституционный суд, порядок формирования и полномочия.

  3. Верховный суд, порядок формирования и полномочия.

  4. Арбитражный суд, порядок формирования и полномочия.

  5. Прокуратура.

Основные понятия: Судебная власть. Конституционный суд, Верховный суд, Арбитражный суд, судья, прокуратура, правосудие.


Тема 11. Местное самоуправление.

Цель: Показать учащимся роль органов местного самоуправления в РФ

План.

  1. Понятия местного самоуправления.

  2. Принципы, функции и структура местного самоуправления.

  3. Основные полномочия местного самоуправления.

Основные понятия: местное самоуправление.

Тема 12 Заключительное занятие.

Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания учащихся.



































Информационное обеспечение.

Литература для учащихся

  1. Баранов П.А. и др. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. -М.: АСТ: Астрель , 2008.- 478с.

  2. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. Обществознание. Универсальный справочник. - М.: Эксмо,2010.- 494 с.

  3. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2007.- 477с.

  4. Лупоядов В.Н., Горбачев В.Г. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие для поступающих в ВУЗы.- Брянск: Курсив, 2008. – 333с.

  5. Никитин А.Ф. Право Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.-351с.

Литература для учителя

  1. Еременко Н.И. Элективный курс «Основы правоведения» 9 класс 1 часть. - Волгоград: ИТД Корифей, 2006.-111 с.

  2. Еременко Н.И. Элективный курс «Основы правоведения» 9 класс 2 часть. - Волгоград: ИТД Корифей, 2006.-95 с.

  3. Конституция Российской Федерации. - М.: Ответ, 2011.- 32 с.

  4. Махоткин А.В. , Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. - М.: Эксмо,2010.-363 с.

  5. Меньшов В.Л. Конституционное право. Учебник. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М,2005.-205 с.

  6. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Краткий курс лекций. -М.: Юрайт, 2011.- 167 с.

  7. Опалев А.В. Обществознание: Учеб. пос. для абитуриентов юридических вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010.-399 с.

  8. Пархоменко И.Т. Обществознание вопрос и ответ. Практическое пособие для учащихся и абитуриентов.- Ростов- на- Дону: Учитель, 2004.-304 с.

  9. Резепов И.Ш. Краткий курс по конституционному праву России. Учебное пособие. - М.: Окей-книга, 2011.- 157 с.

  10. Степанько С.Н. Элективный курс. Правоведение. 9 класс. Права человека.- Волгоград: Учитель, 2007.- 239 с.

  11. Степанько С.Н. Элективный курс. Правоведение. 8-9 класс. Изучаем Конституцию.- Волгоград: Учитель, 2007.- 239 с.

  12. http://www.ido.rudn.ru/ffec/juris/ju20.html.

  13. http://library-klintsy.org
































Приложение





















Темы проектов (Рефератов).

  1. История становления современного конституционализма в России

  2. Основы конституционного строя в России

  3. Система прав и свобод человека в России

  4. Институт гражданства в России

  5. Становление федерализма в России

  6. Избирательное право и избирательные системы в России

  7. Становление парламентаризма в России

  8. Правовой статус и полномочия Президента России

  9. Правовой статус и полномочия Совета Федерации России

  10. Правовой статус и полномочия Государственной Думы России

  11. Конституционный Суд его полномочия и компетенция

  12. Арбитражный Суд его полномочия и компетенция

  13. Верховный Суд его полномочия и компетенция

  14. Правовой статус и полномочия Правительства России

  15. Законодательный процесс в России

  16. Субъекты законодательной инициативы в России



























Основные понятия курса



Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрациях и т.д.). Главным образом подразумевается уклонение от своих электоральных функций.

Агитация (лат. agitatio — приведение в движение) — устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям.

Предвыборная агитация — комплекс коммуникативных действий, направленных на жителей определённой территории, в результате чего часть населения занимает активную позицию за или против чего-либо (кого-либо), которая выражается участием в голосовании или референдуме. Кумулятивный эффект достигается правильным соотношением позитива/негатива, использования формальных/неформальных каналов воздействия. Эффективность агитации пропорциональна объёму финансирования, креативности и профессиональности технологов, соответствия агитации психологическим особенностям аудитории (разорванности их мышления, степени социальной инфантильности, бытующей концепции «кто виноват, что делать»).

Амнистия (греч. αμνηστια — забвение, прощение) — смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осуждённых судом, а также прекращение уголовного преследования, осуществляемое на основании специального акта верховной власти. Амнистия распространяется на категории лиц (общая амнистия) или на отдельных лиц (частная амнистия или помилование).

Вето (от лат. veto — запрещаю) — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

Вотум (лат. votum — желание, воля) — мнение, выраженное путём голосования. В парламентской практике ряда государств в таком порядке выражается одобрение или неодобрение деятельности правительства или министра (вотум недоверия). При получении вотума недоверия правительство или министр уходит в отставку.

Всеобщее избирательное право – принцип избирательного права, представление права участия в выборах представительных органов власти всем гражданам, достигшим определенного возраста (в РФ – 18 лет).

Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Государственная дума (в средствах массовой информации употребляется также сокращение Госдума) — палата Федерального собрания — парламента Российской Федерации.

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составляет 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

Демократия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

- Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов.

- Народ является единственно легитимным источником власти.

- Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Депутат (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (т.е. право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности) с тем, чтобы снизить депутатские риски.

В части стран этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в (центральном) парламенте.

Закон - в широком смысле слова все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила. В собственном юридическом смысле закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения(например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. закон составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой.

Правом законодательной инициативы обладают, как правило, члены парламента и правительство, однако, в зависимости от принятых в отдельно взятом государстве норм, это их право может быть ограничено. Глава государства также может быть наделён этим правом. В ряде стран с законодательной инициативой могут выступать самостоятельные группы граждан. В этом случае закон определяет минимальную численность инициативной группы и особую процедуру прохождения предложенного проекта. Лица, не обладающие указанным правом, также могут осуществлять законодательную инициативу, но опосредованно, через субъектов, которым оно гарантировано законом. Законодательная инициатива может являться средством политической борьбы и лоббизма.

Законопроект – подготовленный для рассмотрения и принятия высшим законодательным органом или на референдуме текст закона.

Избиратель – лицо, обладающее избирательным правом, участвующее в выборах в различные органы власти, а также в референдумах. В РФ И. является гражданин, достигший 18 лет, кроме тех, кто признан судом недееспособным или отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательная система – порядок формирования выборных органов государства. Различают мажоритарную, пропорциональную и смешанную И.с.

Избирательное право – совокупность правовых норм, определяющих порядок формирования выборных государственных органов. Принципы демократического И.п. – всеобщее, равное при тайном голосовании.

Кандидат (лат. одетый в белое). Лицо, которое выдвигают для избрания или назначения на какую-либо должность.

Кворум (лат. quorum praesentia sufficit — которых присутствие достаточно) — установленное законом, уставом организации или регламентом число участников собрания (заседания), необходимое для признания данного собрания правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня.

Кворум может определяться числом присутствующих или процентным отношением количества присутствующих к общему количеству членов какого-либо органа.

Конституционное право – отрасль права, предметом регулирования которой являются принципы организации и порядок функционирования государственной власти, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством. Основной источник К.п. – конституция. В российской юриспруденции используется также понятие государственного права.

Конституция (от лат. constitutio — «устройство») — основной закон государства. Нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Легитимация, легитимизация («узаконивание», «законность» от лат. legitimus — законный) — достижение легитимности, обоснование права политической власти на принятие политических решений и осуществление политических поступков и действий, в том числе опирающихся на насилие (аппарат принуждения). Легитимацией называется юридическое обоснование этих действий существующими в государстве законами ("легальность"), а также достижение признания существующей правовой системы ("легитимность").

Легитимный – законный, соответствующий действующим в государстве законом.

Мажоритарная избирательная система (от франц. "majorite" — большинство)- избирательная система, при которой избранными в данном избирательном округе кандидатами считаются те, кто получил более 50% голосов избирателей (абсолютное большинство) или большее по сравнению с другими кандидатами число голосов (относительное большинство).

Многопартийность – партийная система, для которой характерно активное участие в политической жизни двух и более партий, ни одна из которых не является доминантной, главной. М. существует в таких странах, как Швеция, Италия, Норвегия, Дания и др.

Однопартийность – партийная система, при которой единственная легитимно существующая партия монополизирует государственную власть.

Парламент (франц. говорить) – в широком смысле – высшее государственное законодательное представительное учреждение.

Парламентаризм – система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, отличающаяся разделением законодательных и исполнительных функций при ведущем положении парламента. При П. правительство образуется и реально контролируется парламентом.

Партийная система – совокупность политических партий, связей и отношений между ними. Типы П. с.: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

Партия политическая (лат. часть) – организация единомышленников, сплотившихся с целью отстаивания интересов тех или иных социальных групп через приход к власти и ее использование.

Плебисцит (лат. решение народа) – референдум.

Политический процесс – форма функционирования политической системы, совокупность деятельности субъектов политики.

Политический режим – совокупность характерных для данного общества политических отношений, средств и методов власти, отношений между государством и обществом, форм идеологии, состояния политической культуры. Типы П. р.: демократический, авторитарный, тоталитарный

Прерогатива – (лат. первым подающий голос). Исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.

Прямое избирательное право – принцип избирательного права, согласно которому избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно и лично.

Равное избирательное право – принцип избирательного права, согласно которому каждый участвующий в выборах имеет одинаковое количество голосов.

Разделение властей – принцип , согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. н. система сдержек и противовесов). Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Сыграла значительную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу разделения властей впервые была построена конституция США. Разделение властей - один из важных элементов правового государства и демократии.

Ратификация (позднелат. ratificatio, от лат. ratus — утвержденный и facio — делаю), утверждение высшим представительным органом государственной власти международного договора. Р. Придает заключенному договору юридическую силу.

Республика (лат. res publica, «общее дело») — форма правления, при котором правовым источником политической власти являются граждане государства. В Р. верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам.

Референдум (лат. то, что должно быть сообщено) – всенародное голосование для решения особо важного вопроса государственной жизни, для выявления общественного мнения.

Совет Федерации — палата Федерального Собрания России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта России — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Федеральное собрание – высший представительный и законодательный орган РФ. Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Фракция (лат. разламывание) – в парламенте – организованная группа членов какой-либо партии или блока партий.

Ценз - (лат. census - перепись, оценка; имущество) - условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению тех или иных политических прав (преимущ. избирательных) .

Электорат (лат. выбирающий, избиратель) – совокупность избирателей, голосующих за какую-либо кандидатуру или за политическую партию, блок партий, движение.






































Схемы

























Схема «Федеральное Собрание»























Схема «Совет Федерации»



























Схема «Государственная Дума»













Схема «Законодательный процесс»1

































Полезные интернет - ссылки

http://www.council.gov.ru/ - на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации размещены информационно-аналитические материалы, пресс-релизы, выступления официальных лиц, посвященные празднованию 100-летия учреждения Государственной Думы в России, а также подготовке к празднованию 105-летия отечественного парламентаризма.

http://www.duma.gov.ru/ - на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации можно ознакомиться с официальными документами, информационно-аналитическими материалами, выступлениями, посвященными истории развития институтов народного представительства, размещены материалы о праздновании 100-летия учреждения Государственной Думы и подготовке к 105-летнему юбилею Государственной Думы.

http://parlib.duma.gov.ru/ - на сайте «Парламентская библиотека Российской Федерации» Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки) Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представлены электронные каталоги книг и журнальных публикаций по праву и парламентаризму, размещен Сводный каталог изданий, посвященных деятельности дореволюционной Государственной Думы. Сводный каталог содержит библиографическую информацию об изданиях дореволюционного периода, публикациях советского времени и материалах современных исследователей, хранящихся в фондах крупнейших российских библиотек

http://www.iacis.ru/html/ - на официальном сайте Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств размещена информация о ежегодных «Таврических чтениях», посвященных актуальным проблемам истории парламентаризма в России, проводимых в Таврическом дворце Музеем истории парламентаризма в России (г. Санкт-Петербург).

http://www.parlament-club.ru/s_100let.htm - на сайте Парламентского клуба к 105-летию Государственной Думы размещены обзоры публикаций СМИ и аналитические материалы по истории парламентаризма в России.

http://www.iri-ran.ru/ - на сайте Института российской истории РАН размещена информация о научных исследованиях сотрудников Института в области российской истории и истории российского парламентаризма.

http://www.msal.ru/ - на сайте Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина можно ознакомиться с учебной программой и направлениями научных исследований Кафедры истории государства и права Академии в области истории права и парламентаризма в России.

http://www.polithistory.ru/ - на сайте Государственного музея политической истории России (г. Москва) можно ознакомиться с информацией о научных исследованиях и программах музея, посвященных истории преобразований государственного устройства и политической системы страны, с программами и экспозицией музея по истории российского парламента.
























Дополнительный материал по истории г. Клинцы к темам «Законодательная власть» и «Местное самоуправление»


Первый Клинцовский депутат

Клинцовский промышленный узел - уникальное создание гения русских старообрядцев. Не имея ни удобных путей сообщения, ни сырья, ни крупных источников энергии, ни свободной рабочей силы, они в крепостной России очень рано сумели создать крупномасштабное текстильное производство. Первоначальные средства были, в основном, получены дальним извозом и торговлей от Макарьева и Дербента до Вены, Берлина, Данцига, Варшавы; что-то бралось в кредит у московских толстосумов-старообрядцев Рогожской общины, с которой клинчане поддерживали тесные связи. Мастера завозились из Силезии, рабочие вербовались в раскольничьих посадах и контрактовались на посессионный оброк у соседних помещиков, что было невиданной новинкой для Гетманщины. Уже на Первой Всемирной промышленной выставке на родине промышленного текстиля (Лондон, 1851) клинцовские сукна получили две медали. Вскоре награды последовали одна за другой, и клинцовский текстиль стал хорошо известен от Парижа до Пекина. Ленин упоминал Клинцы в своей книге «Развитие капитализма в России».

В связи с революцией, шестикратным административным переподчинением Клинцов и двумя немецкими оккупациями в ХХ веке архивы клинцовских предприятий и городского управления оказались утрачены, и ранняя история клинцовской промышленности остается почти не изученной, а в тех книжках, которые выходили в советский период, еще и грубо оболганной. Реальная история Клинцовского промышленного узла очень сложна, интересна и во многом показательна. Развитие промышленности позволило Клинцам еще сто лет назад послать в Первую Государственную Думу своего избранника.

Начиная с тридцатых годов XIX века в Клинцах неуклонно, хотя и неравномерно, шло укрупнение производства, росла механо- и энерговооруженность труда, его производительность в денежном и натуральном выражении. Росла и численность работающих, уменьшались и постепенно обрывались связи рабочих с землей. Посад Клинцы как промышленное образование долго обгонял многие губернские города, расположенные на крупнейших водных дорогах страны, и занимал особое место в Черниговской губернии, к которой он тогда относился. В 1897 году в Клинцах находилось 20.5% установленной мощности механических двигателей этой губернии. Электрификация началась там лишь на год позже столиц. Неслучайно именно в это время возникает региональная поговорка «Клинцы - Манчестер Черниговской губернии» (Манчестер в то время - крупнейший центр текстильной промышленности Великобритании, прародительницы крупного машинного производства и промышленного капитализма в целом. Слово «Манчестер» было в те годы символом крупного промышленного центра). В посаде Клинцы работали 23.7% фабричных рабочих Черниговской губернии (остальные производства региона были представлены железнодорожными мастерскими да сезонными сахарными заводиками). По концентрации пролетариата Клинцы спорили даже с шахтерскими поселениями Донбасса.

В центре о Клинцовском рабочем узле знали и придавали ему немалое значение. Именно в Клинцах начал свой революционный путь Макс Валлах (Максим Литвинов). Неслучайно в ноябре 1917 года из Петрограда сюда был отправлен Первый революционный отряд в 1250 штыков под командованием клинчанина А.Ф.Улезко, с помощью которого и была установлена в крае Советская власть. А в 1918 году на соседнюю с Клинцами станцию Унеча из Москвы был направлен Николай Щорс. Неслучайно в Суражском уездном руководстве здесь оказались такие фигуры, как Михаил Каганович (брат Лазаря Кагановича) и Григорий Кубяк (брат Николая Кубяка, члена Президиума ВЦИК). Неслучайно Клинцовский узел выдвинул и своих представителей социалистической мысли. Один из высших слоев клинцовского общества - внук основателя клинцовской промышленности видный ученый с европейской известностью профессор А.А.Исаев, не чуждый марксизма, но больше тяготевший к кооперативному социализму, другой, Л.З.Остроносов - из низов народа.

Логвин Зосимович Остроносов родился в 1878 или 1875 году в деревне Казенная Туросна, «Дурни», (с 1925 года в черте города Клинцы, в составе нынешнего Приозерного микрорайона) в семье государственного крестьянина. Логвин был грамотен, но систематического образования не получил. С 11 лет он пас скот, а с 13 лет работал на текстильной фабрике «М.М. Гусева наследники» вблизи Клинцов (позже - фабрика имени В. Ногина, затем - Отделочная), стал квалифицированным ткачом. Логвин Остроносов, несмотря на свои молодые годы, отличался рассудительностью, умел говорить с людьми, поэтому уже в первую фазу революции 1905-1907 годов он выдвинулся в число вожаков клинцовских рабочих. В 1905 году в Суражском уезде, к которому относились и Клинцы, «аграрные волнения», как называли тогда революционные беспорядки, отличались особенной остротой и были едва ли не самыми боевитыми в Российской Империи. В июле в Клинцах вспыхнула длительная забастовка рабочих всех текстильных фабрик. Ею руководили социалисты - социал-демократы (в Клинцах они еще не разделились на большевиков и меньшевиков) и эсеры. Среди рабочих ораторов этого периода - Логвин Остроносов. Эта забастовка окончилась частичной победой рабочих, а митинги на заброшенном Беспоповском кладбище и в пригородном лесу продолжались.

Под давлением революции Николай II издал манифест об учреждении в России законосовещательного демократического органа парламентского типа - Государственной Думы. Дума формировалась по Закону от 11.12.1905 года путем многоступенчатого голосования по сословным избирательным группам - куриям, имевшим разное представительство: землевладельческая курия - 1 депутат от 2000 избирателей, городская (купцы и мещане) - 1 от 4000, крестьянская - 1 от 30000 и рабочая -1 от 90000. Все рабочие аграрной Черниговской губернии могли послать в Думу только одного депутата (тогда говорили «народного избранника»). Весной 1906 года в Государственную Думу от Черниговской губернии было избрано всего десять депутатов, в том числе от рабочей курии - Л.З.Остроносов, который уверенно прошел многоступенчатую систему голосования. Кандидатуру Остроносова поддерживали и социал-демократы.

Из 448 депутатов Думы первого состава от рабочих было избрано всего 25 человек. Остроносов оказался одним из самых молодых (средний возраст депутатов - 35 лет; в возрасте до 30 лет - 18 депутатов). На Пасху 18 апреля, уже будучи депутатом, Остроносов выступал на рабочем митинге в Токаревском лесу близ Клинцов. Казачья сотня разогнала собравшихся, захватила руководство митинга, ораторов и, избив их и связав арканами, привела за лошадьми в посад. После ночного разбирательства в участке задержанных отправили в Сураж, но депутата Остроносова отпустили. Этот эпизод - «Депутат с петлей на шее» - стал известен всей России.

Единственная сессия Первой Думы состояла из 39 заседаний и продолжалась с 27 апреля по 6 июня. Заседания проводились в специально оборудованном для этого Таврическом дворце, в том его зале, где Ленин после возвращения в Россию в 1917 году выкрикнул свои широко известные слова: «Есть такая партия!». На вопрос думской анкеты о партийной принадлежности депутат Остроносов назвал себя беспартийным, сочувствующим социалистам. В прессе его называли также народным социалистом. В своей депутатской деятельности он примкнул к межрегиональной Трудовой депутатской группе, состоявшей из 107 депутатов и составлявшей левую оппозицию кадетскому большинству Думы. Социал-демократы объединились в отдельную фракцию со значительным опозданием. После образования этой фракции Остроносов не перешел в нее, хотя и продолжал контактировать с социал-демократами. Так, он подписал подготовленное социал-демократами депутатское заявление о судьбе председателя московского союза печатников Волкова, арестованного за призыв к восстанию. Остроносов не только не вышел из Трудовой группы, но 22 мая даже был избран в Постоянный комитет этой думской фракции, состоявший всего из восьми депутатов.

Трудовики рвались к делу, не раз предлагали заседать без перерывов и уделяли мало внимания думским формальностям, процедурным вопросам. Среди поддерживаемых этой фракцией предложений: - политическая амнистия; -отмена смертной казни; - всеобщее равное избирательное право; - свобода профессиональных и иных союзов и собраний; - принудительное отчуждение в пользу крестьян частновладельческих земель; - переход к всеобщему бесплатному образованию.

Трудовая группа голосовала за вотум недоверия правительству, а затем бойкотировала появление его представителей в зале заседаний Думы. Правительство всячески тормозило законотворческую деятельность Думы. Наиглавнейшим вопросом был тогда вопрос об аграрной реформе. После неудачи своего предложения немедленно начать на местах работу по подготовке аграрной реформы, трудовики вообще отодвинули законотворчество на второе место. На первом месте в их деятельности оказалась возможность обратиться к народу с думской трибуны. Для этого использовались многочисленные запросы к правительству и краткие выезды депутатов в ходе сессии на места.

Недостаток образования не позволял Логвину и Остроносову стать завзятым думским оратором, однако и он изредка выступал в Думе. На 19-м заседании он вступил в полемику с князем Волконским, опровергая его тезис о неумении крестьян работать, что якобы выражается в низких урожаях на их наделах, доказывая, что причина низкой урожайности, прежде всего, в выделении крестьянам при реформе 1861 года худших земель. На имя Остроносова приходили телеграммы и письма с мест. Некоторые (например, телеграмму крестьян села Творишино Суражского уезда) он зачитывал сам, другие - приветствия Думе от Клинцовской управы, от Коржовской пожарной дружины (родная деревня Остроносова Дурни и посад Клинцы относились к Коржовской волости) - передавал для оглашения в Президиум. К середине мая Остроносов освоился с работой в Думе, и начиная с 18 мая он регулярно присоединяется к парламентским запросам к правительству о случаях вопиющего своеволия местных властей (в том числе о карательной акции в селе Медведово Стародубского тогда уезда, о рейде жандармского генерала Рудова). Министерство внутренних дел обязано было давать по таким запросам официальный ответ, и все это публиковалось в стенографических отчетах о заседаниях Думы. На 14-м заседании Остроносов - в числе выступивших с революционным предложением немедленно образовать земельные комитеты на местах. Всего народный избранник Осроносов подписал 25 депутатских запросов. В начале июня, пропустив два или три заседания, он выезжал в Клинцы, встречался с рабочими и крестьянами, рассказывал о работе Думы. Его проводы в Петербург превратились в мощную политическую демонстрацию на вокзале, помешать которой власти не решились. На перроне Клинцовского вокзала Остроносов произнес краткую, но пламенную речь, обещая стойко бороться за интересы рабочих и крестьян.

В связи с четко обозначившимся противостоянием Государственной Думы и Кабинета Министров в ночь с 8 на 9 июля 1906 года власти закрыли революционную Думу. Уже 9 июля кадетская, трудовая и социал-демократическая фракции в количестве 169 депутатов (в их числе Остроносов) выехали в Выборг (на территории автономного Великого княжества Финляндского), где 10 июля составили и подписали воззвание «От Думы к народу», призывавшее к пассивному сопротивлению властям: не давать налогов и рекрутов, не признавать заграничные займы правительства и другие меры гражданского неповиновения. 14 июля в Териоки (также в Финляндии) состоялось еще одно совещание депутатов, в котором принял участие и Остроносов. На этом совещании трудовики предложили создать Исполнительный комитет ликвидированной Думы (по аналогии с этим событием в 1993 году народный депутат Сажи Умалатова предложила создать Постоянно Действующий Президиум распущенного указом Президента Российской Федерации Съезда народных депутатов). Однако кадеты уклонились от предложения трудовиков, и Териокское совещание оказалось безрезультатным. Начался разъезд депутатов по своим губерниям.

По возвращении из столицы Остроносова, как и многих других депутатов, ждали издевательства полиции и уголовное преследование. Лишь после длительного следствия его отпустили. Остроносов вернулся к ткацкому станку. Тем временем 16 июля 1906 года Главной прокуратурой Российской Империи было возбуждено уголовное дело по обвинению подписантов Выборгского воззвания в призыве к неповиновению высшим властям. Теперь два раза в неделю народные избранники обязаны были являться в полицию для отметки. Суд по этому политическому делу состоялся лишь в конце 1907 года в Петербурге, куда заблаговременно выехал Остроносов. 18 декабря Особое присутствие Петербургской судебной палаты признало 147 бывших депутатов-участников Выборгского совещания (за исключением умерших к этому времени и двух оправданных) виновными и присудило их к трем месяцам тюрьмы каждого. Обращение осужденных в Кассационный департамент Сената 11 марта 1908 года было отклонено. Вместе с другими депутатами Остроносов отбывал свой срок в Петропавловской крепости с мая по август 1908 года.

Дальнейшая судьба первого депутата Клинцов Остроносова сложилась печально. Как судимый за тяжкое преступление он был лишен избирательных прав и возможности избираться (хотя Трудовая группа во Второй Государственной Думе стала наиболее многочисленной). В социал-демократическую партию он так и не вступил, оставаясь приверженцем решительного, но мирного преобразования общества на социалистических началах. В советское время его думское прошлое также рассматривалось как пятно в биографии, его щипали и унижали. Неудивительно, что следы Остроносова затерялись, конец его жизни неизвестен. Не только служба в дореволюционных учреждениях, но и участие в выборных органах царского времени, краткой эпохи Временного правительства и в Учредительном собрании в 1920-1940-е годы приравнивалось к преступлению. Объективные публикации о Государственной Думе и ее депутатах в СССР изымались из библиотек, направлялись в спецхраны, копирование их запрещалось.

Прошло более тридцати лет после депутатства Остроносова, когда трудовые Клинцы вновь смогли послать своего делегата в общегосударственный законодательный орган - Верховный Совет СССР. В 1937 году депутатом от Клинцовского округа стала ткачиха Ксения Захаровна Шуршина. (Правда, до нее членом ВЦИК была назначена ткачиха Анна Рогаткина, но ее «государственная деятельность» сводилась к участию в разборе жалоб, поступающих в Приемную Калинина). После Великой Отечественной войны депутат Шуршина работала Председателем Клинцовского горисполкома, а в 1978 году ей было присвоено звание Почетного гражданина Клинцов.

Политическая деятельность клинцовского ткача Остроносова - интересный пример первых шагов российской демократии. Одновременно это и яркий пример зарождения социалистических тенденций в рабочей среде Клинцовского промышленного узла. Остроносов подчеркивал, что его позиция в Государственной Думе - это выражение коренных интересов народа, а не результат влияния левых партий, о существовании которых в рабоче-крестьянской среде узнали совсем незадолго до выборов в Первую Государственную Думу.




1 http://www.ido.rudn.ru/ffec/juris/ju20.html





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс по обществознанию «Основы Конституционного права в РФ»

Автор: Басова Вера Владимировна

Дата: 26.10.2019

Номер свидетельства: 524222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Элективный курс "Конституция Российской Федерации в вопросах и ответах" "
    ["seo_title"] => string(78) "eliektivnyi-kurs-konstitutsiia-rossiiskoi-fiedieratsii-v-voprosakh-i-otvietakh"
    ["file_id"] => string(6) "239043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444699442"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства